Шпаргалка по "Государственному и муниципальному управлению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 11:42, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы к экзамену

Файлы: 1 файл

ШПОРЫ!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 398.50 Кб (Скачать файл)

- защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.[8]

Принципами гражданской  службы являются[9]:

- приоритет прав и свобод человека и гражданина;

- единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации;

- равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами гражданского служащего;

- оценка эффективности гражданской службы и степени удовлетворения интересов общества и государства;

- профессионализм и компетентность гражданских служащих;  
стабильность гражданской службы;

- доступность информации о функционировании гражданской службы;  
взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;

- защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность;

- укрепление авторитета гражданского служащего и престижа гражданской службы.[10]

Реализация принципов  построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.

Согласно ст. 10 Закона РФ «О системе государственной службы РФ»: Федеральный государственный  служащий - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности федеральной государственной  службы и получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств федерального бюджета.

Государственный гражданский  служащий субъекта Российской Федерации - гражданин, осуществляющий профессиональную служебную деятельность на должности  государственной гражданской службы субъекта Российской Федерации и получающий денежное содержание (вознаграждение) за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. В случаях, предусмотренных федеральным законом, государственный гражданский служащий субъекта Российской Федерации может получать денежное содержание (вознаграждение) также за счет средств федерального бюджета.

Законодательством установленные  требования, предъявляемые к кандидату  на должность государственного служащего. Государственным служащим может стать гражданин Российской Федерации, приверженный интересам служения обществу и государству, обладающий надлежащими качествами и профессиональной подготовкой, исполняющий обязанности по замещаемой должности государственной службы на основе служебного контракта, если иное не установлено федеральным законом, получающий денежное содержание (вознаграждение, довольствие) за счет средств соответствующего бюджета, соблюдающий установленные федеральными законами ограничения, связанные с государственной службой, и требования, содержащиеся в должностном (служебном) регламенте государственного служащего, и несущий ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение должностных (служебных) обязанностей.[11]

Правовой статус государственного служащего определяется его правами и обязанностями, определенными российским законодательством. Основным нормативным актом, определяющим правовое положение федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, а также порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров устанавливается Федеральным законом «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ.

В соответствии с данным нормативным актом государственный  служащий обладает полным объёмом конституционных  прав личности и гражданина РФ. Общегражданские  права и обязанности государственных  служащих такие же, что и других граждан. Государственные служащие пользуются всеми правами и свободами, несут обязанности перед обществом наравне со всеми правами и свободами, а также несут обязанности перед обществом наравне со всеми гражданами. Вместе с тем поступление на государственную службу обусловливает определенные особенности осуществления прав и исполнения обязанностей, кроме того, налагает определенные ограничения.[12]

В набор прав государственного служащего законом включено: 1) обеспечение  надлежащих организационно-технических  условий, необходимых для исполнения должностных обязанностей; 2) ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, с критериями оценки исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями последовательного должностного роста; 3) отдых, обеспечиваемый установлением предельной продолжительности служебного времени, предоставлением еженедельных выходных и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных основных и дополнительных оплачиваемых отпусков; 4) оплату труда и другие выплаты в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и условиями служебного контракта; 5) получение в установленном порядке информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей; 6) доступ в установленном порядке к сведениям, составляющим государственную тайну, необходимым для исполнения должностных обязанностей; 7) доступ в установленном порядке в связи с исполнением должностных обязанностей в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации; 8) ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, с материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов; 9) защиту сведений о персональных данных; 10) должностной рост на конкурсной основе; 11) профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами; 12) объединение в профессиональные союзы гражданских служащих; 13) урегулирование индивидуальных служебных споров в соответствии с настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами; 14) проведение по его заявлению служебной проверки; 15) защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд при их нарушении; 16) медицинское страхование в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих; 17) государственную защиту своей жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества; 18) государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом.[13]

Законодательством подробно урегулирован круг обязанностей государственного служащего и некоторые ограничения  в правах, связанные с прохождением государственной службы. Вместе с тем в законодательстве последнего десятилетия прослеживается тенденция к расширению объема правомочий государственного служащего без адекватного расширения объема его ответственности в случае их неисполнения. Данное несовершенство законодательства требует пристального внимания со стороны органов законодательной власти.

Если ранее законодательством  ограничивались права государственного служащего совмещения с государственной  службой иных видов деятельности (кроме творческой или образовательной), то последние поправки в законодательство позволили гражданскому служащему с предварительным уведомлением представителя нанимателя выполнять иную оплачиваемую работу, если это не приводит к конфликту интересов[14].

Современное понятие  государственного служащего, установленное Федеральным законом «О системе государственной службы РФ», позволяет утверждать, что государственная служба - это профессиональная деятельность служащих в государственных органах представительной, исполнительной и судебной власти.

В настоящее время в российском законодательстве достаточно подробно регламентированы вопросы организации и прохождения государственной службы, определены основные признаки и принципы организации системы государственной службы. В законодательстве подробно определен статус государственного служащего, претерпевший некоторые изменения в связи с проводимой в Российской Федерации административной реформой.

Вместе с тем, проведенное  исследование позволило выявить  «узкие места» законодательства, регулирующего  вопросы прохождения государственной службы. Анализ нормативной базы изучаемой проблемы показал, что проводимая административная реформа имеет тенденцию расширения набора прав гражданского служащего, не уделяя достаточного внимания усилению контроля за их деятельностью. Недостаточно гибкой является система аттестации государственных служащих, определения уровня их профессиональной подготовки. Кроме того, существует необходимость более подробного регулирования труда государственных служащих, а также из социальной защиты.

 

18.Муниципальная публичная  власть и местное самоуправление. Правовые основы и гарантии  местного самоуправления.

Концепция местного самоуправления исходит из того, что существуют разные виды публичной власти. Государственная  власть РФраспространяется на вею территорию государства и даже вне ее (наподвижную территорию, например, военные корабли в открытомморе), государственная (государствоподобная) власть субъекта РФ — на его территорию. Местное самоуправление имеет ло-кальный характер, оно автономно в пределах каждого муниципального образования в рамках его полномочий. Это — власть коллек-

тива населения в  пределах определенной территории и  в пределахполномочий, установленных  конституцией и законом, публичнаянегосударственная власть народа, муниципального образования,власть территориального публичного коллектива. Она использует-ся для решения вопросов местного значения и осуществляется гра-жданами непосредственно путем применения институтов прямой

демократии (выборы, референдум и др.) или через избираемые ор-ганы (советы, мэры и др.).

Все эти институты  непосредственной и представительной демо-кратии в муниципальных образованиях объединяются под общим названием  местного самоуправления. Местное …(самоуправление в Рос-сии — это форма осуществления  народом своей власти, обеспечиваю-щая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными за-конами, а в определенных случаях — основными законамисубъектов РФ, самостоятельно и под свою ответственность решениенаселением вопросов местного значения непосредственно (напримерпутем местного референдума) и (или) через органы местного самоуправления, исходя из интересов населения и с учетом историческихи иных местных условий.

В России около 155 тыс. поселений, от крупных городов до деревень с  населением 30—50 человек. Однако, хотя Закон о местном само-управлении в России был принят еще в 1995 г., лишь в меньшинстве

административно-территориальных  единиц на деле созданы муници-пальные  образования и местное самоуправление. К 2004 г. местное самоуправление существовало лишь в 11 субъектах РФ из 89. В соответ-ствии  с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. ?Об общих прин-ципах организации местного самоуправления? в Российской Федерации с 2006 г. должно осуществляться повсеместное создание

муниципальных образований, где для этого существуют условия.

Правовые основы. Структура  и деятельность местного самоуправле-ния  регулируются в России многими правовыми актами. К их числуотносятся международные договоры, касающиеся вопросов местного

самоуправления. Россия ратифицировала многие такие договоры,присоединившись  к ним. Важнейшим из них для  местного самоуправ-ления является Европейская хартия местного самоуправления 1985 г.В ней содержится ряд положений, воспринятых российским законода-тельством: признание местного самоуправления одной из важнейшихоснов демократического общества; запрет на ограничение компетенции органов местного самоуправления не иначе как на основе закона;изменение территориальных границ местного самоуправления толькона основе консультации с населением или путем референдума; правона судебную защиту местного самоуправления; право органов местно-го самоуправления объединяться с другими органами местного само-управления и вступать в Международную ассоциацию органов мест-ного самоуправления и др.Правовую основу местного самоуправления в России составляюттакже положения, содержащиеся в Конституции РФ (ст. 12, гл. 8

и др.), основных законах (конституциях, уставах) субъектов РФ, ра-мочных федеральных законах (об общих принципах организации ме-стного самоуправления, 2003 г.), федеральных законах, издавае-

мых в развитие рамочных законов и регулирующих основы отдель-ных  сторон местного управления нафедеральном уровне (например,об основах муниципальной службы, 1998 г., и др.), указах Президен-та РФ (например, об утверждении основных положений государст-венной политики в области развития местного самоуправления,1999 г.), постановлениях Правительства РФ (например, о федераль-

ном реестре муниципальных  образований, 1998 г.), постановленияхКонституционного Суда РФ (Суд указывал, например, что  субъектыРФ не вправе подменять местные  органы самоуправления путем соз-дания  местных органов государственной власти субъекта РФ), зако-нах субъектов РФ о местном самоуправлении (такие законы или законы с подобным названием приняты во всех субъектах РФ), ус

В состав правовой основы местного самоуправления могут входить  положения федеральных правовых актов и актов субъектов РФ,которые в целом относятся к другим областям регулирования, но

включают те или иные нормы, затрагивающие вопросы местного самоуправления (например, законы об образовании, о библиотечномделе, о порядке  приватизации государственного и муниципального

имущества, о недрах и  др.).Особое место среди источников муниципального права занимают

уставы муниципальных  образованийУстав является основным актом, регулирующим вопросы местного

управления в рамках отдельно взятого муниципального образования.Он принимается представительным органом муниципального образо-вания, а в поселениях с численностью избирателей менее 100 чело-век — на сходе граждан. Проект устава, поправки к нему должны бытьзаблаговременно опубликованы (за 30 дней), организуется их обсуж-дение гражданами. Устав подлежит государственной регистрации.

Раньше использовались специфические формы регистрации.В  Омской области регистрацию осуществляло законодательное соб-рание области, в Приморском крае — управление юстициикрая, в Самарской области — представительные органы городов ирайонов, в состав которых входят муниципальные образования.

Основаниями для отказа в регистрации служат его противоречияКонституции  и законам РФ, конституциям (уставам) и законамсубъекта РФ. Отказ зарегистрировать устав или поправки к нему мо-

жет быть обжалован в  суде.В уставе муниципального образования  должны быть указаны: на-

именование муниципального образования; перечень вопросов местно-го значения; формы, порядок и гарантии участия населения в решениивопросов местного значения; структура и порядок формирования орга-нов местного самоуправления, порядок замещения должности основ-ными должностными лицами; их наименования, полномочия, обязан-ности; виды, порядок принятия, вступления в силу, опубликованиямуниципальных правовых актов; срок полномочий органов и должно-стных лиц, порядок прекращения их полномочий и ответственности,вопросы местного бюджета, включая контроль за его исполнением.Кроме обязательных, в уставе обычно содержатся положения о спосо-бах выражения недоверия органам и должностным лицам, о муници-пальной службе, порядке распоряжения собственностью, об особенно-стях организации местного самоуправления в районах с компактнымпроживанием этнических групп и др.Кроме уставов, правовую основу конкретного муниципальногообразования составляют нормативные правовые акты, принимаемыеорганами и должностными лицами местного самоуправления. К ихчислу могут относиться регламенты работы местных представитель-ных органов, решения представительных органов местного само-управления (например, об установлении местных налогов и сборов),принимаемые ими положения (например, о территориальном обще-ственном самоуправлении внутри муниципальных образований).

Информация о работе Шпаргалка по "Государственному и муниципальному управлению"