Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Апреля 2013 в 21:14, курсовая работа
Цель данной работы заключается в исследовании социального партнерства как основы регулирования трудовых отношений. Для достижения обозначенной цели ставятся следующие задачи: дать понятие и определить правовое обеспечение социального партнерства, выделить уровни. Формы и органы социального партнерства, определить роль государства в механизме социального партнерства.
Аннотация………………………………………………………………………….
Введение……………………………………………………………………………
Глава 1. Социальное партнерство: понятие и правовое обеспечение ………...
1.1.Понятие социального партнерства…………………………………………………….
1.2.Правовое обеспечение социального партнерства……………………………
 
Глава  2. Понятия уровней, форм и органов социального  партнерства……….
2.1.Уровни социального партнерства…………………………………………......
2.2. Понятие форм социального партнерства………………………………….....
2.3. Основные направления совершенствования системы социального партнерства…………………………………………………………………………
 
Глава 3.  Роль государства в механизме социального партнерства……………..
3.1. Государство и социальное партнерство…………………………………….
3.2. Роль государства в системе социального партнерства……………………..
Глава 4. Контент-анализ литературных источников…………………………….
Заключение………………………………………………………………………….
Библиографический список………………………………………………………..
Первый признак - территориальный: федеральный (РФ), региональный (субъект РФ), муниципальный (город, район и др.), организация. В ст. 26 ТК не упомянут федерально-окружной уровень. С мая 2000 г. в соответствии с Указом Президента РФ[2] функционирует новый - федерально-окружной уровень в системе государственной власти, в 7 федеральных округах назначены представители Президента РФ. В сентябре 2000 г. были открыты представительства ФНПР в федеральных округах. Сегодня во всех федеральных округах заключены двух- или трехсторонние соглашения, которые подписываются представителями ФНПР, Президента РФ и (или) объединений работодателей в округе. Основными задачами федерально-окружных соглашений являются формирование единого экономического пространства округа, обеспечение социальных интересов его жителей, трудовых прав работников, развитие социального партнерства и др. В связи с этим предлагаем включить в перечень ст. 26 ТК федерально-окружной уровень.
Второй признак - отраслевой. Отраслевые соглашения заключаются на всех территориальных уровнях. Кроме того, заключаются межотраслевые соглашения. На каждом территориальном уровне устанавливаются основы регулирования отношений в сфере труда. Поэтому ст. 26 ТК нуждается в уточнении.
В законах субъектов РФ о социальном партнерстве также определяются уровни социального партнерства: субъекта РФ, отраслевой, межотраслевой, территориальный (район или город), территориально-отраслевой (отрасль района, города), уровень организации, межрегиональный, специальный (целевой). Все перечисленные уровни, кроме специального (целевого), определены в ст. 26 ТК РФ. Специальный (целевой) уровень - это уровень, на котором заключаются профессиональные соглашения. Его следует включить в ТК.
Территориальный уровень социального 
партнерства - это часть территории 
РФ, определенная в соответствии с 
ее административно-
Система социального партнерства включает федеральный, федерально-окружной, региональный, территориальные уровни, а также уровень организации.
На федеральном, региональном и территориальных уровнях могут заключаться отраслевые (межотраслевые) и профессиональные соглашения, а в организациях - коллективные договоры.
2.2. Понятие форм социального партнерства
Упоминание о формах социального 
партнерства содержится в ст. 27 ТК: 
1) коллективные переговоры по подготовке 
проектов коллективных договоров, соглашений 
и их заключению; 2) взаимные консультации 
(переговоры) по вопросам регулирования 
трудовых отношений и иных, непосредственно 
связанных с ними отношений, обеспечения 
гарантий трудовых прав работников и 
совершенствования трудового 
До принятия ТК участие работников 
и их представителей в управлении 
организациями считалось одной 
из форм социального партнерства 
в соответствии с Концепцией становления 
и развития социального партнерства 
в РФ, утвержденной Российской трехсторонней 
комиссией по регулированию социально-
В перечне форм ст. 27 ТК названо 
участие представителей работников 
и работодателей в досудебном 
разрешении трудовых споров. Поскольку 
коллективные трудовые споры в судах 
не рассматриваются, здесь речь может 
идти только об индивидуальных трудовых 
спорах. Процедура формирования представительства 
сторон социального партнерства 
в досудебных органах разрешения 
индивидуальных трудовых споров (как 
и процедура их регулирования) закреплена 
в ст. 382 - 388 ТК. Порядок регулирования 
коллективных трудовых споров (исключая 
этап забастовки) также основан на 
началах социального 
В Комментариях к ТК формы социального партнерства определяются как способы осуществления социального партнерства, конкретные виды взаимодействия его сторон в целях согласованного регулирования трудовых и иных, непосредственно связанных с ними отношений. Данное определение представляется нам более приемлемым.
Анализ регионального 
- обеспечение социально 
- разработка, принятие и выполнение 
совместных решений (закон 
- выработка эффективных методов 
регулирования социально-
- совместная работа сторон в 
комиссиях и других органах 
(Закон Ивановской области, ст. 
4.1; в законе Ленинградской 
- совместная подготовка и 
- установление порядка 
- содействие в реализации 
Основными недостатками рассмотренных 
вариантов являются декларативность 
ряда положений, привязка к органам, 
их реализующим. Вместе с тем формы, 
предусмотренные 
Формы социального партнерства - это 
конкретные виды взаимодействия субъектов 
социального партнерства в 
Социальное партнерство 
1) коллективных переговоров 
2) взаимных консультаций 
3) участия работников, их представителей в управлении организацией;
4) участия представителей 
5) иных формах, определенных настоящим 
кодексом, законом субъекта РФ, коллективным 
договором, соглашением или 
2.3 Основные направления совершенствования системы социального партнерства
Общая стратегия развития социального 
партнерства в социально-
1. Совершенствование 
Эффективная реализация целей и 
задач социального партнерства 
возможна лишь при условии создания 
на уровне городов, районов и организаций 
области жизнестойкого 
На первом этапе органы местного 
самоуправления с помощью областных 
объединений работодателей и 
профсоюзов, используя имеющийся 
опыт партнерских отношений, способствуют 
формированию на своих территориях 
полномочных представительных органов 
работодателей и наемных 
Следующим этапом является создание 
трехсторонних комиссий по регулированию 
социально-трудовых отношений на основе 
паритетности и равноправия сторон 
и переход к разработке, принятию 
и осуществлению 
Проводимая работа должна способствовать повышению авторитета этих комиссий и соглашений, расширению зоны их влияния на организации всех форм собственности и социальные группы населения.
Успех в развитии партнерских отношений во многом зависит от обеспечения установленного законом порядка разрешения конфликтных ситуаций и возникающих трудовых споров. Это предполагает необходимость повышения роли комиссий по рассмотрению трудовых споров непосредственно в организациях и формирование при органах местного самоуправления городских, районных групп экспертов трудового права, посредников, трудовых арбитров по урегулированию коллективных трудовых споров.
Становление взаимодоверительных 
отношений партнеров возможно лишь 
при системном подходе - регулярном 
совместном анализе положения в 
социально-трудовой сфере территории, 
обобщении результатов 
Исходя из важности проведения согласованной 
социально-экономической 
2. Совершенствование научно-
Коллективно-договорное регулирование 
трудовых отношений требует реализации 
решений и рекомендаций Международной 
организации труда, опыта работы 
профсоюзов зарубежных стран, общественных 
организаций, проведения научного анализа 
эффективности системы 
Предстоит разработка методик, положений, рекомендаций и пособий по формированию сторон социального партнерства, ведению переговоров и процедур посредничества, организации подготовки, заключению и выполнению соглашений и коллективных договоров, регистрации и распространению их действия, способам разрешения коллективных трудовых споров.
Особенно важной представляется разработка 
научно-методических подходов к формированию 
правового, экономического и других 
механизмов, заинтересовывающих работодателей 
вступать в партнерские отношения 
с работниками, их представителями 
и органами местного самоуправления, 
выделять соответствующие финансовые 
и материально-технические 
Для решения этих проблем используются 
возможности научных 
Дальнейшее развитие системы предполагает 
обобщение и использование 
Для организации информационного обеспечения субъектов трудовых отношений на стадиях переговоров, подготовки и заключения соглашений и коллективных договоров, а также при их реализации широко используются возможности средств массовой информации - областных и городских (районных) газет, радио, местного телевидения.
3. Подготовка кадров для системы социального партнерства
Кадровое обеспечение работы по 
социальному партнерству 
4. Финансовое обеспечение
Становление и функционирование системы 
социального партнерства