Шпаргалка по "Организационное поведение"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 20:58, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Организационное поведение".

Файлы: 1 файл

организационое поведение.doc

— 308.50 Кб (Скачать файл)
  1. Предмет и задачи курса «Организационное поведение», связь с другими дисциплинами.

Организационное поведение – систематически научный анализ индивидов, групп и организаций, с целью понять, предсказать и усовершенствовать индивидуальное исполнение и функционирование организации (то есть в основе лежит личность).

Организационное поведение – изучение людей и групп в организации. Это академическая дисциплина, которая помогает руководителю принимать действенные решения при работе с людьми, в сложной динамической среде. Она объединяет концепции и теории, относящиеся к отдельным людям, группам, организации в целом.

В соответствии с последним  определением будем выделять 3 уровня проблем поведения:

  • Личностные;
  • Групповые;
  • Общеорганизационные.

Эта дисциплина интегрирует в себе ряд родственных дисциплин, в том числе психологию, социологию, педагогику, менеджмент и ряд других.

В качестве организационных систем в данной дисциплине рассматривается личность, группа (трудовой коллектив (исчез из Гражданского Кодекса)), организация, общности (профессиональные, территориальные, национальные).

Организационной единицей выступает личность, которая лежит в основе любых организационных структур.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Концепции менеджмента, на которые опирается организационное поведение.

Выделяют 4 наиболее важных концепции менеджмента:

    1. Научное управление (классический менеджмент).
    2. Административное управление.
    3. Управление с позиций психологии и человеческих отношений.
    4. Управление с позиций науки о поведении.

Организационное поведение опирается на две последние концепции, и вместе с управлением персонала образуют общественную систему управления человеческими ресурсами. Концепция управления с позиций психологии и человеческих отношений – менеджмент рассматривается, как наука, обеспечивающая выполнение работы с помощью других людей, при этом рост производительности труда в большей степени обеспечивается за счет изменения отношений между работниками и менеджерами, нежели за счет повышения заработной платы. Исследования в этой области показали, что изменения в отношении к людям могут дать толчок к повышению производительности. В свою очередь концепция управления с позиций науки о             поведении – эффективность организации напрямую зависит от эффективности ее человеческих ресурсов. Составляющими являются: социальное взаимодействие, мотивация, власть и лидерство, организационная и коммуникационная система, содержательность работы и качество жизни.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Элементы управленческой деятельности и управленческие функции.

Управленческая деятельность складывается из информационной подготовки принятия реализации управленческого решения. Руководитель занимается планированием, организацией, контролем и выполняет функции лидера. Эффективность управленческой деятельности определяется определенными качествами руководителя (навыками социального взаимодействия и межличностных отношений, ориентацией на достижение успеха, социальной зрелостью, практическим интеллектом, способностью к сложной работе, социальной приспособляемостью, лидерством).                    Элементы управленческой деятельности.


 

 


 

 



 


 

 

 

 

Управленческие  функции.

 

                                                                                                                                   




 





 

 

 

 

Успешное                           Эффективность управленческой деятельности


достижение

цели


 

 


 

 


 

  1. Основные подходы к изучению организационного поведения.

Можно выделить два основных подхода:

А. Метод проб и ошибок, основанный на накоплении жизненного опыта, на поиске эффективных моделей поведения.

Б.  Использование специальных методов и методов смежных дисциплин. Этот подход связан с овладением теоретическими знаниями и практическими навыками.

Для руководителя важно  сочетать оба этих подхода.

При изучении организационного поведения используются следующие методы:

  • Опросы, включая интервью, анкетирование, тестирование.
  • Сбор и анализ информации фиксирован (основано на изучении документов).
  • Наблюдение и эксперименты.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Подготовка социологического исследования.

Социологические исследования требуют тщательной подготовки. При  этом необходимо:

      1. Позаботиться о теоретической основе исследования;
      2. Продумать общую логику его поведения;
      3. Разработать методические документы для сбора информации;
      4. Сформировать рабочую группу исследователей;
      5. Предусмотреть необходимые ресурсы (финансовые, трудовые ресурсы и т.д.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Виды социологического исследования: разведывательное, описательное и аналитическое.

Разведывательные исследования. Наиболее простой вид конкретно социологического анализа. Решает весьма ограниченные задачи, охватывает небольшие группы людей, основывается на упрощенной программе и сжатом инструментарии (понимаются различные документы по сбору первичной информации – анкеты, бланки интервью, опросные листы и т.д.) Данный метод используется для получения предварительных сведений о предмете и объекте исследований в углубленных исследованиях.

Описательные исследования. Более сложный вид конкретно социологического анализа. Предполагает получение целостного представления об изучаемом явлении, его структурных элементах. Проводится по полной достаточно подробно разработанной программе и на базе опробованного инструментария. Применяется, когда объект исследования достаточно большая группа людей (например, коллектив предприятия: люди разных профессий и возрастных категорий, разного уровня образования и т.д.).

Аналитические исследования. Наиболее углубленный вид социологического анализа. Ставит своей целью выявление причин и факторов, влияющих на исследуемые явления или процесс. Подготовка этого исследования связана с разработкой полной программы и соответствующего инструментария.

Самостоятельной разновидностью аналитического исследования является эксперимент. Создается экспериментальная ситуация путем изменения обычных условий функционирования объекта. В ходе эксперимента изучается поведение задействованных факторов, которые придают объекту новые черты и свойства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методы сбора первичной информации: опросы (анкетирование, интервьюирование), анализ документов, наблюдение, эксперимент.

Опрос. Наиболее распространенный вид социологического исследования. Широко используется для сбора первичной информации (90% всех социологических данных собираются с помощью этого вида).

Опрос подразделяется:

    • Анкетирование;
    • Интервьюирование.

При анкетировании заранее формируются вопросы для респондентов.

Интервьюирование используется в том случае, когда последующий вопрос для респондента зависит от ответа на предыдущий вопрос.

Социологическое наблюдение. Представляет собой целенаправленное и систематизированное восприятие какого-либо явления, черты, свойства или особенности. Формы фиксации могут быть различны (бланк, дневник наблюдения, фото- или киноаппаратура и т.д.).

Анализ документов. Источником информации выступают текстовые сообщения. Этот метод позволяет получать сведения о прошедших событиях. Может выявлять тенденцию и динамику изменений отдельных черт объекта, последствий.

Самостоятельной разновидностью аналитического исследования является эксперимент. Создается экспериментальная ситуация путем изменения обычных условий функционирования объекта. В ходе эксперимента изучается поведение задействованных факторов, которые придают объекту новые черты и свойства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Значение человеческого фактора в деятельности организации.

Человеческий фактор играет решающую роль в деятельности организации. Люди в наименьшей степени  поддаются управлению. Одной из основных проблем организационного поведения  является проблема исполнения.

Формула исполнения:

Исполнение = Индивидуальные * Усилия * Организационная

                             свойства                                    поддержка

Индивидуальные свойства определяют способность работника  выполнить полученные задания.

Усилия связаны с  желанием исполнить.

Организационная поддержка  обеспечивает возможность исполнения.

Раскрыть проблемы управления индивидуального  поведения в организации удалось  Платонову. Он выделил:

  1. Биологически обусловленную подсистему личности (пол, возраст, свойства нервной системы);
  2. Индивидуальные формы отражения объективной реальности, включая психические процессы (память, внимание, мышление и т.п.);
  3. Подсистема опыта (знания, умения, навыки);
  4. Социально обусловленная подсистема (управленческая направленность для менеджера, отношения между людьми и т.д.).

 К биологически обусловленной подсистеме личности относятся возрастные особенности, различия по признакам пола, расы,  свойства темперамента, физические особенности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Понятие о человеческом потенциале. Составляющие человеческого потенциала.

Возрастные психические особенности.

 В управленческой деятельности необходим учет психологических особенностей возрастных этапов жизненного пути работника. Исследователи выделяют два периода у активно действующих людей в организации:

  1. Взрослость:
    • Ранняя (21-25);
    • Средняя (25-45) (пик интеллектуальных достижений);
    • Поздняя (45-55) (упадок физических и умственных сил);
    • Предпенсионный возраст (55-60) (пик наиболее общих социальных достижений);
  2. Старение:
    • Удаление от дел;
    • Старость;
    • Одряхление (65-75).

Каждый период предполагает особенности поведения личности в организациях, который должен учитывать  руководитель. С возрастом накапливается  опыт, формируются навыки, умение, в  то же время формируются стереотипы, что снижает скорость овладения новыми знаниями и навыками. Сохранность работоспособности чело века с возрастом зависит от уровня сложности решаемых им задач в организации, а так же от его способности к постоянному обучению.

Темперамент.

Определяет динамику психической деятельности человека (скорость возникновения и устойчивость психических процессов, психический  темп и ритм, интенсивность психических  процессов, направленность психической  деятельности). К свойствам темперамента относятся:

Сензитивность – чувствительность к воздействию внешней среды.

Реактивность – характерная особенность непроизвольных реакций, Активность – определяющая произвольные действия  и их балансы.

Пластичность поведения (адаптивность) – ригидность (не гибкость поведения, пониженная приспособляемость, трудности изменения поведения при изменении во внешней среде).

Экстраверсия – ориентация на внешний мир, на объекты и людей, потребность во внешней стимуляции, предполагает работу, связанную с новизной, разнообразием, непредсказуемостью. Интроверсия – предполагает направленность на внутренние раздражители, ориентация на собственные чувства, внутреннюю жизнь, предполагает предсказуемость, порядок и стабильность в работе.

Информация о работе Шпаргалка по "Организационное поведение"