Этика и тактика делового общения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:58, курсовая работа

Описание работы

Деловое общение — необходимая часть чело¬веческой жизни, важнейший вид отношений с другими людьми. Вечным и одним из главных регуляторов этих отношений выступают этиче¬ские нормы, в которых выражены наши пред-ставления о добре и зле, справедливости и не¬справедливости, правильности или неправиль¬ности поступков людей. И общаясь в деловом сотрудничестве со своим подчиненными, на¬чальником или коллегами, каждый так или ина¬че, сознательно или стихийно опирается на эти представления.

Файлы: 1 файл

этика и тактика делового общения.doc

— 158.50 Кб (Скачать файл)

Реализация  морального закона в практике общения  не позволяет, согласно Канту, употребить другого человека как "какую-нибудь вещь", не позволяет обмануть другого человека "ложным обещанием", тем более "калечить его, губить, или убивать".

Кант считал, что моральный закон свят, хотя и сам человек " не так уж и  свят". Но сама реализация морального закона позволяет человеку ощутить  возвышенный характер " своего сверхчувственного существования, подняться над самим собой" в общении с другими людьми.

Эти положения  Канта представляются важными для  цивилизованного российского бизнеса  и предпринимательства, который  в общении с деловыми партнерами стремится все больше ориентироваться на принцип "честь превыше прибыли". Особый интерес для современного делового общения представляют и такие принципы, сформулированные Кантом, которые призваны ограничивать свободу действий людей при публичном обмене мыслями. К ним Кант относит, прежде всего, умение сдерживать себя и свои аффекты в серьезном споре в таких рамках, чтобы всегда "проглядывало взаимоуважение и благоволение" общающихся партнеров, чтобы тон их разговора не был "крикливым и высокомерным".

Таким образом, гуманистические идеи в западноевропейской этической мысли утверждали в деловом общении "человечность межличностных отношений, включающую в себя уважительное и ответственное отношение к деловому партнеру, осмотрительность в собственных притязаниях, внимание к запросам коллег по работе, подчиненных или начальства"

Наряду с  гуманистической тенденцией в западноевропейской этической мысли в контексте  политических и экономических теорий формируется прагматично-утилитаристская  тенденция, которая ориентирует  деловые отношения на жесткий прагматизм, расчет, максимизацию выгоды любой ценой. Зарождению этой тенденции в немалой степени способствовал макиавеллизм - учение итальянского мыслителя 16 века Н. Макиавелли. Основной постулат этого течения: политика и мораль - это две плоскости, которые никак не пересекаются и исходя из этого для достижения, завоевания и удержания власти оправданы любые средства.

Основной принцип  макиавеллизма "цель оправдывает  средства", а всякие социальные, моральные  факторы признавались как внешние рамки, которые можно и не учитывать. Таким образом, принцип экономической выгоды по существу был возведен на уровень определенной нормативной ценности, которой должен следовать человек в своих деловых отношениях. Этот тип деловых отношений получил название "деловой макиавеллизм".

Следующие экономические  теории середины 19 века еще больше очищают "экономического человека" от "посторонних" моральных принципов. Это человек, который не только исчисляет свою экономическую выгоду в деловых  отношениях, но и оптимизирует свои действия на основе полезности и индивидуальных предпочтений.

Попытки ограничить (неоклассические теории Дж. Кейнса) или расширить мотивационное  поле экономического человека в деловых  отношениях- (А. Сена, Ю. Эльстер, в теории социально выбора) привели к введению этических мотивов в анализ поведения экономического человека и улучшению структуры побудительных мотивов поведения. Но общая формула поведения экономического человека, предложенная в деловом общении осталась по существу неизменной: максимизация своей экономической выгоды, достижение наиболее удачного сочетания своих потерь и выгод.

Основатель  социологической науки О. Конт, считал, что человек - это деятельное существо, но побуждение к деятельности исходит  в первую очередь из чувств, а не из разума. Поэтому он утверждал, что любая деятельность человека побуждается чувством и не контролируется разумом. Человек от природы эгоистичен, но у него существуют склонности к любви, бескорыстию, которые и проявляются в общении с другими людьми.

Особый интерес  представляет социологическая концепция  марксизма, в которой прагматично  утилитаристская модель "экономического человека" подвергается жесткой  критике с социально классовых  и конкретно исторических позиций. Так как капитализм по Марксу явление преходящее и к тому же завершающее предысторию человечества, то и способ производства порождает определенную форму общения людей. Сущность человека при этом не остается неизменной, поскольку она выступает каждый раз как совокупность определенных общественных отношений. Формы производства согласно Марксу изменяют формы общения людей. А подлинный переворот в формах общения произойдет только с наступлением коммунистической формации.

Что касается российского  официального этикета, его развитие отражено в соответствующих документах. Так, еще в 1747 г. при Елизавете Петровне был опубликован документ из 98 параграфов "Церемония о послах чужестранных государей при Императорском Всероссийском дворе".

В 1827 г. вышел  в свет свод протокольных правил "Высочайшие утвержденные этикеты при Императорском Российском дворе", а в 1889 г. был опубликован еще один документ - "Правила светской жизни и этикета".

Лучшие традиции русского национального этикета  развивались в 19 веке в среде, так  называемой разночинной интеллигенции, вышедшей из демократических слоев населения. В это время вырабатывались принципы новых отношений между людьми, отвергались, высмеивались бессмысленные условности, как дворянского этикета, так и мещанско-купеческой манерности, провозглашались и пропагандировались естественность и простота в общении людей между собой.

К сожалению, в  современном российском бизнесе  и предпринимательстве лучшие этические  принципы межличностного общения, разработанные  в российской мысли 19 и начала 20 века, оказались менее востребованными, чем в советский период. Можно лишь выразить надежду на то, что времена меняются и наступит период, когда самобытная российская этическая традиция будет оценена по достоинству.

 

 

 

Этика делового общения «снизу-вверх»

Знать, как следует  обращаться и относиться к своему руководителю, не менее важно, чем то, какие требования следует предъявлять к своим подчиненным. Без этого трудно найти общий язык и с начальником, и с подчиненными. Используя те или иные нормы, можно привлечь руководителя на свою сторону, сделать своим союзником, но можно и настроить его против себя, сделать своим недоброжелателем.

Вот несколько  необходимых этических норм и  принципов, которые можно использовать в деловом общении с руководителем.

  • Старайтесь помогать руководителю в создании в коллективе доброжелательной нравственной атмосферы, упрочении справедливых отношений. Помните, что ваш руководитель нуждается в этом в первую очередь.
  • Не пытайтесь навязывать руководителю свою точку зрения или командовать им. Высказывайте ваши предложения или замечания тактично и вежливо. Вы не можете ему прямо что-то приказать, но можете сказать: «Как вы отнесетесь к тому, если бы...?» и т.д.
  • Не разговаривайте с начальником категорическим тоном, не говорите всегда только «да» или только «нет». Вечно поддакивающий сотрудник надоедает и производит впечатление льстеца. Человек, который всегда говорит «нет», служит постоянным раздражителем.
  • Будьте преданы и надежны, но не будьте подхалимом. Имейте свой характер и принципы. На человека, который не имеет устойчивого характера и твердых принципов, нельзя положиться, его поступки нельзя предвидеть.
  • Не стоит обращаться за помощью, советом, предложением и т.д. «через голову», сразу к руководителю вашего руководителя, за исключением экстренных случаев. В противном случае ваше поведение может быть расценено как неуважение или пренебрежение к мнению начальника или как сомнение в его компетентности. В любом случае ваш непосредственный руководитель в этом случае теряет авторитет и достоинство.
  • Если вас наделили ответственностью, деликатно поднимите вопрос и о ваших правах. Помните, что ответственность не может быть реализована без соответствующей степени свободы действий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этика делового общения  «по горизонтали»

Применительно к коллегам-управляющим следует иметь в виду, что найти верный тон и приемлемые нормы делового общения с равными по статусу сотрудниками из других подразделений — дело весьма непростое. Особенно если речь идет об общении и отношениях внутри одной организации. В этом случае они нередко являются соперниками в борьбе за успех и продвижение по службе. В то же самое время это люди, которые вместе с вами принадлежат к команде общего управляющего. В рассматриваемом случае участники делового общения должны чувствовать себя равными по отношению друг к другу.

Вот несколько  принципов этики делового общения  между коллегами.

  • Попытайтесь достичь четкого разделения прав и ответственности в выполнении общей работы.
  • Если круг ваших обязанностей пересекается с кругом обязанностей ваших коллег, это весьма опасная ситуация. Если управляющий не разграничивает ваши обязанности и ответственность от других, попытайтесь сделать это сами.
  • Не давайте обещаний, которые вы не сможете выполнить. Не преувеличивайте свою значимость и деловых возможностей. Если они не оправдаются, вам будет неудобно, даже если на это были объективные причины.
  • Не лезьте человеку в душу. На работе не принято спрашивать о личных делах, а тем более проблемах.
  • Не старайтесь показаться лучше, умнее, интереснее, чем вы есть на самом деле. Рано или поздно все равно все выплывет наружу и встанет на свои места.
  • Рассматривайте вашего коллегу как личность, которую следует уважать саму по себе, а не как средство для достижения ваших собственных целей.

 

 

 

Основные принципы делового этикета

1. Пунктуальность (делайте все вовремя). Только поведение человека, делающего все вовремя, является нормативным. Опоздания мешают работе и являются признаком того, что на человека нельзя положиться. Этот принцип распространяется на все служебные задания. Специалисты, изучающие организацию и распределение рабочего времени, рекомендуют прибавлять лишних 25% к тому сроку, который, на ваш взгляд, требуется для выполнения порученной работы.

2.  Конфиденциальность (не болтайте лишнего). Секреты учреждения или конкретной сделки необходимо хранить бережно, как тайны личного характера. Нельзя пересказывать услышанное от сослуживца или руководителя об их деятельности или личной жизни.

3. Доброжелательность и приветливость, но это не означает, что дружить с каждым, с кем приходится общаться по долгу службы.

4. Внимание к окружающим (думайте о других, а не только о себе). Оно должно распространяться на сослуживцев, начальников и подчиненных. Уважайте мнение других, прислушивайтесь к критике и советам коллег, начальства и подчиненных. Покажите, что цените соображения и опыт других людей. Уверенность в себе не должна подменять скромность.

5. Имидж — внешний облик. Главное — вписаться в окружение по службе, а внутри этого окружения — в контингент работников вашего уровня. Необходимо одеваться со вкусом, выбирать цветовую гамму к лицу, большое значение имеют тщательно подобранные аксессуары.

6. Грамотность (говорите и пишите хорошим языком). Внутренние документы или письма, направляемые за пределы учреждения, должны быть изложены хорошим языком, а все имена собственные переданы без ошибок. Нельзя употреблять бранные слова, даже если вы приводите слова другого человека. Окружающими они будут восприняты как часть вашего собственного лексикона.

  1. Деловое (официальное, служебное) общение в зависимости от обстоятельств может быть прямым и косвенным. В первом случае оно проходит при непосредственном контакте субъектов общения, а во втором — с помощью переписки или технических средств. Как в прямом, так и косвенном общении используются различные методы влияния (воздействия) на людей. Среди наиболее употребительных методов И. Браим выделяет следующие: убеждение, внушение, принуждение. Рассмотрим их.
  2. Убеждение — воздействие посредством доказательств, логического упорядочения фактов и выводов. Убеждение подразумевает уверенность в правоте своей позиции, в истинности своих знаний, этической оправданности своих поступков. Убеждение — ненасильственный, а следовательно, и нравственно предпочтительный метод влияния на партнеров по общению.
  3. Внушение, как правило, не требует доказательств и логического анализа фактов и явлений для воздействия на людей. Основывается на вере человека, складывающейся под влиянием авторитета, общественного положения, обаяния, интеллектуального и волевого превосходства одного из субъектов общения. Большую роль играет сила примера, вызывающая сознательное копирование поведения, а также бессознательное подражание.
  4. Принуждение — наиболее насильственный метод воздействия на людей. Он предполагает стремление заставить человека вести себя вопреки его желанию и убеждениям, используя угрозу наказания или иного воздействия, способного привести к нежелательным для индивида последствиям. Этически оправданным принуждение может быть лишь в исключительных случаях.
  5. На выбор метода воздействия на людей оказывают влияние разнообразные факторы, в том числе характер, содержание и ситуация общения (обычная, экстремальная), общественное или служебное положение (властные полномочия) и личностные качества субъектов общения.

 

 

Тактика делового общения

 

Переговоры

Одной из распространенных форм делового общения являются переговоры. Они подчиняются своим законам. Если их знать и научиться   использовать, то можно рассчитывать на успех.

    Переговорный процесс включает в себя несколько этапов:

  - Подготовка  к переговорам;

  - Ведение  переговоров;

  - Анализ  результатов.

     Значительная часть времени уходит на подготовку переговоров. Подготовка

 Заключается не только в решении организационных вопросов, но и проработке таких вопросов как:

  • анализ проблемы, диагноз ситуации;
  • формирование общего подхода к переговорам, определение целей, задач и собственной позиции;
  • определение возможных вариантов решения;
  • подготовка предложений и их аргументация;
  • составление  необходимых документов и материалов.

Информация о работе Этика и тактика делового общения