Эффективность управления: показатели, критерии, факторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Оценка эффективности является важным элементом разработки проектных и плановых решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов ли плановых мероприятий, и проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или способа её совершенствования. Эффективность организационной структуры должна оцениваться на стадии проектирования, при анализе структур управления действующих организаций для планирования и осуществления мероприятий по совершенствованию управления.

Содержание работы

Введение
Глава 1: Управленческая деятельность и определение её эффективности:
Понятие и сущность управленческой деятельности на
современном этапе.
Определение эффективности управленческой деятельности.

Глава 2: Эффективность управления:
2.1. Критерии и показатели эффективности управления.
2.2. Методы оценки и анализа эффективности управления.
Заключение.
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая эффективность управлнеия 2 курс Хашева.docx

— 65.71 Кб (Скачать файл)

то, что на каждом из  них  предусматривается определенный  объем  работ  по функциям управления. Это-  горизонтальное  разделение  труда менеджеров  по функциям. Функциональная структура работ на каждом уровне  неодинакова.  При движении от низшего к высшему  увеличиваются  число  и  сложность  задач  по составлению  планов  и  организации  всей  работы  предприятия,   повышается значение контрольной функции. На низшем и среднем уровнях  менеджеры  заняты координацией совместной деятельности людей, поэтому эта  функция,  наряду  с

мотивированием, становится наиболее важной.3

      Более глубокое  горизонтальное разделение труда  менеджеров предполагает их специализацию по  ключевым  сферам  деятельности,  образующим  подсистемы предприятия.

     Технологическое и  профессионально-  квалификационное  разделение  труда менеджеров учитывает виды и сложность выполняемых работ. По  этим  критериям в  составе  аппарата  управления   организацией   выделяют   три   категории

работников: руководителей, специалистов и служащих.  Если  рассматривать  их труд с точки зрения технологии процесса управления, то задачи  руководителей прежде всего сводятся к  принятию  решений  и  организации  их  практической

реализации, специалисты осуществляют проектирование и  разработку  вариантов решений, а служащие занимаются в основном информационным обеспечением  всего процесса.

     Сложность  управленческих  работ  учитывается  в   требованиях,  которым должны  отвечать  менеджеры   при   занятии   определенных   должностей.   В соответствии с этим в плановой и учетной практике  нашей  страны  выделялись следующие основные  должности  управленческого  персонала  на  предприятиях:

руководители  и  их  заместители  (из  них  мастера);  главные  специалисты, инженеры,  техники,  механики;  экономисты,   инженеры-экономисты;   счетно-бухгалтерский персонал; канцелярский персонал, юридический персонал,  другие работники.  Руководители  составляют  одну  из   наиболее   значимых   групп

управленческого  персонала,   а   их   труд   является   самым   сложным   и ответственным.

     До последнего времени  само  понятие  "управление  персоналом"  в  нашей управленческой практике отсутствовало.  Правда,  система  управления  каждой организации имела функциональную подсистему управления кадрами и  социальным развитием коллектива, но большую часть объема работ  по  управлению  кадрами  выполняли линейные руководители подразделений.

     Основным структурным подразделением по управлению кадрами в организации является отдел кадров, на который возложены функции по приему  и  увольнению кадров,  а  также  по  организации  обучения,   повышения   квалификации   и переподготовки кадров. Для выполнения последних функций нередко создаются

отделы подготовки кадров или отделы технического обучения.

     Отделы кадров  не  являются  ни  методическим,  ни  информационным,  ни координирующим центром кадровой работы. Они структурно разобщены с  отделами организации труда и  заработной  платы,  отделами  охраны  труда  и  техники безопасности,  юридическими  отделами  и  другими  подразделениями,  которые

выполняют функции управления  кадрами.  Для  решения  социальных  проблем  в организациях создаются службы социального исследования и обслуживания.

     Службы управления  персоналом, как правило, имеют  низкий организационный статус, являются слабыми в профессиональном отношении. В силу этого  они  не выполняют целый ряд задач по управлению персоналом и обеспечению  нормальных

условий его работы. Важнейшие в их числе:

     - социально-психологическая  диагностика;

     -  анализ  и   регулирование   групповых   и   личных   взаимоотношений руководства;

     - управление производственными  и социальными конфликтами и  стрессами;

       - информационное  обеспечение системы кадрового  управления;

     - управление  занятостью,  оценка  и  подбор  кандидатов  на  вакантные должности, анализ кадрового потенциала и потребности в персонале,  маркетинг кадров;

     - планирование и контроль  деловой карьеры;

     - профессиональная и  социально-психологическая адаптация  работников;

     - управление трудовой  мотивацией;

     - правовые вопросы  трудовых отношений;  психофизиология,  эргономика  и эстетика труда.

     Если  в   условиях   командно-административной   системы   эти   задачи рассматривались как второстепенные, то при переходе к рынку они  выдвинулись на первый план, и в их решении заинтересована каждая организация.

     Основу концепции  управления персоналом организации   в  настоящее  время составляют возрастающая роль личности работника,  знание  его  мотивационных установок, умение их формировать и направлять  в  соответствии  с  задачами, стоящими перед организацией.

     Изменения  в   экономической  и  политической  системах  в  наше  стране одновременно несут как большие  возможности,  так  и  серьезные  угрозы  для каждой личности, устойчивости ее существования, вносят значительную  степень неопределенности  в   жизнь   практически   каждого   человека. Управление

персоналом  в  такой  ситуации  приобретает  особую  значимость,   поскольку позволяет реализовать, обобщить целый спектр вопросов адаптации  индивида  к внешним условиям, учета личного  фактора  в  построении  системы  управления

персоналом  организации4.  Можно выделить  следующие факторы,   оказывающие воздействие на людей в организации:

     1. Лояльность к работающим.

     2. Ответственность как  обязательное условие успешного  менеджмента.

     3. Коммуникации, пронизывающие  организацию снизу вверх, сверху  вниз, по горизонтали.

     4.  Атмосфера  в   организации,  способствующая  раскрытию   способностей работающих.

     5. Обязательное установление  долевого  участия  каждого   работающего  в общих результатах.

     6. Своевременная реакция  на изменения в окружающей  среде.

     7. Методы работы с  людьми, обеспечивающие их удовлетворенность работой.

     8. Непосредственное  участие в работе групп на  всех этапах  как  условие согласованной работы.

     9. Умение слушать  всех, с кем сталкивается  в   своей  работе  менеджер: покупателей, поставщиков, исполнителей, руководителей и т.п.

      10. Этика бизнеса.

      11. Честность и  доверие к людям.

      12. Опора на фундаментальные  основы  менеджмента:  качество,  затраты, сервис, нововведения, контроль ресурсов, персонал.

     13. Видение организации,  т.е. четкое представление   о  том,  какой  она должна быть.

     14. Качество личной  работы и ее постоянное совершенствование.5

    Таким образом, изучив  сущность управленческой  деятельности  и  выделив необходимые качества работников управления,  можно  перейти  к  рассмотрению вопросов определения  эффективности  труда  управленцев.          

 

 

1.2. Определение  эффективности управленческой деятельности.

     В  экономической   литературе,  как  известно,  при  определении  уровня результативности управленческой деятельности  на  предприятии  (организации) общепризнанно применяется показатель эффективности, а не  производительности труда.  Это  является   следствием   специфики   труда   управленцев,   т.е. управленческий  персонал,  в   отличие   от   производственных   работников, воздействует   на   предмет   материального   производства   и   влияет   на эффективность  производства  не  непосредственно,  а  опосредованно,   через деятельность других работников. Следующая причина  заключается  в  трудности

нормирования   управленческой   деятельности,   которая   возникает    из-за много номенклатурности,   специфичности,    непредсказуемости    как    самих результатов, так и сроков их получения. Однако, мы не  можем согласиться с утверждением  Попова  Г.X.,  что для оценки   результатов   управленческой

деятельности можно применять  только  одну  категорию  и  "такой  категорией должна быть  эффективность". Мы  считаем,  что для оценки  эффективности управленческого  труда  применимы  понятия  как   "эффективность",   так   и "производительность"  труда.  Но  применение   понятия   "производительность

труда" в данном случае требует  выполнения некоторых   условий,   основным   из   которых   является    качественная определенность результатов труда. Категория  производительности  может  быть использована для характеристики успешности труда управленческого  персонала. А  принцип  определения  успешности   труда   одинаков   при   расчете   как производительности,  так  и  эффективности  труда,   т.е.   он   состоит   в соотнесении результатов с  затратами  труда.  Различия  заключаются  лишь  в

масштабе и содержании конкретных показателей затрат  и результатов  труда. Поэтому показатель производительности труда применим для  оценки  успешности деятельности тех групп управленческого персонала, результаты  труда  которых

определены,  количественно  измеримы  и  не   нуждаются   в   дополнительной качественной оценке6. Так, например, производительность  труда  конструкторов можно измерить количеством разработанных одинаковых по  сложности  чертежей; технологов-   трудоемкостью   проектирования   технологического    процесса,

экономистов- количеством переработанной и выдаваемой информации  и  т.д.  На практике   это   необходимо   для   организации   системы   нормирования   и материального стимулирования управленческой деятельности. Но  здесь  следует учитывать относительность и условность такого рода производительности  в  ее промежуточной  и  идеальной  форме,  постоянно  соотносить   с   фактической эффективностью управленческих решений и разработок,  с  той  эффективностью, которую можно определить лишь при осуществлении  управленческого  решения  в

процессе совокупного труда. Однако, в настоящее время прямая  оценка  эффективности управленческой деятельности затруднена в  связи  с  недостаточной  разработанностью  многих

вопросов в данной области как в теоретическом, так и в практическом плане. В   первую   очередь   сложность   проведения   оценки   эффективности управленческой деятельности заключается в том,  что  очень  трудно  выделить трудовой вклад управленческого персонала из результатов работы  предприятия,

которые   являются   следствием   деятельности    всего    производственного коллектива, а также воздействия ряда внешних, по  отношению  к  предприятию, условий и факторов. Вследствие всего этого, изучив экономическую  литературу

по  данному  вопросу,  можно  выделить  несколько  предлагаемых   различными авторами подходов к оценке эффективности труда управленцев. Анализ экономической литературы показал, что одни экономисты предлагают оценивать   эффективность   управленческой   деятельности   по   результатам аттестации  управленцев,  другие-  с  определением   загрузки   и

численности  персонала и  т.д.  Вследствие   этого   для   оценки эффективности  управленческой  деятельности  разными  авторами  предлагаются различные показатели. Всех  авторов,  касающихся  данного  вопроса  в  своих работах, условно можно объединить в три группы. Сторонники первой группы предлагают  проводить  оценку  эффективности  труда управленцев на основе  одного  обобщающего  показателя.  В  качестве  такого показателя  авторы  данного  направления  предлагают  использовать  величину реализованной продукции и массу прибыли, приходящуюся на 1  руб.  затрат  по содержанию аппарата управления степень выполнения  управленческим персоналом нормированных производственных заданий7; выработку на одного  работающего; затраченные  усилия  (по  затратам   времени). Вторая группа авторов предлагает использовать систему  показателей  для

оценки эффективности управленческой деятельности:

     а) размер прибыли,  приходящийся  на  одного  управленца,  эффективность использования рабочего времени; размер  прибыли,  приходящийся  на  1  рубль заработной платы;

б) выполнение планового задания; качество выполняемых работ.    

Суть третьего подхода состоит в оценке эффективности труда  управленцев по  единому  интегральному  показателю,  который  рассчитывается  на  основе нескольких частных показателей. Моисеев Г.В., Ремесник  Л.Д.,  Ильина  Г.А. предлагают  рассчитывать  такой  показатель  на  основе  ряда  коэффициентов, характеризующих   выполнение   производственного   нормированного   задания, качество работы и  т.д. Плаксин  В.М.  и  Хремли  Т.Н рекомендуют нахождение   комплексного   показателя    эффективности    труда,    который определяется  как  интегральная  величина  уровней  использования  предметов труда, средств труда на стадиях управления.8

     Несмотря на  такое   большое  и  разнообразное   количество  предлагаемых показателей и методов оценки эффективности управленческой деятельности,  все они,  на  наш  взгляд,  не  в  полной  мере  отражают  эффективность   труда управленцев.

     Одни из них в  большей степени направлены  на  отражение  затрат  труда, другие результатов труда. В связи с этим  мы  присоединяемся  к  мнению  тех авторов, которые предлагают следующий подход к оценке эффективности управленческой деятельности.

     Эффективность труда  управленческого персонала прежде всего определяется простыми моментами процесса труда,  т.е.  целесообразной  деятельностью  или самим трудом, предметами труда и  средствами  труда.  Поэтому  эффективность труда  управленцев  можно  представить  как  соотношение  между   факторами,

Информация о работе Эффективность управления: показатели, критерии, факторы