Авторитет, лидерство и власть в управлении организацией

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 20:25, курсовая работа

Описание работы

Целью и задачами курсовой работы является изучение понятия лидерства, влияния и власти, проведение анализа взаимоотношений между руководителем и подчиненными, а так же рассмотрение главных характеристик лидера.
Для реализации поставленной цели в исследовании сформулированы и решены следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты, связанные с понятиями «лидерство», «влияние», «власть»;
- рассмотреть феномен авторитета, лидерства и власти на ООО «Альфапак»;
- обосновать рекомендации по совершенствованию работы предприятия;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
. Теоретические аспекты авторитета, власти и лидерства…...……...………..5
Понятие авторитета, власти и лидерства…………………………..…...5
Источники власти в организации ……….…………..………………......8
Лидер и менеджер ..……..………………..…………………………….12
Подходы к изучению лидерства………………………………………..15
Анализ авторитета, власти и лидерства на ООО «Альфапак 2000»…………………………………………………………………………...…17
Общая характеристика деятельности ООО «Альфапак 2000»……………………………………………………………………………...17
Описание власти, лидерства в системе управления ООО «Альфапак 2000»……………………………………………………………………………...20
Анализ проблем, связанных с авторитетом, властью и лидерством в ООО «Альфапак 2000»……..……………………………………………………24
Перспективы развития лидерства, власти в системе управления ООО «Альфапак 2000»…………………………………………………………….......25
Пути устранения существующих проблем ООО «Альфапак 2000»……………………….……………………………………………………..25
Укрепление авторитета, власти и лидерства руководителя ООО «Альфапак 2000»………………………………………..……..………………...28
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованных источников…...………………………………………30

Файлы: 1 файл

1.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

Принуждение как источник власти строится на реализации руководителем своей способности влиять на поведение подчиненного посредством наказания, выговоров, штрафов, понижения в должности, увольнения и т.п. В основе восприятия данного источника власти лежит страх. Как показала современная практика управления, «на страхе далеко не уедешь». Страх ограничивает инициативу, творчество и может даже вести к свертыванию работы.

Организация для своего функционирования нуждается в различных  ресурсах, таких, как сырье и материалы, рабочая сила, финансовые средства, оборудование и инструменты и т.п. Очевидна важность получения требуемого количества того или иного ресурса. Регулирование доступности ресурсов образует источник власти. В организации обычно поток распределения ресурсов имеет направленность сверху вниз. Этим достигается соответствие между поставленными задачами и требуемыми для их реализации ресурсами. Обычно существующая в организациях напряженность с ресурсами связана с их объективной ограниченностью. Разделение организации по уровням иерархии дает возможность высшим эшелонам власти контролировать ограниченные ресурсы и тем самым еще больше укреплять свое право на власть. Ряд руководителей, в основном неспособных эффективно применять другие источники власти, чтобы влиять на людей, сознательно создают так называемый дефицит ресурсов.

Власть связей строится на способности индивида воздействовать на других людей через воспринятую ими ассоциацию этого индивида с влиятельными людьми как в организации, так и вне ее. При этом речь идет не о существовании реальных связей у индивида, а о восприятии реальности этого существования теми, на кого оказывается влияние. Поэтому, только будучи воспринятой, данная связь добавляет человеку влиятельности в отношениях с другими людьми. Нередко желающие приобрести эту власть прибегают к созданию относительно себя легенд или слухов.

 

1.3 Лидер и менеджер

 

Лидерство — это не управление. Управление концентрирует  внимание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство —  на том, чтобы люди делали правильные вещи [2, с. 478]..

Различие между лидером  и менеджером проводится по многим позициям (таблица 1). Эффективный менеджер не обязательно является эффективным  лидером и наоборот. Их основные характеристики находятся как бы в разных измерениях.

 

Таблица 1 - Отличие менеджера  от лидера

Менеджер

Лидер

Администратор

Инноватор

Поручает 

Вдохновляет

Работает по целям  других

Работает по своим  целям 

План — основа действий

Видение — основа действий

Полагается на систему 

Полагается на людей

Использует доводы

Использует эмоции

Контролирует 

Доверяет 

Поддерживает движение

Дает импульс движению

Профессионален 

Энтузиаст

Принимает решения 

Превращает решения  в реальность

Делает дело правильно 

Делает правильное дело

Уважаем

Обожаем


 

Менеджер — это человек, который  направляет работу других и несет  персональную ответственность за ее результаты. Хороший менеджер вносит порядок и последовательность в  выполняемую работу. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фактах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.

Менеджеры имеют тенденцию занимать пассивную позицию по отношению к целям. Чаще всего они по необходимости ориентируются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели и используют их для изменения отношения людей к делу.

Менеджеры склонны разрабатывать свои действия в деталях и во времени, планировать привлечение и использование необходимых ресурсов для того, чтобы поддерживать организационную эффективность. Лидеры добиваются этого же или большего путем разработки видения будущего и путей его достижения, не вникая при этом в оперативные детали и рутину.

Менеджеры предпочитают порядок во взаимодействии с подчиненными. Они  строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные  играют в запрограммированной цепочке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит от того, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого социального института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимаемые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства, типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.

Менеджеры обеспечивают достижение целей  подчиненными, контролируя их поведение  и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они кладут доверие в основу групповой, совместной работы.

Используя свой профессионализм, различные  способности и умения, менеджеры  концентрируют свои усилия в области  принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, в противоположность, предпринимают постоянные попытки разработки новых и неоднозначных решений проблемы. А самое главное, после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда существуют значительные возможности для получения соответствующего вознаграждения.

Очевидно, что на практике не наблюдается  идеального соблюдения этих двух типов отношений управления. Исследования показывают, что значительная группа менеджеров во многом обладает лидерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реальной жизни реже.

 

1.4 Подходы к изучению лидерства

 

Известно, что к сегодняшнему дню  проведено более десяти тысяч различного рода исследований вопросов лидерства. Используя две переменные или два измерения (динамика поведения и уровень ситуационности), можно выделить основные группы лидерства.

Динамика поведения  отражает то, как рассматривается лидер: в статике (анализ лидерских качеств) или в динамике (анализ образцов лидерского поведения). В первом случае лидерство трактуется главным образом в терминах относительно постоянных и устойчивых качеств характера индивида, т.е. считается, что лидер как бы имеет определенные врожденные черты, которые необходимы ему для того, чтобы быть эффективным. В противоположность этому поведенческий подход основан на выводах, сделанных из наблюдаемых исследователями образцов лидерского поведения, т.е. действий лидера, а не наследованных им качеств.

Второе измерение связано  с уровнем, или степенью принятия ситуационности за основу анализа в  рамках того или иного подхода  к изучению лидерства. На одном полюсе находятся подходы, подводящие к  идее универсальности, на другом — ситуационность признается критической, решающей для эффективного лидерства.

Комбинация двух переменных приводит в конечном счете к выделению  четырех типов подходов к изучению лидерства в организации (Рисунок 4). Первый тип включает подходы, основанные на анализе лидерских качеств (теории лидерских качеств, теория «X» и теория «Y» Дугласа МакГрегора), необходимых эффективному лидеру в любом организационном контексте.


Тип 2. Анализ образцов лидерского поведения  без учета ситуации

Тип 3. Ситуационный анализ эффективного поведения лидера

Тип 1. Анализ лидерских качеств без  учета ситуации

Тип 4. Ситуационный анализ характера  эффективного лидер



 

Рисунок 4 - Типы подходов к изучению лидерства

 

Второй тип рассматривает  лидерство как набор образцов поведения, присущий лидеру также в любом организационном окружении (исследования Мичиганского университета и Университета штата Огайо, системы управления Ликерта и управленческая сетка Блейка и Моутон).

Третий тип предполагает изучение лидерских качеств, но уже в зависимости от конкретной ситуации (концепции ситуационного лидерства: Танненбаума — Шмидта, Фидлера, Херсея — Бланшарда, Хауза — Митчелла, Стинсона — Джонсона, Врума — Йеттона — Яго).

Четвертый тип представляет ряд новых подходов, вновь изучающих лидерские качества, но уже в связи с конкретной ситуацией (причинно-следственный подход, или «атрибутивная» теория, концепции лидера-преобразователя и харизматического лидера). В указанных подходах делается попытка определить набор качеств и образцов поведения, необходимых лидеру в специфическом организационном контексте.

 

 

 

 

 

 

2. ИССЛЕДОВАНИЕ АВТОРИТЕТА, ВЛАСТИ И ЛИДЕРСТВА НА ООО «АЛЬФАПАК 2000»

 

2.1 Общая характеристика ООО «Альфапак 2000»

 

Компания «Альфапак 2000» создана в 1997 году. За 11 лет работы на рынке Новосибирска компания достигла значительных результатов, зарекомендовала себя как стабильный и надежный партнер.

Как общество с ограниченной ответственностью, «Альфапак 2000» зарегистрировано в феврале 2000г. и начало свою хозяйственную  деятельность с марта 2000г.

Адрес офиса: Россия, г. Новосибирск, ул. Добролюбова 16, офис. 12, тел. (383) 206-10-65, 206-10-80, 206-12-19.

Основное направление  деятельности – оптовая торговля промышленными упаковочными материалами  из поливинилхлорида, полипропилена, полиэтилена высокого и низкого давления.

Полные ассортимент  предлагаемой продукции можно представить  следующими ассортиментными группами: упаковочные клейкие ленты, двухсторонние клейкие ленты, креппированные ленты, специальные ленты,  пленки, стреппинг лента, приспособления для упаковки, посуда одноразовая, пакеты, хозяйственные товары.

Основными стратегическими  товарами являются: термоусадочная пленка (28% от общего объема продаж), скотч с  логотипом и без (21%), пакеты типа «майка» с логотипом и без (15%). Кроме того, компания реализует пакеты фасовочные (9%), пленку пищевую (8%) и прочие товары (19%): лотки, одноразовую посуду, пакеты с фотопечатью, контейнеры пищевые.

ООО «Альфапак 2000» является дистрибьютором по Сибирскому региону  таких компаний-производителей как: ООО «Силд Эйр» г. Москва, ЗАО «Силд Эйр Каустик» г. Волгоград (по термоусадочной пленке), ООО «Союзпак» г. Москва (по скотчу), ООО «Логотип» г. Новосибирск (по скотчу с логотипом).

ООО «Альфапак» является крупным оптовиком, на его долю приходится 10% от общего рынка Сибирского региона.  Среднегодовой рост объема продаж равен 15% в год, при этом в конце прошлого года и начала нынешнего отмечена отрицательная динамика роста,  продажи упали до уровня 2006 г. в связи с экономическим кризисом(Рисунок 5).

Рисунок 5 – Среднемесячный объем продаж ООО «Альфапак» с 2004 по 2009 гг.

 

Эта фирма достаточно известна на своем рынке и пользуется доверием, как у своих покупателей, так и у контактной аудитории.

В ООО «Альфапак» работают 11 сотрудников: директор, главный бухгалтер, исполнительный директор, офис-менеджер, 3 менеджера по продажам, менеджер по рекламе, заведующий складом, 2 грузчика.

 

 

Организационную структуру  можно представить в следующем  виде:

 

Рисунок 6 – Организационная структура ООО «Альфапак 2000»

 

Данная структура является линейной и является одной из самых  распространненых.

Миссией данной организации  является обеспечение населения  сибирского региона качественными  упаковочными материалами.

Основными преимуществами данной организации являются:

- четкое распределение  функций среди подчиненных;

- налаженные коммуникации  в организации;

- безупречная репутация  на рынке;

- в результате больших  объемов закупок у производителей  возможность получения у них  существенных скидок на товар;

- более низкая стоимость  доставки грузов железнодорожным  транспортом из Москвы и Санкт-Петербурга  в результате получения скидок  в транспортных компаниях на  условиях постоянной работы;

- наличие отдела продаж  и возможность индивидуального подхода к каждому покупателю;

- возможность предоставления  отсрочки платежа;

- гибкая ценовая политика;

- отсутствие требований  к минимальной партии покупки;

- удобное месторасположение  офиса и склада.

 

2.2 Описание власти, лидерства в системе управления       ООО «Альфапак 2000»

 

Описание власти на данном предприятии стоит начать с описания власти, которой наделен руководитель данного предприятия Славиков С.А.

Директор ООО «Альфапак 2000», как и любой руководитель компании, наделен законной властью, властью основанной на традиции. Традиция — привлекательный инструмент, как для организации, так и для руководителя. В нашей стране и на данном конкретном предприятии традиционный авторитет играет важную роль. Подчиненные подчиняются руководителю в силу занимаемой им должности и значимости в организации. Так же Славиков С.А. благодаря своим личностным характеристикам обладает властью примера или харизмы, это доказывают результаты анкетирования, в котором 100% опрошенных с уверенностью ответили, что их руководитель является для них примером для подражания (Рисунок 7).

Информация о работе Авторитет, лидерство и власть в управлении организацией