Cовершенствование стратегического планирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2013 в 19:46, дипломная работа

Описание работы

Цель дипломного проекта: на основании анализа работы предприятия, его внешней и внутренней среды а также процесса планирования, разработать предложения по совершенствованию стратегического планирования на предприятии.
Достижение поставленной цели реализуется посредством решения следующих задач:
а) раскрыть сущность стратегического планирования, основных этапов его проведения;
б) изучить деятельность предприятия, внешнюю и внутреннюю среду его функционирования, проанализировать технико-экономические показатели и организацию планирования на предприятии;

Содержание работы

Введение
1. Теоретические аспекты стратегического планирования
1.1 Сущность и понятие стратегического планирования
1.2 Этапы стратегического планирования
2. ГЛХУ «Копыльский лесхоз», его характеристика, анализ работы и организация планирования
2.1 Краткая характеристика и анализ организационной структуры управления предприятием
2.2 Анализ внешней и внутренней среды функционирования предприятия
2.3 Анализ технико-экономических показателей работы предприятия
2.4 Анализ организации планирования на предприятии
3. Предложения по совершенствованию стратегического планирования на
предприятии (разработка функциональных стратегий)
3.1 Разработка стратегии развития коммерческой деятельности
3.2 Разработка производственной стратегии
3.3 Разработка финансовой стратегии и расчет экономической эффективности предлагаемых мероприятий
3.4 Конструкции деревообработки
4. Оценка состояния условий труда на предприятии и разработка предложений по их улучшению
4.1 Оценка состояния условий труда на предприятии, анализ травматизма
4.2 Мероприятия по улучшению условий труда
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

Копыльский лесхоз.doc

— 2.32 Мб (Скачать файл)

Однако методы стратегического анализа не могут подменить процесса фундаментального стратегического мышления. Главная слабость формальных методов поиска стратегии в том, что они игнорируют специфические особенности каждого из видов бизнеса, иногда приводят к слишком общим, абстрактным выводам.

Как считает один из ведущих теоретиков и специалистов в области стратегического управления М. Портер, существует три основных подхода к выработке стратегии поведения фирмы на рынке.

Первый подход связан с лидерством в минимизации издержек производства. Данный тип стратегий связан с тем, что компания добивается самых низких издержек производства и реализации своей продукции. В результате этого она может за счет более низких цен на аналогичную продукцию добиться завоевания большей доли рынка. Фирмы, реализующие такой тип стратегии, должны иметь хорошую организацию производства и снабжения, хорошую технологию и инженерно-конструкторскую базу, а также хорошую систему распределения продукции. Чтобы добиваться наименьших издержек, на высоком уровне исполнения должно осуществляться все то, что связано с себестоимостью продукции, с ее снижением. Маркетинг же при данной стратегии не обязательно должен быть высоко развит.

Второй подход к выработке стратегии связан со специализацией в производстве продукции. В этом случае фирма должна осуществлять высокоспециализированное производство и качественный маркетинг для того, чтобы становиться лидером в своей области. Это приводит к тому, что покупатели выбирают продукцию данной фирмы, даже если цена и достаточно высокая. Фирмы, реализующие этот тип стратегии, должны иметь высокий потенциал для проведения НИОКР, иметь прекрасных дизайнеров, прекрасную систему обеспечения высокого качества продукции, а также развитую систему маркетинга.

Третий подход относится к фиксации определенного сегмента рынка и концентрации усилий фирмы на выбранном рыночном сегменте. В этом случае фирма досконально выясняет потребности определенного сегмента рынка в определенного типа продукции. В этом случае фирма может стремиться к снижению издержек либо же проводить политику специализации в производстве продукта. Возможно и совмещение этих двух подходов. Однако что является совершенно обязательным для проведения стратегии третьего типа, так это то, что фирма должна строить свою деятельность прежде всего на анализе потребностей клиентов определенного сегмента рынка. То есть должна в своих намерениях исходить не из потребностей рынка вообще, а из потребностей вполне определенных или даже конкретных клиентов.

Общие стратегии могут формировать установки на рост, стабильность и сокращение.

Стратегии роста – стратегия усиления позиций на рынке, стратегия развития рынка, стратегия развития продукта. Эта стратегия чаще всего применяется в динамично развивающихся отраслях с быстро меняющимися технологиями (IT-сферы, машиностроения). Для нее характерно установление ежегодного значительного превышения уровня развития над уровнем предыдущего года.

Стратегии стабильности. Выбирается для сильной крупной компании, которая прочно закрепилась на рынке. Организация в целом удовлетворена своим положением и считает, что её положение не будет в будущем меняться в худшую сторону.

Стратегии сокращения – стратегия ликвидации, стратегия «сбора урожая», стратегия сокращения, стратегия сокращения расходов. К стратегии сокращения прибегают тогда, когда показатели деятельности организации приобретают устойчивую тенденцию к ухудшению и никакие меры не изменяют этой тенденции.

На ряду с общей стратегией в организации также разрабатываются стратегия конкурентоспособности и функциональные стратегии.

Конкурентные (или деловые, бизнес-) стратегии определяют подходы, с помощью которых организация должна предельно использовать свои конкурентные преимущества. Конкурентная стратегия на предприятиях с одним видом деятельности будет совпадать с бизнес-стратегией.

Базовая, деловая стратегия формулируется на основе миссии, а затем подразделяется на функциональные стратегии в соответствии с различными отделами или функциями компании. Независимое формирование функциональных стратегий по данным направлениям — это возможность раскрыть огромные резервы эффективности. Уделяя должное внимание функциональной стратегии, можно более результативно воздействовать как на величину вклада того или иного функционального подразделения в общее дело, так и на величину затрат на финансирование этого подразделения. Ныне понятие функциональной стратегии приобрело особый смысл, поскольку оно отражает проникновение стратегического мышления на тот уровень управления, который еще недавно находился под прямым контролем и был во власти правил и инструкций, жестко обусловленных корпоративной миссией.

Основные задачи разработки функциональной стратегии:

- выявление действий и подходов, направленных на повышение конкурентоспособности и сохранение конкурентных преимуществ;

- формирование ответных действий (реакции) на изменение внешних условий;

- объединение стратегических инициатив ключевых подразделений;

- определение действий, предпринимаемых в целях выделения специфических для компании спорных вопросов и текущих проблем;

- выявление действий и подходов, направленных на поддержание стратегии бизнеса и достижение функциональных целей;

- анализ/контроль/объединение (если возможно) стратегически важных действий и подходов, предлагаемых менеджерами низшего звена управления;

- формирование достаточно узких и специфичных подходов/действий, целью которых является поддержание функциональной стратегии, стратегии бизнеса и выполнение задач текущего плана.

Главная ответственность за формирование функциональных стратегий обычно возлагается на руководителей подразделений.

Рассмотрим кратко основные функциональные стратегии предприятия.

Стратегия маркетинга - это способ действия на рынке, руководствуясь которым предприятие выбирает цели и определяет наиболее эффективные пути их достижения. Цель устанавливает границы и сферы рыночной деятельности (конкурентные преимущества, овладение новым рынком и др.). Соответственно разрабатывается и комплекс маркетинговых средств (товар, цена, реклама и др.).

Стратегия производства представляет собой комплекс взаимосвязанных мер по выбору продукции (услуг), технологии и организации производства, позволяющих обеспечить устойчивое эффективное развитие предприятия. Для того, чтобы реализовать цели предприятия, обеспечить конкурентоспособность продукции (услуг) и тем самым добиться успеха, необходимо организовать высокоэффективное производство.

Кадровая стратегия (стратегия управления персоналом) — специфический набор основных принципов, правил и целей работы с персоналом, конкретизированных с учетом типов организационной стратегии, организационного и кадрового потенциала, а также типа кадровой политики. Стратегия персонала является одной из наиболее специфических и включает в себя совокупности целей, объединенных в семь политик — найма, адаптации, кадрового мониторинга, мотивации и стимулирования, обучения и развития, а также политику взаимодействия.

Финансовая стратегия представляет собой общее направление и способ использования средств для достижения поставленных целей управления финансами предприятия, это комплексное управление всеми активами и пассивами фирмы. Основой разработки финансовой стратегии служат анализ факторов эффективного использования финансовых ресурсов в долгосрочной перспективе и поставленные цели. Цели финансовой стратегии должны подчиняться общей стратегии экономического развития и направляться на максимизацию прибыли и рыночной стоимости предприятия.

Инновационную стратегию можно определить как взаимосвязанный комплекс технических, технологических и организационных действий, направленных на обеспечение конкурентоспособности предприятия и устойчивое его развитие. Основу выработки инновационной стратегии составляют теория жизненного цикла продукта, рыночная позиция фирмы и проводимая ею научно-техническая политика.

На этапе внедрения разработанной стратегии необходимо проводить постоянный стратегический контроль. Задачей контроля является выяснение того, приведет ли осуществление стратегии к реализации целей.

 

2 ГЛХУ «КОПЫЛЬСКИЙ ЛЕСХОЗ», ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКА, АНАЛИЗ РАБОТЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЛАНИРОВАНИЯ

 

2.1 Краткая характеристика и анализ организационной  структуры управления предприятием

 

2.1.1 Краткая характеристика предприятия

Государственное лесохозяйственное учреждение «Копыльский лесхоз» является организацией отрасли «лесное хозяйство» и входит в состав Министерства лесного хозяйства.

Юридический адрес: 223910, г. Копыль, ул. Заозерная, 26

Форма собственности: государственная

Размер уставного фонда: шестьдесят одна тысяча рублей

Общества и организации, в которых предприятие является учредителем, акционером: нет.

ГЛХУ “Копыльский лесхоз” организован 1 июля 1970 года в результате разукрупнения Слуцкого лесхоза и передачи части лесов от Клецкого и Старобинского лесхозов согласно приказов Министерства лесного Хозяйства БССР № 47 от 27 мая 1970 года.

Копыльский лесхоз расположен в юго-западной части Минской области на территории 4-х административных районов: Копыльского (30369 га), Столбцовского (3510 га), Несвижского (180 га) и Слуцкого (102 га) и входит в состав Минского ПЛХО.

Лесопокрытая площадь составляет 29,9 тыс. га. В состав лесхоза входят пять лесничеств: Копыльское (8398 га), Коловское (5187 га), Старицкое (7140 га), Орликовское (6482 га), Бобовнянское (6954 га).

Климат расположения района лесхоза умеренно-континентальный и в целом благоприятный для произрастания хвойных, твердолиственных, мягколиственных древесных пород и кустарниковой растительности.

Основными направлениями и видами деятельности лесхоза являются следующие:

а) лесохозяйственная - включает организацию ведения лесного хозяйства, направленную на эффективное использование лесных ресурсов, защиту, охрану и воспроизводство лесов; сохранение и создание на закрепленной территории высокопродуктивных, биологически устойчивых лесов и лесной фауны, деятельность которой осуществляется за счет бюджетных средств и поступлений от лесохозяйственной деятельности.

б) коммерческая (хозрасчетная) - включает разработку лесосечного фонда, производство продукции деревообработки, вывозку древесины из леса на промышленные склады или другие склады потребителей, для удовлетворения потребностей внутреннего и внешнего рынков, а также развитие побочного лесопользования и заготовка второстепенных лесных ресурсов.

Внешнеэкономическая деятельность Учреждения осуществляется в порядке, предусмотренном действующим Законодательством Республики Беларусь.

 Продукцию лесхоза, которая приносит непосредственный доход, можно подразделить на следующие группы:

- лесозаготовки (заготовка и вывозка древесины из леса на переработку в цехах; вывозка древесины для реализации потребителям на внутреннем и внешнем рынках);

- деревообработка (производство пиломатериалов обрезных и необрезных для реализации на внутреннем рынке и поставки на экспорт; штакетника; срубов жилых домов).

В производственном процессе промышленной деятельности в качестве сырья используется древесина собственного производства, полученная в порядке проведения рубок главного пользования, рубок ухода за лесом и санитарных рубок.

Определенным резервом повышения экономической эффективности лесного хозяйства является развитие побочного лесопользования и заготовка второстепенных лесных ресурсов.

Основными видами побочного лесопользования является заготовка березового сока, новогодних елей, пчеловодство и другие виды деятельности. К подсобной коммерческой деятельности учреждения относится деятельность, приносящая доходы, и основанная на принципах самофинансирования.

Отдельными видами деятельности, перечень которых устанавливается законодательством Республики Беларусь, ГЛХУ может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Право Учреждения осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока её действия, если иное не предусмотрено законодательством.

Лесхоз осуществляет следующие лицензируемые виды деятельности:

- деятельность в области промышленной безопасности;

- деятельность по заготовке древесины;

- деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и воздействием на окружающую среду;

- перевозка пассажиров и грузов (исключая технологические внутрихозяйственные перевозки пассажиров и грузов, выполняемые юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями для собственных нужд) автомобильным, внутренним водным, морским транспортом;

- розничная торговля (включая алкогольные напитки и табачные изделия) и общественное питание;

- транспортно-экспедиционная деятельность.

 

 

2.1.2 Организационная структура управления предприятием

Информация о работе Cовершенствование стратегического планирования