Шпаргалка по "Государственному и муниципальному управлению"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 11:42, шпаргалка

Описание работы

Ответы на вопросы к экзамену

Файлы: 1 файл

ШПОРЫ!!!!!!!!!!!!!!!.doc

— 398.50 Кб (Скачать файл)

Судопроизводство осуществляется в соответствии с принципами,

закрепленными в Конституции  РФ

1) участие граждан  РФ в отправлении правосудия. При соблюдении указанных выше  условий граждане могут быть  народными и присяжными заседателями. Иногда граждане выступают как общественные обвинители или общественные защитники, будучи делегированыдля этой цели на судебное заседание определенными коллективами;

2) свобода доступа  к суду. Никто не может быть  лишен права нарассмотрение его  дела в суде. Государство обеспечивает доступ к правосудию не только физическим, но и юридическим лицам;

3) независимость судебной  коллегии, судьи, народного, присяжного  заседателя и подчинение их  в процессе судопроизводства  толькозакону;

4) коллегиальное отправление правосудия. Судья (мировой судья) может единолично принимать решения только по сравнительномалозначительным делам. Остальные дела рассматриваются в судебной коллегии. Некоторые гражданские дела в соответствии с ГПК РФ рассматриваются в порядке приказного судопроизводства (выдача судебных приказов судьей в бесспорных случаях и др.);

5) открытый, публичный  судебный процесс. Закрытые заседанияпроводятся,  если дело касается вопросов  государственной или коммерческой  тайны, по делам лиц, не достигших  16-летнего возраста, по

делам о половых преступлениях  и др. Однако приговор или решениезакрытого судебного процесса оглашаются публично;

6) судебное разбирательство  должно проводиться в присутствиисторон  (их представителей), быть очным  (от слова ?око? — видеть),заочное судебное разбирательство не допускается. В порядке исключе-ния по уголовному делу закон разрешает рассмотрение дела в отсутст-вие подсудимого в крайнем случае. В гражданском процессе возмож-ности суда рассматривать дело в отсутствие ответчика гораздо шире;

7) осуществление правосудия  на основе состязательности и  рав-ноправия сторон. Этот принцип  означает, что обвинитель и обвиняе-мый,  истец и ответчик выступают  в суде в качестве сторон, имеющихравные  права. ГПК РФ устанавливает,  что прокурор в гражданскомпроцессе является лишь стороной;

8) возможность пересмотра  приговоров и решений вышестоящимсудом. Приговор и решение, как правило,  не вступают в силу сразупосле  их провозглашения. Дается определенный  срок для обжалова-ния и опротестования  решения (срок необходим, иначе неопределен-ность будет длиться бессрочно). Если срок истек, а жалоба или про-тест не поданы, судебный акт (приговор, решение) вступает в законную

силу. Если имеет место  обжалование, судебный акт вступает в силу.после решения вышестоящего суда, который вправе оставить в силерешение суда первой инстанции или направить дело на новое рас-

смотрение.

Прокуратура РФ. Прокуратура  — особая система органов. Должностные  лица этих органов прокуроры осуществляют от имени государства полномочия, принадлежащие прокуратуре в соответствии с

Конституцией РФ и  федеральными законами.

Систему прокуратуры  трудно отнести к какой-либо из ветвейвласти известной триады: законодательной, исполнительной или судебной. Некоторые  исследователи считают, что прокуратура  находится вне ветвей власти, другие утверждают, что это особая часть исполнительной власти, третьи называют органы прокуратуры составной частью рассредоточенной контрольной власти, возникшей в дополнение к указанным трем в современных условиях. Согласно Конституции РФ прокуратура представляет собой

единую, федеральную и  централизованную систему. Ее единствообеспечивается особым порядком формирования, подчиненности  идеятельности. Прокуратура - орган  федеральный, субъекты РФ

собственных органов  прокуратуры не имеют. Централизованныйхарактер прокуратуры связан с особым порядком назначения иподчиненности органов прокуратуры: все прокуроры назначаются

Генеральным прокурором ему, а также вышестоящим прокурорам, подчинены.

Систему прокуратуры  возглавляет Генеральный прокурор РФ, назначаемый на должность Советом Федерации по представлениюПрезидента РФ на пять лет. Отстраняет от должности Генерального

прокурора также Совет  Федерации по представлению Президента РФ. Президент РФ не может уволить  Генерального прокурора.Прокуроры субъектов РФ назначаются сроком на пять лет Гене-

ральным прокурором РФ.

Главная задача прокуратуры  — осуществление от имени Российской Федерации надзора за соблюдением  Конституции РФ и исполнением  законов, действующих на территории РФ.Надзор за конституционностью и законностью осуществляется проку-ратурой в целях обеспечения верховенства Конституции РФ и закона,единства законности и ее укрепления, защиты прав человека и гражда-нина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.Прокуроры осуществляют надзор за:1) соблюдением Конституции РФ и исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов РФ, орга-нами местного самоуправления, органами контроля, их должностными лицами, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов. Из сферы прокурорского надзора исключены высшиеорганы государственной власти, в том числе Правительство РФ. Чтоже касается правовых актов законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, то КонституционныйСуд РФ подтвердил надзорные права соответствующих федеральных прокуроров в отношении таких актов. Кроме того, согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 11 апреля 2000 г.1 по заявлению прокурора суды вправе признавать законы субъектов РФ недействующими (но они не могут признавать их недействительными и утрачивающими юридическую силу);2) соблюдением прав и свобод человека и гражданина теми же органами и должностными лицами, перечисленными выше, а такжеорганами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;3) исполнением законов органами, осуществляющим]! оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;4) исполнением законов администрацией учреждений, исполняю-щих наказание или иные меры принудительного характера, назначен-ные судом, а также надзор в отношении администрации мест содер-

жания задержанных и  заключенных под стражу.

 

13. Региональный уровень  государственного управления. Глава  субъекта РФ, законодательные, исполнительные, судебные органы в субъектах РФ.

С РФ осущ на своей террит гос упр-е по вопросам, отн к  КРФ к совм веденью или веден  С РФ ( остаточные полномочия)

Все отраслевые ФЗ сод  разграничение полномочий м\д уровнями власти в конкр отрасли упр-я. Упр-е, реализ субъектом, предполаг созд органов власти всех трех ветвей. Поскольку С РФ обладают гос властью в соотв с КРФ или уставами, в них учреждены должности, чвл аналогами должности През РФ — это должности глав Субъекта РФ.Назв должности опред самим СРФ ( Губернатор , глава администрации, глава респ, Мэр и др)

Чаще всего глава  субъекта возгл исп власть. Но может  быть и отд должность главы  правит-ва, т.е глава может выбирать.

До 2004 г. Главы субъектов  избир на выборах непоср населениемзатем зак-во изменилось, глава субъекта стал надел полномоч в рез избрания региональн парл СРФ . Кандидатура для такого наделения представл ПрезРФ, до этого През РФ несколько кандидатур представляет партия, имеющая большинство в регион парламенте. Отстранение от должности Главы С РФ стало практически невозможным только по собств желанию или в связи с утратой доверия презРФ. В наст время През РФ внес в ГД законопроект, по которому возвращ система прямых выборов главы субъекта населением.

Законод органы в СРФ:- орган власти, кот проводит зак  регул по вопросам, отнес к компетенции  субъекта.  субъект сам решает как будет назыв зак орган  ( Дума Хмао) гос совет, законод собрание, парламент, совет депутатов. В большинстве  СРФ парламенты однопалатные, двухпалатные явл исключ. Многие парл имеют квотиров места, например для нац представит-ва ( в ДХМАО 3 места для малочисл народов севера — ассамблея малочисл нар севера)

Большинство парл избир  по смеш сист — половина деп по единому  многоманд округу, другая по многомандатному.

Исполнительная власть С РФ: представлены высшим органом  исп власти и отраслевыми органами исп власти. Организ структура  орг исп вл опред СРФ самостоятельно.Высший орган исп власти может возглавлять  глава субъекта или премьер-министр. Кроме прав-ва есть отраслевые органы упр-я. В нас время это трехуровневая структура органов исп власти. По типу федеральной ( мин служ агенства) 3-х уровневой, некот 2 — х звеневые с выд служб ( в ХМАО — департаменты и службы)некоторые — иную.

Судебная ветвь власти СРФ представл Конституц ( в респ) или уставными судами, мировыми судами.

 

14.Территория в государственном  и муниципальном управлении.

Территория — ограниченное пространство, в пределах которого распространяется суверенитет государства, где органы гос власти осущ свои полномочия.

Государственное управление осуществляется в масштабах страны, а иногда выходит за ее пределы (управление посольствами и консульствами данного  государства в других странах, регулирование  поведения своих граждан, находящихся за границей, контроль за использованием экономических зон государства, расположенных в открытом море и др.). Органы государственного управления (например, отделы и управления министерств, выполняющие общегосударственные задачи) создаются в субъектах федераций, в автономных образованиях (например, назначенный правительством губернатор Аландских островов в Финляндии), в административно-территориальных единицах (те же отделы общегосударственных министерств).

В России государственное  управление осуществляется Федерацией и субъектами Федерации. Федерация осуществляет государственное управление на всей территории страны, имеет исключительные предметы ведения, в сфере которых управление могут осуществлять только федеральные органы (оборона и безопасность, внешняя политика, регулирование прав и свобод человека и гражданина, ядерная энергетика и др.). Управление по этим вопросам осуществляют только органы Федерации (управления, отделы, отделения федеральных министерств, действующие, соответственно на территории субъекта РФ или административно-территориальной единицы (муниципального образования) — района, города. Существуют совместные предметы ведения Федерации и ее субъектов, по которым государственное управление могут осуществлять и Федерация, и субъекты РФ (природопользование, защита прав национальных меньшинств, административное право и т.д.), но субъект РФ — только в том случае, если какие-либо отношения не урегулированы Федерацией (федеральное право имеет верховенство). Разумеется, субъект РФ может создавать свои органы и осуществлять такое управление (по вопросам, не урегулированным Федерацией) только на территории данного субъекта, а не как общегосударственное управление. По всем вопросам, которые выходят за сферу предметов ведения Федерации и совместного ведения Федерации и субъектов РФ, субъект РФ вправе осуществлять на своей территории самостоятельное государственное управление. Федеральное государственное управление осуществляется также на территориях семи федеральных округов (Центрального, Южного, Уральского и др.), куда назначены Президентом РФ его полномочные представители, многие министерства и ведомства создали в округах свои управления, Генеральный прокурор назначил в каждый округ своих заместителей и т.д. Особых судебных учреждений в округах не создано. Автономных образований в РФ нет, следовательно, не встает вопрос и о сфере их управленческой деятельности. Что же касается муниципальных образований, то они имеют свою сферу управления (местное самоуправление), которая определяется правовыми актами Федерации и того субъекта РФ, в состав которого входит данное муниципальное образование.

 

15. Федерализм как форма  государственного управления.

Федерация — форма  гос устройства, подр деление гос-ва на ряд политико — территор образований ( субъектов фед), пол и юр статусыкоторых предполагает их сам-ть  и независимость от центральных властей федеративного гос-ва в вопросах, отнес к их компетенции.

Федерация облад рядом  признаков: 1) Ф сост гос образ, кот  имеют статусы субъектовФ по Конституции, собственным админ- террит устройством и организации власти. Они могут созд по нац- террит, адм-терр, историческому признаку. 2) В отл от унитарных гос-в террит федерации не представл единого целого. 3) Субъекты Ф не явл гос-вами и не обл суверенитетом. Чаще всего они ограничены в междун отношениях.4) В большинстве Фед действуют конституции и законы субъектов ( при этом обесп верховенство фед права над региональным) 5) В большинстве Ф на ряду фед гражд-ом существует гр-во субъекта, однако гр-во субъекта можно получить только после общефедерального 6) отлич признаком федеративного гос. Устройства явл 2-х палатная структура парламента 7) Субъекты Ф имеют собств сист гос упр.

Наиболее сложным вопросом при фед уст явл разграничение  компетенций м\д центром и субъектами. Компет разп н а4 осн вида: исключ комп центра, искл компет Федерации, искл комп Субъекта, Совм комп Фед и субъекта, остаточная компетенция. ( то, что не отнесено к первым 4)

Распр компетенции в  различных вариантах закр в К  стран. Распр компетенции в конкр  сферах гос упр-я закрепл в отраслевых законах федерации.

 

16.Федеративное устройство  РФ. Специфика российского федерализма.  Проблемы и тенденции развития  федеративных отношений в РФ.

Основы федеративного  устр-ва Рф закреплены в КРФ — 3 глава. К осн принципам Федерат устройства в РФ относятся : 1) Гос целостность, 2) единство сист гос. Власти 4) Разгр предм веденья 4) равноправие и сомоопр народаРФ, кот может осущ в разл формах нац. Госуд и нац культ устройства 5) Равенство сРФ

В сис правовых эл-тов, хар сРФ входят: устав (конституция), свое зак-во, сист органов рег власти, территория гран которой могут быть изм только по взаимному согласию с сопред СРФ

В Рф выдел следующие  виды С: 1)Республики 21 2)Края (9) 3)Область (46) 4)Город фед знач (2) 5)А область (1)  6)А округ (4)

Итого 83 сРФ

КРФ опред предметы исключ веденья РФ ст 71 и предметы совм вед  РФ и СРФ ст 72

КРФ опред, что право  осущ остат полн прин субъектамРФ

Осн особ Российского  федерализма: 1) РФ самое большое  в мире фед гос-во. Явл усложненным  типом Федерации, включ 6 видов субъектов. 2)Принципы орг-ции Федерации — сверху вниз — те не по воле сРФ, перед часть полн Центру, хотя и по их добр согласию.3) Принципы строения Федерации — смешанные, те как и по нац — территор Респ АО обл, так и по админир-территор. 4) Структура некоторых СРФ сложно устроенная — т.е автономные округа и авт области являясь автон. Входят в состав других субъектов , что сущ осложняет их взаимоотношения

Информация о работе Шпаргалка по "Государственному и муниципальному управлению"