Шпаргалка по "Управлению персоналом"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 02:43, шпаргалка

Описание работы

1. История возникновения науки управления персоналом.
2. Современное состояние науки и практики управления персоналом.
...
37. Кадровый аудит.

Файлы: 1 файл

3.doc

— 3.35 Мб (Скачать файл)

8. Распределение прав и ответственности. Определение принципов руководства. Возможны два основных подхода:

  • принцип единства распределения прав и ответственности (единачалие);
  • принцип полномочий по уровням (двойное подчинение).

9. Определение уровня централизации и децентрализации, т. е. количества решений, принимаемых на высоком уровне (в %).

10. Выбор стратегического принципа функционирования — что организации будет более важно: дифференциация — выделение частей (элементов) в ответ на спрос внешней среды, интеграция — повышение внутреннего единства и уровня сотрудничества внутри организации.

Важно помнить, что процесс  организационного развития не может быть остановлен, и любая организационная структура, однажды созданная, сразу же начинает “стареть”, терять свой потенциал адекватности трем основным условиям:

  • содержанию деятельности — деятельность развивается, изменяются технологии,
  • особенностям персонала — приходят новые люди, сотрудники обучаются, овладевают опытом и т. д.,
  • внешней среде — она также изменяется, а иногда в кризисной ситуации и очень существенно — появляются новые нормы, законы, образования, меняется рынок и т. д.

Поэтому процесс проектирования организации не может быть остановлен, в эффективной организации он должен стать постоянным. Таким образом  необходим еще один этап.

11. Проведение изменений, способствующих сохранению фирмой занятых позиций. Этот этап должен включать следующие основные подэтапы (рис. 7.4):

Рис. 7.4. Этапы организационных изменений

Современные тенденции  реформирования организационной структуры

В настоящее время многие фирмы выбирают функциональный тип структуры, что дает возможность учитывать специализацию каждого хозяйственного звена, а в конечном итоге организации приходят к дивизиональному типу структуры (региональной или продуктной). Такие структуры характеризуются наличием:

  • оперативных подразделений с широкими полномочиями;
  • многоуровневой организационной структуры;
  • делегированием полномочий;
  • выделением функций стратегического управления и центральных функциональных служб.

Однако дивизиональная структура обладает рядом параметров, способных снизить ее эффективность в современной ситуации:

  • явным различием мировоззрений специалистов разных подразделений, что приводит к трудностям функционирования организации как единого целого;
  • различием, а иногда и взаимоисключительностью целей различных подразделений, что может приводить к конфликтам между подразделениями (например, в интересах производственного звена выпуск продукции одного типа в течение более длительного периода, что приводит к снижению издержек на переналадку оборудования, а в интересах отдела сбыта, работающего с разными покупателями, — быстрый переход с одного типа продукции на другой);
  • ограничением в освоении новых областей деятельности, продуктов, технологий (в связи с уменьшением темпов роста, наличием излишков капитала и производственных мощностей, тенденцией к мелкосерийному производству под воздействием запросов потребителей);
  • независимостью отдельных подразделений, производств, рынков, препятствующей интеграции различных направлений, исследовательской, конструкторской, производственной и сбытовой деятельности;
  • неспособностью стимулировать внутреннее предпринимательство, которое в силу раздробленности организации доступно только высшему эшелону управления.

Таким образом, дивизиональная организационная структура не дает возможности подразделениям сконцентрировать и объединить свои усилия.

Направления развития. Большее внимание уделяется горизонтальным процессам, пересекающим рамки структурных подразделений, объединяющих отдельные задачи в целое. Примером такого подхода является комплексное управление, которое не требует разработки новой организационной структуры, а представляет собой новый набор управленческих процессов и управленческих структур, связанных с ним функций и задач менеджеров на различных уровнях управления.

Способы реформирования организационной структуры связаны с изменением приоритетов в работе с персоналом:

  • введением матричных структур, требующих не столько подчинения формальной структуре, сколько достижение эффективности управления;
  • переходом от исполнительской позиции к участию в выработке стимулирующих корпоративных целей;
  • переходом от контроля за работниками к развитию их способностей и расширению перспектив.

Ключевые процессы в рамках новой  управленческой концепции:

  • предпринимательский — поощрение инициатив, обеспечение творчества и предпринимательство в первичном звене управления;
  • интеграционный — сбалансированное развитие и объединение потенциала, компетенции в рамках организационной структуры;
  • инновационный — стимулирование и управление изменением и нововведением.

Одно из основных отличий нового подхода — порядок выработки  организационных целей и задач. Ранее стратегические задачи формулировало  высшее руководство, но стратегии эффективны лишь тогда, когда вписываются в  масштабные организационные задачи. Это означает, что необходимо создание такой организации, в которой персонал способен стать приверженцем стратегических целей, быть ориентированным на изменение и на участие в развитии фирмы.

 
7. Проектирование рабочих мест.

Проектирование рабочих мест

Рабочее место — зона приложения труда людей, оснащенная необходимыми материальными средствами и техникой и определенным образом  организованная. Проект организации  рабочего места включает следующие  основные разделы:

1. Содержание труда  (что и с помощью чего делается).

2. Технологические, информационные  и иные связи.

3. Эскиз размещения  оборудования.

4. Обеспечение необходимыми  ресурсами.

5. Хозяйственное и  техническое обслуживание.

6. Квалификационные и  образовательные требования к  работнику.

К проектированию рабочих  мест на практике предъявляются определенные требования, которые частично могут  быть выражены в количественных показателях  — нормах и нормативах, а частично поддаются лишь качественному описанию.

Ряд требований, прежде всего  в области санитарии, техники безопасности, правил эксплуатации оборудования и т.п., являются обязательными, и за их нарушение руководитель может понести ответственность, вплоть до уголовной. Другие требования относятся пока к желательным (эстетичность, эргономичность и проч.), но их соблюдение или несоблюдение непосредственно отражается на производительности труда, а поэтому для предприятия имеет жизненно важное значение.

Существуют следующие  правила организации рабочего места:

1. Учет взаимосвязи работников  в процессе трудовой деятельности, особенно совместной, а также последовательности выполнения тех или иных операций, позволяющий сократить перемещения людей, рационализировать их движения, снизить усталость.

2. Обязательное соблюдение действующих  санитарных норм в отношении площади, освещенности, чистоты, удобства мебели, что дает возможность сохранить здоровье работникам, а следовательно, деньги организации.

3. Соответствие номенклатуры и  количества оборудования, других  технических средств, особенно  связанных с приемом и передачей информации, характеру выполняемой работы и личности сотрудника.

Важнейшим элементом организации  рабочего места является его планировка, т.е. оптимальное расположение в  пределах рабочего места оборудования, оснастки, мебели, светильников, материалов и других средств, необходимых для выполнения работы.

При проектировании обычно составляется ее схема в масштабе 1:100 или 1:200, с  помощью которой производится разбивка рабочей и вспомогательной зоны, уточняются маршруты перемещений, тип  и расположение вспомогательного оборудования, величина подходов; выполняется привязка организационной и технологической оснастки, рассчитывается площадь рабочего места. В настоящее время для этой цели все больше используются компьютеры, однако в маленьких организациях их применение не всегда экономически оправдано.

Рациональная планировка обеспечивает экономию рабочих движений в зоне деятельности ;— пространстве, в  границах которого человек может  выполнять работу, не перемещаясь  в горизонтальной или вертикальной плоскости, например, сидя за письменным столом. Максимальная зона деятельности охватывается вытянутыми руками, т.е. составляет около 1,5 м, а нормальная — предполагает возможность работать кистями рук и пальцами при фиксированных локтях и равна примерно 1 м.

В вертикальной плоскости зоны работы делятся на три категории: до 75 см и после 192,5 см — неудобные, между 92,5 и 167,5 см — удобные, остальные  — менее удобные.

Для работы в офисе предпочтительнее использовать двухтумбовые или однотумбовые (с левосторонней тумбой) столы с ящиками разных размеров (для папок, канцелярских принадлежностей и текущих бумаг).

Поверхность стола должна быть твердой и гладкой, из дерева со средней степенью полировки. Стекло использовать нецелесообразно, поскольку блики утомляют. Для руководителя размер стола составляет 150 × 90 см, для специалистов 135 × 80, для машинисток 130 × 75.

Помимо основного стола рабочее  место может быть снабжено небольшими специальными столиками для технических  средств управленческой деятельности — телефонов, компьютера, факсов и т.п. В целом этот комплекс имеет вид буквы Г, или бумеранга, что позволяет наиболее экономно использовать площадь.

При высоте стола 70 см желательная  высота стула или кресла составляет 45—47,5 см; высота передней части сиденья на 2,5 см выше. Они должны быть снабжены колесиками, подъемно-поворотным механизмом сиденья и откидывающейся спинкой, что помогает передвигаться не вставая и обеспечивать свободную и удобную позу. Последняя характеризуется возможностью сохранять прямую осанку, не наклонять туловище при работе более чем на 15 градусов, менять высоту посадки.

Рабочие места операторов персональных компьютеров располагаются рядами. Стол для персонального компьютера должен иметь общую ширину 120 см и  высоту 68—76 см (если она не регулируется, то 72 см). Величина светоотражения его поверхности должна быть 20—50% при средней степени матовости. Желательно, чтобы монитор был удален от глаз на 50—60 см. При вводе информации оператор должен работать не более 4 ч в день с перерывами через каждый час 5—10 мин, через 2 ч — 10—15 мин.

 
8. Анализ рабочих мест. 
9. Общие принципы планирования персонала. Оперативный план работы с персоналом.

Понятие и принципы планирования персонала

Планирование персонала (человеческих ресурсов), а по-другому - кадровое планирование, представляет собой важнейший (хотя в большинстве случаев - вторичный, производный) элемент общей системыпланирования организации.

С помощью  кадрового планирования определяется:

- сколько работников, какой квалификации, когда и где будет необходимо;

- какие требования предъявляются  к тем или иным категориям персонала (для этого используются профессионально-квалификационные модели должностей);

- каким образом привлечь нужный  и сократить ненужный персонал;

- как использовать кадры в  соответствии с их потенциалом;

- как обеспечить развитие этого  потенциала, повысить квалификацию;

- как организовать справедливую  оплату труда, мотивацию персонала и решить его социальные проблемы;

- каких затрат потребуют проводимые  мероприятия.

Обычно планирование персонала осуществляется по следующим стадиям:

- подготовительная (профориентация, профотбор, профессиональная подготовка);

- распределительная (набор, отбор  и расстановка кадров);

- адаптационная.

Кадровое планирование, как и планирование вообще, базируется на ряде принципов, т. е. правил его осуществления:

1. Участие максимального числа сотрудников организации в работе над планом уже на самых ранних этапах его составления (основной принцип). Если речь идет о социальных мероприятиях, этот принцип является безусловным, в остальных случаях его применение желательно.

2. Непрерывность обусловлена необходимостью постоянной работы с кадрами, сопровождения их движения, развития и т. п. Поэтому кадровое планирование рассматривается не как единичный акт, а как регулярно повторяющийся процесс.

3. Преемственность требует, чтобы все текущие планы разрабатывались с учетом того, что они послужат основой составления будущих, и одновременно базировались на результатах выполнения предшествующих.

4. Гибкость предполагает возможность изменять принятые кадровые решения в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Для этого в планы закладываются так называемые «подушки», которые при необходимости в определенных пределах обеспечивают свободу маневра.

5. Согласование планов посредством их координации и интеграции, вызываемое единством и взаимосвязанностью отдельных частей организации. Координация осуществляется по горизонтали, т. е. между подразделениями одного уровня, а интеграция - по вертикали (между выше- и нижестоящими). Они необходимы, поскольку зачастую одна и та же работа может выполняться разными подразделениями, в связи с чем в них появляются должности, дублирующие друг друга.

6. Соответствие требованиям трудового законодательства. Например, потребность в работниках нельзя точно определить без учета того, что отдельные их категории имеют право на сокращенноерабочее время, предоставление дополнительных и учебных отпусков и т. п.

7. Учет индивидуальной и коллективной психологии работников. Без этого трудно планировать карьеру, повышение квалификации, внутренние перемещения людей и т. п.

8. Создание необходимых условий для выполнения плана. Скажем, план по повышению квалификации так и останется на бумаге, если его не подкрепить организацией учебного центра, составлением программ, установлением контактов с образовательными учреждениями.

Информация о работе Шпаргалка по "Управлению персоналом"