Эволюция теоретических представлений о сущности справочно-библиографического обслуживания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 14:51, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - выявление специфики СБО пользователей в условиях детских библиотек.
В соотнесении с указанной целью работы, можно выделить задачи, поставленные перед нами:
1. Выделить особенности становления и развития справочно-библиографического обслуживания библиотеки;
2. Рассмотреть основные функции, а также особенности структуры справочно-библиографического обслуживания ;
3. Узнать какие новые технологии внедрились в организацию СБО

Содержание работы

Список использованных сокращений…………………….. 3
Введение……………………………………………………. 4
Глава 1. Эволюция теоретических представлений о сущности справочно-библиографического обслуживания.
…………………………………………………………………6
Глава 2. Сущность справочно-библиографического обслуживания и его специфика в условиях детских библиотек……………………………………………………..12
2.1.Виды библиографических справок……………………17
2.2 Технология выполнения справочно-библиографического обслуживания. этапы выполнения справок……………….23
2.3 Роль новых технологий в изменений организации СБО
……………………………………………………………….26
Заключение………………………………………………….31
Список литературы…………………………………………..33

Файлы: 1 файл

Работа курсовая.docx

— 60.67 Кб (Скачать файл)

Выделяются также и  подтипы справок в соответсвии  их содержания: патентные, нотнографические, по  установлении места публикации првовых актов и др.

Ответ на запрос может быть дан также в виде методической консультации, которая размещает  советы и указывает пути получения  необходимой информации. По сущности методическая консультация в ряде случаев  является «мягким второстепенным условием выполнять запрос и иметь цель направлять активность пользователя на самостоятельный поиск, развивать  библиографическую самостоятельность  читателя, перевести яго в режим  библиографического обслуживания. Замена справки консультацией происходит, когда пользователь способный самостоятельно провести простой поиск или по роду своей деятельности вправе самостоятельно искать информацию [7, С. 328].

Ответ на разовый запрос может быть не только положительным, но и отрицательным. В таком случае он называется отказом. Отказ – это  ответ на разовый запрос. который  размещает мотиворовку невозможности  выдать потребителю информацию, релевантному запросу. Различают два вида отказа. Отказ не этапе приёма запроса  – это отказ согласно которому библиографический поиск по запросу  неведётся и запрос не принимается  к исполенинию. Дается он в случаях, когда запрос поступил не по профилю  библиотеки, справочно-библиографический  аппарат не приспособленный к  поиску нужной информации, поиск информации пользователь должен вести самостоятельно, запрос связанный с культурно-досуговым  проведением времени. Отказ по справке  – это отказ, который размещает  сведения об том, что требуемая пользователю информация не выевленная по библиографическим  или других источниках её поиска [7, С. 328].

Переадресация – это ответ, который размещает адрес библиотеки или органа информации с оповещением  потребителя об передачи его запроса  в эту библиотеку. В данном случае библиограф записывает телефон пользователя и договаривется об сраках его  повторного обращения. Запросы перенаправляются в библиотеки, способные и согласные  их полноценно удовлетворить, как правило  библиотеки-филиалы направляют запросы  в центральные ЦБС, центральные  библиотеки в отраслевые центры библиографической  деятельности регионов. При этом библиотека принимает запрос для выполнения при наличии и уточнении всех необходимых данных [7, С.329].

По форме отказа выделяются отказы в устной, письменной и электронной формах

В зависимости от источника  поступления запроса отказы подразделяются на внутренние (выполняются для пользователей  при непосредственном котакте с ним) и внешние (выполняются по запросах, которые поступили по различным каналам связи, в том числе с филиалов ЦБС и других библиотек, «виртуальных» пользователей по электронной почте) [19,С. 357]

Справочно-библиографическое  обслуживание осуществляется в двух режимах: оперативным и продолженным. Оперативное обслуживание осуществляется сразу после поступления запроса, обычно при непосредственном контакте с пользователем. Продолженное обслуживание осуществляется  синхронно при невозможности аперотивно найти реливантный отказ и с согласия пользователя на ожидание отказа. Срок выполнения справок оопределяются  в «Положении об справочно-библиографическим обслуживании в библиотеки»  [19, С. 357].

Важным элементом спавочно-библиографического обслуживания является библиографический  поиск. Термин «библиографический поиск» пришёл в употребление библиографической  практики сравнительно недавно, под  влиянием  информатики. Раньше библиографы  пользовались терминами «библиографический розыск» и библиографическое  обнаружение» В результате проведённой  в последние годы работы по упорядовачении библиографической терминологии были уточнены названные определения. Согласно с ГОСТ 7.0 – 99 «библиографический поиск  – это информационный поиск, который  осуществляется на основе библиографических  даных». Разовый библиографический  поиск вызывает действия субъекта библиографических  процессов – библиографа, посредника между пользователем и источником искаемой информацией. Субъект определяет предмет поиска. Складывает поисковый  образ запроса, а затем осуществляет библиографический поиск необходимой  информации. Его отличие заключается  в том, что эта разновидность  документного поиска и в ходе его  проведения ищутся  и доводятся  до пользователя не сами документы, а только сведения о них [5, С. 436].

Фактографический поиск  предусматривает поиск самих  фактов, а не сведений о них. Эфеективность библиографического поиска. как и вообще СБО связано с достижениями максимально возможной оперативности удовлетворения запроса в соединении с высоким качеством выдаваемых пользователям справок. Качество справок в первую очередь измеряется релевантностью информации (соответствие ношедшей библиографической информации запроса пользователя) и пертинентностью (соответствие выдаденой библиографической информации реальным потребностям пользователя) [5, С. 436].

Потребителей, квалификации и опыта библиографа. На полседнем  факторе необходимо заострить особое внимание. Успех СБО в значительной мерезависит от личности библиографа. Его общеобразовательной подготовки, профессионального мастерства, знания технологий осуществления различных  потребностей различных групп потребителей и механизма формирования и выражения их запроса [6].

Существуют два подхода  при рассмотрении технологии  СБО. Первый связаный с  определением точной последовательности действий библиографа  в процессах СБО, перехода от одного источника к другомы при выполнении различных видов и подвидов справок.Складывается так называемые «жёрсткие алгоритмы» решений. Но нельзя алгоритмами охватить все варианты запросов и отказов, кроме того, они приучают библиографов к шаблонному мышлению, поэтому сегодня  они более полезные для изучения пользователей элементарными правилами поиска по катологам, картотекам, в том числе существующих в электронной форме[21, С.425].

Более продуктивным считается  второй подход, котрый ариентирует  библиографа на хорошое  знание технологии обслуживания, источников поиска [21, С. 425] 

 

 

 

2.2 Технология  выполнения СБО, этапы выполнения  справок

В технологии СБО выделяются следующие этапы выполнения запросов: приём запроса;  установления круга  источников, необходимых для оптимального удовлетворения запроса; поиск библиографической (фактографической) информации; оформление справки и регистрация её в  журнале учёта; выдача или направление её абоненту [7, С.330].

Первый этап – приём  запроса – складывается  с  следующих процессов: формулировка и уточнение запроса; обозначение  предмета поиска, цель запроса, другие поисковые предметы в зависимости  от вида запроса и уже известной  пользователю информации; складывание  поискового предписания. Этот этап исключительно  важный. На этом этапе в большей  степени проявляется педагогическая сущность СБО. В процессе приёма запроса  между библиографом и пользователем  происходит беседа; библиограф обязательно  должен уточнить тему поиска, содержание информации, ступень необходимой  полноты, оперативность отказа, ступень  сделанного самостоятельного поиска, форму предоставления необходимой  информации и т.д.  В зависимости  от типа запроса выделяются и другие сведения, например, при тематическом библиографическом запросе обязательно  определяется цель запроса, хронологические, языковые границы необходимых документов, что не нужно освещать при приёме адресно-библиографического запроса. На этом этапе библиограф определяет также тип запроса. Возможно формализация приёма запроса с использованием бланков на запрос, который обеспечивают минимально качественный уровень приёма запроса, технологического формализованное  формирование поискового предписания  или поискового образа заппросаи  и его последующего удовлетворения. На этом же этапе в необходимых  случаях библиограф осуществляет знакомство с темой, использовавши справочные, учебные издания, консультации со специалистами [5, С. 456].

Второй этап – установление круга источников, необходимых для  оптимального удовлетворения запроса, - включает следующие процессы: отбор источников, их анализ, определение последовательности их просмотра. Существуют десятки источников информации. Для успешного проведения этого этапа библиограф должен научиться объединять многочисленные источники информации в блоки, ориентироваться на типовые поисковые приметы. Предлогается пять блоков источников информации для ивыполнения типовых библиографических справок:

А) по содержанию предмета поиска: полностью совпадающие с ними, более широкого содержания и более  узкого;

Б) по качественным характере  отбора документов: вибральные или  полные;

В) по предоставлении документов в хранологии их образования: новые (бегущие библиографические пособия); все в комплексе (постоянно пополняемые  катологи и картотеки, БД); ретроспективные; 

Г) по видах отражаемых документах  печатные, рукописные, аудиовизуальные, электронные и др.

Д) по способу организации  библиографической информации в  источниках.

Источники фактографического  поиска можно выделить по трём приметам: 

А) по призначении: прямые (справочные) косвенные (расеянные, требующие выборочного  просмотра различных текстов);

Б) по надёжности: наиновейшие  авторитетные; устарелые;

В) по способу организации  информации: ориентированные на оперативный  поиск (издания с детальным содержанием, вспамогательными указателями, формальной группировкой) иди нуждаются в  сплошного просмотра текста [7, С. 331].

Важно заострить внимание и на читательское призначение источников: для взрослых и детей, для специалистов и неспециалистов.

Наибольший успех поиска обеспечиваетя непосредственное знание конкретных источников, что какое  они занимают место в системе  информационного обеспечения общества. Но при обозначении источников библиограф должен знать закон многократного иллюстрирования библиографической информации, которое обеспечивает запасные варианты подбора источников. Он особенно важен, когда лучший источник по какому-нибудь условию недоступен для использования. Это значит, что в распоряжении библиографа, как правила имеются несколько источников, в различной степени перекрывающие содержанием один другим. Но нельзя стремиться к ограниченному количеству источников преимущественно общими универсальными 9катологами и картотеками, текущими государственными библиографическими источниками) [16, С.234]. 

В конечном итоге при отборе источников необходимо руководствоваться  следующими критериями: соответствие их содержанию поиска; ценностью, полнотой, надёжностью содержимой информации; соответсвие читательскому адресу и целевой установки запроса, доступностью иллюстрированной информации; степени полноты библиографических  записей; условиями оперативного поиска; индивидуальными  особенностями [16, С. 234].

Последний процесс названного этапа – определение последовательности просмотра источников – по существу это тест на успешное ведение СБО. При выполнении тематической справки  правильно установленный первый источник может размещать до 90 % искаемой информации, а для других видов  запросов может быть  единым. Именно от качества осуществления этой операции зависит оперативность и рациональность поиска [16, С. 235]. 

Третий этап – непосредственно  поиск – включает следующие процессы: просмотр источников; установление информации; её оценка и отбор. Он заключается  в непосредственном установлении и  отборе релевантной информации по просмотренным источникам [7, С.332].

Следующий этап в выполнении запроса складывается с оформления справки и её регистрации. Для  устной справки необходимым условием при её выдачи пользователю является сжатость, которая соединяется с  точностью сведений. Как правило, устную справку оформляет сам пользователь. Ему можно рекомендовать указывать адрес документа, его шифр хранния в данной библиотеке, а главное – точно и достаточно полно записывать библиографические данные [7, С.332].

Письменная библиографическая  справка должна быть оформлена в  ввиде  библиографического списка или  указателя на специальном бланке библиетеки и размещать следующие  параметры: исходный номер и дату выполнения справки; ссылку на номер  и дату запроса; адрес пользователя или учреждения, куда направляется справка; текст библиографической  справки; подпись заведующего отдела и исполнителя. Библиографическое  описание [5, С.456].

Все данные об выполненных  справок заносятся в «Книгу учёта  библиографических справок» по принятой в библиотеке форме. Обычно используются журналы или тетради учёта  справок, которые проще и компактней. Форма регистрации справок может  быть разной: общий журнал. Журнал для  регистрации отдельных видов  справок, бланки запросов и выполненых справок. Для упрощения регистрации  справок и экономии времени рекомендуется  применять унифицированную систему  сокращений названий категорий пользователей, цели запросов, источников. В библиотеках  отдельно ведуться картотеки отказов [5, С. 456].

Выполненная письменная справка  после регистрации выдаётся пользователю информации.

 

2.3  Роль новых технологий в изменении организации СБО

Развитие   новых   технологий  в последнее десятилетие  ХХ века в новом, постиндустриальном обществе, массовое использование ресурсов Интернет в повседневной и научной  жизни привели к существенным изменениям как в представлениях людей об окружающем их мире, так  и в профессиональной деятельности [6].

Информация о работе Эволюция теоретических представлений о сущности справочно-библиографического обслуживания