Эффективность управления: показатели, критерии, факторы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 14:42, курсовая работа

Описание работы

Оценка эффективности является важным элементом разработки проектных и плановых решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов ли плановых мероприятий, и проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или способа её совершенствования. Эффективность организационной структуры должна оцениваться на стадии проектирования, при анализе структур управления действующих организаций для планирования и осуществления мероприятий по совершенствованию управления.

Содержание работы

Введение
Глава 1: Управленческая деятельность и определение её эффективности:
Понятие и сущность управленческой деятельности на
современном этапе.
Определение эффективности управленческой деятельности.

Глава 2: Эффективность управления:
2.1. Критерии и показатели эффективности управления.
2.2. Методы оценки и анализа эффективности управления.
Заключение.
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Курсовая эффективность управлнеия 2 курс Хашева.docx

— 65.71 Кб (Скачать файл)

                                                                       

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«СКАГС»

КАФЕДРА «ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ»

 

 

 

 

Курсовая работа

 на тему:

 

«Эффективность управления: показатели, критерии, факторы»

 

 

 

Выполнила студентка

Факультета ГМУ

Группы 521

Землянская

Ангелина

Евгеньевна

 

Научный руководитель

Хашева И.А.

 

 

 

 

 

Г.Ростов-на-Дону

2008г.

 

Содержание:

  1. Введение
  2. Глава 1: Управленческая деятельность и определение её эффективности:
      1. Понятие и сущность управленческой деятельности на

 современном этапе.

      1. Определение эффективности управленческой деятельности.

      

  1. Глава 2: Эффективность управления:

2.1. Критерии и показатели эффективности  управления.

2.2. Методы оценки и анализа  эффективности  управления.

  1. Заключение.
  2. Список использованной литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Данная работа посвящена рассмотрению эффективности  управления, выявлению факторов, критериев, показателей эффективности управления.

Оценка эффективности  является важным элементом разработки проектных и плановых решений, позволяющим определить уровень прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов ли плановых мероприятий, и проводится с целью выбора наиболее рационального варианта структуры или способа её совершенствования. Эффективность организационной структуры должна оцениваться на стадии проектирования, при анализе структур управления действующих организаций для планирования и осуществления мероприятий по совершенствованию управления.

Комплексный набор  критериев эффективности системы  управления формируется с учётом двух направлений оценки её функционирования:

  • по степени соответствия достигаемых результатов установленным целям производственно-хозяйственной организации;
  • по степени соответствия процесса функционирования системы объективным требованиям к его содержанию организации и результатам.

Критерием эффективности  при сравнении различных вариантов организационной структуры служит возможность наиболее полного и устойчивого достижения конечных целей системы управления при относительно меньших затратах на её функционирование.

Для оценки эффективности  управления важное значение имеет определение соответствия системы управления и её организационной структуры объекту управления. Это находит выражение в сбалансированности состава функций и целей управления, соответствии численности состава работников объёму и сложности работ, полноте обеспечения требуемой информацией, обеспеченности процессов управления технологическими средствами с учётом их номенклатуры.

Важными требованиями являются способность адекватного отражения динамичности управляемых процессов, сбалансированность и непротиворечивость показателей. При оценке эффективности отдельных мероприятий по совершенствованию системы управления допускается использование основных требований к их выбору – максимальное соответствие каждого показателя целевой ориентации проводимого мероприятия и полнота отражения достигаемого эффекта.

Цель данной работы –  рассмотрение понятия эффективность управления и более детальное освещение ее особенности. Реализация поставленной цели подразумевает анализ как официальных документов и нормативных актов, регламентирующих функционирование эффективного управления, так и учебной и общеэкономической литературы. Следует отметить, что тема моей курсовой была отражена у таких авторов, как В.Г.Игнатов, Л.Н.Албастова, Ч.Барнард, П.Друккер, Т.Питерс, Р.Уотермен.

Одна из главных  задач данной работы заключается  в определении таких понятий, как управленческая деятельность, определение эффективности управленческой деятельности, детальном раскрытии критериев и показателей эффективности управления,а так же её функций.

Моя работа состоит из двух глав, в которых говорится о управленческой эффективности, методах, критериев и показателей эффективности. В параграфах раскрывается сущность эффективности управления.

 

Глава 1: УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕЁ ЭФФЕКТИВНОСТИ

    1. Понятие и сущность управленческой деятельности на современном этапе.

 

     Управление предприятием представляет собой процесс  в основе  которого лежит воздействие на коллектив предприятия и все стороны его деятельности  с целью  получения  максимальных  результатов.  Такое  воздействие  на  каждом предприятии и в организации оказывают управленческие  кадры.  Следовательно, чем эффективнее процесс управления  на  предприятии,  тем  выше  оказывается результативность деятельности всего предприятия. Однако, процесс управления осуществляют люди. В связи с этим эффективность процесса управления  зависит от  эффективности  деятельности   управленческого   персонала   предприятия,

которая,  в  свою  очередь,  складывается  из   эффективности   деятельности отдельных работников  и  групп  работников  различного  уровня  образования, квалификации  и т.д. Все  эти  работники  составляют  управляющую  систему предприятия.  Поэтому,  прежде  чем  рассматривать  вопросы,   связанные   с

эффективностью управления предприятием, по нашему мнению,  следует  раскрыть содержание  управленческой  деятельности  и  отличить  необходимые  качества работников, которые её осуществляют.

     Менеджмент  организации,  работающей  в  рыночной  среде,   предъявляет высокие требования к управленческому персоналу. Современный управленец-  это человек владеющий и общими  основами  науки управления,  и специфическими знаниями и умениями в области стратегии управления,  инновации,  маркетинга, управления персоналом и производством.

      Чтобы выполнять  свои сложные и ответственные  функции, менеджеры должны иметь  специальные  знания  и  обладать  способностью  использовать их в повседневной  работе   по   управлению   предприятием.   Требования к их профессиональной компетенции  можно условно подразделить на две группы.

Первую составляют знания и  умения  (искусство)  выполнять  профессиональную работу в такой специальной области как менеджмент. Они включают:

     а) умение обосновывать  и принимать решения  в   ситуациях,  для  которых характерны высокая динамичность и неопределённость;

     б) высокую  информированность  (информация-  это  знание)  по  вопросам развития отрасли, в которой работает  предприятие:  состояние  исследований, техники, технологии, конкуренция. динамика спроса на продукцию  и  услуги  и т.д.;

     в) знакомство с  опытом менеджмента на других  предприятиях  и  в  разных отраслях;

     г) способность управлять  ресурсами, планировать и прогнозировать работу предприятия, владеть способами повышения эффективности управления;

     д) умение использовать современную информационную технологию,  средства коммуникации и связи1.

     Эти и многие другие  знания и умения приобретаются  в  процессе  изучения управленческой науки, ее  законов,  принципов,  методов,  средств  работы  с информацией. А так как сама наука, отвечая на растущие требования  практики, выдвигает  и  разрабатывает  все  новые  идеи  и  концепции  управления,  то обучение менеджменту приобретает непрерывный характер. Менеджер,  работающий профессионально,  обязательно  использует  те  достижения  науки  в  области процессов,  методов,  форм  управленческой  деятельности,  которые  повышают эффективность хозяйствования.

     Вторая группа  требований  к  профессиональной  компетенции  менеджеров связана с их способностью работать с людьми  и управлять самими  собой.  В процессе  выполнения  своих  функций  менеджеры  взаимодействуют  с  широким кругом    лиц-    коллегами,    подчиненными,    руководителями,     высшими

администраторами, акционерами, потребителями, поставщиками и другими  людьми и организациями. Чтобы работать с  людьми,  столь  резко  различавшимися  по своему статусу и  интересам,  менеджеры  должны  иметь  много  специфических личностных качеств, которые усиливают доверие и уважение со стороны  тех,  с кем они вступают в контакт. Это, прежде всего:

     - высокое чувство  долга и преданность делу;

     - честность в отношениях  с людьми и доверие к партнерам;

     - умение четко выражать  свои мысли и убеждать;

     - уважительное и заботливое  отношение к людям  вне   зависимости  от  их положения в иерархии предприятия;

    - способность быстро  восстанавливать свои физические  и душевные силы  и критически оценивать собственную деятельность.

     От  ошибок  в   работе   не   застрахованы   даже   самые   опытные   и квалифицированные менеджеры, но настоящие профессионалы вырабатывают в  себе способность сохранять при этом спокойствие, ясность мышления и работать  над исправлением положения, а не искать виновных.2

     До недавнего времени  считалось, что перечисленными  личностными  чертами люди награждаются либо от  природы,  либо  они  приобретают  их  в  процессе многолетней работы, методом  проб  и  ошибок.  Однако  последние  достижения науки (в том числе социологии, психологии и др.) позволяют  изучать  природу человеческих взаимоотношений и  искусство  управления  людьми  на  серьезной научной основе, не полагаясь только на собственный опыт.

     Важным  фактором  повышения   результативности   менеджмента   является разделение труда менеджеров, т.е.  специализация  управленческих  работников на выполнении определенных видов деятельности  (функций),  разграничение  их полномочий,  прав   и   сфер   ответственности.   Соответственно   этому   в

организациях  выделяют   следующие   виды   разделения   труда   менеджеров: функциональное,     структурное,      технологическое,      профессионально-квалификационное.

     Функциональное разделение  труда  основывается  на  формировании  групп работников   управления,   выполняющих   одинаковые   функции   менеджмента: планирование,  организация,  контроль  и  т.д.  Соответственно  этому   одни работники аппарата управления специализируются на работах  по  планированию, другие направляют свои усилия на  организацию  работ  по  выполнению  планов третьи являются специалистами  по  контролю  хода,  измерению  результата  и оценке работы и т.д.

     Структурное  разделение  труда  менеджеров  строится  исходя  из  таких характеристик управляемого объекта как организационная структура,  масштабы, сферы  деятельности,  отраслевая  или  территориальная  специфика. В силу большого разнообразия факторов,  воздействующих  на  структурное  разделение труда, оно специфично для каждой организации. В то же время  можно  выделить некоторые   общие   черты   специализации,   касающиеся, прежде всего, вертикального и горизонтального разделения труда менеджеров. Вертикальное разделение  труда  построено  на  выделении  трех  уровней управления- низшего, среднего и высшего.

К низшему  уровню  относятся  менеджеры,  имеющие  в  своем  подчинении работников  преимущественно   исполнительского   труда.   Они   осуществляют управление такими первичными подразделениями, как бригады, смены, участки.

     Средний уровень- самый многочисленный, составляющий по некоторым данным 50-60% общей численности управленческого персонала организации,  включает менеджеров,   ответственных   за   ход    производственного    процесса    в подразделениях,  которые  состоят  из   нескольких   первичных   образований

(структурных единиц); сюда входят  также менеджеры штабных  и   функциональных служб аппарата управления предприятия, его филиалов  и  отделений,  а  также руководство вспомогательных и обслуживающих производств, целевых программ  и

проектов.

     Высший уровень- это   администрация  предприятия,  осуществляющая  общее стратегическое  руководство  организацией  в  целом,  ее  функциональными  и производственно-хозяйственными комплексами. На этом уровне занято  всего  3-

7% общего управленческого персонала.

     Фактическое  число   уровней  на  предприятиях  характеризуется  большим разнообразием  и  колеблется  от  одного-двух  на  малых   предприятиях   до восьмидесяти в крупных объединениях и корпорациях.  Соответственно  меняется и содержание задач, решаемых на разных уровнях менеджмента. Общим  является

Информация о работе Эффективность управления: показатели, критерии, факторы