Шпараглка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 19:13, шпаргалка

Описание работы

Рабоата содержит 60 ответов на вопросы по дисциплине "Менеджмент"

Файлы: 1 файл

men_shpora.docx

— 147.07 Кб (Скачать файл)


  1. Проблемы совершенствования систем уп-я на соврем этапе.

Современный менеджмент, учитывая достижения всех школ и направлений, интегрирует их в процессе управления. Интеграция производства и управления отражает усложняющиеся взаимосвязи между внешней и внутренней средой предприятия (маркетинг и производство; научные исследования — производство и маркетинг и т. п.). На макроэкономическом уровне управление должно учитывать глобальные процессы, связанные со становлением мировой экономической системы и обострением противоречий с окружающей средой, с интересами настоящего и будущего поколений. Концепция устойчивого развития, находящая все большее признание в мире, требует пересмотреть и систему ценностей, которые лежат в основе целеполагания, и тем больше, чем выше уровень управления. Традиционные ценностные критерии общества частного потребления (личный успех и богатство, прибыль и т. п.) приходят в противоречие с требованиями сбалансированного с окружающей средой развития экономики и самого человека. Концепция социально-этического маркетинга уже провозгласила приоритет общественных интересов над индивидуальными: удовлетворение потребностей без ущерба для интересов окружающих. Происходит признание социальной ответственности менеджмента и бизнеса как перед обществом, так и перед отдельными людьми, работающими в организации. Поэтому в управлении предприятием главным становится стратегия, являющаяся не только инструментом обоснования, выработки и реализации долгосрочных целей и задач производственного, научно-технического,   экономического,   организационного   и социального характера,  не только  фактором,  регулирующим деятельность организации по достижению намеченных целей, но одновременно и средством связи предприятия с внешней рыночной средой. Современный менеджмент характеризуют следующие положения. 1)Отказ от приоритета классических принципов школ менеджмента, согласно которым успех предприятия определяется прежде всего рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием специализации, т. е. воздействием управления на внутренние факторы производства. Вместо этого первостепенной становится проблема гибкости и адаптируемости к постоянным изменениям внешней среды. Значение факторов внешней среды резко повышается в связи с усложнением всей системы общественных отношений (в том числе политических, социальных, экономических), составляющих среду менеджмента организации. 2)Использование в управлении теории систем, облегчающей задачу рассмотрения организации в единстве ее составных частей, которые неразрывно связаны с внешним миром. Главные предпосылки успеха предприятия находятся во внешней среде, причем границы с ней являются открытыми, т. е. предприятие зависит в своей деятельности от энергии, информации и других ресурсов, поступающих извне. Чтобы функционировать,  система должна  приспосабливаться  к изменениям  во внешней среде. 3)Применение к управлению ситуационного подхода, согласно которому функционирование предприятия обусловливается реакциями на различные по своей природе воздействия извне. Центральный момент здесь — ситуация, ,т. е. конкретный набор обстоятельств, которые оказывают существенное влияние на работу организации в данный период времени. Отсюда вытекает признание важности специфических приемов выделения наиболее значимых факторов, воздействуя на которые, можно эффективно достигать цели. 4)Новая управленческая парадигма уделяет огромное внимание таким факторам, как лидерство и стиль руководства, квалификация и культура работающих, мотивация поведения, взаимоотношения в коллективе и реакция людей на изменения. Ориентация на новые условия и факторы развития нашла отражение в принципах менеджмента, формулировка которых показывает возросшую роль человека, его профессионализма, личностных качеств, а также всей системы взаимоотношений людей в организациях. Например, в составе важнейших принципов, которыми рекомендуется пользоваться менеджерам в последнем десятилетии текущего века, нередко называются следующие: благожелательное отношение менеджеров ко всем работающим в организации; ответственность менеджеров всех уровней за успешную деятельность организации; коммуникации (горизонтальные и вертикальные) как внутри, так и за пределами организации; создание атмосферы открытости, честности, доверия людям; содействие реализации их талантов и стремление к постоянному совершенствованию как личной работы, так и работы организации. Практическое воплощение новых принципов управления весьма сложно и требует радикального пересмотра всей философии бизнеса, изменения психологии работающих (в том числе менеджеров), повышения их квалификации и роста личностного потенциала. Все большее количество компаний (в том числе крупных) пытаются отойти от прежних командно-иерархических отношений в своих организациях и усилить позиции путем лучшего использования и создания условий для развития сильных сторон персонала. Одновременно меняются подходы к формированию стратегии развития и ее целей, к по строению структуры организации и менеджмента, к процессу разработки и принятия управленческих решений, к работе с персоналом и к оценке эффективности работы организации, ее подразделений и работающих.


 

  1. Технология подготовки и принятия управ решений, ее эл-ты.

Управленческое решение - это трудоемкая и ответственная решения основывается на анализе деятельность, от результатов которой зависит развитие предприятия. Разработка решения основывается на анализе сложившейся ситуации, в процессе которого выделяются проблемные области. В данном процессе определяются содержание проблемы, расположение ее во времени и пространстве, ее последствия, степень важности и лица, причастные к ней. Итог анализа - формулировка проблемы и постановка цели, а также выяснение основных причин сложившейся ситуации. После этого разрабатываются критерии, на которые должно опираться решение. На основе анализа ситуации и определения критериев разрабатывается как можно большее количество возможных вариантов решений, из которых составляется база данных. Этот процесс позволяет найти наиболее оптимальное и объективное решение. Под технологией принятия решений следует понимать состав и последовательность процедур, приводящих к решению проблем организации, в комплексе с методами разработки и оптимизации альтернатив. Процесс принятия решений – это циклическая последовательность действий субъекта управления , направленных на разрешение проблем организации и заключающихся в анализе ситуации, генерации альтернатив, принятия решения и организации его выполнения. Процесс принятия решений состоит из следующих этапов: 1. Диагностика проблемы . Первый шаг на пути решения проблемы – ее определение , или диагноз. Правильно сформулировать проблему – значит, наполовину решить ее. Проблема – расхождение между желаемым и реальным состояниями управляемого объекта. Определяя решаемую проблему, следует стремиться к тому, чтобы число вновь возникающих при этом было минимальным. 2. Формирование ограничений и критерий принятия решений. Прежде, чем рассматривать возможные варианты решения возникшей проблемы, руководителю необходимо определить показатели, по которым будет произ-ся сравнение альтернатив и выбор наилучшей. Эти показатели принято называть критериями выбора. 3. Определение альтернативы

4. Оценка альтернативы. Разработав  возможные варианты решения проблемы, их необходимо оценить, т.е.  сравнить достоинства и недостатки  каждой альтернативы, и объективно  проанализировать вероятные результаты  их реализации. 5. Выбор альтернативы.  Выбор альтернативы следует согласовать с непосредственными исполнителями и людьми, напрямую заинтересованными в успешном исходе дела. После выработки и принятия решения оно реализуется. Для этого составляется детальная программа по реализации решений, в которой определяются сроки, средства, источники этих средств, ответственные за выполнение, а также способы контроля. Контроль позволяет отслеживать процесс исполнения и вносить в него коррективы. Для максимизации его эффективности необходима четкая обратная связь между руководящим звеном и исполнителями. Каждое решение представляет собой компромисс, так как изменение ситуации никогда не может быть всесторонне благоприятным. Недостатки принимаемых решений могут быть очень значительными, но с учетом сложившейся ситуации и конечного результата наиболее приемлемыми, поэтому руководитель должен уметь сглаживать их. Методы принятия решений: 1. Метод анализа: - метод сравнения - позволяет оценить работу предприятия. - индексный метод – применяется при изучении сложных явлений. - балансовый метод – предполагает сопоставление взаимосвязанных показателей хоз. деятельности с целью выяснения и измерения их взаимного влияния. - метод цепных подстановок – в получении ряда корректируемых значений обобщающего показателя, путем последовательной замены базисных значений. 2. Метод прогнозирования: - метод экстраполяции б- по уравнению регрессии - экспертные методы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Исторический подход к изучению менеджмента.

Истоки управления как  деятельности неразрывны с развитием экономики и уходят в глубину веков, но возникновение менеджмента как научной дисциплины обычно связывают с зарождением капитализма. И тем не менее, немало управленческих идей и принципов было известно задолго до капитализма. Каждое поколение решало свои проблемы с производством материальных благ, спросом и предложением, убытками и прибылью, трудом и управлением и, хотя во многом человеческие отношения следуют одним и тем же образцам, идеи управления не всегда были такими, как сегодня. Но не следует представлять это так, что современные идеи лучше прежних. Просто другие условия жизни: производительные силы, окружающая среда (главное — природа) и сам человек изменяются, а значит, должны изменяться подходы к управлению. Причем сами идеи и принципы могут оставаться неизменными (разделение и кооперация труда, дисциплина и др.), но их реализация соотносится с требованиями и условиями конкретной ситуации. Известно, что уже давно вследствие затухания механизмов естественного отбора развитие человека перешло от биологической эволюции в общественное развитие, и, как это ни странно звучит, началось замедление в развитии Мыслительного потенциала отдельного человека. То есть, как образно отметил академик Н. Н. Моисеев, кроманьонец времен ледникового периода был вполне современным человеком. И среди них были свои ньютоны и Эйнштейны. Спиралеобразное развитие цивилизации позволяет иногда обнаруживать аналогию настоящего в прошлом, как бы подтверждая известную пословицу, что новое — это хорошо забытое старое. Изучение истории менеджмента должно способствовать формированию у менеджеров чувства уверенности в решении возникающих проблем через обогащение их познаниями о прошлом.

 

  1. Сущность и методы мотивации.

Понятие мотивации тесно связано  с проблемой управления персоналом. В настоящее время, при переходе к рыночным отношениям, основным мотивирующим фактором работников является желание  иметь гарантированную заработную плату. Мотивация – процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей и для достижения целей организации. Самым первым и наиболее распространенным методом был метод наказания и поощрения (политика «кнута» и «пряника»). Этот метод использовался для достижения желаемых результатом и просуществовал довольно долго в условиях административно-командной системы. Постепенно  он трансформировался в систему административных и экономических санкций и стимулов. С повышением роли человеческого фактора появились психологические методы мотивации. В основе этих методов лежит утверждение, что основным модифицирующим фактором являются не только материальные стимулы, но и не материальные мотивы, такие, как самоуважение, признание со стороны окружающих членов коллектива, моральное удовлетворение работой и гордость своей фирмой. Такие методы мотивации базируются на изучении потребностей человека, т.е. осознанного ощущения недостатка в чем-либо. Ощущение недостатка в чем-либо имеет вполне определенную цель, которая и служит средством удовлетворения потребностей. Стимулы делятся на матер. и нематер.

Должны создаваться  условия для проявления творческого  потенциала персонала. К методам работы в этом направлении относятся: 1)Повышение квалификации персонала. 2)Всевозможное получение удовлетворения от полученных результатов 3)Возможность творческого проявления персонала Теории мотивации Сущ две категории теорий мотивации: содержательные – теории, в которых основной акцент делается на то, какие элементы содержит мотивация, а также какими качественными характеристиками данные элементы могут обладать. Содержательные теории рассматривают как правило исключительно внутренние побуждения (потребности) и их характеристики; процессуальные теории – теории, рассматривающие не только вопросы содержания мотивационного процесса (содержания потребностей), но и способ взаимодействия элементов в нём. Содержательные теории.  Потребности — это состояние человека, испытывающего нужду в объекте, необходимом для его существования. Потребности являются источником активности человека, причиной его целенаправленных действий. Основные научные труды в области содержательных теорий мотивации принадлежат :А.Маслоу, Ф.Герцберг; Д. Мак Клелланд и др.Теория А. Маслоу1)Физиологические потребности являются необходимыми для выживания. Они включают в себя потребности в еде, воде, убежище, отдыхе и т.д.2)Потребности в безопасности и уверенности в будущем включают потребности в защите от физических и моральных опасностей со стороны окружающей среды и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем. 3)Социальные потребности, иногда называемые потребностями в причастности, включающие в себя чувство принадлежности к кому-либо или чему-либо, чувство, что тебя принимают другие, чувство социального взаимодействия, привязанности и поддержки. 4)Потребности в уважении включают в себя потребности в самоуважении, личных достижениях, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании.5)Потребности самовыражения - потребность в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности Теория Ф. Герцберга потребности делятся на две группы: 1)Гигиенические потребности представляют собой минимальные требования работника к работодателю. К гигиеническим потребностям можно относятся:- политика администрации организации; - условия работы; - заработок; - межличностные отношения с начальниками, коллегами и подчиненными; - степень непосредственного контроля за работой 2)К фактором мотиваторам относят: успех; продвижение по службе; признание и одобрение результатов работы; высокая степень ответственности; возможность творческого и делового роста.Процессуальные теории  1)теория ожиданий - основным стимулом людей к деятельности явл опред ожидание результатов или вознаграждения, поэтому мотивацию нужно осущ путем создания у людей соотв ожиданий; 2)теория справедливости - осн мотивом деят-ти людей служит оценка справедливости возложения на них данного вида деят-ти и вознаграждения за него, именно воспринимаемая людьми степень справ-ти опред. усилия затрачиваемые людьми на ту или иную деят-ть.

 

  1. Школа научного управления.

В застойные времена существовали теория и практика управления в условиях административно-командной системы. В связи с переходом на новые  экономические условия, на новые  рыночные отношения, возникли новые  экономические и производственные условия: 1)Разорвались все производственные и информационные связи в результате разгосударствления 2)Разрушилась вся  инфраструктура народного хозяйства. Возникла объективная необходимость  в качественно новом рыночном управлении -менеджменте как научной  дисциплине. Главное принципиальное отличие менеджмента от традиционного  понятия управления - он отвечает на вопрос, как управлять или как  организовать управление, чтобы получить минимальную, но гарантированную прибыль  или доход. Раньше такого показателя, как прибыль, не было. Менеджмент - это  самостоятельный вид профессионально  осуществляемой деятельности. Он обеспечивает управление организацией в условиях ринка или перехода к рынку.

Управление было признано самостоятельной  областью знаний только в 20 веке. Основополагающие школы управления: 1.Научная школа управления (1885-1920). Эта школа связана с Ф.У.Тейлором. Представители этойшколы обосновали необходимость подбора конкретных работников для выполнения определенной работы, обосновали необходимость обучения работников, их подготовку и переподготовку. В рамках данной школы были разработаны основные принципы управления: отчетливо поставленные цели, справедливые отношения к персоналу, диспетчирование, нормальные условия труда, вознаграждение персонала и т.д. 2. Классическая, или административная, школа (1920-1950). Это направление связано с именем А.Файоля. Специалисты этого направления исследовали эффективность работы всей организации. Они свели всю работу предприятия к таким вида деятельности как: техническая, коммерческая, финансовая, защитная, бухгалтерская, административная. Итогом многих работ Файоля является создание принципов управления: первоначальная функция – разделение труда; полномочия и ответственность; дисциплина; единоличие; единство направления; подчиненность личных интересов общим и т.д. 3. Школа человеческих отношений ( с нач.1950 до наст. Времени). Основной целью школы было повышение эффективности работы организации за счет лучшего использования человеческого ресурса. Они, входе проведенных исследований, сделали вывод, что система человеческих отношений влияет на результативность туда не меньше, чем рационализация труда.

 

 

 

 

 

 

 

  1. Осн. принципиальные модели орг-ции в мен-те.см № 56!!

Информация о работе Шпараглка по "Менеджменту"