Функции управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2013 в 09:29, доклад

Описание работы

Функцией управления называется особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект. Функции управления отражают содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы.

Файлы: 1 файл

обт.ppt

— 197.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

 

 

Функции управления

 

 

      • Планирование 
      • Организация
      • Мотивация
      • Контроль
      • Анализ

 

 

 

 

 

Функции управления. Общие  положения

 

Функцией управления называется особый вид управленческой деятельности, с помощью которой субъект управления воздействует на управляемый объект. Функции управления отражают содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей подсистемы.

 

Все функции управления  можно подразделить по двум  признакам: по содержанию процесса  управления (основные функции) и  по направлению воздействия на  объекты управления (специфические, или конкретные, функции). Основные функции являются основополагающими всего процесса управления, а специфические функции отражают особенности конкретной управленческой деятельности работников

 

 

 

 

Основные функции управления

 

-процесс генерирования альтернатив на основании складывающейся на объекте ситуации и желаемых значений параметров, задаваемых на фазе "Планирование"

 

анализ

 

- систематическое наблюдение  за выполнением планов, заданий  и результатами деятельности  предприятия, обеспечение с помощью  информации обратной связи с  управляемым объектом. Учет и  контроль необходимы для укрепления  плановой, финансовой, производственной  и трудовой дисциплины на предприятии

 

 контроль

 

- обеспечение заинтересованности  работников в повышении результатов  своего труда. Эта функция используется  для материального и морального  поощрения работников в зависимости  от количества и качества затрачиваемого  труда. Кроме того, обеспечивается  заинтересованность в достижении  высокой эффективности работы  всего предприятия

 

мотивация

 

- процесс упорядочения,  создания организованной структуры,  налаживания взаимодействия элементов  системы для достижения поставленных  целей предприятия

 

организация

 

- разработка целей,  заданий по количественному и  качественному росту предприятия  с учетом наилучшего использования  всех видов ресурсов и возможностей;

- предвидение результатов  деятельности, определение перспективных  целей управления

 

планирование  

 

 

Их значение

 

Функции

 

 

 

 

ПЛАНИРОВАНИЕ - это принятые заранее решения о том, что делать, как делать и кто будет делать

 

Суть планирования

 

Эффективность плана измеряется  размером того вклада, который  он вносит в осуществление  целей и задач за вычетом  затрат и других нежелательных  последствий.

 

ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ

 

Планирование - это функция  всех управляющих, но его характер  и масштаб будут изменяться  в зависимости от полномочий, и общего курса действий и  планов.

 

ВЕЗДЕСУЩНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЯ

 

Т.к. действия управляющих  в отношении организации, работы  с кадрами, руководства, лидерства  и контроля рассчитаны на достижение  целей предприятия, то планирование  логически предшествует выполнению  др. управленческих функций.

 

ВЕДУЩАЯ РОЛЬ ПЛАНИРОВАНИЯ

 

Цель всякого плана  и всех производных планов  состоит в том, чтобы облегчить  достижение целей и задач предприятия.

 

ВКЛАД В ДОСТИЖЕНИЕ  ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ

 

Характеристика

 

Параметры

 

 

 

 

Цели планирования:

    • Устранить отрицательный эффект неопределенности и изменений.
    • Сосредоточить внимание на главных задачах.
    • Добиться экономичного функционирования.
    • Облегчить контроль.

Преимущества планирования:

    • Делает возможной подготовку к использованию будущих благоприятных условий.
    • Поясняет возникшие проблемы.
    • Стимулирует менеджеров к реализации своих решений.
    • Улучшает координацию действий в организации.
    • Создает предпосылки для повышения образовательной подготовки.
    • Увеличивает возможности в обеспечении фирмы необходимой информацией.
    • Способствует более рациональному распределению ресурсов.
    • Улучшает контроль в организации и т.д.

Ограничения планирования:

    • Неопределенностью рыночной среды,
    • Издержки планирования,
    • Масштабы деятельности фирмы,
    • Сочетание формального планирования с другими способами принятия решений
    • Специфика российского рынка

 

 

 

 

Принципы планирования

 

ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ:

    • единство (системный характер планирования);
    • непрерывность (осуществление процесса планирования должно быть постоянным в рамках установленного цикла, а разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу);
    • гибкость (планы и процесс планирования должны менять свою направленность в зависимости от возникновения непредвиденных обстоятельств);
    • точность (планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности ДО);
    • участие (привлечение в процесс планирования всех тех, кого он затрагивает)

 

 

 

 

 

Контроль – постоянный процесс, обеспечивающий достижение организацией целей развития путем своевременного обнаружения возникающих в ходе деятельности объектов управления проблем (отклонений от плановых заданий, нормативов, стандартов) и изменений внешней среды.

 

  •   Объект контроля - то, что корректируется.
  • Предмет контроля - состояние и поведение объекта управления. Они характеризуются качественными, количественными, структурными, пространственными и временными параметрами.
  • Субъект контроля - человек, группа людей или организация.

 

  •   Цели контроля заключаются в проверке предпосылок, в соответствии с которыми формируется план, в проверке хода выполнения плана, в обеспечении целей управления в соответствии с принятыми решениями. Они классифицируются в зависимости от содержания, временного ранга, уровня управления и др.
  • Основная задача контроля состоит в выявлении фактического состояния какого-либо процесса, сопоставлении его с намеченными целями, оценке ситуации и в предложении при необходимости корректирующих мер. Задачи контроля могут быть частными и общими. Частные распространяются на какую-то одну из сторон объекта, общие - на все стороны деятельности контролируемых объектов.

 

 

 

 

Характеристика основных  видов контрольной деятельности

 

Осуществляется непосредственно  в ходе проведения работ. Регулярная  проверка работы подчиненных, обсуждение  возникших проблем и предложений  по усовершенствованию работы  позволит исключить отклонения  от намеченных планов и инструкций. Текущий контроль не проводится  буквально одновременно с выполнением  самой работы. Скорее он базируется  на измерении фактических результатов, полученных после проведения  работы, направленной на достижение  желаемых целей. При текущем контроле  используется обратная связь  в ходе проведения самих работ  для того, чтобы достичь требуемых  целей и решить возникающие  проблемы прежде, чем это потребует  слишком больших затрат.

 

 
ТЕКУЩИЙ

 

Осуществляется до фактического  начала работ. Основными средствами  осуществления является реализация  определенных правил, процедур и  линий поведения. В организациях  используется в трех ключевых  областях - по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам. Предварительный контроль в области  человеческих ресурсов достигается  в организациях за счет тщательного  анализа тех деловых и профессиональных  знаний и навыков, которые необходимы  для выполнения тех или иных  должностных обязанностей и отбора  наиболее подготовленных и квалифицированных  людей. Промышленные фирмы устанавливают  обязательный предварительный контроль  используемых ими материальных  ресурсов. Контроль осуществляется  путем выработки стандартов минимально  допустимых уровней качества  и проведения физических проверок  соответствия поступающих материалов  этим требованиям. Важнейшим средством  предварительного контроля финансовых  ресурсов является бюджет, который  позволяет также осуществить  функцию планирования.

 

 
ПРЕДВАРИ-ТЕЛЬНЫЙ

 

Содержание

 

Вид

 

 

 

 

Организуется как разовое  мероприятие, имеющие целевой характер: проверка качества продукции, соблюдения  нормативных требований, научно-технического  уровня продукции и т.п.

 

ВЫБОРОЧНЫЙ

 

Сроится как целостная  система, постоянно функционирующая  в принятой организационной структуре.

 

ПОЛНЫЙ

 

Распространяется на процессы  деятельности и управления ими, имеет иерархическую структуру. Объекты контроля: производственно-хозяйственный  процесс в целом и его отдельные  части, плановые задания, ситуация  в коллективах исполнителей, выполнение  производственной программы и  всех видов планов организации.

 

 
АДМИНИСТРАТИВ-НЫЙ

 

Ориентирован на конечные  экономические результаты деятельности  организации и проводится на  разных уровнях управления в  соответствии с принятой организационной  структурой. Объектами являются  такие показатели, как: прибыль, издержки, объемы производства и продаж, инвестиции и эффективность их  использования, обеспеченность финансовыми  средствами и финансовое состояние  организации (платежеспособность и  ликвидность).

 

 
ФИНАНСОВЫЙ

 

Нацелен на текущий  учет, анализ осуществляемых процессов  и имеет своей задачей обеспечение  выполнения принятых плановых  заданий. Объектами выступают: тематические  и производственные задания, сроки  проведения работ, качество работ, предусмотренные планом ресурсы, связанные с деятельностью затраты  организации.

 

 
ОПЕРАТИВНЫЙ

 

Предусматривает учет, оценку  и анализ результатов разработки  и реализации перспективной концепции  развития организации. Объектами  выступают жизненно важные аспекты  политики организации: маркетинг, научно-технические  прогнозы, продуктово-тематический  портфель и др.

 

 
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ

 

В рамках этого контроля  обратная связь используется  после того, как работа выполнена. Хотя такой контроль осуществляется  слишком поздно, чтобы отреагировать  на проблемы в момент их  возникновения, тем не менее, он  имеет две важные функции. Одна  из них состоит в том, что  заключительный контроль дает  руководству организации информацию, необходимую для планирования  в случае, если аналогичные работы  предполагается проводить в будущем. Вторая функция состоит в том, чтобы способствовать мотивации.

 

 
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

 

 

 

 

Анализ

 

  • Анализ - процесс генерирования альтернатив на основании складывающейся на объекте ситуации и желаемых значений параметров, задаваемых на фазе "Планирование", с одной стороны, и постановка диагноза и выявление причин отклонения движения системы от заданной траектории, с другой стороны. На основе учтенных данных формулируются выводы о различных сторонах работы предприятия.
  • Планирование любой деятельности начинается с анализа ситуации, т. к. без результатов анализа невозможно определить, какие возможности и ресурсы имеются в наличии, какие материальные, финансовые, информационные, кадровые ресурсы понадобятся для реализации плана, сколько времени уйдет на его выполнение, являются ли затраты ресурсов приемлемыми, а также невозможно определить нужно ли планирование вообще и, следовательно, невозможно построить план.
  • После проведения анализа ситуации выявляются проблемы и свободные ресурсы. При составлении планов проблемы лягут в основу целей, а свободные ресурсы послужат средством к достижению этих целей.

Информация о работе Функции управления