Эволюция теоретических представлений о сущности справочно-библиографического обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - выявление специфики СБО пользователей в условиях детских библиотек.
В соотнесении с указанной целью работы, можно выделить задачи, поставленные перед нами:
1. Выделить особенности становления и развития справочно-библиографического обслуживания библиотеки;
2. Рассмотреть основные функции, а также особенности структуры справочно-библиографического обслуживания ;
3. Узнать какие новые технологии внедрились в организацию СБО

Содержание работы

Список использованных сокращений…………………….. 3
Введение……………………………………………………. 4
Глава 1. Эволюция теоретических представлений о сущности справочно-библиографического обслуживания.
…………………………………………………………………6
Глава 2. Сущность справочно-библиографического обслуживания и его специфика в условиях детских библиотек……………………………………………………..12
2.1.Виды библиографических справок……………………17
2.2 Технология выполнения справочно-библиографического обслуживания. этапы выполнения справок……………….23
2.3 Роль новых технологий в изменений организации СБО
……………………………………………………………….26
Заключение………………………………………………….31
Список литературы…………………………………………..33

Файлы: 1 файл

Работа курсовая.docx

— 60.67 Кб (Скачать файл)

Сегодня, когда прекратилось регулярное финансирование, заполнять  фонды стало нечем, единственным решением проблемы стал доступ к дополнительным источникам информации [6].

С внедрением в работу библиотек  новых компьютерных технологий, справочное  обслуживание  читателей вышло  на новый уровень: за последние 2-3 года потребность в информации на электронных  носителях значительно возросла. Использование электронных каталогов  позволяет осуществлять быстрый  поиск по любому из элементов описания документа или их комбинациям, а  также выполнять сложные читательские запросы

Следует отметить, что эффективность  использования совокупного информационного  потенциала зависит, прежде всего, от качественной структурной организации библиографических  ресурсов и оптимального их использования. Эффективно используются новые технологии: богат набор электронных каталогов, баз данных, в том числе содержащих документальную информацию по всем аспектам природных ресурсов, экономики, культуры, науки, истории региона [8, С.8].

Оперативное получение информации независимо от места проживания или  сферы деятельности в настоящих  условиях возможно лишь при внедрении  и развитии в библиотеках новых  электронных технологий. Общепризнанно, что информация библиотек становится одним из факторов развития образования, науки и культуры в стране, ее социально-экономической, политической стабильности и прогресса. К сожалению, внедрение новых информационных технологий в библиотеки, пока весьма проблематично. Многие сельские библиотеки (ЦБС), на сегодняшний день вообще не имеют компьютеров. Можно выделить три основных направления информатизации:

- автоматизация внутри библиотечных процессов;

- формирование и актуализация  библиотечных информационных ресурсов, и в первую очередь электронных  каталогов;

- использование сетей  для передачи данных для межбиблиотечного обмена данными [8, С.9].

Внедрение информационных технологий в деятельность библиотек приводит к значительному увеличению доступа  и реализует основные критерии качества информационного обслуживания (ИО)- полноту и оперативность получения  данных. Поэтому одним из наиболее перспективных направлений развития библиотек признано использование  электронных ресурсов: базы данных (БД), в том числе полнотекстовые; организация удаленного доступа; оптимизация  электронных ресурсов справочно-поискового аппарата и т. п [8, С. 9].

В настоящее время библиотекам очень трудно приобретать все печатные документы, необходимые читателям. Неполнота фондов приводит к потере самодостаточности книжных хранилищ. Требования же читателей неуклонно возрастают. Благодаря широкому распространению библиографических БД информация о необходимых первоисточниках стала доступна большому кругу пользователей, но не во всех библиотеках [8, С.10].

Поиск альтернатив и путей  решения проблемы привел в результате к внедрению комплекса современных  информационных технологий, называемых электронной доставкой документов (ЭДД). Эта служба ЭДД предоставляет  электронные копии документов, которые  хранятся в библиотеке, а также  отсутствующие в ее фондах материалы  в виде файлов или их распечаток, полученных от организаций -поставщиков. В основном ЭДД имеются в крупных библиотеках [8, С. 10].

Необходимо отметить, что  использование баз данных «Статьи» и «Книги» позволяют быстро и  качественно удовлетворять запросы  читателей, выполнять справки. Опыт работы с новыми технологиями показал  необходимость проведения комплекса  мероприятий по нормированию процессов, связанных со справочным обслуживанием. Библиотеки проводят исследования в  различных читательских группах  для того, чтобы лучше знать информационные потребности читателей, а также четко планировать справочно-информационное обслуживание [8, С. 11].

Мощную информационную систему  для библиотек создают сети Интернет. Все больше публикаций (в первую очередь статей, материалов конференций  и т. п.) выходит только в электронном  виде, что обеспечивает экономию ресурсов и увеличивает оперативность  получения актуальной информации [6].

Популярность источников на традиционных носителях имеет  свои причины. Большое значение имеет  пугающий фактор новизны, непривычности, однако есть и более объективные  основания. В частности, книги, а  особенно микроформы, имеют долгий срок хранения (для серебряных фиш  до 500 лет), в то время как, по мнению некоторых специалистов, длительное хранение информации в электронном  виде бесперспективно: оно полностью  зависит от меняющихся форматов, аппаратного и программного обеспечения [6].

Между типами информации, записанной на микроформы и на электронные носители, существует смысловая разница: на микрофишах и микрофильмах осуществляются ретроспективные  и оригинальные (т.е. ранее не издававшиеся) публикации, в то время как полнотекстовые публикации в Интернет обеспечивают доступ к современной, актуальной информации [6].

Итак, автоматизация библиотечных процессов, создание локальной сети, позволяют максимально полно, оперативно, точно удовлетворять информационные потребности читателей, повышать их информационную культуру- это и есть основная цель любой библиотеки [6].

Сегодня для повышения  эффективности информационно-библиографической  деятельности необходимы высококвалифицированные  кадры в совершенстве владеющие компьютерами [8, С. 12].

Все более глубокое внедрение  компьютерной культуры в профессиональную культуру библиотечно-информационного  специалиста требует существенных изменений в содержании образования. Не первый год библиотечный факультет называется библиотечно-информационным, что предполагает изменение ориентиров в наборе специализаций и квалификаций, наполнении учебных планов, содержании самих дисциплин в применяемых формах преподавания и обучения, оснащении учебного процесса [8, С.12].

Несмотря на то, что внедрение  компьютерных технологий- приоритетное направление деятельности библиотек, существует немало проблем, связанных  с автоматизированным обслуживанием  потребителей. Самая острая- нехватка техники и средств на ее приобретение, а также сотрудников для ввода  информации (высококвалифицированных  специалистов, как уже отмечалось выше) [8, С.12].

Итак, интенсивное внедрение  информационных  технологий  во многом изменило направление обслуживания читателей. Поэтому необходимы  новые  подходы для организации справочного  обслуживания , переосмысление его  места и  роли  в общей структуре  библиотеки. С внедрением  новых   технологий  в библиотеки следует  отметить: высокую информативность, оперативность предоставления информации, комфортность и сервис справочно-информационного  обслуживания [8, С.13].

Таким образом, наличие высококвалифицированных  кадров, оснащение библиотек средствами автоматизированного поиска, переработка, передача и распространение информации сделает возможным подключение  их к национальным и международным  банкам и базам данных, что позволит превратить библиотеки в подлинные  центры, обеспечивающие доступ к мировым  информационным ресурсам потребителей- читателей на любом уровне. Применение  новых   технологий  в библиотеках  способствует качественному справочно-информационному обслуживанию [8,С.13].

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из проделанной мной курсовой работы по теме «Справочно-библиографическое  обслуживание детского читателя», можно  сделать следующие выводы:

- Первоночальные формы  СБО появились ещё в глубокой  древности. Становление СБО можно  разделить на два периода. Первый  по 1917 гг, второй с 1918г – по  настоящее время. В первом периоде  были такие знаменитые библиотекари  как: В. В. Собольщиков, Н.  В. Фёдоров, В. В. Стасов, Я.  Г. Квасков, А. Ф. Бычков.   Во втором периоде этим делом  занимались А. И. Браудо, Л. И.  Олавская, И. И. Полосин и другие.

- Справочно-библиографическое  обслуживание  в соответствии  с разовыми запросами. Один  из основных видов библиографического  обслуживания;  представляет собой   совокупность  процессов приёма  разовых  запросов, библиографического  поиска и выдачи пользователям  библиографической и фактографической  информации, получаемой методом  библиографического поиска  с  установлением документального  источника. К сфере с-б. о.  относят также библиографические  консультации. СБО выполняется также  и в детских библиотеках. В  структуру СБО входит все виды  библиографических справок, а  также её основой является  справочно-библиографический аппарат,  куда входят каталоги и картотеки.Технология  выполнения справок такова: приём  запроса; установление круга источников, необходимых для оптимального  удовлетворения запроса, поиск  библиографической информации, оформление  справки и  регистрация её  в журнале учёта; выдача или  направление её абоненту.

- Большую роль в СБО  играют развитие новых технологий  к ним относят ЭБД и интернет, спомощью новых технологий упрощается  поиск необходимой информации, особенно при помощи интернета. Итак, интенсивное внедрение информационных  технологий  во многом изменило направление обслуживания читателей. Поэтому необходимы  новые  подходы для организации справочного  обслуживания , переосмысление его места и  роли  в общей структуре библиотеки. С внедрением  новых   технологий  в библиотеки следует отметить: высокую информативность, оперативность предоставления информации, комфортность и сервис справочно-информационного  обслуживания .

Таким образом, наличие высококвалифицированных  кадров, оснащение библиотек средствами автоматизированного поиска, переработка, передача и распространение информации сделает возможным подключение  их к национальным и международным  банкам и базам данных, что позволит превратить библиотеки в подлинные  центры, обеспечивающие доступ к мировым  информационным ресурсам потребителей- читателей на любом уровне. Применение  новых   технологий  в библиотеках  способствует качественному справочно-информационному  обслуживанию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Библиография: общий курс / под ред. О. П. Коршунова. – М.: Книга, 1981.- 495с. 
  2. Библиотечная энциклопедия / Рос. Гос. Б-ка. – М.: Пашков дом, 1300 с.: ил.
  3. Голубева Н.Л.  Детская   библиотека : современные проблемы развития. – М.: Литера, 2009. – 160 с.
  4. Гусева Е.Н. Типология библиотек. – М.: Либерея-Бибинформ, 2007. – 152 с.
  5. Диомидова, Г. Н. Библиография: общий курс / Г. Н. Диомидова. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Книжная палата, 1991. – 228с.. – Библиогр.  С. 229-239  
  6. Ерохо, Т. А. Изучение эффективности справочно-библиографического обслуживания / Т. А. Ерохо.- интернет
  7. Зыгмантовіч, С.В Арганізацыя і тэхналогія бібліяграфічнай дзейнасці: вучэб. дапам. – М.: БДУ культуры і мастацтваў, 2006. – 325с. 
  8. Каптерев А. От компьютерной грамотности- к компьютерной культуре.//Библиография.- 1998.- №5.- с.8-13
  9.       Коготков, Д. Я. Библиографическая деятельность библиотеки: организация, управление, технология: Учебник / Д. Я. Коготков.; науч. ред. д-р пед. наук Г. В. Михеева; под общ. ред. д-ра пед. наук О. П. Коршунова. – Спб.: Профессия, 2005. – 304 с.

10.     Концепция  библиотечного обслуживания детей.  – М.: РГДБ. – 2004.– 31

Коршунов, О. П. Библиографоведение: Общий курс / О. П. Коршунов. – М.: Книжная  палата, 1990. – 228 с.

  1. Коршунов, О. П. Библиографоведение: Общий курс /О. П. Коршунов. – М.: Книжная палата, 1990. – 228 с.
  2. Моргенштерн, И. Г. Справочно-библиографическое обслуживание: науч-практ. пособие. – М.: Либерея, 1999. – 80с. 
  3. Моргенштерн, И.Г. Научная организация библиографического труда: учеб. пособие по спецкурсу / И.Г.Моргенштерн. – Челябинск: Челябинск. гос. ин-т искусства и культуры, 1992. – 102 с.
  4. Моргенштерн, И.Г. Справочно-библиографическое обслуживание в библиотеках: науч.-практ. пособие / И.Г. Моргенштерн. – М.: Либерея, 1999. – 79 с.
  5. Моргенштерн, И.Г. Общее библиографоведение: учеб. пособие / ЧТАКИ; И.Г.Моргенштерн. – СПб.: Профессия, 2005. – 208 с.

16.      Работа с читателями: под ред. В. Ф. Сахарова. – 3-изд. перераб. и доп. – М.: Книга, 1981. – 288 с. 

17. Руководство по библиотечному обслуживанию детей: Пер. с англ. Ю.В.Просалковой. - М., 1994. Вып. 7. Информационные материалы.

  18. Рыбина, Е. Ф. Томашева, Е. Н. Библиография литературы для детей: Учебник / Е. Ф. Рыбина, Е. Н. Томашева. – М.: Книга, 1984. – 238 с.

19. Справочник библиотекаря / Науч. ред. А. Н. Ванеев, В. А. Минкина. – 3-е изд., перераб. и доп. – Спб.: Профессия, 2005. – 496 с. – (Серия «Библиотека»).

  1. Справочник  библиографа / науч. ред. А.Н.Ванеев, В.А.Мин-кина. – СПб.: Профессия, 2002. – 528 с. (Серия «Библиотека».)
  2. Справочник информационного работника / Науч ред. Р. С. Гиляревский, В. А. Минкина. – Спб.: Профессия, 2005. – 552 с. – (Серия «Библиотека»)

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Эволюция теоретических представлений о сущности справочно-библиографического обслуживания