Анализа состояния и эффективности использования товарных запасов на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

Актуальной проблемой большинства отечественных коммерческих предприятий являются наличие сверхнормативных товарных запасов, низкая скорость их реализации, издержки, связанные с их хранением, старением или порчей. Данная проблема может еще более обостриться в сложившейся неблагоприятной экономической ситуации.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………
3
1 Теоретические основы анализа состояния и эффективности использования товарных запасов на предприятии………………………..
5
1.1 Товарные запасы и их характеристика ……………………………………
5
1.2 Классификация товарных запасов ………………………………………
10
1.3 Факторы, влияющие на величину товарных запасов, их уровень и товарооборачиваемость на торговом предприятии……………………………
13
2 Анализ состояния и эффективности использования товарных запасов ОАО «Кинескоп»…………………………………………………………………
16
2.1 Технико-экономическая характеристика деятельности предприятия…..
16
2.2 Анализ состояния товарных запасов на примере ОАО «Кинескоп»…….
19
2.3 Анализ эффективности использования товарных запасов в ОАО «Кинескоп»
21
3 Повышение состояния и эффективности использования товарных запасов в ОАО «Кинескоп»……………………………………………………
28
Заключение………………………………………………………………………..
32
Список источников……………………………………

Файлы: 1 файл

курсовая таргонская.docx

— 104.77 Кб (Скачать файл)

Введение…………………………………………………………………………

3

1 Теоретические основы  анализа состояния и эффективности  использования товарных запасов на предприятии………………………..

5

1.1 Товарные запасы и их характеристика ……………………………………

5

1.2 Классификация товарных запасов ………………………………………

10

1.3 Факторы, влияющие на величину товарных запасов, их уровень и товарооборачиваемость на торговом предприятии……………………………

13

2 Анализ состояния и  эффективности использования товарных запасов ОАО «Кинескоп»…………………………………………………………………

16

2.1 Технико-экономическая  характеристика деятельности предприятия…..

16

2.2 Анализ состояния товарных запасов на примере ОАО «Кинескоп»…….

19

2.3 Анализ эффективности использования товарных запасов в ОАО «Кинескоп»

21

3 Повышение состояния и эффективности использования товарных запасов в ОАО «Кинескоп»……………………………………………………

28

Заключение………………………………………………………………………..

32

Список источников……………………………………………………………….

34





Содержания

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальной проблемой  большинства отечественных коммерческих предприятий являются наличие сверхнормативных товарных запасов, низкая скорость их реализации, издержки, связанные с  их хранением, старением или порчей. Данная проблема может еще более  обостриться в сложившейся неблагоприятной  экономической ситуации.

Те отечественные предприятия, которые не готовы к конкуренции  в новых условиях, понесут значительные убытки и в конечном итоге разорятся. Руководители и сотрудники наших  предприятий, как правило, не владеют  современными методами управления товарными  запасами - не всегда умеют и знают, как и за счет чего сегодня можно  снизить уровень товарных запасов  на своем предприятии и уменьшить  издержки по их содержанию.

В связи с этим на белорусских предприятиях в структуре функций коммерческих служб стала формироваться товарная политика как особое направление их деятельности. Управлению товарными запасами стало уделяться значительное внимание.

Цель системы управления запасами - обеспечение бесперебойного процесса торговли в нужном количестве и в установленные сроки и  достижение на основе этого полной реализации выпуска при минимальных  расходах на содержание запасов.

На многих предприятиях политика управления товарными запасами стала  формироваться по западным стандартам, с использованием западных методик  и технологий. Однако, деятельность по разработке такой политики должна ориентироваться, в первую очередь, на специфику потребителя, сформированную социально-культурной и экономической средой его жизнедеятельности в нашей стране.

Сердцевиной деятельности любого предприятия является товар - сложное  социально-экономическое понятие рыночной экономики. Коммерческий успех предприятия определяется в первую очередь наличием современного, высококачественного, выгодного для потребителя товара, решения по которому являются главенствующими в рамках общей маркетинговой стратегии. Это связано с тем, что товар - эффективное средство воздействия на рынок, главная забота предприятия и источник получения прибыли. Кроме того, он представляет собой центральный элемент комплекса маркетинга. Цена, сбыт, коммуникации основываются на особенностях товара.

Цель данной работы – проанализировать состояние и эффективность использования товарных запасов на примере ОАО «Кинескоп».

Исходя из вышепоставленной цели, определены следующие основные задачи исследования:

- изучить теоретические  основы управления товарными  запасами, в том числе определить  понятие товарных запасов, провести  их классификацию, проанализировать  политику управления обеспеченности  предприятия товарными запасами  торгового предприятия;

- провести анализ состояния товарных запасов в ОАО «Кинескоп»;

- провести анализ эффективности  использования товарных запасов  в ОАО «Кинескоп»

- разработать мероприятия  по совершенствованию политики  управления товарными запасами и их оптимизация в ОАО «Кинескоп».

Теоретически основной курсовой работы являются труды зарубежных и  отечественных экономистов и  маркетологов: Баканов М.И., Борисов  Е.Ф., Кравченко Л.И., Кудрявцев А.А., Любушин Н.П.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы анализа состояния и эффективности использования товарными запасами на предприятии

 

    1. Товарные запасы и их характеристика

 

Товарные запасы представляют собой товары, находящиеся в сфере  товарного обращения, а также  у изготовителя и в пути. Их наличие  характеризует статичное состояние, и местоположение товарной массы  в процессе товародвижения на определенный момент времени. Они обеспечивают непрерывность производства, потребления и бесперебойность реализации.

Товарные запасы как часть  товарных ресурсов представляют собой  также предложение товаров на каждый данный момент[5, стр.158].

Товарные запасы образуются на всех стадиях товародвижения: на складах производственных предприятий, в пути, на складах оптовых товарных предприятий и на складах предприятий  торговли.

До момента продажи  любой товар относится к категории  товарного запаса. С экономической  точки зрения эта форма существования  товара является статичной (физически  он может находиться в движении). Это обстоятельство, в частности, означает, что товарный запас является величиной моментной. Товарные запасы меняют свой размер — они постепенно вовлекаются в товарооборот, продаются, перестают быть запасами. Но поскольку  товарные запасы замещаются другими  партиями товаров, т.е. регулярно возобновляются, они являются постоянно существующей величиной, размер которой варьирует в зависимости от конкретных хозяйственных условий.

Каждый руководитель и  менеджер должен рассматривать запасы как важную часть активов, в которую  иммобилизуются денежные средства. Это  стадия в оборотном капитале, продолжительность  которой определяет потребность  в денежных средствах предприятия. Размер запасов зависит от масштабов  деятельности предприятия. На размеры  запасов влияют число поставщиков, их надежность и отдаленность, складские  мощности, разнообразие покупателей  и их постоянство, количество заказов, прогноз цен, ассортимент, реальная экономия от ускорения оборота запасов, и т. д[4, стр.258].

Запасы товаров  создаются на предприятиях торговли в целях обеспечения их бесперебойной торговой деятельности.

В товарные запасы включаются:

а) товары, имеющиеся  на отчетную дату в наличии в торговом зале и подсобных помещениях розничной  сети (магазинах, аптеках, палатках, ларьках, киосках, развозной, разносной и другой торговой сети), а также на базах, складах, овощехранилищах, принадлежащих розничным торговым организациям, межрайбазах, оптовых базах, торгово-распределительных складах потребительской кооперации, числящиеся на их балансе и предназначенные для розничной торговли и общественного питания;

б) товары текущего хранения, обеспечивающие повседневную продажу и запасы товаров сезонного  хранения (картофель, овощи, фрукты);

в) товары, закупленные и  оплаченные, но оставленные на ответственном  хранении у поставщиков, а также  сданные в переработку[5, стр.148]..

В объем товарных запасов  не включаются товары в пути; тара всех видов; товары материально-технического снабжения; запасы товаров на складах  юридических лиц, их обособленных подразделении, занимающихся неторговой деятельностью; готовая продукция в подсобных производственных предприятиях; товары отгруженные, по которым расчетные; документы не сданы на инкассо в учреждения банков.

Различают текущие  и сезонные запасы. Текущие запасы — это запасы товаров, объем которых обеспечивает выполнение производственной программы и плана реализации покупных товаров. Запасы сезонного хранения могут быть созданы по картофелю, овощам и другой сельскохозяйственной продукции для обеспечения предприятий торговли на длительный период. Необходимо отметить, что сезонные запасы должны создаваться в оптовой торговле, на оптовых складах фирм, чтобы освободить предприятия торговли от несвойственных им функций длительного хранения товаров[1, стр.88].

По времени различают товарные запасы на начало, конец периода, а также средние запасы. Средний запас товаров — величина средних за период (месяц, квартал, год) товарных запасов, выраженных в денежных единицах.

Средний запас за месяц  равен половине суммы объема начального и конечного запаса. Средний запас за квартал, полугодие, год определяется по формуле:

 

где Зср – средний запас,

 а1 - ап — сумма товарного запаса на определенную дату;

п — количество дат.

Данные о средних  запасах товаров используют для  расчета показателя товарооборачиваемости [1, стр.89].

Для измерения запасов  используют абсолютные и относительные величины. Абсолютные показатели запасов могут быть стоимостными и натуральными. Относительные показатели характеризуют размер запасов по сравнению с другими показателями, например с однодневным товарообор.

Важным относительным  показателем товарных запасов является запас в днях оборота, или уровень товарных запасов. Он рассчитывается по формуле

Зд=З/Тодин или Зд=(З*Д)/Т

где Зд запаса в днях оборота;

Тодн — среднедневной валовой товарооборот;

3 — товарные запасы на определенную дату в денежных единицах;

Д— количество дней в периоде (за год 360, квартал 90, месяц 30);

Т— валовой товарооборот за период.

Для расчета запаса в днях оборота следует сумму  валового товарооборота уменьшить на величину наценки на продукцию, тогда и объем оборота, и величина запаса товара будут выражены в розничных ценах. В связи с этим предприятия торговли могут рассчитывать запасы в днях оборота следующим образом;

Зд=З/Родин

где Родн — среднедневной расход товаров в розничных ценах.

Запасы в днях оборота определяют по товарным группам  и в целом по предприятию торговли. Экономический смысл этого показателя заключается в том, что по его величине можно судить, на сколько дней при данном объеме товарооборота предприятие обеспечено имеющимся в наличии запасом товаров[1, стр.90].

Показатели формирования ассортимента товаров. Перед каждым владельцем магазинов и менеджером стоит задача выбрать из множества  производимых товаров такие, которые  пользуются спросом у покупателей. Совокупность товаров (товарных запасов), предлагаемых в магазине к реализации, называется ассортиментом.

На практике различают  основной и дополнительный ассортименты. К основному ассортименту относятся товары, пользующиеся повышенным спросом. На его долю приходится основная часть объема продаж, и за счет этого, главным образом, образуется прибыль. Дополнительный ассортимент включает товары, которые придают завершенность основному ассортименту. Эта часть товаров реализуется в целях оказания покупателям дополнительных услуг и получения дополнительной прибыли.

Целью формирования ассортимента товаров в магазине является обеспечение такого предложения, которое по широте (наличию многих видов товаров) и глубине (это  в магазинах, где представлено в  пределах одной группы товаров множество их видов и сортов) позволит обеспечить запланированные объем продаж и прибыль. В каждом магазине следует вовремя проводить упорядочение ассортимента (заменять имеющийся более ходовым), обновлять (использовать наиболее модные) и осуществлять контроль за его состоянием (выявлять, какие товары отсутствуют в продаже, хотя на них большой спрос, какие с трудом продаются, учитывать их оборачиваемость и т. п.) [3, стр.68].

Особое внимание уделяется на всех уровнях управления торговлей и такому показателю, как доля импортных товаров в общем объеме товарных ресурсов. Это соотношение определяется по данным выборочных обследований как отношение числа видов товаров определенной ассортиментной группы импортного производства к общему числу имеющихся в продаже товаров этой ассортиментной группы.

Информация о работе Анализа состояния и эффективности использования товарных запасов на предприятии