Шпаргалка по "Управленческим решениям"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 16:48, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Управленческим решениям"

Файлы: 1 файл

Шпаргалки - Разработка управленческих решений (РУР).docx

— 110.29 Кб (Скачать файл)

1.Решение  в системе управления.

Решение – одна из центральных составляющих процесса управления. Качество принимаемых УР не только влияет на работу организации, но и во многом характеризует ее руководителя. Решение – это результат мыслительной деятельности человека, приводящий к какому-либо выводу или к необходимым действиям.

Не всякое решение, принимаемое  руководителем, является управленческим. Например, решения, связанные с оформлением документов, подведением итогов. К УР относят:

- напр.  на упр.д-ть в целом,

- на стратегич.планирование,

-на упр.человеческими ресурсами,

- на коммуникации с  внешней средой и т.д. Философская  наука трактует решения  как процесс и результат выбора цели и способа действий. Наумов опред.так: УР – это продукт упр.труда,орг.реакция на возникшую проблему.

2.Типология  УР.                                  

1)по сложности  принятия: - стереотипные (на основе навыка, опыта, традиций), - творческие(новые методы)                                              2)по срокам действия: - постоянные, - решения длит.действия(должностные инструкции), - периодические( квартал.план), - краткосрочные(ежедневные), - разовые.

Еще по срокам - оперативные, тактические и стратегические.                               

3)по форме изложения:устные и письменные                                           4) по кол-ву целей: - одноцелевые и многоцелевые                                  

5)по содержанию: производственные, соц-политич., экономич., организац., технические                                         6)в зав-ти от субъекта ПУР: индивидуальные, коллегиальные( группа лиц, совет директоров) и коллективные                                      

7) по степени  уникальности: рутинные и новаторские                     

8) по источнику  возникновения: инициативные и по предписанию сверху                                                   

9) по методам  разработки: эвристические и количественные

10)по периоду  действия: текущие и перспективные                                  

11) по частоте  принятия: одноразовые и повторяющиеся.                                   

12) по широте  обхвата: общие( касаются всех сотрудников) и узкоспециализированные.

3.Функции  УР. Выделяют ряд аспектов решения: организац., психологич., соц., информац.,экономический.

Организац.аспект проявляется в организации как разработки, так и выполнения УР, при этом реализуется ряд функций УР: Направляющая – сост. в том, что они принимаются исходя из долговременной стратегии развития, конкретиз. В многообразных задачах. Одновременно УР явл. направляющей основой для реализации таких общих функций упр., как планирование, организация, мотивация и контроль. Координирующая – отражается в необходимости согласования действий исполнителей для реализации решений в утв.сроки и соотв.качества.  Мотивирующая – реализуется через систему организ.мер, таких как приказы, постановления, распоряжения, а также через систему экономических стимулов(премии, надбавки), и соц.оценок(морально-психологич.) – возможности для самоутверждения личности, творческой самореализации. Экономический аспект сост.в сопоставлении полученных выгод и связ.с разработкой и выполением УР затрат. Соц.аспект сост.в том, что любое решение отраж. на всем коллективе и отд.работниках, и надо учитывать соц.эффективность решения.

4.Требования, предъявляемые к УР.

1)минимальное количество  корректировок            2)сбалансированность прав и обязанностей  менеджера, принимаемого решение.                     

3) единство распорядительства         

4) строгая ответственность, т.е. УР не должны противоречить друг другу.   

5) обоснованность, т.е. УР д.б. принято на основе достоверной инф-ции о состоянии объекта с учетом тенденции его развития.

6)конкретность, т.е. УР д.б. четко сформулировано           

7)полномочность, т.е. УР д.б. принято лицом или органом, имеющим на это право.                                                   

8) своевременность                      

9)научная обоснованность, т.е. каждое УР д.б. аргументировано  и обосновано, причем аргументы  д.носить формализов.характер ( в цифрах)                          

10)объективность, т.е. не  игнор. Фактич.положение дел                           

11) единство целей –  ранжирование целей                                                   12) оптимальность – выбор УР  по какому-то критерию оптимальности.

5,6.Качество  УР, факторы принятия кач. УР.

Качество УР – это степень соотв.УР внутр.требованиям организации. Иногда под качеством УР в упр.лит-ре понимают совокупность свойств, обеспечивающих их успешное выполнение. К ним отн.: обоснованность, своевременность, непротиворечивость, простота.

Для оценки качества УР м.исп. коэф-т качества (доля правильных решений во всех принятых):               Кк = (Рвып – Р неправ)/ Р прин

Эффективность УР требует  опред.соотношения ожидаемого и достигнутого экономичского и соц.эффекта с затратами на его разработку и реализацию. На качество УР влияют две группы факторов:                     

Ситуационного характера – связ.с осознанием проблемы, альтернатив УР и их последствий.  Поведенческого характера – экономич. интересы лица, принимающего решение, его готовность идти на риск, ценностные ориентации и т.д.                           Причины принятия неэффективных УР:                                                            -принятие решений под влиянием эмоций                                                    --принятие УР в условиях стресса          -игнорирование системных и комплексных подходов         -поспешность большой V принимаемых решений                         -исп.неполной и недостоверной информации. - принятие УР без учета риска и предупрежд.его последствий                      

7. Уровни  принятия УР.Тип решения:

1)Рутинный. Менеджер д.опред. с ситуацией и поступать предписанным образом.Напр.,сдать годовой отчет. Ключевые навыки - неукоснительное следование процедуре -разумная оценка ситуации -гуманное лидерство -контроль/мотивация.    

2)Селективный.  Менеджер м.проявлять инициативу, но в опред.границах. Напр.,где открыть точку?    Ключевые навыки     - установление целей       –планирование                -анализ/развитие  -анализ информации

3)  Адаптационный. Менеджер ищет новые решения уже известной проблемы. Его усех зависит отинициативы и умения упр.риском. Напр.,создание нового отдела  Ключевые навыки   -идентификация проблемы   -систематизир.решение  -анализ возможного риска

4)  Инновационный.Руководитель д. уметь решать совершенно неожид.проблемы или проблемы, возник.в новых усл.     Ключевые навыки     -творческое управление -стратегическое планирование -системное разитие 

8. Формы  разработки УР.

Указ – это решение главы гос-ва или главы субъекта федерации, имеющее силу закона.                                    Указание – это решение, носящее методический, технологический характер.                                             Закон – это решение высшей гос.власти и регион.власти, имеющее обязат.хар-р.                                       Акт – решение широкого круга гос., коммерч. и обществ. организаций. Бывают международные акты, или, напр., акт о списании имущества.

Приказ – м.б.письменный или усный.Это решение руководителя в организации или ее крупном подразделении. Приказ обязателен для исполнения, он обычно хранится в архиве, но м.б.обжалован в вышестоящих инстанциях или суде.

Распоряжение – решение руководителя, не наделенного администр.функциями, касается технологии, организации труда, техники безопасности. Обязательно для исполения непосредственно подчиненными и м.б.обжаловано у вышестоящего руководителя.

Протокол – это решение об отражении каких-либо событий, правил.                                     

Инструкция – решение, уст.порядок и способ выполнения каких либо действий (напр., должностная инструкция)                                   

Договор – решение о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязательств(напр., международный договор)      

 Соглашение – это решение, формир.общую инфраструктуру для какой-либо д-ти(напр., соглашение о разделе рынков сбыта)                        

План – отражает цели, задачи, средства и достижения (бизнес-план) Контракт – решение коммерческого характера о проведении сделки с указанием обязательств сторон(напр., контракт купли-продажи)                

Оферта – предложение конкретному лицу заключить сделку на указ.условиях.                                      Акцепт – решение о приеме предложения о закл.сделки на предложенной в оферте условиях.

 Положение – решение в виде набора правил, регламентирующего какую-либо д-ть(напр., о премировании)

 Правило – решение, содерж. набор норм поведения(напр., правила внутр.распорядка)                              Модель – какого-либо процесса или явления. М.б. в графической форме, или в виде эконом-мат.модели.

9.Формы  реализации УР

Предписание – офиц.извещение какому-либо должностному лицу об обязательном исполнении решения в уст.срок.                      

Деловая беседа – специально орг.руководителем встреча с подчиненными для обмена мнениями по заранее оговоренной теме.

Убеждение – деловая встреча, проводимая руководителем, с целью добиться у подчиненных требуемых точных взглядов.

Разъяснение - -/-/-/-/-/ с целью объяснить, сделать более понятной суть УР.

Принуждение --/-/-/-/-/ с целью заставить работника выполнить УР путем угроз или вознаграждения.

Наставление - -/-/-/-/-/-/ с целью научить, передать опыт для успешного выполнения УР.

Сообщение - -/-/-/-/-/-/-/ с целью передачи доп.информации, необходимой для выполнения УР.

Личный пример – действия руководителя в среде подчиненных по заранее спец.подготовленному сценарию для развития у них эффекта подражания в технике выполнения УР.

Совет - -/-/-/-/-/-/ с целью поделиться собств.планами пути вып.УР.

Тренинг, или деловая встреча – спец.организов.д-ть по РРУР на основе имитационных моделей реальных процессов.

Совещание – это коллективная деловая беседа проводимая руководителем с целью оперативного доведения до подчиненных конкретных задач, исп.коллективного разума.

Заседание – проф.совещание для решения в основном организ.вопросов.

Отчет – решение специалистов о результатах проделанной работы(письм.или усн.).

Деловое слово – решение руководителя, данное в усн.форме, подкреп.его авторитетом.

10.Взаимосвязь  форм разработки и форм реализации  УР.

Слева Формы разработки, справа Формы реализации

Формы разработки( 4 группы):

Группа А: указ,закон, приказ, распоряжение (от от нее стрелки к 1-10,12 формам реализации)

Группа Б: указание, положение, протокол, инструкция, правила( от нее стрелки к 3-10)

Группа В:соглашение, договор, контракт, оферта, акцепт( от нее стрелки к 1,2,12,14,15)

Группа Г: акт, план модель (от нее стрелки к 7,8,9,11,13,14)

Формы реализации:

1.Предписание.2.Убеждение.3.Разъяснение.4.Принуждение.5.Наставление.6.Сообщение.7.Деловая беседа.8.Личный пример. 9.Обучение. 10.Совет. 11.Деловая игра. 12.Совещание. 13.Заседание. 14.Отчет.15.Деловое слово.

11. сущность  УР.

Экономическая сущность УР – соизмерить затраты на УР и получ.при этом результаты. Организац.сущность УР сост.в том, что требуется организов.процесс реализации и разработки УР. Для этого: сформировать работоспособный коллектив,            разработать должностные инструкции, наделить работников полномочиями, правами, обязанностями и ответственностью, наладить систему контроля, выделить необходимые ресурсы, в т.ч.инф., обеспечить работников необходимой техникой, постоянно координировать их работу.                               

Соц.сущность УР сост. в УП для согласования д-ти сотрудников и усиления их мотивации. Правовая сущность УР – соблюдение нормативно-правовых актов разного уровня.

12. Централизованный  и децентрализованный подход  к принятию УР.

Централизованный  подход -в принятии как можно большего числа решений на высшем уровне управления. Децентрализованный подход  - передача ответственности по РУР на низовой уровень управления.

Информация о работе Шпаргалка по "Управленческим решениям"