Авторитет, лидерство и власть в управлении организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

Целью и задачами курсовой работы является изучение понятия лидерства, влияния и власти, проведение анализа взаимоотношений между руководителем и подчиненными, а так же рассмотрение главных характеристик лидера.
Для реализации поставленной цели в исследовании сформулированы и решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты, связанные с понятиями «лидерство», «влияние», «власть»;
- рассмотреть феномен авторитета, лидерства и власти на ООО «Альфапак»;
- обосновать рекомендации по совершенствованию работы предприятия;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
. Теоретические аспекты авторитета, власти и лидерства…...……...………..5
Понятие авторитета, власти и лидерства…………………………..…...5
Источники власти в организации ……….…………..………………......8
Лидер и менеджер ..……..………………..…………………………….12
Подходы к изучению лидерства………………………………………..15
Анализ авторитета, власти и лидерства на ООО «Альфапак 2000»…………………………………………………………………………...…17
Общая характеристика деятельности ООО «Альфапак 2000»……………………………………………………………………………...17
Описание власти, лидерства в системе управления ООО «Альфапак 2000»……………………………………………………………………………...20
Анализ проблем, связанных с авторитетом, властью и лидерством в ООО «Альфапак 2000»……..……………………………………………………24
Перспективы развития лидерства, власти в системе управления ООО «Альфапак 2000»…………………………………………………………….......25
Пути устранения существующих проблем ООО «Альфапак 2000»……………………….……………………………………………………..25
Укрепление авторитета, власти и лидерства руководителя ООО «Альфапак 2000»………………………………………..……..………………...28
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…...………………………………………30

Файлы: 1 файл

1.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

  1. . Теоретические аспекты авторитета, власти и лидерства…...……...………..5
    1. Понятие авторитета, власти и лидерства…………………………..…...5
    2. Источники власти в организации ……….…………..………………......8
    3. Лидер и менеджер ..……..………………..…………………………….12
    4. Подходы к изучению лидерства………………………………………..15
  2.    Анализ авторитета, власти и лидерства на ООО «Альфапак 2000»…………………………………………………………………………...…17
    1. Общая характеристика деятельности ООО «Альфапак 2000»……………………………………………………………………………...17
    2. Описание власти, лидерства в системе управления ООО «Альфапак 2000»……………………………………………………………………………...20
    3. Анализ проблем, связанных с авторитетом, властью и лидерством в ООО «Альфапак 2000»……..……………………………………………………24
  3.    Перспективы развития лидерства, власти в системе управления ООО «Альфапак 2000»…………………………………………………………….......25
    1. Пути устранения существующих проблем ООО «Альфапак 2000»……………………….……………………………………………………..25
    2. Укрепление авторитета, власти и лидерства руководителя ООО «Альфапак 2000»………………………………………..……..………………...28

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованных источников…...………………………………………30

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Вопрос лидерства, власти и авторитета в современном российском бизнесе является одним из важнейших. Актуальность изучения данной проблемы заключается в том, что это «наиболее значимый фактор групповой интеграции, способствующей достижению групповых целей с наибольших эффектом».

Об успехах менеджеров судят не потому, что они делают, а по тому, как они побуждают к работе других. Побуждать или мотивировать людей можно только воздействуя на них определенным образом или влияя на них.

Эффективное руководство  необходимо любой организации, для  этого руководитель должен обладать набором определенных навыков и  способностей. Руководитель должен направлять усилия группы и личности на выполнение общих задач и находить выходы из разных ситуаций. Основной механизм осуществления этой задачи — это руководство, а также самостоятельные, но тесно связанные концепции власти и личного влияния. Многие воспринимают власть отрицательно, но, для успеха организации власть необходима. Работа всей организации зависит от высшего руководства, работа каждого отдела зависит от начальства, поэтому руководители должны правильно организовывать рабочий процесс, использовать определенные формы власти, влиять и вести за собой.

Изучение проблемы лидерства  необходимо для выработки методов  и способов эффективного руководства  и успешного функционирования всего  предприятия.

Целью и задачами курсовой работы является изучение понятия лидерства, влияния и власти, проведение анализа взаимоотношений между руководителем и подчиненными, а так же рассмотрение главных характеристик лидера.

Для реализации поставленной цели в исследовании сформулированы и решены следующие задачи:

- рассмотреть теоретические аспекты, связанные с понятиями «лидерство», «влияние», «власть»;

- рассмотреть феномен авторитета, лидерства и власти на ООО «Альфапак»;

- обосновать рекомендации по совершенствованию работы предприятия;

Объектом исследования выступает система управления ООО «Альфапак 2000». Предметом исследования является формы власти, виды лидерства и стили управления на данном предприятии.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.

В первой главе работы рассматриваются теоретические аспекты понятий «лидерство», «влияние» и «власть».

Вторая глава посвящена  особенностям осуществления власти и лидерства в ООО «Альфапак 2000»: дается общая характеристика фирмы, описываются существующие формы власти, используемые в организации, дается характеристика лидеру, так же описываются проблемы, характерные данной компании.

В третьей главе работы на основе анализа полученной информацию предлагаются рекомендации по решению существующих проблем и совершенствованию деятельности организации.

В заключении обобщены исследования и результаты курсовой работы и сформулированы основные выводы.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ  АСПЕКТЫ АВТОРИТЕТА, власти и лидерства в управлении организацией

 

1.1 Понятие авторитета, власти и лидерства

 

В литературе власть трактуется как способность оказывать влияние на поведение людей. Власть может относиться к индивиду, группе и организации в целом. Определение власти как организационного процесса подразумевает, что:

- власть — это потенциал, имеющийся у ее пользователя, т.е. она существует не только тогда, когда применяется;

- между тем, кто использует власть, и тем, к кому она применяется, существует взаимозависимость;

- тот, к кому применяется власть, имеет некоторую свободу действий.

Власть — это функция зависимости, а точнее, взаимозависимости. Чем больше один человек зависит от другого, тем больше власти и у того, и у другого [2, с. 403]. С помощью власти руководитель влияет на подчиненных (Рисунок 1).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Модель влияния руководителя на подчиненного.

 

Власть часто используют как  синоним термина «авторитет». Это  не совсем верно. Авторитет — это власть, возникшая на формальной основе, как данная кому-то и принимаемая подчиненными как то, с чем они согласны и считают правильным [2, с. 403]. В первом случае власть дается сверху, а в другом она должна быть получена снизу. Авторитет как понятие не включает в себя все виды власти. Власть может появиться от занимаемой должности, от личного воздействия или от того и другого. Власть должности проистекает не из самой Должности, а делегируется ее обладателю теми, кому он подотчетен.

Объем этой власти зависит от уровня доверия, которое обладатель должности  может получить у того, кто расположен выше него в иерархии. При этом делегированная власть может быть в любое время взята обратно наверх. Это позволяет сделать вывод, что не существует прямой зависимости между уровнем должности и объемом власти. Их соотношение ситуационно и индивидуально.

Личная власть — это степень уважительного, хорошего и преданного отношения к ее обладателю со стороны подчиненных. Она основывается на близости целей. Личная власть в организации приходит снизу — от подчиненных. Личная власть может быть отнята подчиненными у руководителя, как реакция на его неправильные действия. Личную власть необходимо регулярно получать от подчиненных. Лучшая ситуация, когда руководитель обладает и должностной, и личной властью. Однако в большинстве ситуаций достичь этого очень трудно [2, с. 404].

В основе лидерства лежат отношения  доминирования и подчинения, влияния и следования в системе межличностных отношений в группе. Лидерство является одним из важных механизмов реализации власти в группе и, пожалуй, самым эффективным. В практике управления лидерство — это способность оказывать влияние на отдельные личности и группы, направляя их усилия на достижение целей организации [1, с. 534]. Лидеры используют власть как средство в достижении целей группы или организации. Если лидеры достигают цели, то власть как средство используется ими для ускорения этого достижения.

В чем же различие между лидерством и властью? Важное различие относится  к совместимости целей. Для существования  власти не обязательно требуется  совместимость целей. С другой стороны, лидерство, чтобы реализоваться, требует  определенного соответствия между целями лидера и целями тех, кто за ним следует.

Как было отмечено ранее, лидерство предполагает использование  власти. Сама власть может строиться  на личностных качествах или на занимаемой позиции в организации. Кроме  того, власть — это двусторонние отношения — между лидером и подчиненными и между лидером и его начальником. Важно также отметить, что управленческое взаимодействие типа «лидер — последователь» не обязательно предполагает его иерархический характер, как это имеет место в случае отношений «начальник — подчиненный». Лидерство, как и власть, — это потенциал, имеющийся у человека (Рисунок 2).

Рисунок 2 – Иерархия традиционных и лидерских отношений

 

Поскольку эффективность  лидерства зависит от объема и  типа власти, которые лидер использует в отношении как подчиненных, так и своего начальника, то важным является вопрос: какие источники власти и как необходимо использовать, чтобы добиться большей эффективности? Проведенные в этом направлении исследования в организациях свидетельствуют о следующем. Работники признают, что наиболее веской причиной подчинения является право на власть. Далее в целом по силе влияния идут экспертная власть. Большее влияние на результаты работы оказывают экспертная власть и власть примера, которые качественно отличны от права на власть, власти вознаграждения и принуждения. Экспертная власть и власть примера зависят от личностных качеств и, таким образом, очень индивидуальны, в то время как право на власть, власть вознаграждения и принуждения организационно устанавливаются равными для равных иерархических уровней. Исследования показали, что подчиненные более удовлетворены руководителем, который использует не только источники власти, основанные на его позиции, занимаемой в организации. Интересно, что в группах, где уровень власти вознаграждения высок, результаты работы были ниже, а неудовлетворенность выше. Право на власть и власть принуждения больше ассоциируются с неудовлетворенностью, но они мало связаны с результатами работы. В целом результаты исследований показывают, что лидеры используют по-разному разные источники власти в зависимости от ситуации.

 

1.2 Источники власти в организации

 

Специалистами разработано  много разных подходов к классификации  источников власти. Сначала выделялось пять базовых источников власти: принуждение, экспертиза, закон или право принятия решения, пример или харизма, вознаграждение. Позже был добавлен шестой источник — информация, а потом и седьмой источник — связи. При этом все источники власти были разделены на две большие группы. К первой группе были отнесены те источники власти, которые имеют личностную основу, ко второй — организационную основу, которую называют также структурно-ситуационной (Рисунок 3). Основой власти называется то, откуда она происходит, а источником власти — то, через что данная основа используется.

Рисунок 3 - Источники власти в организации

Под экспертной властью понимается способность руководителя влиять на поведение подчиненных в силу своей подготовки и уровня образования, опыта и таланта, умений и навыков, а также наличия специализированных знаний. Недостатком такой власти страдают молодые руководители, и им требуется время для того, чтобы ее обрести и эффективно использовать.

Власть примера связана со способностью руководителя влиять на поведение подчиненных благодаря его привлекательности, наличию у него харизмы. Харизма — это власть, построенная не на логике, не на давней традиции, а на силе личных качеств или способностей лидера [1, с. 535]. Власть примера нередко формируется по мере отождествления подчиненными себя со своим руководителем, вплоть до подражания ему во всем. Это стремление незаметно подводит подражателя под влияние того, кому он подражает. Чем больше руководитель является для кого-то идеалом, тем больше его уважают, подкрепляя тем самым его личностную основу власти.

Формально руководители, занимающие одни и те же должности, имеют равные права. Однако каждый из них использует данное ему право  в пределах своих способностей. Это  проявляется в том, что каждый руководитель как бы обладает разным правом на власть. Во многих случаях данный источник власти может быть единственным, особенно когда организация только формируется. Подчиненные играют важную роль в формировании практики применения данного типа власти. Здесь важно получить от подчиненных признание права на власть, что связано с использованием других источников власти. Кроме того, рассматриваемый источник власти в отличие от других имеет более четкие границы применения данной власти в пределах предоставленных руководителю прав и ответственности.

Власть информации базируется на возможности доступа к нужной и важной информации и умении использовать ее для влияния на подчиненных. Получаемая информация позволяет ее обладателю принимать оптимальные решения и осуществлять тем самым власть. Координация информационных потоков и контроль за коммуникационной сетью делают человека властным. Информация играет важную роль в формировании власти руководителя. Особое значение это приобретает в век всеобщей компьютеризации. Власть информации следует отличать от экспертной власти, которая связана с пониманием или способностью использовать данные.

Мотивационная теория Д. МакКлелланда  акцентирует внимание к потребности во власти как к желанию иметь влияние на других. Данный источник власти проявляется в следующем: дача настойчивых советов и стремление оказать помощь; вызов эмоций у других; укрепление своей репутации.

Принятие решения как источник власти проявляется в той степени, в которой носитель этой власти может влиять на конкретное решение на протяжении всего процесса его принятия. Почти все решения в той или иной мере — групповые решения, так как в их подготовке, принятии и выполнении участвует более чем один человек.

Вознаграждая подчиненного, руководитель использует это как источник власти. В зависимости от ожидаемого уровня компенсации, получаемой от руководителя в форме благодарности, продвижения, премии, дополнительного отпуска и т.п., подчиненный прилагает те или иные усилия для выполнения указания или распоряжения. Власть вознаграждения — это один из самых давних и широко используемых источников власти в организации, т.к. является одним из самых эффективных. Власть вознаграждения нередко используется для подкрепления права на власть. В значительной мере сила власти вознаграждения определяется уровнем формального права на власть. Руководители могут ослабить силу данного источника, давая обещания поощрить за работу и не выполняя эти обещания. К этому же приводит поощрение подчиненных, невыполнивших порученные задания.

Информация о работе Авторитет, лидерство и власть в управлении организацией