Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Апреля 2012 в 16:47, контрольная работа
Цель работы – комплексный анализ существующих концепций лидерства и сравнение стилей управления на ЧУПТП «Белпромторг». 
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи: 
определить понятие «лидерство»;
изучить различие между лидерством и руководством;
определить существующие основные теории о лидерстве и развития темы лидерства в современных исследованиях;
проанализировать значение лидерства в современном менеджменте;
провести анализ взаимоотношений между руководителями различных уровней и подчиненными в процессе работы на ЧУПТП «Белпромторг».
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………..3
 
1 Понятие лидерства.  Лидерство и руководство…………………….……4
2 Традиционные концепции  лидерского поведения………………..……..8 
3 Ситуационные модели  лидерства……………………………………….17
4 Современные исследования  лидерства.   Роль лидерства  в  организации………………………………………………………………………20
        5 Анализ стилей работы руководителей ЧУПТП «Белпромторг»………23
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………….32
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………………33
Рис. 2.4. Четыре типа лидерского поведения в зависимости
Примечание – Источник: составлено по [4]
На практике вознаграждение за достигнутый уровень выполнения работы приводит к превышению работником обычного уровня прилагаемых им усилий и превышению получаемого им удовлетворения от работы. Наказание за неадекватный уровень выполнения работы, равно как и вознаграждение без учета уровня выполнения работы, по-разному влияет как на прилагаемые усилия, так и на получаемое от работы удовлетворение. И наконец, наказание без учета уровня выполнения работы чаще всего отрицательно отражается на качестве работы и удовлетворенности работника.
Поскольку вышерассмотренные 
концепции лидерского поведения 
так или иначе предполагают наличие 
формального лидерства при 
Различные заменители лидерства и их связь с необходимостью использования того или иного стиля руководства показаны в табл. 2.3.
Таблица 2.3 - Заменители лидерства
| Переменные, или заменители лидерства 
 | Когда не требуется обращать больше внимания на отношения с подчиненными | Когда не требуется обращать больше внимания на структуру отношений и работу | 
| На уровне качеств подчиненных: 1 . Способность, опыт, подготовка, знания 2. Независимость,  3. Профессионализм 4. Отсутствие реакции на  | 
 X X X | 
 X X X X | 
| На уровне содержания работы: 5. Ясность, честность и  6. Отсутствие альтернативных  7 Получение обратной связи в работе 8. Внутренне удовлетворяющая  | 
 
 X | 
 Ч X X | 
| На уровне организационного окружения: 9. Процессы формализованы 10. Невозможность гибкости  11. Высокоспециализированная  12. Групповой подход, тесная взаимосвязь 1 3. У лидера нет прав  14 Нет непосредственного  | 
 
 X X X | 
 Ч X X X X X | 
Примечание – Источник: составлено по [4]
Рассмотренные концепции еще раз достаточно ясно свидетельствуют о том, что лидерами становятся, а не рождаются. Лидерское поведение может быть развито и улучшено посредством обучения и специальной подготовки. Знание этого, в свою очередь, помогает разработать и провести такие программы подготовки менеджеров, которые развивают определенные лидерские навыки и умения.
Вместе с тем поведенческие 
концепции лидерства основаны на 
очень широком спектре 
3 Ситуационные модели лидерства
Неудачи, постигшие традиционные концепции в определении универсального стиля эффективного лидерства, побудили, ученых к разработке новых подходов к изучению лидерства. Ответ начали, искать в рамках ситуационных теорий. Главной идеей ситуационного подхода было предположение, что лидерское поведение должно быть разным в различных ситуациях. Наиболее известными концепциями в рамках ситуационного подхода являются следующие:
№1. Модель ситуационного лидерства Фидлера,
№2. Модель ситуационного лидерства Херсея и Бланшарда,
№3. Модель «траектория – цель» Хауза,
№4. Модель Врума-Йеттона-Яго.
Характеристика основных ситуационных моделей дана в таблице 3.1.
Таблица 3.1 - Сопоставление четырех основных ситуационных моделей лидерства
| Переменные | Модель Фидлера | Модель «траектория-цель» Хауза | Теория Херсея и Бланшарда | Модель Врума-Йеттона-Яго | 
| Качества лидера | Лидеры, ориентированные на отношения или поучение. Работу следует построить с учетом стиля лидерства. | Лидеры способны повысить результативность ведомых путем применения правильных стимулов. | Лидер должен адаптировать свой стиль с учетом задания и отношений с ведомыми. | Лидер должен применять различные процедуры принятия решений в различных ситуациях | 
| Ситуационные факторы | Отношения «лидер - последователь». Структурированность работы. Властная позиция лидера в организации. | Характеристики последователей. Организационные факторы. | Степень зрелости последователей: Зрелость в работе; психологическая зрелость. | Качество решения. Обязательства последователей по решению. Время. Стоимость. Развитие. | 
| Допущения относительно ведомых. | Ведомые предпочитают различные стили 
  лидерства в зависимости от задания, 
  отношений с лидером и  | У ведомых различные потребности, которые следует удовлетворить с помощью лидера. | Зрелость (готовность) ведомых взять на себя ответственность и их способности влиять на применяемый стиль лидерства. | Участие в принятии решений повышает приверженность к решению | 
| Эффективность лидера. | Эффективность лидера определяется взаимодействием внешних и личностных факторов. | Эффективны те лидеры, ко.торые подсказывают ведомым наиболее подходящую линию поведения. | Эффективные лидеры способны менять стиль руководства, поддержки и делегирования с учетом степени зрелости ведомых. | Эффективный лидер учитывает роль участия подчиненных в принятие решений, а также мотивацию работников. | 
| История исследований: проблемы. | При проведении исследований другими учеными результаты противоречат выводам модели. | В истекшие два десятилетия модель вызвала небольшой интерес у исследователей. | Не проведено достаточно исследований, чтобы можно было прийти к выводам о прогнозной силе модели. | Модель является ограниченной, так как допускает только ответы «ДА» и «НЕТ». Эта модель достаточно сложная. | 
Примечание – Источник: составлено по [1]
Ситуационные модели имеют 
существенные отличия по набору  
рассматриваемых лидерских 
Традиционные и ситуационные концепции предполагали, что лидерство и управленческий эффект могут быть изменены и легко определены. К сожалению, на практике это не всегда так. Это и дало толчок к появлению новых концепций лидерства. Наиболее известными из этих концепций являются следующие:
Атрибутивный подход к лидерству исходит из того, что выводы лидера в равной мере, как и поведение исследователей, обусловлены реакцией лидера на поведение последних.
Рассматриваемый подход предполагает, 
что знание причин, создавших ситуацию, 
усиливает лидерское понимание 
и способность предсказать 
Таким образом, можно сделать вывод, что данная концепция опирается на теорию атрибуции, объясняющую причинно-следственную связь между тем, что произошло, и тем, что люди считают причиной происшедшего.
Концепция харизматического 
лидерства рассматривает 
Однако харизматическое 
лидерство не всегда требуется для 
достижения в бизнесе высоких 
результатов. Для бизнеса важность 
харизматического лидерства возрастает 
по мере необходимости поведения 
в организации радикальных 
В концепции преобразующего 
лидерства понятие «
Модель преобразующего лидерства 
имеет ряд отличительных 
Информация о работе Концепции лидерского поведения в современном менеджменете