Эффективность кадровой политики в образовательном учреждении

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 11:25, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение эффективности кадровой политики в образовательном учреждении.
Задачи курсовой работы:
изучить теоретические основы кадровой политики в организации;
изучить методику анализа кадровой политики на предприятии;
проанализировать деятельность педагогического коллектива техникума;
наметить пути совершенствования кадрового потенциала работников образовательного учреждения.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word1.doc

— 202.50 Кб (Скачать файл)

Сотрудники филиала  для удобства анализа делятся на три категории:

  • Административно-управляющий персонал, включающий в свой состав дирекцию, финансовый отдел и административно-хозяйственную часть;
  • Учебно-воспитательный отдел, включающий инспекторов,  методистов, зав. лабораторией, зав. кафедрой, лаборантов и программистов;
  • Прочий обслуживающий персонал, включающий библиотекарей, уборщиков, водителей, слесарей и плотников.

Уровень текучести  кадров – один из самых показательных  критериев кадровой политики предприятия. Важным этапом анализа обеспеченности предприятия рабочей силой является изучение ее движения. Тщательно должно быть изучено движение рабочей силы и, в частности, выбытие работников по собственному желанию, за нарушение трудовой дисциплины, так как это в зачастую обусловлено нерешенными социальными проблемами. Конечно, текучесть кадров можно рассматривать и как положительное явление,  и как отрицательное. Во-первых, расширяются возможности работника, и увеличивается  его способность  к адаптации. Во-вторых, коллектив предприятия «освежается», происходит приток новых  людей, а, следовательно,  новых идей.

Гибкость кадровой политики оценивалась исходя из ее характеристик  стабильности или динамичности.  Кадровая политика должна динамично  перестраиваться под воздействием меняющихся условий и обстоятельств.  Рассмотрение этого вопроса тоже затронуто в данной курсовой работе.

Степень учета интересов работника  рассматривается в сравнении  со степенью учета интересов производства. Исследуется наличие или отсутствие индивидуального подхода к работникам предприятия.

Таким образом, кадровая политика – это система  осознанных и определенным образом  сформулированных и закрепленных правил и норм, приводящих человеческий ресурс в соответствии с долговременной стратегией фирмы. Это набор конкретных правил, пожеланий и ограничений, реализующийся, как в процессе непосредственных взаимодействий между сотрудниками, так и во взаимоотношениях между работниками и фирмой в целом.

Объектом кадровой политики являются человеческие ресурсы, предметом – система управления человеческими ресурсами, включающая в себя ряд подсистем, а целью – формирование, подготовка, расстановка и рациональное использование высококвалифицированных кадров различных отраслей хозяйства и направлений деятельности.

Правильно выбранная кадровая политика обеспечивает:

  • своевременное укомплектование кадрами рабочих и специалистов в целях обеспечения бесперебойного функционирования производства;
  • формирование необходимого уровня трудового потенциала коллектива предприятия при минимизации затрат;
  • стабилизацию коллектива благодаря учету интересов работников;
  • формирование более высокой мотивации к труду;
  • рациональное использование рабочей силы по квалификации и в соответствии со специальной подготовкой.

Однако достижение этих результатов возможно при правильной оценке осуществимости кадровой политики в конкретных организационно-технических и социальных условиях. Кроме того, следует учитывать психологический климат на предприятии, потенциальные возможности коллектива, изменения во внешнем окружении. Поэтому целесообразно проводить социологические исследования с целью изучения реакции со стороны коллектива на выбранную кадровую политику, а на материалах территориальной службы занятости – анализ ситуации на рынке труда в отношении конъюнктуры спроса на рабочих разных профессий, уровня квалификации, профиля подготовки.

Рассмотрев  теоретические аспекты кадровой политики, можно перейти к практическому  рассмотрению кадровой политики организации.

 

 

ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ КГБОУ СПО «КОМСОМОЛЬСКОГО-НА-АМУРЕ АВИАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОГО ТЕХНИКУМА»

 

2.1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА КГБОУ СПО КАТТ

 

Сфера образования, как и  любая другая отрасль народного  хозяйства, в состоянии нормально  функционировать, если будет обеспечена высококвалифицированными подготовленными кадрами специалистов, преподавателей. Ведь отрасль образования – единственная сфера, которая готовит квалифицированные кадры для всех остальных отраслей народного хозяйства, а также для самой себя. Поэтому необходима проверка кадровой политики, а также целесообразно проводить социологические исследования с целью изучения реакции со стороны коллектива на выбранную кадровую политику.

Рассмотрим  кадровую политику на примере краевого государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Комсомольского-на-Амуре авиационно-технического техникума».

Краевое государственное  бюджетное  образовательное учреждение среднего профессионального образования  «Комсомольский-на-Амуре политехнический  техникум»– новое учебное заведение с историей в несколько десятилетий. Техникум стал правопреемником двух учебных заведений – политехнического и металлургического техникумов. 1 августа 2013 года они были реорганизованы в авиационно-технический техникум (Приложение 1).

Официальное наименование «Учреждения»:

полное: краевое государственное  бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования  «Комсомольский-на-Амуре авиационно-технический  техникум»;

сокращенное: КГБОУ СПО КАТТ.

Место нахождения «Учреждения» (юридический и фактический адрес): 681010, Российская Федерация, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул. пр. Мира, дом № 23.

КГБОУ СПО «Комсомольский-на-Амуре  политехнический техникум» –  государственное учреждение, реализующее  профессиональные образовательные программы среднего и дополнительного профессионального образования, учредителем которого является Министерство образования и науки Хабаровского края.

Свою  деятельность техникум осуществляет в  соответствии с законом «Об образовании», «Типовым положением об образовательном учреждении среднего профессионального образования России», законодательством Российской Федерации, учредительным договором и на основании Устава, зарегистрированного администрацией г. Комсомольска-на-Амуре от 02.03.2012 года  с изменениями и дополнениями, зарегистрированными от  сентября 2012 г., а также в соответствии с локальными нормативно-правовыми актами техникума.

Образовательное учреждение владеет, пользуется, распоряжается  закрепленным за ним имуществом на праве оперативного управления в соответствии с уставными целями деятельности, предусмотренными законодательством Российской Федерации и договором по управлению государственным имуществом.

Техникум  имеет право на ведение образовательной  деятельности в сфере среднего профессионального и соответствующего дополнительного профессионального образования согласно лицензии серии РО № 044582,  выданной 25 мая 2012 года Министерством образования и науки Хабаровского края (Приложение 2). В соответствии с действующей лицензией подготовка специалистов осуществляется по 8 основным профессиональным образовательным программам подготовки по специальностям среднего профессионального образования базового уровня.

Миссия техникума:

  • для родителей и студентов - обеспечить возможность получения качественного профессионального образования;
  • для работодателей и государства  - обеспечить удовлетворение потребностей предприятий, организаций, общества в целом в высококвалифицированных кадрах.

В техникуме  реализуются:

  1. программы среднего профессионального образования;
  2. программы профессиональной подготовки и переподготовки.

Сегодня техникум – это современное образовательное  учреждение, материально-техническую  базу которого составляет учебный корпус, учебно-производственные  мастерские, общежитие на 180 мест, три спортивных зала, актовый зал на 250 мест, библиотека с читальным залом (книжный фонд составляет 77236 экземпляров, кроме того, доступны по сети INTERNET электронные ресурсы), конференц-зал,  медицинский пункт, зубной кабинет, печатный центр, два буфета, спортивная площадка, складские и учебно-вспомогательные помещения.

Общая площадь  учебного, учебно-производственного  корпуса и общежития составляет 13801,1 кв. метров, в том числе учебная  площадь 10700 кв. метра.

В техникуме  оборудовано 27 кабинетов, 10 специализированных объединенных лабораторий и 6 компьютерных классов. Перечень кабинетов и лабораторий соответствует ГОС СПО по специальностям. В компьютерных классах установлено 66 компьютеров, а также 37 компьютеров установлено в кабинетах и лабораториях, 71 компьютера – в подразделениях техникума. Доступ к сети Internet имеется с 96 терминалов. Обеспеченность учебного процесса компьютерами составляет 15 компьютеров на 100. Имеется 6 интерактивных досок. В распоряжении административных служб техникума находится 34 компьютера.

Структура учебного заведения (Приложение 3) определяется и изменяется самостоятельно, в зависимости  от стоящих перед техникумом задач  перспективного развития и реальной социально-экономической ситуации в городе. Управление техникумом осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Уставом техникума на основе сочетания принципов централизованного руководства и самоуправления коллектива техникума. Непосредственное управление осуществляет директор техникума, назначаемый учредителем. У директора два заместителя. Основной формой осуществления полномочий коллектива является общее собрание и его выборный представительный орган – Совет техникума, который избирается сроком на пять лет.

В настоящее время техникум осуществляет подготовку по 14 специальностям, на которых обучаются по очной и заочной формам 1290 человек. Руководитель, Ю.И. Князев, его управленческая команда и коллектив с оптимизмом смотрят на перспективу развития учреждения.

 

2.2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА

КГБОУ СПО КАТТ

 

В составе  работников учреждений и органов  образования можно выделить три  основные группы: научно-педагогический корпус, управленческие работники, учебно-вспомогательный  и обслуживающий персонал. Решающая роль в развитии образования принадлежит педагогическим работникам. Именно на долю их квалифицированного интеллектуального труда приходится преобладающая масса работы с обучающимися.

Итак, преступим к анализу педагогического  коллектива КГБОУ СПО КАТТ (Приложение 4), оценив его со стороны следующих критериев, показателей и коэффициентов:

  1. Коэффициент выбытия кадров (Кв.к.);
  2. Коэффициент  стабильности кадров (Кс.к.);
  3. Уровень текучести кадров (ТК);
  4. Соотношение работников (сотрудников) имеющих высшую, первую  и вторую квалификационную категорию;
  5. Степень учета интересов производства/интересов работников.

Для начала проанализируем количественные и качественные характеристики персонала. В настоящее время в техникуме численность работников составляет 173 человек, из них:

  • руководящих работников — 14;
  • педагогических работников — 62;
  • учебно-вспомогательный персонал — 13;
  • обслуживающий персонал — 84.

Профессорско-преподавательский  состав набирается в случае появления  первой необходимости. В среднем  соотношение студент/преподаватель составляет 14:1. Соотношение студент/преподаватель в КГБОУ СПО КАТТ составляет 23:1, так как по данным, взятым за  2012-2013 учебный год, численность студентов дневного отделения  — 1100 человек и 300 обучаются на заочном отделении. Это отношение  значительно превышает среднее значение, поэтому необходимо пересмотреть политику найма профессорско-преподавательского состава, так как при анализе видно, что его количественный состав значительно занижен.

Проанализировав качественный состав педагогических кадров,сведём данные в таблицу 1, из которой видно, что высшее образование имеет в основном административно-управляющий и педагогический персонал, что весьма закономерно, так как уровень выполняемой работы предъявляет свои требования к качеству образования сотрудников; большая часть педагогического состава, а именно 26 человек, имеет высшую квалификационную категорию; а также 16% преподавателей не имеет категории, что показывает о проблемах в кадровой политики.

Таблица 1

Сведения руководящего и педагогического состава работников КГБОУ СПО КАТТ за 2012-2013 учебный год.

п/п

Наименование

должности

Кол-во человек

Образование

Имеют квалификационную категорию

Почетное звание

высшее

среднее

профессиональное

высшую

первую

вторую

не имеют категорию

почетный работник СПО

отличник ПТО

заслуженный

учитель

1

Руководители

14

14

-

13

-

-

1

-

-

-

2

Преподаватели

27

26

1

10

6

2

8

     

3

Спец.дисциплин

11

11

-

5

5

-

1

     

4

Общ.дисциплин

24

24

-

10

6

7

1

     

Итого

76

75

1

39

17

9

11

7

6

2

Информация о работе Эффективность кадровой политики в образовательном учреждении