Кадровый менеджмент в Западной Европе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июня 2013 в 12:06, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение кадрового менеджмента в Западной Европе.
Для достижения цели мной были выявлены следующие задачи:
1. изучить понятие кадрового менеджмента;
2. выявить цели и задачи кадрового менеджмента;
3. определить структуру и цикл кадрового менеджмента;
4. изучить особенности кадрового менеджмента в Западной Европе на примере организации.

Файлы: 1 файл

Кадровый менеджмент в Западной Европе.docx

— 81.30 Кб (Скачать файл)

Ошибки в работе менеджера, допущенные по отношению к данному  направлению, влекут за собой несогласованность  действий работника с действиями окружающих, отпугивание сотрудников  большим объемом работы, к формальному  подчинению и исполнению функций, самостоятельности  в ущерб взаимодействию структур, представлению чужих достижений как своих, к переработке и  истощению сотрудника, неуместной конкуренции между сотрудниками.

Инструментом оптимизации  организационной структуры и  связанных с этим отношений в  коллективе является формализация процессов  подчиненности, взаимоотношений по должности, должностных функций, прав и обязанностей сотрудников, что  необходимо отражать в функционально-должностной инструкции.

Исходя из основных целей  деятельности и особенностей структуры  организации, разрабатываются задачи для каждой составляющей кадрового  менеджмента, планируются приоритетные направления обеспечения кадрами, набор, отбор, руководство, обучение и подготовка.

Для решения целей и  задач предприятия проводится анализ его человеческих ресурсов. При их рассмотрении учитываются такие аспекты:

  • оценка профессиональной деятельности;
  • компетентность сотрудников (глубина и широта их знаний и опыт);
  • заинтересованность сотрудников в успехе всего предприятия;
  • влияние внешних факторов на качество и количество персонала;
  • психологическое восприятие сотрудниками изменений;
  • соответствие работающих сотрудников существующей на предприятии культуре производства;
  • мотивация в работе персонала;
  • эффективное использование мастерства и способностей персонала;
  • наличие благоприятного микроклимата в коллективе;
  • планирование карьеры, горизонтальное и вертикальное продвижение по службе;
  • совершенствование методов оценки персонала.

Неправильное и несвоевременное  внимание к проблемам кадрового  потенциала может приводить к  возникновению в коллективе интриг, стремлению к необоснованно быстрому успеху, переносу личной депрессивности на дело, подмене работы формированием  собственного имиджа, нерешительности, соперничеству, боязни перехода от повседневной работы к крупным перспективным проектам и наоборот и т. д.

Для предотвращения подобных проблем необходима текущая оценка профессиональной деятельности каждого  сотрудника. С этой целью менеджеры  предприятия должны проводить регулярные совещания с сотрудниками, обсуждая и оценивая их предыдущую профессиональную деятельность, нынешние возможности, а также планы на будущее. Подобный процесс позволяет активизировать и мотивировать персонал. Результатом оценки работы сотрудника становится либо вознаграждение, либо принятие мер по обучению и повышению квалификации. Таким образом, на уровне стратегии кадрового менеджмента происходит выявление сотрудников, способных выполнять более ответственную работу, и предоставление им возможности реализовать свой потенциал, оказывать помощь в самосовершенствовании через пристальное внимание к их потребностям, побудительным мотивам, дарованиям, а также поощрение стремления к профессиональному росту.

На уровне тактики требования к оценке деятельности персонала таковы:

  • повышение заинтересованности сотрудников в труде посредством их мотивации;
  • достижение лучшего взаимопонимания между руководителями и подчиненными через собеседования, наблюдения, обсуждения;
  • повышение у сотрудников удовлетворения от работы, выявление помех и препятствий в работе и поиск путей их ликвидации;
  • доведение до сведения подчиненных оценки их деятельности;
  • накопление профессиональных сил, а при необходимости усовершенствование и переподготовка по конкретному плану;
  • установление реальных и достижимых целей на ближайшее будущее;
  • рассмотрение всех возможных вариантов кадровых перестановок внутри организации.

Вознаграждение за проделанную  сотрудником работу подразумевает, прежде всего, заработную плату и  различные премии как формы материального  стимулирования. Однако финансовые возможности  фирмы могут быть ограничены, поэтому  целесообразно задействовать нематериальные поощрения: продвижение по службе, предоставление возможностей для дальнейшего обучения, вручение грамоты (это возможно и  целесообразно даже в небольшой организации), использование доски почета, похвалы, тактики поведения,— что дает сотруднику уверенность в прочности своего положения в организации. Иногда руководители пренебрегают неэкономическими стимулами, забывают при этом, что сложности личностной психологии «никто не отменял». Также в современных условиях возможно предоставление кредита на строительство жилья, служебной квартиры, право выполнять работу на дому и обеспечение необходимых технических условий для этого, оплата абонементов в бассейн, сауну, теннисные корты, лечения сотрудника и его семьи, предоставление работнику права не изменять свои привычки (спишь долго — спи, но выполняй свои функции), определенная обстановка в помещении, бесплатные обеды, оплата обучения детей в высших учебных заведениях, доставка сотрудника на работу транспортом организации, возможность работать по совместительству, оплата за коммунальные услуги и др. Все эти способы основаны на принципе мотивации, повышении заинтересованности работника в своем труде. Применение тех или иных стимулов зависит от потребностей каждого человека.[9]

 

 

 

1.3. Структура и  цикл кадрового менеджмента

Управление человеческими  ресурсами — часть кадровой политики, включающая взаимосвязанные ключевые элементы, которые называют циклом кадрового менеджмента. К таким  элементам (или направлениям) данного  вида менеджмента относятся:

  • формирование объектов и структур управления, планирование кадровой работы;
  • организация комплектования производства кадрами;
  • формирование устойчивых конкурентоспособных коллективов.

Цикл кадрового менеджмента  обычно начинается с разработки фирменной  кадровой политики — определения  его цели и задач, основных направлений  и принципов, форм и методов организации. На этом этапе формируются объекты  и структуры управления, прогнозируется и планируется кадровая работа, определяются кадровая потребность и источники  ее удовлетворения.

Организация комплектования производства кадрами как этап кадрового  менеджмента предполагает проведение эффективной профориентационной работы, найм и отбор персонала, его профессиональную подготовку и расстановку, а также постоянное повышение квалификации.

Организация процесса адаптации  работников, обеспечение их общеобразовательного и культурного роста, управление процессами внутрифирменной мобильности  и мотивации, укрепление дисциплины труда и сокращение текучести  кадров составляют третье основное направление  кадрового менеджмента — формирование стабильных производственных коллективов.[11]

Единственный способ успешно  осуществить все перечисленные  мероприятия — задействовать  собственный персонал. Правильно организованный кадровый менеджмент (в частности, эффективные методы разработки кадровой политики, приемы найма и отбора работников, качественные программы профессиональной подготовки и повышения квалификации, адекватная оценка работников и их деятельности, результативная мотивация и постоянное внимание к персоналу) является главным условием обеспечения результативности производства, выпуска высококачественной и конкурентоспособной продукции, быстрого освоения достижений науки и техники.

Многие специалисты прогнозируют, что в ближайшее десятилетие  менеджмент человеческих ресурсов приобретет первостепенное значение, поскольку  общее развитие мирового менеджмента  проходит ряд взаимосвязанных стадий. Так, в начале века высшие управленческие посты и лидирующее положение в разработке проблем управления занимали инженеры, стремившиеся максимально рационализировать и механизировать производство. На смену им пришли экономисты и финансисты, видевшие главную задачу в получении максимально возможной прибыли за счет эффективного управления маркетингом и финансовыми ресурсами. Затем наступил период, когда высшее звено управления начало рекрутировать юристов, считая, что главное в бизнесе и менеджменте — соблюдать формализованные предписания, различные инструкции, нормативные акты и установленные законом "правила игры".

В настоящее время управляющими высшего ранга и разработчиками глобальных проблем управления становятся выходцы из структур кадрового менеджмента, т. е. персоналоведы, которые в центр современной концепции управления ставят Человека. По оценкам ведущих западных специалистов, именно персоналоведы будут занимать лидирующее положение в управлении современным миром. Другими словами, каждый директор — это директор по кадрам, каждый управляющий — это управляющий персоналом!

Подготовке менеджеров нового поколения отчасти и посвящен предлагаемый учебник по организации  управления персоналом в современных  условиях, выдержавший уже четвертое  издание.

Реализация современного курса на проведение радикальной  экономической реформы и активной социальной политики, на всестороннюю демократизацию общества в период перехода к рыночным отношениям также связана  с повышением роли человеческого  фактора. Поэтому особую важность в  настоящих условиях приобретают  вопросы работы с кадрами, которые  и составляют человеческий фактор развития общественного производства. Это  предъявляет качественно новые  требования к теории управления персоналом как науке, использованию результатов  социально-экономических и психолого-педагогических исследований в практике кадровой работы, а также обусловливает создание оптимального механизма управления персоналом во всех сферах и направлениях человеческой деятельности.

Вместе с тем уровень  работы с кадрами сегодня не отвечает задачам кардинальной перестройки  управления экономикой, проведения в  жизнь активной социальной и кадровой политики. В практику кадровых служб  слабо внедряются научные методы оценки, расстановки и подготовки кадров с использованием результатов  научных исследований. Недостаточно высоким является уровень организационноправовой и социально-психологической культуры работников по кадрам, многие из которых не имеют соответствующего образования, длительное время не повышают свою квалификацию. Знаний и умений в области работы с персоналом, как правило, нет также у большинства предпринимателей и руководителей, что в целом снижает эффективность управления. В то же время владение основами кадрового менеджмента, его основными принципами и методами крайне важно для организаторов производства, командиров промышленности и строительства. Обучение руководителей основам кадровой политики, включение в программы их подготовки и повышения квалификации вопросов организации управления персоналом способствуют формированию у них понимания важности правильной, научно обоснованной работы с людьми, повышению престижа кадровых служб и в конечном итоге — повышению эффективности использования человеческого фактора на производстве.

В этой связи возникает  необходимость разработки организационных, правовых, экономических, социальных и  психологических проблем совершенствования  деятельности кадровых служб и организации  управления персоналом, решение которых  связано прежде всего с диагностикой профессионально важных качеств участников производства, повышением уровня их профессионально-квалификационной культуры, а также с созданием системы непрерывного образования руководителей всех рангов и работников по кадрам, направленной на обучение их методам работы с людьми и управления трудовыми коллективами, на выработку у них умений и навыков, необходимых для управленческой деятельности.[7]

Современные требования к  работе с персоналом обусловливают  повышение роли кадровых служб в  использовании творческого потенциала личности каждого работника, превращение  их в научно-практические центры активизации  человеческого фактора. Исходя из этого особенно актуальной представляется разработка нового научно-практического направления — основы кадрового менеджмента, обеспечивающего комплексный подход к решению проблем оптимального использования персонала в различных отраслях производства. Современные условия требуют значительного улучшения всей деятельности по управлению человеческими ресурсами, которая предусматривает отход от привычных представлений о статистико-документальных формах кадровой работы и переход к комплексному, системному формированию и проведению эффективной кадровой политики в масштабе предприятия, организации, отрасли, региона.[12]

Сказанное обусловливает  появление в сфере управленческого  труда новой профессии — менеджера  по кадрам, т. е. профессионального управляющего, высококвалифицированного специалиста  по работе с персоналом. Вопросы  его профессиональной подготовки и  обеспечения непрерывного образования  встали сегодня наиболее остро.

Управление персоналом в  современных условиях включает несколько  взаимосвязанных этапов.

  1. Разработка эффективной системы кадрового менеджмента (определение предмета, задач и содержания данного вида менеджмента, его основных направлений, принципов и методов для конкретной организации).
  2. Формирование механизма управления персоналом и соответствующей организационной структуры (разработка оптимальных структур и штатов кадровой службы, определение структуры профессиональной подготовки и структуры профессионально значимых качеств личности менеджеров по кадрам, отбор, обучение и расстановка специалистов по управлению человеческими ресурсами).
  3. Планирование человеческих ресурсов (составление планов и прогнозов в работе с персоналом, планирование численности и состава работников, создание автоматизированных систем управления человеческими ресурсами).
  4. Набор персонала (знание и умелое использование всех существующих источников удовлетворения кадровой потребности).
  5. Профориентация и адаптация (введение принятых работников в организацию, развитие у них понимания того, чего ожидает от сотрудников организация и какой труд в ней получает заслуженную оценку).
  6. Формирование кадрового потенциала управления (анализ качественного состава управленческих кадров, организация найма и постоянной работы с молодыми специалистами, разработка научно-практических основ подбора и расстановки руководящих кадров).
  7. Оценка кадров и их деятельности (организация оценки кадров управления, разработка принципов и методов работы с резервом, организация конкурсов специалистов, аттестация, разработка эффективных методик оценки).
  8. Организация обучения персонала (разработка и осуществление программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников).
  9. Управление трудовой дисциплиной и текучестью кадров (разработка структуры заработной платы и льгот в целях привлечения, найма и сохранения персонала, разработка процедур повышения, понижения, перевода и увольнения работников).
  10. Организация делопроизводства и оценка эффективности работы кадровых служб (ведение личных дел работников, учета и отчетности по кадрам, использование оргтехники и персональных компьютеров в автоматизации процессов управления человеческими ресурсами, оценка эффективности деятельности подразделений по работе с персоналом).[13]

Информация о работе Кадровый менеджмент в Западной Европе