Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2013 в 22:52, реферат
В условиях начавшегося в те годы перехода от экстенсивных к интенсивным методам хозяйствования назрела необходимость поиска новых форм управления, характеризующихся более выраженным социологическим и психологическим уклоном. Цель этих методов заключалась в устранении деперсонализированных отношений на производстве, свойственных теориям научного менеджмента и бюрократическим моделям, и замене их концепцией сотрудничества между рабочими и предпринимателями. Научный контроль за производственным процессом вводился ради достижения экономических задач предприятия рациональными и эффективными методами. Однако ничего подобно не наблюдалось в области межличностных взаимоотношений между предпринимателями и работниками.
Школа психологии и человеческих отношений: возникновение и развитие
Школа человеческих отношений и бихевиоризм
М.П. Фоллетт: достижения научной психологии — основа школы человеческих отношений
Хоторнский эксперимент. Основные положения доктрины человеческих отношений. Хоторнский эксперимент и его этапы
Метод интервьюирования
Основные положения доктрины человеческих отношений
Ч. Барнард — проблемы кооперации человеческой деятельности
На формирование школы человеческих отношений заметное влияние оказали труды последователей Мэйо, в частности Ч. Барнарда (1886—1961). Его работа «Функции администратора», вышедшая в 1938 г., была посвящена проблемам кооперации человеческой деятельности.
Барнард доказывал, что предприятие должно обеспечивать не только экономическую, но и человеческую эффективность, развивал тезис о внутреннем консенсусе (согласии) в организации и об участии рабочих в управлении. При этом он считал, что власть делегируется не сверху вниз, а снизу вверх. Все его взгляды строились на единстве интересов предпринимателей и рабочих.
Барнард сконструировал теоретическую модель кооперативной системы, в центре которой находится индивид, имеющий свои собственные цели, желания и пр. Индивиды вступают в отношения друг с другом (т.е. в кооперацию) в рамках самостоятельного выбора кооперативной системы. Деятельность системы характеризуется результативностью и эффективностью. Она имеет цель.
Под результативностью Барнард понимал достижение цели кооперации. По своей природе он считал ее социальной. Система, по его мнению, является результативной, если достигнута цель кооперации. В отличие от результативности, эффективность является по своему характеру личностной и связана с удовлетворением индивидуальных мотивов работников. В случае достижения цели с минимальными затратами и достаточно высокой степенью удовлетворенности система считается эффективной. Конечные результаты деятельности организации зависят от двух факторов: от влияния внешней среды и от степени удовлетворенности своих работников. В процессе взаимодействия людей в системе их первоначальные цели, мотивы и интересы взаимоизменяются. Если система оказывается «неэффективной» и люди не достигли желаемых результатов, то они уходят из нее.
Барнард различал два типа организаций: формальную и неформальную. Формальная организация возникает при наличии:
• людей, стремящихся к общению друг с другом;
• сознательного желания этих людей совместно трудиться;
• общей цели.
Барнард выделял в организации основные элементы, к числу которых он относил: цель, способность к общению, результативность и эффективность.
Неформальные организации существуют в рамках формальных организаций. «Под неформальной организацией, — писал Барнард, — я подразумеваю совокупность личных контактов и взаимодействий, а также ассоциированные группы людей».
Такая организация не имеет единой цели, однако она может оказаться достаточно устойчивой, так как создается на основе общих интересов и симпатий. К основным функциям неформальной организации Барнард относил: коммуникации, укрепления чувства личного торжества, самоуважения, независимости выбора и поддержание сплоченности.
Энергия социальных организаций, по Барнарду, создается усилиями их работников, которых он называл «стратегическим фактором организации». Однако работники не будут прилагать необходимых усилий, если их не побуждать к труду. Во всех типах организаций используются методы стимулирования и убеждения. Соответствующее место в его системе отводится власти, необходимой для управления индивидами.
Центральное место в кооперативных системах занимает управляющий, основными функциями которого являются: определение стратегических целей, принятие управленческих решений, разработка системы коммуникаций и структуры управления системой. Особой, главной функцией управляющего Барнард считал «созидание организационной морали», т.е. той духовной силы, без которой управляющий кооперативной системы не сможет стать лидером.
В целом школа психологии и человеческих отношений рассматривала предприятие как замкнутую социальную систему и игнорировала производственные и технологические факторы. Поэтому основные ее положения подверглись критике со стороны современников, которые отмечали слабую зависимость между «заботливым руководством» и качеством труда рабочих. Ставилась под сомнение и чистота проведения хоторнского эксперимента, наличие так называемого «хоторнского эффекта».
На недостатки мэйоизма указывал Урвик, который не только их четко изложил, но и систематизировал. К ним относятся:
• утрата специфики больших технологических и социальных систем;
• взгляд на рабочего, как на фактор, которым можно манипулировать;
• уход от решения сложных вопросов социальных конфликтов, акцентирование внимания лишь на вопросах кооперации и сотрудничества;
• смешение целей и средств их достижения.
Обещаниями счастья в будущем невозможно добиться равновесия и успеха в организации.
К недостаткам школы психологии и человеческих отношений относили также отсутствие системного подхода к проблемам управления, в частности, неспособность построения научной теории о месте человека в организации. Представители этой школы не занимались вопросами самоуправления и самоорганизации рабочих в производстве, ими был явно завышен уровень воздействия на рабочих с помощью социально-психологических методов.
Однако несмотря на критику, которой подвергалась школа психологии и человеческих отношений, основные ее положения нашли впоследствии отражение в новых, более сложных и современных концепциях менеджмента.
Заключение
Главная цель школ человеческих
отношений и науки о поведении
в управлении заключалась в вытеснении
жестких, обезличенных отношений на
производстве, вполне обнаруживших к
этому времени свою неэффективность.
В данном смысле трактовка промышленных
организаций как целостных
Наряду с этим указанным
теориям были свойственны и некоторые
недостатки. Так, они сосредоточили
фокус своего внимания на проблемах
кооперации, обойдя сложные вопросы
социальных конфликтов. В них явно
завышен уровень, до которого рабочими
можно манипулировать при помощи
социально-психологических
Литература:
«Экономические аспекты управления человеческими ресурсами»
Информация о работе Школа психологии и человеческих отношений