Эффективный лидер и его команда

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 23:08, курсовая работа

Описание работы

Интерес к лидерству возник еще в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и лидерство стали объектом исследования. В 30-50 годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе.
Начиная с 70-х годов интерес к изучению лидерства начал расти еще больше, о чем свидетельствует появление работ многих иностранных и российских ученых.

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 50.71 Кб (Скачать файл)

ВВЕДЕНИЕ

Интерес к лидерству  возник еще в глубокой древности. Феномен лидерства на протяжении веков волновал сознание многих исследователей. В начале двадцатого столетия началось изучение управления. Руководство и  лидерство стали объектом исследования. В 30-50 годах был предпринят ряд крупномасштабных исследований на системной основе.

Начиная с 70-х годов интерес к изучению лидерства начал расти еще больше, о чем свидетельствует появление работ многих иностранных и российских ученых.

Тема лидерства становится все более популярной во всем мире. И это объяснимо: все больше компаний осознают, что эффективность и  успешность их деятельности зависит  от того, насколько силен их лидерский  потенциал. «Классический» функциональный подход, рассматривающий стратегию, организацию, операционную деятельность как самоподдерживающиеся функции, корректируется с учетом важности лидерства  как ключевого фактора их успешной реализации.

Принято считать, что лидерство  как деятельность, подобно процессу коммуникации, пронизывает всю систему  управления организацией. Дело не только в том, что назначенный администратор  может быть признан организационным  лидером, т.е. формальный статус сегодня  желательно подкрепить лидерской ролью. В чем же сущность лидерства в  организации?

Лидерство – важнейший  компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий».

Основным ресурсом современной  организации считается информация, но ею сегодня обладает не только начальник, но обладают также и компетентные служащие. Поэтому родился новый постулат теории лидерства, что не только босс, но и служащие могут быть руководителями. Возникает вопрос: как это может происходить, ведь у них нет высшего статуса? Но дело в том, что изменились основания лидерства, оно теперь рассредоточивается в организации (как в иерархии, так и в горизонтальных связях). Причина лидерства теперь не в должности, а в знании. Если человек обладает знанием того, как изменить направление развития организации, то он способен стать лидером. В результате сегодня принято считать, что лидерство имеет направление не только «верх — низ», но и может возникать снизу.

Существует множество  организаций, в которых руководители обладают очень низким уровнем профессионализма, что влечет за собой неэффективность деятельности организации. Изучение проблемы лидерства необходимо для выработки методов эффективного руководства, отбора и формирования лидеров.

Руководитель должен уметь  ставить задачи, определять средства достижения цели и методы контроля. Успешное руководство в значительной мере зависит от умения руководителя управлять мнением коллектива.

Из вышесказанного ясно, что проблемы лидерства в организации  на данный момент стоят довольно остро, и поэтому большое значение имеет  изучение феноменов руководства  и лидерства.

Целью данной курсовой работы является исследование и анализ феномена лидерства, как способа управления командой. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

    1. Проанализировать феномен лидерство;

    1. Изучить основные качества эффективного лидера;

    1. Рассмотреть отношение и влияние лидера на окружающих его людей.

 

1.АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ЛИДЕРСТВО

Слово лидер происходит от английского lead(вести). Значит, лидер – это ведущий, идущий впереди. Лидер – член организации, обладающий высоким личным статусом, оказывающий сильное влияние на мнение и поведение окружающих его людей, членов какого-либо объединения, организации и выполняющий комплекс функций.

Лидер – член группы, который идентифицируется с наиболее полным набором групповых ценностей, обладает наибольшим влиянием и выдвигается в ходе взаимодействий.1

Атрибуты лидера – это  внутренние, личные качества, являющиеся составными частями эффективного лидерства.

Б.Д. Парыгин трактует лидерство  как один из процессов организации и управления малой социальной группой, который способствует достижению групповых целей в оптимальные сроки и с оптимальным эффектом. Он считает, что существуют два фактора, взаимодействие которых определяет феномен лидерства: 1) объективный (интересы, цели, потребности, задачи группы в конкретной ситуации); 2) субъективный (личностные особенности индивида как организатора и инициатора групповойдеятельности), и на этой основе делает ряд выводов:

• Лидер не выдвигается  группой, а спонтанно занимает лидерскую  позицию с открытого или скрытого согласия группы;

• При выдвижении лидера с его личностью идентифицируется, в том числе специфический, официально не зафиксированный набор групповых норм и ценностей;

• Выдвижение лидера всегда связано и со значимой для жизнедеятельности  группы ситуацией.2

Как социально-психологический феномен лидерство выступает в качестве элемента организации совместной деятельности и управления в системе межличностных отношений. Феномен лидерства личности в условиях группы (коллектива) является результатом действия комплекса факторов как объективно-ситуационных (цели и задачи группы в конкретной ситуации), так и субъективных, личностных и социально-психологических (интересы и потребности, индивидуально-типологические особенности и ценностные ориентации контактной группы). Эти факторы объективно и субъективно обусловливают собой действия лидера как инициатора и организатора групповой деятельности и взаимодействия. Формирование лидерства – это процесс и результат развития структуры внутренней – психологической организации личности в единстве их проявления в персональной организаторской и коммуникативной её готовности к внешнему управлению общением и деятельностью членов группы и коллектива.3

Лидерство – это степень ведущего влияния личности члена группы на группу в целом в направлении оптимизации решения общегрупповой задачи.

Тема лидерства является ключевой для многих сфер жизни человека: бизнеса, политики, спорта. По разным определениям лидерство – это способ влияния и управления. Для многих лидер – это предводитель, вперёд смотрящий, руководящий людьми и двигающий к цели.

Лидерство – это искусство  влияния на людей, умение вдохновить их на то, чтобы они стремились достичь  нужных целей. Люди следуют за лидером  потому, что он в состоянии предложить им средства для удовлетворения их потребностей, указать направление  деятельности. Если провести статистический анализ публикаций по менеджменту, то весьма вероятно, лидерство окажется самой популярной темой. Феномен  лидерства занимает особое место  также и в политической психологии. С одной стороны, власть в политико-психологическом  измерении — это способность  властвующего субъекта заставить себе подчиняться, то есть некоторая потенция лидера, политического института или режима. С другой стороны, власть — это готовность «низов» подчиняться «верхам».

Лидерство можно определить как тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном  для данной ситуации сочетании различных  источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих  целей. Из этого определения следует, что лидерство является функцией лидера, последователей и ситуационных переменных.

Лидерство определяют также  как конкретные действия лидера по координации и управлению деятельностью  группы.

Собственно, проблема определения  понятия лидерства завит от того, какой теории придерживаться и в  зависимости от этого расставлены  акценты в определении. В общем  смысле лидерство можно определить как отношения доминирования  и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений  в группе.

В современной науке, при  наличии общности исходных позиций, лидерство характеризуется неоднозначно. Можно выделить основные подходы  к его трактовке:

1. Лидерство – это разновидность  власти, спецификой которой является  направленность сверху вниз, а  также то, что ее носителем  выступает не большинство, а  один человек или группа лиц.  Политическое лидерство, – пишет  Жан Блондель, – это «власть,  осуществляемая одним или несколькими  индивидами с тем, чтобы побудить  членов нации к действиям».

2. Лидерство – это управленческий  статус, социальная позиция, связанная  с принятием решений, это руководящая  должность. Такая интерпретация  лидерства вытекает из структурно-функционального  подхода, предполагающего рассмотрение  общества как сложной, иерархически  организованной системы социальных  позиций и ролей. Занятие в  этой системе позиций, связанных  с выполнением управленческих  функций (ролей), и дает человеку  статус лидера. Иными словами,  как отмечает Даунтон, лидерство  – это «положение в обществе, которое характеризуется способностью  занимающего его лица направлять  и организовывать коллективное  поведение некоторых или всех  его членов».

3. Лидерство – это влияние  на других людей. Однако это  не любое влияние, а такое,  для которого характерны четыре  особенности: во-первых, необходимо, чтобы влияние было постоянным, во-вторых, руководящее воздействие  лидера должно осуществляться  на всю группу (организацию, общество), в-третьих, политического лидера  отличает явный приоритет во  влиянии, в-четвертых, влияние лидера опирается не на прямое применение силы, а на авторитет или хотя бы признание правомерности руководства. Отдельные ученые, например Ж. Блондель, допускают использование принуждения при осуществлении лидерства.

Феномен лидерства коренится  в самой природе человека и  общества. Явления, во многом схожие с  лидерством встречаются в среде  животных, ведущих коллективный, стадный  образ жизни. Здесь всегда выделяется наиболее сильная, достаточно умная, упорная  и решительная особь — вожак, руководящий стадом (стаей) в соответствии с его неписаными законами, которые  диктуются взаимоотношениями со средой и являются биологически запрограммированными.

В человеческой среде лидерство  проявляется везде и всегда является частью человеческого взаимодействия. Оно встречается как в малых  группах, в т.ч. микрогруппах, так  и в больших общностях (политическое лидерство).

В течение многих веков  феномены этого явления изучались  философами, социологами, психологами. Вследствие этого, точки зрения относительно природы лидерства чрезвычайно  разнообразны. Одни авторы полагают, что  причины его появления следует  искать в наличии особых лидерских  качеств у индивида («теория черт»). Ч. Ламброзо трактует стремление к лидерству  как паранойю, 3. Фрейд и А. Адлер – как невроз. Кроме того, данный феномен определяется и как стремление преодолеть физические недостатки: низкий рост (Наполеон, Гитлер); паралич (Ф. Рузвельт). Другие настаивают на том, что лидеров «делают» окружающие их люди (теория определяющей роли последователей). Лидер трактуется как человек, который наиболее успешно осуществляет ориентацию на других людей. Третьи считают, что лидеров формирует ситуация (ситуационная теория). Каждая ситуация выдвигает на первый план тех людей, которые способны ее разрешить. Наконец, еще одна группа ученых отстаивает точку зрения, согласно которой лидерство есть результат воздействия целого ряда факторов (синтетическая теория).

В малых группах, основанных на непосредственных контактах их членов, институциализация лидирующих позиций  может не происходить. Здесь на первый план выдвигаются индивидуальные качества личности, ее способность объединить группу, повести ее за собой. Лидером  является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации  группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень  активности, участия, влияния в решении  данной задачи. Таким образом, лидер  выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции. Остальные члены группы принимают  лидерство, т.е. строят с лидером  такие отношения, которые предполагают, что он будет вести, а они будут  ведомыми. Лидерство необходимо рассматривать  как групповое явление: лидер  немыслим в одиночку, он всегда дан  как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений  в этой структуре.4

В крупных же объединениях, эффективность коллективных действий которых требует четкой функционально-ролевой  дифференциации и специализации, а  также оперативности управления и жесткости подчинения, институциализация  и формализация (официальное закрепление) лидирующих позиций, наделение их сравнительно большими властными полномочиями обязательны.

Анализ природы лидерства  показывает, что оно проистекает  из определенных потребностей людей  и их объединений, которые и призваны удовлетворять лидеры. Лидерство  как специфический тип отношений  управления основывается больше на процессе психологического воздействия. Этот процесс  является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости  его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Собственно отношения  «начальник – подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление заменяются отношениями «лидер –  последователь».

Лидерству в значительной мере свойственна неформальная основа (по сути, это неформальное руководство). «Руководство, - пишет Р.Л. Кричевский - феномен, имеющий место в системе  формальных (или, как еще говорят, официальных) отношений, а лидерство  – феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль руководителя заранее определена «на табло» социальной организации, оговорен круг функций реализующего ее лица. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет… Руководство  есть социальный по своей сущности феномен, а лидерство – психологический».

Б.Д.Парыгин называет следующие  различия лидера и руководителя: 1) лидер  в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений  в группе, в то время как руководитель осуществляет регуляцию официальных  отношений группы как некоторой  социальной организации; 2) лидерство  можно констатировать в условиях микросреды (каковой и является малая  группа), руководство – элемент  макросреды, т.е. оно связано со всей системой общественных отношений; 3) лидерство  возникает стихийно, руководитель всякой реальной социальной группы либо назначается, либо избирается, но так или иначе  этот процесс не является стихийным, а, напротив, целенаправленным, осуществляемым под контролем различных элементов  социальной структуры; 4) явление лидерства  менее стабильно, выдвижение лидера в большой степени зависит  от настроения группы, в то время  как руководство – явление  более стабильное; 5) руководство  подчиненными в отличие от лидерства  обладает гораздо более определенной системой различных санкций, которых  в руках лидера нет;6) процесс принятия решения руководителем (и вообще в системе руководства) значительно  более сложен и опосредован множеством различных обстоятельств и соображений, не обязательно коренящихся в  данной группе, в то время как  лидер принимает более непосредственные решения, касающиеся групповой деятельности; 7) сфера деятельности лидера – в  основном малая группа, где он и  является лидером, сфера действия руководителя шире, поскольку он представляет малую  группу в более широкой социальной системе. Эти различия называют и другие авторы.

Информация о работе Эффективный лидер и его команда