Шпаргалка по "Государственному и муниципальному управлению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 11:42, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы к экзамену

Файлы: 1 файл

ШПОРЫ!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 398.50 Кб (Скачать файл)

1. В зависимости от  выполняемых функций:

• общественно-политические – вовлечение в управление всех политических сил в стране, поддержание процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;

• организационно-правовые – формирование правовой системы, способствующей реализации основных функций государства и решению его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований;

• производственно-обеспечительные  – обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и безопасности, необходимого уровня благосостояния, создание и поддержание производственной активности управляемых объектов;

• социально-экономические  – упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичных интересов; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;

• духовные – восстановление духовных и культурных ценностей;

• информационно-разъяснительные  – отработка знаний, мотивов и стимулов, способствующих практическому осуществлению комплекса целей, и обеспечение необходимой информацией.

2. Связанные с качеством  общества, его сохранением и преобразованием – стратегические цели. Делятся на: оперативные – фиксируют крупные блоки действий; тактические – определяют каждодневные, конкретные действия.

3. По объему: общие и частные.

4. По результатам: конечные и промежуточные.

5. По времени: отдаленные, близкие и непосредственные.

Задачи управления – промежуточные, этапные цели управленческой деятельности. Среди основных задач государственного управления выделяются:

1. Государственное регулирование  процессов, происходящих в области  социальной, экономической и культурной жизни, и государственная поддержка некоторых предприятий и организаций.

2. Обеспечение эффективного функционирования  рыночного механизма, создание  и обеспечение эффективной работы  механизма налогообложения.

3. Создание, поддержание и обеспечение благосостояния граждан, их прав и свобод, удовлетворение социальных потребностей и интересов; обеспечение общественного порядка и безопасности.

4. Создание кадрового потенциала  управления (государственной службы).

5. Укрепление престижа страны и поддержание соответствующего статуса на международной арене.

Все государственное управление действует  на основе определенных принципов. Принцип государственного управления представляет собой закономерность, отношение или взаимосвязь общественно-политической природы и других групп элементов государственного управления, выраженную в виде определенного научного положения, закрепленного в большинстве своем правом и применяемого в теоретической и практической деятельности людей по управлению.

 

 

5. Функции государственного и муниципального управления.

Функции г\у — основные виды упр  деят-сти, поражд разд труда в проц упр обществом.

Основные ф-ции г\у: 1) ф-ция целеполагания  Цель-ид область будущего результата. ЕЕ формирование предполаг наличие  знаний. Тенд общ развития. Поэтому целеп предворяет анализ конкр ситуации. 2) прогнозирование. Соц прогн-е — суждение о будущем сост. С указ опр сроков и изменений. 3) Разработка гос. Стратегии . г\с — опред и офиц сужд приоритетных целей и осн путей их достижения. (Стратегия 2020 — офиц прин стр в РФ) 4) Планирование — конкр нам целей и задач. 5) информирование (свед об общ процессах, правилах игры в данной полит ситуации)6) Ф-ция организации — сов-сть действий по налаживанию взаимосв м\д соц группами, учреждениями, предприятиями, гражданами, объедин для реализации совм целей и программ. 7) ф-ции координации и регулирования 8) Активизации ( обесп созд мат, дух и иных стимулов)9) Контроль и надзор за исп гос упр решений ( исп учета и отчетности, обобщ и оценки рез-та 10) бюджетирование — фин гос программ.

Функции управления служат основанием для класс видов упр действий, выбор работ, вып гос властью. Ученые насчит не более 50 ф-ций гос  упр. Комиссия по проведению адм реф  насчитала более 50 тыс600ф-ций у  фед органов исп власти, из них половина была отнес к избыточн или дубл-щим.

 

 

6. Принципы и методы государственного  и муниципального управления.

Под принципами гос. и мун. управления понимаются объективные основы, на которых базируются структура и процесс управления и в которых абстрагированы закономерности построения, функционирования и совершенствования управления. 
Принципы управления разделяются на:А) общие, частные и организационно-технологические; 
Б) обеспечивающие функционирование объекта управления и обеспечивающие развитие и совершенствование управляемой системы. 
Общие принципы управления (действуют в любой сфере управления, на любом уровне и в любой период становления системы управления):принцип объективности (научности) предполагает целенаправленное воздействие субъекта управления на объект управления на основе познания и использования закономерностей и развития в интересах обеспечения оптимального функционирования системы управления.2принцип системности основан на рассмотрении объекта управления как единого целого, состоящего из отдельных элементов, которые связаны между собой таким образом, что изменение свойств одного или нескольких из них влечет изменение других элементов или системы в целом. Чтобы управлять целым, надо раскрыть его сущность, состав, структуру, функции, интегративные факторы, коммуникацию с внешней средой, историю развития.3Принцип комплексности позволяет проводить исследования и оценки, экспертизу принимаемых решений и позиций разных отраслей знания и разнопланового опыта, обеспечивая их взаимное согласование и интеграцию.4Конкретно-исторический принцип предполагает исследование возникновения, формирования и развития управленческих проблем в хронологической последовательности, с учетом влияющих на них факторов и условий. Например, в организации можно выделить несколько стадий жизненного цикла: зарождение, ускорение роста, замедление роста, спад. В связи с различиями целей управления на разных стадиях используют различные методы, соответствующие конкретным условиям управления. 5Принцип состязательности. Состязание, соперничество - это коренные свойства, признанные атрибуты всей живой природы и общества. Состязания принизывают всю историю общества.6 Принцип главного звена – это отыскание из множества задач основной задачи, решение которой позволяет решить весь комплексов управления.  
К частным принципам управления, сфера действий которых локальна, относятся принципы управления отдельными фирмами и организациями. 
К организационно-технологическим принципам управления относятся принципы:сочетание централизма и децентрализма;единоначалия и коллегиальности;приоритет общего над частным;единство федерального, регионального и местного управления. 
К принципам, обеспечивающим функционирование объекта управления относятся:принцип правовой защищенности управленческого решения;принцип оптимизации управления;принцип делегирования полномочий;принцип соответствия;принцип автоматического замещения отсутствующего. 
К принципам, обеспечивающим развитие и совершенствование управляемой системы, относят: 
принцип первого руководителя;принцип одноразового ввода информации;принцип новых задач;принцип повышения квалификации персонала.  
К общим принципам государственного и муниципального управления относятся: верховенство Конституции РФ, народовластья, ответственности,обеспечения прав и свобод человека и гражданина, разделение властей, федерализма, сочетание централизации и децентрализации управления, гласности, законности, двойного подчинения, сочетание единоначалия и коллегиальности, делегирования полномочий, и т. д.  
Метод – совокупность приемов, способов достижения целей управления. Методы управления носят объективный характер (средство реализации объективных законов) и субъективный характер, т.к. определяются знаниями и способностями людей.  
Методы разделяются на а) морально-идеологические, социально-политические, экономические, административные или на б) методы внеэкономического воздействия (организационные, административные) и экономического воздействия. Методы также делят на общие, используемые для выполнения всех или основных ФУ (регулирование, общее руководство, административные и экономические методы) и специальные, применяемые при осуществлении отдельных функций (методы выработки и принятия УР). 
1. Профессура госуниверситета управления выделяет общенаучные методы (системный подход, комплексный подход, моделирование, экспериментирование и т.д.) и конкретные или специфические, подразумевая под ними подходы, способы, приемы, с помощью которых осуществляются различные виды управленческих работ. Конкретные методы в свою очередь можно классифицировать: управление функциональными подсистемами, выполнение ФУ, принятие УР.  
2. С точки зрения ученых РАГС методы делятся: административные (организационно-распорядительные), экономические, социально-психологические, воспитательные.  
Административные методы реализуются путем прямого воздействия субъекта управления на объект управления. Воздействие может осуществляться на основе заключенных договоров, через административные приказы и распоряжения, положения и правила. Для АМ характерно: конкретно-адресное задание, отсутствие полной и непосредственной ориентации на экономические интересы персонала, как объекта управления, высокая доля ответственности вышестоящих органов за принимаемое решение, решение не предполагает выбора, требует обязательного и точного исполнения.  
Экономические методы основываются на использовании стимулов, предусматривающих заинтересованность и ответственность субъектов управления за последствия принимаемых решений и побуждающих работников добиваться инициативного осуществления поставленных задач без специальных на то распоряжений. ЭМ – это методы косвенного воздействия на объект управления, для которых характерно: учет экономических интересов, как коллектива, так и отдельных работников; самостоятельность субъектов управления на всех уровнях при одновременном возложении на них ответственности за принимаемые решения и их последствия; побуждение к подготовке альтернативных решений и выбору из них наиболее соответствующих интересам коллектива и отдельных работников. ЭМ считаются очень перспективными и востребованными в условиях становления рыночных отношений. 
Социально-психологические методы управления. Ведущим элементом любой социальной системы является человек со своими потребностями, интересами, мотивами, чувствами, идеями. В управлении социальными системами главным является руководство людьми. Эти методы ориентированы на моральные интересы людей и связаны с самоутверждением и самовыражением человека в коллективе, с его стремлением получить моральное удовлетворение в труде.  
Под социальными методами управления понимают конкретные способы и приемы воздействия на социальные процессы формирования и развития коллектива. К ним относятся: убеждение, социальное нормирование, регулирование, моральное стимулирование, широкое информирование руководителем работников, а также методы управления группами и индивидуально-личностным поведением. 
Под психологическими методами управления понимают способы, приемы воздействия на регулирование отношений между людьми посредством создания оптимального социально-психологического климата как проявление группового сознания в виде группового настроения, групповых мнений и суждений. В качестве психологических методов используются: методы комплектования команд и коллективов, методы гуманизации труда, методы профотбора и обучения. 
Радченко – выделяет методы: на основе властной мотивации; на основе материальной мотивации; на основе моральной мотивации. 

 

 
7. Система и структура государственного  и муниципального управления. Государственный  и политический аппарат. Государственный орган, государственная организация. Государственная служба.

Система г\у — целостная организованная на единой правовой основе сов-сть взаимосв эл-тов, включ субъекты и объекты  гос управления, взаимосвязи м\д  ними, средства деятельности, нормы и цели.

Гос упр условно выдел 3 системы: 1 Упр система — субъект  упр 2 Управляемая система — объект упр.3 система их взаимосвязей. Сстемой  гос упр обесп взаимосв эл-тов, которая может быть описана след схемой: природа власти_цели_ф-ции_структура_процесс.

Каждый предш эл-т  опред последующий. Данная схема  опред послед-сть. Согласно кот должна строится или реформ сист гос упр. Конкретный тип сист ГМУ опред  хар-ром пол реж, особ гос уст.

Структура гос упр- форма  организации сист г/у, совокупность и единство м\д сост систему эл-тами, а так же совокупность органов гос упр, по вып ф-ций для достиж пост гос-вом целей.

Механизм г\у — это  комплекс гос орг, оанов на единстве принципов орг-ции и деят-сти  закр зак-вом.

Понятие гос апп употр  в узком и широком смысле. В  уз см- сов исп органов гос власти. Вып повс работу по упр гос-вом. В  шир — сов-сть всех гос орг-нов,надел  полн по реализации гос власти.

Структура гос апп  во многом зав от гос уст, пол режима и тд

Пол апп — комплекс взаимосв эл-тов в структуре власти, облад компетенц и полн, кадрами. Им своей целью реш задач, пос пол руководства страны.

Пол апп отлич от гос  апп тем, что его создают пол  партии, пол объединения для реш  стоящих перед ними пол проблем. Пол апп формир пол рук-во страны, кот выраб осн приор гос разв. Его состав зав от итогов выборов.

Гос орган — организ  часть гос механизма, над властными  полн и комп, необх ср-вами для  осущ задач. Стоящих перед гос-вом. Гос орган отн сам-ая чать гос  апп., облад рядом признаков: осущ от имени гос отд его ф-ции, облад опред власт полн, осущ задачи преим внешнего упр., имеет закр н-п актами структуру и положение о своей деят-сти, действует в уст гос масштабах  непоср или через сист гос организаций

Гос организация —  орг, сод гос орг для пред опр гос услуг насел или реализ опр гос целей.  В наст время гос орг бывают авт бюдж и казеными. В гос органах трудятся гос служащие — гражд Рф, исп в порядке уст зак-вом обяз-сти на должн гос сл в гос органе за денежное вознагр, выпл из ср фед или регион бюджета.

 

 

8. Организационная структура  гос и мун управления. Горизонтальные  и вертикальные взаимосвязи в  системе ГМУ. Правовые и организационные  хар-ки органов государственного  и муниципального управления  в Рф.

Структура гос упр- форма организации сист г/у, совокупность и единство м\д сост систему эл-тами, а так же совокупность органов гос упр, по вып ф-ций для достиж пост гос-вом целей.

Во многих странах  сист ГМУ строится на основе вертикальных и горизонтальных взаимосвязей органов  гос упр. Горизонтальные взаимосвязи включ в себя разд на ветки власти. Ветикальные на уровни власти. Ветви власти — это напр упр-ой дея-сти опред в соотв с принципом разд властей, используемых в условиях демокр и политич режима.

Разд властей- это принцип  организ деят-сти гос-ва, опред расп единой суверенной гос властью м\д тремя самост ветвями органов — зак исп суд.

Уровни власти- вертикально  упоряд ранги исп деят-сти, расп в  соотв с режимом делегир полномочий от высших упр звеньев к низшим. Кроме гос органов, относ к 3 ветвям власти существует гос органы с особой компетенцией  - избир и контрольно-надзорная.

 Орган государства  – это юридически оформленная,  организационно и хозяйственно  обособленная часть государственного  механизма, состоящая из государственных служащих, наделенная государственно-властными полномочиями и необходимыми материальными средствами для осуществления в пределах своей компетенции определенных задач и функций государства.

Понятие органа государственной  власти складывается из совокупности его признаков:

1) создается и действует от имени государства – Российской Федерации или ее субъекта;2) действует на основе законов и других нормативных правовых актов;3) выполняет свойственные только ему задачи и функции;4) обладает собственной компетенцией;5) характеризуется организационной обособленностью и самостоятельностью;6) наделен властными полномочиями, т. е. его решения принимаются от имени государства, носят обязательный для всех характер и при необходимости подкрепляются принудительной силой государства.

Только совокупность этих признаков дает основание относить тот или иной орган к числу  государственных. Не каждое государственное  учреждение или организация будет  считаться органом государственной  власти (например, государственное  учебное заведение, учреждение здравоохранения), а только обладающее комплексом вышеуказанных признаков.

Система органов государственной  власти состоит из тех, которые определены Конституцией РФ, и тех, создание которых  обусловлено функциями и полномочиями конституционных органов. Система органов государственной власти многосложна, состоит из разнообразных, иерархически соподчиненных звеньев.

В зависимости от критерия органы государственной власти классифицируются на различные виды.

Государственные органы РФ действуют на основе Конституции РФ и принципов, в ней заложенных.

Можно привести большое  количество классификаций органов  государственной власти, все зависит  от основания. Остановимся на самых  основных.

По уровню деятельности различают федеральные органы и  органы субъектов Федерации.

На федеральном уровне система органов государственной  власти включает в себя: Президента РФ, Федеральное Собрание РФ, Правительство  РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный  Суд РФ, Высший Арбитражный Суд  РФ, а также федеральные органы исполнительной власти и суды РФ.

В субъектах Федерации  государственную власть осуществляют образуемые ими органы законодательной, исполнительной и судебной власти.

По характеру выполняемых  задач органы государства подразделяются на четыре вида:

1) органы законодательной власти, избираемые населением, обладающие исключительным правом на принятие законодательных актов;2) органы исполнительной власти, основная форма деятельности которых – исполнительно-распорядительная;3) органы судебной власти, осуществляющие правосудие и уполномоченные применять государственное принуждение;4) органы контрольной власти, деятельность которых состоит в проверке соответствия актов и действий государственных и иных органов, их должностных лиц:а) постоянные, которые создаются без ограничения срока действия;б) временные, которые создаются на определенный срок.В зависимости от правовой основы образования можно различать государственные органы, создаваемые на базе:1) Конституции РФ;2) федеральных конституционных законов, федеральных законов;3) указов Президента РФ;4) постановлений Правительства РФ;5) законодательных актов субъектов РФ.

Органы государства  различаются между собой и  тем, что одни из них – коллективные образования, другие – представлены одним лицом. По общему правилу орган  государства состоит из коллектива государственных служащих. Например, Федеральное Собрание РФ, Правительство РФ, Верховный Суд РФ. Однако в отдельных случаях орган государства может воплощаться в одном лице, занимающем государственную должность. Например, Президент РФ, Президент республики в составе РФ, Генеральный прокурор РФ.

Своего рода обобщающим основанием классификации государственных  органов является их место, роль, функциональное назначение в структуре механизма  государства.

Исследование различных  видов государственных органов предполагает их комплексное рассмотрение с учетом тесной взаимосвязи всех упомянутых выше и, возможно, некоторых других оснований их классификации.

 

 

9. Глава государства  в системе государственного управления. Институт президента РФ.

Глава гос это чаще всего президент ( в республике) или монарх, редко бывает коллегиальный монарх или колл призедентура. Роль главы гос-ва разл в разных странах. В абсол монархиях власть не ограничена. В дуалист мон есть партамент.В парл монархии монарх правктически не правит. В презид республиках президент обладает широким кругом полномочий и контроля за исп властью. В смеш респ правительство контролируется как президентом, так и парламентом. В парл респ президент практически не упр сам-но госвом. Исполняя в основном представ ф-ции.

Информация о работе Шпаргалка по "Государственному и муниципальному управлению"