Авторитет, лидерство и власть в управлении организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

Целью и задачами курсовой работы является изучение понятия лидерства, влияния и власти, проведение анализа взаимоотношений между руководителем и подчиненными, а так же рассмотрение главных характеристик лидера.
Для реализации поставленной цели в исследовании сформулированы и решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты, связанные с понятиями «лидерство», «влияние», «власть»;
- рассмотреть феномен авторитета, лидерства и власти на ООО «Альфапак»;
- обосновать рекомендации по совершенствованию работы предприятия;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
. Теоретические аспекты авторитета, власти и лидерства…...……...………..5
Понятие авторитета, власти и лидерства…………………………..…...5
Источники власти в организации ……….…………..………………......8
Лидер и менеджер ..……..………………..…………………………….12
Подходы к изучению лидерства………………………………………..15
Анализ авторитета, власти и лидерства на ООО «Альфапак 2000»…………………………………………………………………………...…17
Общая характеристика деятельности ООО «Альфапак 2000»……………………………………………………………………………...17
Описание власти, лидерства в системе управления ООО «Альфапак 2000»……………………………………………………………………………...20
Анализ проблем, связанных с авторитетом, властью и лидерством в ООО «Альфапак 2000»……..……………………………………………………24
Перспективы развития лидерства, власти в системе управления ООО «Альфапак 2000»…………………………………………………………….......25
Пути устранения существующих проблем ООО «Альфапак 2000»……………………….……………………………………………………..25
Укрепление авторитета, власти и лидерства руководителя ООО «Альфапак 2000»………………………………………..……..………………...28
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…...………………………………………30

Файлы: 1 файл

1.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

 

Рисунок 7 – Характеристики харизматической личности

 

Основными характеристиками харизматической личности являются обмен энергией: создается впечатление, что он излучает энергию и заряжает ею окружающих их людей; внушительная внешность: этот человек привлекает внимание, прекрасно держится в любой ситуации; независимость характера: данный человек добился много сам, принимал самостоятельные решения и руководит отличной компанией; хорошие риторические способности: трудно не заметить, что данный человек обладает ораторскими способностями, умеет убеждать.

Так же, как в силу занимаемой должности, Славиков С.А. обладает властью  поощрения и принуждения, последнюю  он использует редко и только в крайних случаях.

Данного человека можно  охарактеризовать как настоящего лидера своей организации, он умеет эффективно использовать все источники власти для достижения целей организации. При опросе работников ООО «Альфапак 2000», 10 работников из 10 с уверенностью ответили, что Славиков С.А. является лидером их организации. Стиль управления Славикова С.А. можно охарактеризовать как демократический, вследствие чего в фирме налажены хорошие коммуникации, в том числе неформального характера, и создана гибкая система контроля, основанная на получении информации.

Таким образом данного  человека можно назвать эффективным  лидером, т.к. в своей работе он строит систему управленческих отношения «лидер -  последователь», а не полагается на традиционную система управления «начальник – подчиненный». Он имеет способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до последователей, наделяет работников соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении цели, может признать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходимые ресурсы. Как признают сами работники фирмы, их генеральный директор является энтузиастом по сути, умеет вдохновить подчиненных на работу, любит внедрять новые технологии, например, совсем недавно (осенью 2008 г.) фирма перешла на новое программное обеспечение, связанное с ведением бухгалтерской отчетности – 1C. Так же еще одной положительной чертой стиля руководства данного человека является то, что он учитывает мнение своих работников при принятии решений: в данной организации существует так называемый «круглый стол», время совещания, в котором принимают участие все работника офиса, т.е. за исключением зав. складом и 2 грузчиков.

Исполнительный директор данного предприятия – Иванов П.Н., обладает экспертной властью или властью через разумную веру и многие вопросы, касающиеся заключения договоров с клиентами прорабатывает сам. Данный человек уже давно работает в сфере торговли промышленными упаковочными материалами и имеет большой опыт работы как с поставщиками, так и с клиентами, поэтому директор прислушивается к советам данного работника и полагается на его знания.

Далее стоит привести сводную таблицу всех форм власти, распределенных по должностям в ООО «Альфапак 2000».

 

 

 

Таблица 2 – Наличие власти у каждого работника.

 

Экспертная власть

Власть примера

Право на власть

Вознаграждения

Принуждения

Генеральный директор

 

+

+

+

+

Исполнительный директор

+

 

+

+

+

Главный бухгалтер

+

 

+

+

 

Офис-менеджер

         

Менеджер по продажам

   

+

   

Менеджер по рекламе

+

 

+

   

Зав. складом

   

+

   

Грузчик

         

 

Из данной таблицы  видно, что большей властью на предприятии обладают генеральный директор, Славиков С.А., и исполнительный директор – Иванов П.Н. Главный бухгалтер, Давтян А.А., уступает по объему наделенной власти, далее идут работники среднего звена, которые уступают по объему делегируемой власти. Можно утверждать, что власть распределена сбалансировано в организации по уровням управления и занимаемым должностям. Славиков С.А, осознает, что поскольку подчиненные тоже обладают властью, использование им в одностороннем порядке своей власти в полном объеме может вызвать у подчиненных такую реакцию, при которой они захотят продемонстрировать свою собственную власть. А это, в свою очередь, может принести к напрасной трате усилий и снизить уровень достижения целей. Поэтому он как эффективный руководитель старается поддерживать разумный баланс власти: достаточной для обеспечения достижения целей, но не вызывающей у подчиненных чувства обездоленности и, отсюда, — непокорности.

2.3 Анализ  проблем, связанных с авторитетом, властью и лидерством в ООО «Альфапак 2000»

 

Главной проблемой и, пожалуй, основной на предприятии является безоговорочное лидерство генерального директора. Эффективность организации, основанной на этом данном типе лидерских отношений, проявляется в ее способности быстро, в короткие сроки выполнять достаточно трудные задачи в наименее благоприятных условиях. Это достигается путем сплочения всех вокруг одного лидера. Однако это одновременно является и слабостью данного типа отношений.

Во-первых, это обусловлено  тем, что проведение каких-либо организационных  изменений зависит от наличия  у генерального директора соответствующих  желаний.

Во-вторых, достигнув  цели, данный человек часто пытается удерживать свою власть искусственным усложнением ситуации, что не всегда бывает в интересах остальных членов организации.

В-третьих, уход или устранение генерального директора может расстроить организационную ситуацию на неопределенное время, что в свою очередь приводит к соответствующему снижению эффективности.

Неформального лидера на предприятии не существует. Трудно назвать это проблемой в данной компании, так как предприятие является маленьким, на нем работает всего 11 человек и наличие еще одного лидера неформального характера осложняло бы управление и вносило беспорядок в фирму.

 

 

 

 

 

 

3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ  ЛИДЕРСТВА, ВЛАСТИ В СИСТЕМЕ  УПРАВЛЕНИИ ООО «АЛЬФАПАК 2000»

 

3.1 Пути решение существующих проблем ООО «Альфапак 2000»

 

При анализе деятельности данной фирмы были выявлены существующие проблемы в руководстве Славикова С.А., которые являются незначительными, т.к. все являются скрытыми и не оказывают прямого влияния на эффективность работы организации, но при смене условий внешней или внутренней среды ситуация может измениться.

Для решения данных проблем  и повышения эффективности организации  можно предложить следующие принципы управления:

Рисунок 8 – Принципы эффективного управления

 

 

  1. Принцип «соответствия личности подчиненного» предполагает, что руководитель строит свои отношения с подчиненными, по возможности, индивидуализировано, с учетом личностных характеристик подчиненных. Руководитель должен хорошо «чувствовать» коллектив, знать психологические особенности каждого человека и с учетом этого выбирать правильный стиль поведения в отношение каждого работника, например, для творческих личностей (как менеджер по рекламе) – либеральный стиль управления. Для работников, не отличающихся особым рвением к работе и требовательностью к себе и качеству своей работы подходит авторитарный стиль управления
  2. Принцип «сосредоточенности на человеке» означает, что генеральный директор должен достаточно времени и внимания уделять совершенствованию человеческих отношений в коллективе.
  3. Принцип «соответствия стадии развития группы» предполагает коррекцию стиля управления от жесткого авторитарного до либерального в зависимости от зрелости подчиненных, группы. Например, данному уровню зрелости (средняя стадия) коллектива ООО «Альфапак 2000» соответствует демократический уровень управления.
  4. Принцип «гибкости» заключается в умении использовать тот или иной стиль управления в зависимости от ситуации и условий работой фирмы. Если перед ООО «Альфапак 2000» встанет проблема, критическая  ситуация, требующая незамедлительного решения, Славикова С.А. необходимо применить авторитарный стиль управления, а если фирма будет развиваться успешно – можно использовать либеральный стиль управления
  5. Принцип «соответствия квалификации сотрудников» означает, что, чем выше профессионализм сотрудника и его квалификация, тем меньшей контроль можно осуществлять за его работой. Например, главный бухгалтер, Давтян А.А., является квалифицированным работников  и работает в данной должности более 10 лет, а менеджер по продажам, Свиридов П.А., работает в данной должности только 3 года, так что контроль за ним должен быть жестче.
  6. Для реализации принципа «воодушевления» руководителю необходимо достаточно времени уделять психологической, информационной обработке сотрудников, особенно при начале инвестиционном мероприятии, выходе на новые рынке.
  7. Принцип «справедливой критики» заключается в критике подчиненного по делу, например, при мелкой ошибке не нужно устраивать шумный разнос.
  8. Принцип  «побуждения к труду» предполагает психологическое, материальное мотивирование.
  9. Принцип «доступности сотрудников» означает, что руководителю необходимо быть «открытым» сотрудникам. Это можно реализовать следующими способами: часы приема по личным и деловым вопросам; возможность попасть к руководителю в любой момент при экстремальных случаях.
  10. Принцип «соответствия потребностям подчиненных» не означает, что генеральный директор должен удовлетворить любое желание работника, но возможности помогать работникам, например, предоставление отпуска, жилья, повышение зарплаты. Нельзя разыгрывать из себя щедрого мецената тоже нельзя, но и заставлять работников попрошайничать тоже недопустимо.
  11. Принцип «веры в сотрудников» подразумевает, что Славиков С.А. должен верить в своих сотрудников, помогать им и подсказывать, поручать сложную и интересующую их работу.

 

 

 

 

 

3.2 Укрепление авторитета, власти и лидерства руководителя ООО «Альфапак 2000»

 

Страх, вознаграждение, традиция, харизма, разумная вера, убеждение и  участие в управлении являются инструментами, которые руководитель использует для влияния на исполнителя, апеллируя к его потребностям. Но руководитель, который имеет в своем арсенале все эти механизмы, должен принимать во внимание и другие факторы. Недостаточно иметь власть: она должна быть достаточно сильной, чтобы побуждать других к работе — предпочтительно вдохновенной — направленной на достижение целей организации. Чтобы добиться укрепления влияния и власти, лидерства и авторитета, необходимо выполнить несколько условий.

1. Потребность, к которой  апеллируют, должна быть активной и сильной.

2. Человек, на которого  влияют, должен рассматривать влияние  как источник удовлетворения  или неудовлетворения — в той  или иной степени — какой-то  потребности.

3. Человек, на которого  влияют, должен считать достаточно высокой вероятность того, что исполнение приведет к удовлетворению или неудовлетворению потребности.

4. Человек, на которого  влияют, должен верить, что его  или ее усилие имеет хороший  шанс оправдать ожидания руководителя

Наиболее сильным влияние  будет тогда, когда исполнитель высоко ценит ту потребность, к которой апеллируют, считает важным ее удовлетворение или неудовлетворение и думает, что его или ее усилия обязательно оправдают ожидания руководителя. И наоборот, если какой-нибудь из этих компонентов отсутствует, власть влияющего уменьшается или исчезает вовсе.

 

 

Заключение

 

Концепция власти строится на взаимодействии людей и групп  в организации. Власть используют и  начальники, и подчиненные для  того, чтобы достичь своих целей  или укрепить свое положение. Власть — это отношения в динамике, отношения, меняющие и ситуацию, и людей, отношения, меняющиеся во времени.

 Проблемы лидерства являются ключевыми для достижения организационной эффективности. С одной стороны, лидерство рассматривается как наличие определенного набора качеств, приписываемых тем, кто успешно оказывает влияние или воздействует на других, с другой — лидерство — это процесс преимущественно несилового воздействия в направлении достижения группой или организацией своих целей.

Лидерство представляет собой специфический тип управленческого взаимодействия, основанный на наиболее эффективном сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

В ООО «Альфапак 2000»  генеральный директор  является лидером, использующим правильные стили управления и формы власти, добивающийся эффективной работы организации. При рассмотрении не было обнаружено больших недостатков при его работе как руководителя, именно по этим причинам, фирма является процветающей компанией на своем рынке.

 

 

 

 

 

 

 

список  использованных источников

 

  1. Бухгалтерская отчетность ООО «Альфапак» с 2004 – 2009 гг.
  2. Виханский О.С. Менеджмент: учебник / О.С. Виханский, А.Н. Наумов. – М.: Экономистъ, 2003 – 528 с.
  3. Мескон М. Основы менеджмента: учебник / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Издательство «ДЕЛО», 1997. – 492с.
  4. Путеводитель менеджера или Улыбнемся всерьез: учебное пособие/ под общей редакцией доктора экон. наук, профессора Гусева Ю.В. – Новосибирск: «Сибвузиздат», 2001. – 224

 




Информация о работе Авторитет, лидерство и власть в управлении организацией