Шпаргалка по "Организационное поведение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Организационное поведение".

Файлы: 1 файл

организационое поведение.doc

— 308.50 Кб (Скачать файл)

Нейротизм. Айзенк интерпретировал нейротизм, как эмоциональную нестабильность, высокий уровень нейротизма обуславливает низкую устойчивость к неопределенности (работники предпочитают ясные точные инструкции, четкие правила, структурированные задачи), потребность в поддержке со стороны других, нестабильность самооценки, связанную с работой, чувствительность к удачам  и неудачам, чувствительность к угрозам. Физиологической основой темперамента являются основные свойства нервной системы: Сила – слабость; Уравновешенность – неуравновешенность; Подвижность – инертность.

  1. Психические процессы, свойства и состояния.

Ощущения – простой психический процесс. В ощущении отражаются отдельные свойства предметов и явлений окружающего мира и внутреннего состояния человека.

Восприятие предполагает отражение в сознании человека целостных предметов и явлений. Выделяются:

Зрительные; Слуховые; Вкусовые; Температурные; Обонятельные; Вибрационные;

Болевые ощущения; Ощущение равновесия; Ощущение ускорения.

Для организационного поведения  важно понятие порога. Если раздражитель не обладает достаточной силой, то ощущение не возникает. Порогом различия для веса является прибавка 1/30 первоначального веса. По отношению к свету это 1/100, к звуку – 1/10. Избирательность восприятия играет как положительную роль (выявляются наиболее значимые сигналы), так и отрицательную роль (возможна потеря информации).

Апперцепция -  зависимость восприятия от общего содержания психической жизни человека, его опыта, интересов, направленности.

Под рефлексией в организационном поведении понимается осознание человеком того, как он воспринимается партнерами.  Описывая ситуационное общение неких Джона и Генри, исследователи утверждают, что в этой ситуации даны как минимум 6 человек. Джон, каким он есть на самом деле, Джон каким он видит себя сам и Джон каким видит его Генри. Соответственно 3 позиции со стороны Генри. В условии дефицита информации люди начинают приписывать друг другу, как причины поведения, так и другие характеристики. Людям свойственно рассуждать. Плохой человек обладает плохими чертами, хороший человек – хорошими. Идея контрастных представлений состоит в том, что когда плохому человеку приписываются отрицательные черты, сам воспринимающий человек по контрасту оценивает себя, как носителю положительных черт.

Аттракция – возникающая при восприятии человека человеком привлекательность одного из них для другого.

Мышление – опосредованное и обобщенное отражение существенных закономерных связей и отношений. Подчиненные могут отличаться друг от друга критичностью, широтой, самостоятельностью, логичностью и гибкостью мышления. Перечисленные особенности мышления подчиненных должны учитываться руководителем при постановке задач, делегировании функций, прогнозировании резервов мыслительной деятельности. Сложные творческие задачи требуют дополнительных усилий для их решения. При этом используются приемы активизации мышления:

  1. Переформулирование задачи, графическое выражение условий;
  2. Использование непроизводственных ассоциаций (наводящие вопросы руководителя или коллеги могут способствовать решению задач);
  3. Создание оптимальной мотивации (устойчивая мотивация способствует решению задач);
  4. Снижение критичности по отношению к собственным решениям.

Внимание – направленность психики на определенный объект, имеющая устойчивое или ситуативное значение. Виды:

    • Непроизвольное;
    • Произвольное.

Часто организация решает задачу привлечения непроизвольного внимания клиентов к новому товару, услугам. Непроизвольное внимание определяется:

      1. Особенностями раздражителя (интенсивность, контраст, новизна);
      2. Соответствие внешнего раздражителя внутреннему состоянию и потребности человека;
      3. Чувствами (заинтересованностью, развлекательностью);
      4. Прежним опытом;
      5. Общей направленностью личности.

Произвольное внимание определяется целями и задачами деятельности, усилиями воли. Память – процессы организации и сохранения прошлого опыта, делающая возможным его повторного использования в деятельности. Процессы памяти:

  • Запоминание;
  • Сохранение;
  • Воспроизведение;
  • Забывание.

По продолжительности  сохранения материала выделяют кратковременную  и долговременную память. Возможно так же произвольное (целенаправленное) и непроизвольное запоминание, сохранение и воспроизведение.

Правила непроизвольного запоминания:

  1. Лучше запоминается материал, связанный с содержанием основной цели деятельности;
  2. Запоминается лучше тот материал, который требует активной умственной работы;
  3. Большая заинтересованность – это лучшее запоминание.

Приемы произвольного запоминания:

  1. Составлять план заучиваемого материала;
  2. Сравнение классификации и систематизации – способствует запоминанию материала;
  3. Повторение должно быть осмысленным и осознанным и др.

Воля – регулирование человеком своего поведения, выраженное в умении преодолевать внешние и внутренние трудности при совершении целенаправленных действий. Для организации важны такие волевые качества работников, как решительность, целеустремленность, настойчивость, самостоятельность и инициативность. Существенной проблемой для организации может стать нерешительность персонала из-за отсутствия информации, борьбы мотивов, особенности темперамента человека и т.п.

Эмоции – отражают субъективное значение для человека, предметов и явлений в  конкретных условиях. Выделяют эмоциональные реакции:

  • Эмоциональный отклик;
  • Эмоциональная вспышка;
  • Аффект (сверх эмоциональная реакция).

Эмоциональное состояние:

  • Настроение;
  • Стресс;
  • Проявление, например, чувства долга, патриотизма и т.д.

Руководитель должен знать, как возникают те или иные эмоции, чувства.

  1. Стресс. Оптимальный уровень стресса. Основные причины стресса.

Стресс – совокупность защитных реакций организма, состояние напряжение, возникающее в трудных жизненных ситуациях. Влияние интенсивности стресса на индивидуальную деятельность человека отражено на рисунке.

 

                  Высокий



Индивидуальный        Конструктивный                              Деструктивный

уровень                        стресс                                                    стресс

исполнения

 

 

 

 

                  Низкий 

                                    Низкий                                                                Высокий


                                                                                          Интенсивность стресса

В зоне конструктивного  стресса рост его интенсивности  приводит к совершенствованию индивидуального  уровня исполнения.

В деструктивной зоне к обратному эффекту. Поэтому можно сделать вывод: существует оптимальный уровень стресса, который обеспечивает высокую эффективность деятельности.

Для преодоления стресса  выявляют его причины (см. схему).


 


 




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Внутренние и внешние побудительные силы, определяющие трудовое поведение.

Трудовое поведение  определяется взаимодействием различных  внутренних и внешних побудительных  сил. Внутренние побудительные силы:

  • Потребности;
  • Интересы;
  • Желания;
  • Стремления;
  • Ценности;
  • Ценностные ориентации;
    • Идеалы;
    • Мотивы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Процесс мотивации и его структурные элементы.

Процесс мотивации – это процесс формирования, функционирования внутренних побудительных сил, определяющих трудовое поведение.

Механизм регулирования трудового поведения.






 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Потребности как глубинный источник мотивации трудового населения.

Глубинным источником мотивации трудового  поведения человека являются потребности, под которыми понимаются нужда, надобность работника, коллектива в чем-то. Существует традиция деления потребностей на первичные (естественные и материальные) и вторичные (социальные и моральные).

Личные потребности предстают в виде:

        1. Материальные потребности (в пище, в одежде, в жилье, в личной безопасности, в отдыхе);
        2. Духовные (интеллектуальные) потребности (в знаниях, в приобщении к культуре, к науке, к искусству);
        3. Социальные потребности, связанные с отношением человека с другими членами общества.

Личные потребности  могут быть: Осознанными; Неосознанными.

Только осознанная потребность  становится побудителем и регулятором  трудового поведения. В этом случае потребности приобретают конкретную форму интереса к тем видам  деятельности, объектам и предметам. Любая потребность может породить многообразие интересов.

Потребность показывает, что нужно человеку, а интерес  – как действовать, чтобы удовлетворить  эту потребность. В процессе трудовой деятельности постоянно сталкиваются коллективные (групповые) и личные интересы. Задача любого коллектива обеспечить оптимальное сочетание интересов. Разновидностями коллективных интересов являются:

  • Корпоративные;
  • Ведомственные интересы.

Рассогласование интересов  наблюдается в том случае, когда  корпоративные интересы преобладают  над общественными интересами (в  этом случае ведомственный (коллективный, групповой) эгоизм).

Другими важными элементами процесса трудовой мотивации являются ценности и ценностная ориентация.

Ценности – представление  человека о значимых для него явлениях и предметах, о главных целях  жизни, труда. А так же о средствах достижения цели. Ценности могут соответствовать содержанию потребности интересов, а могут не соответствовать. Ценности не слепок с потребностей и интересов, а идеальное представление, которое не всегда им соответствует.

Направленность личности на те или иные ценности материальной, духовной культуры характеризуют ее ценностные ориентации, которые служат ориентиром в поведении личности. Различают ценности-цели (терминальные) и ценности-средства (инструментальные). Первые отражают стратегические цели существования человека (здоровье, интересная работа, любовь, материальная обеспеченность). Вторые представляют собой средства достижения цели (чувство долга, сильная воля, умение держать слово и т.д.), а так же могут представлять собой убеждения личности (нравственно - безнравственно, хорошо - плохо). Среди внутренних побудителей мотив является звеном, предшествующим действию.

Под мотивом понимается состояние предрасположенности, готовности, склонности человека действовать тем или иным способом.

Предрасположенность – внутренняя позиция работника по отношению к различным объектам и ситуациям.

  1. Первичные и вторичные потребности. Социальные технологии, основанные на различном сочетании первичных и вторичных потребностей.
    1. Первичные потребности весомее вторичных потребностей. Наиболее известной подобной теорией является теория потребностей Маслоу, в которой все потребности делятся на 5 ступеней:
    • Физиологические потребности
    • Потребность в безопасности                 первичные
    • Потребность в социальных связях
    • Потребность в самоуважении
    • Потребность в самовыражении                  вторичные
      1. Первичные и вторичные потребности равноценны, одинаково весомы. Их одновременная реализация дает эффективные и приемлемые мотивы к труду.
      2. При отсутствии возможности удовлетворения первичной потребности, их мотивационные функции переносятся на вторичные потребности (вне мотивов деятельность человека не возможна).
      3. В реальном механизме мотиваций трудовой деятельности первичной и вторичной потребности трудно различимы, часто совпадают друг с другом. Так заработная плата это условие не только материального, но и духовного потребления. Ориентация на ав<span class="dash041e_0441_043d_043e_0432_043d_043e_0439_0020_0442_0435_043a_0441_0442_0020_0441_0020_043e_0442_

Информация о работе Шпаргалка по "Организационное поведение"