Эффективное использование оборотных активов на предприятии ЧУП «Арес-Вест»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2014 в 21:13, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение имущественного и финансового положения организации. Достижение поставленной цели требует решения следующих задач:
- проведение анализа имущественного положения организации;
- определение показателей ликвидности и платежеспособности;
- анализ финансовой устойчивости организации;
- расчет показателей деловой активности;

Содержание работы

Введение ------------------------------------------------------------------------
3
1. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия -----------
6
1.1. Оценка имущественного положения предприятия -------------------------
6
1.2. Анализ ликвидности и платёжеспособности --------------------------------
9
1.3. Анализ финансовой устойчивости --------------------------------------------
14
1.4. Оценка использования средств ------------------------------------------------
19
2. Мероприятия по повышению эффективности оборотных активов -----------------------------------------------------------------------------------

28
3. Экономическое обоснование мероприятий, повышающих эффективность оборотных активов ------------------------------------------------

34
Заключение --------------------------------------------------------------------
39
Список использованных источников --------------------------------

Файлы: 1 файл

kursach Svatko.docx

— 392.44 Кб (Скачать файл)

Увеличить долю оборотных  активов можно за счёт снижения доли внеоборотных активов. Например, за счёт продажи ненужных, неиспользуемых основных средств.

Кроме того, повысить ликвидность  организации можно через ускорение  оборачиваемости активов. Оборачиваемость  активов во многом зависит от производственного  цикла. Сокращение цикла позволяет  менее ликвидным активам (запасам) быстрее превращаться в высоколиквидные  активы (дебиторскую задолженность, денежные средства). Это повышает способность  организации рассчитываться по своим  обязательствам. Повысить оборачиваемость  позволяет не только ускорение самого производственного процесса (или  процесса выполнения работ и оказания услуг), но и ужесточение платёжной  дисциплины покупателей – снижение периода взыскания дебиторской  задолженности.

Расчёт коэффициента абсолютной ликвидности (платежеспособности) показал, что в 2011 году Кал = 0,031, а в 2012 году Кал 0,184.                               

Опыт работы предприятий показывает, что значение этого показателя, как правило, варьируется в пределах от 0,05 до 0,1, однако теоритически этот показатель считается достаточным если его величина равна 0,2 – 0,25.

Таким образом, данный показатель свидетельствует о наращивании производственной деятельности, однако необходимо повышение этого показателя.

Его можно повысить следующим  образом:

  • Уменьшить текущую кредиторскую задолженность организации, в том числе за счёт изменения источников финансирования в пользу долгосрочных заимствований;
  • Снизить долю менее ликвидных активов, переведя их в более ликвидные. Например, уменьшить период отсрочки платежей для покупателей (повысить оборачиваемость дебиторской задолженности), реализовать излишние запасы или постепенно сократить их уровень, избавиться от неиспользуемых основных средств [2].

Коэффициент финансовой зависимости на предприятии ЧУП «Арес-Вест» вырос в 2012 году по сравнению с 2011 годом на 0,193 и за оба периода коэффициент был больше 1. Он не должен превышать 0,25. Если коэффициент больше 1, то это свидетельствует о потере финансовой устойчивости и достижении ее критической точки.

Таким образом, оценив вероятность банкротства, следует наметить мероприятия по улучшению его финансового состояния:

- Необходимо увеличить размер абсолютно-ликвидных активов, то есть суммы денежных средств. От увеличения этого показателя зависит возможность своевременного исполнения организацией своих обязательств, в том числе исполнение обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. При дефиците денежных средств снижается ликвидность и уровень платежеспособности предприятия, что приводит к росту просроченной задолженности по кредитам банку, поставщикам, персоналу по оплате труда;

- Уменьшить величину внеоборотных активов - слишком большая доля внеоборотных активов символизирует отвлечение средств из оборота предприятия в более низколиквидную форму, чем например краткосрочные финансовые вложения.

Современная практика финансового  менеджмента предлагает 2 способа  управления дебиторской задолженностью на предприятии: самостоятельное управление и передача управления задолженностью на аутсорсинг.

Какой из вариантовне был бы выбран — эффективность управления дебиторской задолженностью, а также работа с ней может быть гарантирована только тогда, когда в компании данный вопрос рассматривается системно, с детальной проработкой всех этапов бизнес-процесса. Только грамотно выстроенная на всех этапах работа позволит получить положительный результат.

При самостоятельном управлении задолженностью используются исключительно  ресурсы предприятия (трудовые, финансовые, технические). Для этого в организации  могут создаваться специализированные службы: кредитные контролеры, службы безопасности и т.п.

Аутсорсинг (внешнее управление) позволяет поручить работу с задолженностью специализированной организации. Преимущества аутсорсинга заключаются в том, что он дает возможность предприятию  эффективно решать те задачи, которыми самостоятельно заниматься либо дорого, либо невозможно из-за недостатка ресурсов. Это особенно актуально для малого и среднего бизнеса, содержать и  обеспечивать работу спецподразделений  под силу только крупным игрокам  рынка. Кроме того, профильный специалист аутсорсинговой компании гарантирует более профессиональное решение возложенных на него задач. Сегодня рыночная инфраструктура предлагает компаниям, нуждающимся во внешнем управлении дебиторской задолженностью, разные пакеты услуг. Это могут быть и узкоспециализированные услуги (например, по сбору информации о контрагенте или по взысканию долгов на основании уже состоявшихся решений суда), а может быть и комплекс услуг (юридических или факторинговых).

Рынок некоторых аутсорсинговых услуг по управлению дебиторской задолженностью:

I) Кредитные услуги

 Банки и другие финансовые  организации предоставляют кредиторам  финансирование, например, в виде  кредита под уступку прав денежных  требований.

II) Факторинг

 Факторинговые услуги оказывают специализированные организации (факторы, факторинговые компании) и банки. Факторинг – это комплекс услуг по управлению дебиторской задолженностью, в состав которого входят оценка платёжеспособности дебитора, управление своевременностью оплат, покрытие кредитных рисков, финансирование кредитора, консультирование. Факторинг решает следующие задачи: расширение доли компании на рынке; повышение ликвидности дебиторской задолженности; ликвидация кассовых разрывов; своевременная оплата контрактов и налогов. На рисунке 2 представлена схема факторинга.

 

Рис 2 - Схема операций факторинга


1

Покупатель


Продавец

(п


 

2


4



Фактор-фирма (банк)



3


5


 

Этапы факторингового обслуживания:

  1. Поставка клиентом товара, услуги с отсрочкой платежа (до 120 дней);
  2. Уступка клиентом права требования платежа по поставке банку;
  3. Выплата банком финансирования (до 90% суммы поставки) клиенту;
  4. Оплата поставки покупателем (дебитором клиента) на счет банка;
  5. Выплата банком остатка денежных средств за вычетом комиссий клиенту.

Преимущества при использовании  факторинга:

- предоставление выгодных отсрочек платежа клиентам позволит расширить сеть продаж;

- отсутствие дефицита оборотных средств и ускорение оборачиваемости способствует стабильному росту выручки и прибыли;

- передача банку функции управления дебиторской задолженностью высвободит время сотрудников на выполнение других задач;

- покрытие торговых рисков сделает бизнес более устойчивым;

- возможность отнесения на себестоимость всех комиссий за факторинг сэкономит налогооблагаемую прибыль;

Кроме того, выгоду от использования  факторинга получают как поставщик  товара (услуги), так и покупатель, поэтому необходимость оплаты банковского  вознаграждения не означает потери этих денег. Часть расходов за факторинг  можно заранее включить в стоимость  товара и предоставить покупателю выбор: платить сразу со скидкой, или  в рассрочку, но дороже.

III) Юридические услуги

 Юридические фирмы  занимаются правовым сопровождением  сделок с контрагентами (участие  в переговорах, составление и  экспертиза документов, сопровождающих  заключение сделки и ее исполнение, консультирование), защитой нарушенных  прав и интересов кредиторов (в  том числе в суде, арбитражном  суде, на стадии исполнительного  производства, представляя интересы  клиента в иных правоохранительных  органах).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ, ПОВЫШАЮЩИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ

 

 

 

Для экономического обоснования  мероприятий по повышению эффективности  работы предприятия необходимо рассмотреть  наиболее важные механизмы на рынке  аутсорсинговых услуг по управлению дебиторской задолженностью.

1) Кредитные услуги: в настоящее время действуют следующие процентные ставки по вновь выдаваемым кредитам:

-  в белорусских рублях - не ниже ставки рефинансирования  Национального банка Республики  Беларусь, увеличенной на 10 процентных пунктов (23,5+10);

-  в иностранной валюте  – не менее 10% по кредитам.

Исходя из этого, стоимость  услуг за пользование кредитом, например за 1 месяц составит: 0,0279*1121=31,28 млн.руб. Таким образом, с учетом платы за кредит, предприятие будет иметь в своем пользовании 1089,72 млн. рублей.

Таким образом, эффективность использования финансовых ресурсов по кредиту можно рассчитать следующим образом:

ЭФР=17793/(3586-1089,72)=7,1278.

2) Факторинг. Комиссия (доход)  от факторинговой сделки включает следующие основные элементы:

- комиссионное вознаграждение  – плата поставщика за инкассирование  им платёжных требований, которая  составляет 0,2 – 5% от стоимости поставки;

- оплата за пользование  факторинговым кредитом сумма вознаграждения, выплачиваемая фактор-фирме или банку за предоставленный кредит;

 - пеня – штрафная плата, производимая со стороны покупателя за просрочку оплаты платёжных документов после их предъявления фактор-фирме [6].

Предоставляя услугу факторинга, ОАО «Банк БелВЭБ» выступает на стороне предприятия-экспортера и оплачивает экспортеру сумму документов, подтверждающих факт отгрузки товара в пользу его контрагента за минусом дисконта. ОАО «Банк БелВЭБ» осуществляет финансирование под уступку денежного требования только с правом регресса (договор с правом обратного требования (регресса) — договор по которому кредитор несет риск неоплаты должником денежных требований; договор без права обратного требования (регресса) — договор по которому Банк несет риск неоплаты должником денежных требований).

За предоставление финансирования под уступку денежного требования (факторинга) ОАО «Банк БелВЭБ» получает вознаграждение в виде дисконта.

Дисконт устанавливается в виде абсолютной суммы.

При досрочной оплате уступленного Банку требования размер дисконта может быть пересчитан исходя из фактического периода пользования финансированием. При этом разница между изначально рассчитанной суммой дисконта и суммой, рассчитанной исходя из фактического периода пользования финансированием, подлежит выплате Банком кредитору в качестве финансирования.

В таблице 2 приведены тарифы на проведение операций по организации факторинга ОАО «Банк БелВЭБ».

 

 

 

 

 

Наиме-нование опера-ции, услуги

Ставка Тарифа

Пролонгация срока финансирования под уступку денежного требования (факторинга):

а) по факторингу в белорусских рублях:

— до 30 дней вклю-чительно

1,5% от суммы финансирования с пролонгируемым сроком

— свыше 30 дней

0,05% от суммы финансирования с пролонгируемым сроком за каждый день продления

б) по факторингу в иностранной валюте:

— до 30 дней вклю-чительно

1,25% от суммы финансирования с пролонгируемым сроком

— свыше 30 дней

0,04% от суммы финансирования с пролонгируемым сроком за каждый день продления




Таблица 2 – Тарифы на проведение операции по организации финансирования под уступку денежного требования (факторинга)

 

 

Таким образом, ставка за пользование  факторинговыми услугами, без учета остальных факторов, за месяц составит 1,5%. Исходя из этого, стоимость за пользование факторинговыми услугами за 1 месяц составит: 0,015*1121=16,82 млн. руб. Следовательно, 1104,18 миллионов рублей остается у фирмы для её основной деятельности.

ЭФР=17793/(3586-1104,18)=7,1693.

На рисунке 3 представлена эффективность использования финансовых ресурсов.

 

Рис 3 - Эффективность использования финансовых ресурсов

 

Из рисунка 3 видно преимущество факторинга над кредитом (на 0,0415 пункта). Факторинг, по сравнению с кредитом, обладает рядом преимуществ:

- гарантированный возврат  дебиторской задолженности;

- возврат фактор-фирмой  на начальной стадии до 90% долга;

- возможность пользования  услугами, даже при невыдаче кредита  банком.

При использовании услуги факторинга предприятие получает возможность:

- снизить риск нехватки ликвидности (риски возникновения кассовых разрывов, недостатка средств для покрытия важных текущих затрат);

- минимизировать свои валютные риски (риски неблагоприятного изменения курсов обмена иностранных валют) за счет того, что финансирование предоставляется в день отгрузки товара;

- избежать рисков, связанных с неисполнением получателем своих обязательств по оплате за отгруженный товар;

- предоставить контрагентам отсрочку платежа, с целью повышения конкурентоспособности своих товаров;

Информация о работе Эффективное использование оборотных активов на предприятии ЧУП «Арес-Вест»