Анализ влияния внешней среды на экономическую эффективность деятельности предприятия ООО «Фарбе-Дзержинск»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – является исследование внешней среды предприятия, ее влияние на экономическую эффективность деятельности предприятия и пути совершенствования стратегии предприятия (на примере ООО «Фарбе-Дзержинск»). Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «внешняя среда организации» и ее факторы, оказывающие влияние на экономическую деятельность фирмы;
2. Выразить оценку воздействия факторов внешней среды на экономическую деятельность предприятия (на примере ООО «Фарбе-Дзержинск»);
3. Разработать на основе проведенного анализа проект по совершенствованию стратегии предприятия с учетом влияния факторов внешней среды.

Содержание работы

1. Введение.......................................................................................................................6
2. Вопрос №1. Теоретический аспект изучения внешней среды и ее влияния на экономическую эффективность деятельности организации……………………...…8
2.1 Понятие «внешняя среда организации»……………………………………..…8
2.2 Характеристики внешней среды………………………………………..……..10
2.3 Среда прямого воздействия……………………………………………………12
2.4 Среда косвенного воздействия………………………………………………...15
3. Вопрос №2. Анализ влияния внешней среды на экономическую эффективность деятельности предприятия ООО «Фарбе-Дзержинск»……………………………………………………………………………18
3.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Фарбе-Дзержинск»…………..18
3.2 Оценка воздействия факторов внешней среды на экономическую деятельность предприятия ООО «Фарбе-Дзержинск»…………………………..19
4. Вопрос №3. Пути совершенствования стратегии предприятия ООО «Фарбе-Дзержинск» с учетом влияния факторов внешней среды…………………………………………………………………………………...23
5. Заключение………………………………………………………………………….25
6. Список использованной литературы……………………………………………...27

Файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.docx

— 49.90 Кб (Скачать файл)

 

Как бы ни относилось руководство к законам страны, ему приходится придерживаться их или пожинать плоды отказа от законопослушания в форме штрафов или даже полного прекращении бизнеса. 
 
Как известно, государство в рыночной экономике оказывает на организации как косвенное влияние, прежде всего через налоговую систему, государственную собственность и бюджет, так и прямое — через законодательные акты и деятельность местных органов власти. 

 

Первой группой влияния в рыночной среде являются потребители. Это отдельные лица, домохозяйства, а также корпоративные потребители (предприятия), которые используют товары и/или услуги предприятия –производителя для удовлетворения своих потребностей. 
 
Анализ потребителей, как компонента непосредственного окружения организации, в первую очередь имеет своей задачей составление профиля тех, кто покупает продукт, реализуемый организацией. Изучение покупателей позволяет лучше уяснить то, какой продукт в наибольшей мере будет приниматься, на какой объем продаж может рассчитывать организация, и в какой мере покупатели привержены продукту, на сколько можно расширить круг потенциальных покупателей, что ожидает продукт в будущем и многое другое.

 

Изучая потребителя, фирма также уясняет для себя, насколько сильны его позиции по отношению к ней в процессе торга. Существует целый ряд факторов, определяющих торговую силу покупателя, которые обязательно должны быть вскрыты в процессе анализа потребителя.

К числу таких факторов относятся:

 

  • соотношение степени зависимости покупателя от продавца со степенью зависимости продавца от покупателя;    
  • объем закупок, осуществляемых покупателем:
  • уровень информированности покупателя;
  • наличие замещаемых продуктов;
  • стоимость для покупателя перехода к другому продавцу;
  • чувствительность покупателя к цене, зависящая от общей стоимости осуществляемых им закупок, его ориентации на определенную марку, наличие определенных требований к качеству товара, его прибыли, системы стимулирования и ответственности лиц, принимающих решение о закупке.

 

Все многообразие внешних факторов находит отражение в потребителе и через него влияет на организацию, ее цели и стратегию. С одной стороны, гипотетически влияние каждого потребителя сильно отражается на деятельности предприятия, так как именно потребитель осуществляет «голосование рублем» за товар или услугу предприятия. С другой стороны, только совокупное воздействие большей части потребителей может оказывать серьезное воздействие на достижение предприятием рыночной цели [5].

 

Конкуренты . Изучение конкурентов, с которыми организации приходится бороться за ресурсы, полученные из внешней среды, занимает важное место в стратегическом управлении. Данное изучение направлено на то, чтобы выявить слабые и сильные стороны конкурентов и на базе этого строить свою стратегию конкурентной борьбы. 

Под конкурентной средой фирмы понимают совокупностью субъектов и факторов рынка, влияющих на отношение между производителем (продавцом) и потребителем продукции. 

Конкурентная среда рынка определяется типом конкуренции и структурой рынка, а также другими факторами развития различных организационно-правовых форм собственности субъектов рынка, характером государственного регулирования.

 

Структура рынка характеризуется:

  • степенью монополизации;
  • уровнем дифференциации конкурирующих продуктов;
  • наличием барьеров для входа на рынок;
  • уровнем интеграции фирм;
  • степенью диверсификации производства товаров;
  • уровнем и структурой затрат на производство и  сбыт продукции. 
     

Оценивая конкурентную среду, важно также выявить конкурентные силы, определяющие привлекательность отрасли и позиции фирм в конкурентной борьбе. М. Портер выделяет пять конкурентных сил:

 

  • появление новых конкурентов;
  • угроза замены данного продукта новыми продуктами;
  • сила позиции поставщиков;
  • сила позиции покупателей;
  • конкуренция среди производителей в отрасли [2]. 
     

Влияние на организацию такого фактора как конкуренция проявляется во многих аспектах управления. Во многих случаях не потребители, а как раз конкуренты определяют, какого рода результаты деятельности можно продать и какую цену можно запросить. Недооценка конкурентов и переоценка рынков приводят даже крупнейшие компании к значительным потерям и к кризисам.

 

2.4 Среда косвенного воздействия. 
 
Макросреда представляет собой наиболее удаленный от собственно компании внешний слой элементов, которые так или иначе влияют на фирму, не оказывая непосредственного воздействия на ее текущие операции. Обычно выделяют четыре основных факторов макросреды : технологические, социокультурные, экономические  и законодательно-правовые. Ричард Л. Дафт в своем учебнике «Менеджмент» выделяет еще один консолидированный фактор - международные изменения (условия). 

Факторы среды косвенного воздействия или общее внешнее окружение обычно не влияют на организацию так заметно, как факторы среды прямого воздействия. Однако, руководству необходимо учитывать их. Среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Поэтому при ее исследовании обычно опираются, прежде всего, на прогнозы [4].

 
Рассмотрим возможные направления воздействия на предприятие каждого из перечисленных выше факторов.

 
Технология - это совокупность средств, процессов, операций, с помощью которых входящие в производство элементы преобразуются в выходящие. 

Технологические изменения включают в себя научные и технические нововведения в отдельной отрасли и в обществе в целом. Технология является одновременно внутренней переменной и внешним фактором большого значения.

В качестве внешнего фактора, она отражает уровень научно-технического развития, который воздействует на организацию, например, в областях автоматизации, информатизации и др.  Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты можно изготавливать и продавать, на скорость устаревания продукта, на то, как можно собирать, хранить и распределять информацию, а также на то, какого рода услуги и новые продукты ожидают потребители от организации [11]. 

 

Состояние экономической среды. Экономические изменения отражают общую экономическую ситуацию в стране или регионе, в котором работает компания.

 

Экономические факторы являются наиболее существенными, поскольку текущее и прогнозируемое состояние экономики может негативно влиять на стратегические цели организации. Такие показатели, как темп инфляции, стабильность национальной валюты, международный платежный баланс, налоговая ставка, покупательская способность населения, динамика ВНП, ВВП, уровень безработицы, процентные ставки, а также основные тенденции изменения структуры отраслей и организационных форм хозяйствования, должны постоянно диагностироваться и оцениваться. Каждый из них может представлять либо угрозу, либо новую возможность для организации [11].

 

Социокультурные факторы. Деятельность предприятия проходит в обществе. В процессе этой деятельности предприятие устанавливает взаимоотношения с различными элементами структуры общества, что обуславливает влияние на предприятие факторов социальной и культурной среды. К социокультурным факторам макросреды относят демографические характеристики, нормы, обычаи и жизненные ценности страны, в которой оперирует организация. Социокультурные факторы влияют на формирование спроса населения, на трудовые отношения, уровень заработной платы, на условия труда и т.д. [11].

 

Особую роль играют социально-организационные структуры – партии, профсоюзы, пресса, объединения потребителей, учреждения, организации молодежи. Особенный интерес вызывают здесь принципы построения семьи, социальное деление и влияние авторитетных лиц. 

Часто именно социальные факторы могут создавать самые крупные проблемы для фирмы. С тем, чтобы эффективно реагировать на изменение социальных факторов, фирма должна меняться, осознанно преобразуясь в форму, приспособленную к новой внешней среде. 

 

Законодательно-политические факторы. В основе этого фактора лежат федеральные и местные законодательные акты, а также политические действия, направленные на установление контроля над деятельностью компании.

 

Политическая составляющая внешней среды должна изучаться в первую очередь для того, чтобы иметь ясное представление о намерениях органов государственной власти в отношении развития общества и о средствах, с помощью которых государство намерено проводить в жизнь свою политику. В изучение политической обстановки входит выяснение того, какие программы воплощают в жизнь различные партии, отношение правительства к различным отраслям экономики и регионам страны и т. д. [11]. 

Большое значение для компаний, ведущих операции или имеющих рынки в других странах, имеет фактор политической стабильности. Национальные конфликты, деятельность террористических организаций или нестабильные политические режимы - это условия, препятствующие развитию нормальной деятельности. Они увеличивают имущественные, операционные, финансовые риски.

Международные изменения. Под международными изменениями внешней среды понимают происходящие за пределами страны происхождения компании события и возможности развития бизнеса компании в других странах. Из международной среды появляются новые конкуренты, покупатели и поставщики, она же формирует новые технологические и социальные тенденции. Процесс глобализации охватывает сейчас все больше стран. Поэтому даже фирмы, ориентирующиеся только на внутренний рынок, вынуждены мыслить в международном масштабе, оценивая потенциал и угрозы внешней международной среды. Значение внутриполитического фактора дополняется международным в силу интеграции экономик различных стран [11].  
 
Фактор международных изменений становится особенно важным вопросом, когда компании принимают глобальную или панрегиональную стратегию, т.е. стратегию, реализуемую на уровне нескольких стран. 
 
К факторам, обуславливающим действие этой тенденции, относятся: 

  • объединение регионов;
  • переход к открытой экономике;
  • глобальные инвестиции;
  • развитие производства и производственной стратегии;
  • рост популярности кругосветных путешествий;
  • быстрое повышение уровня грамотности, образование и урбанизация в развивающихся странах;
  • конвергенция моделей потребления, стилей жизни и вкусов;
  • достижение в сфере информационных и коммуникационных технологий;
  • слияние глобальных СМИ;
  • увеличение потока информации, рабочей силы, денег между границам

 

Интеграция стратегий дает организациям ряд преимуществ, в том числе позволяет сокращать расходы благодаря экономии за счет масштабов, улучшать качество продукции, а также укреплять рыночную позицию и повышать конкурентоспособность. 

Для успешной интеграции компании в многовариантную и сложную международную среду руководство должно прежде всего постоянно контролировать и оценивать изменения в этой более широкой среде. Угрозы и возможности здесь могут возникать в результате облегчения доступа к сырьевым ресурсам, изменений валютного курса и политических решений в странах, выступающих инвестиционными объектами или рынками сбыта, национальных культурах и привычках потребителей и т.д.

 

3.    Вопрос №2. Анализ влияния внешней среды на экономическую

      эффективность деятельности предприятия ООО «Фарбе-Дзержинск».

 

    1. Краткая характеристика предприятия ООО «Фарбе-Дзержинск».

 

ООО «Фарбе-Дзержинск» с 1992 года активно занимается деятельностью по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности. Постановлением администрации города Дзержинск №ОП-40-002479(52) от 27 мая 2010г. ООО «Фарбе-Дзержинск» было определено предприятием, имеющим лицензии на право ведения природоохранной деятельности в г. Дзержинск.

 

ООО «Фарбе-Дзержинск» осуществляет профессиональный сервис и полный комплекс услуг по организации и осуществлению утилизации промышленных отходов в соответствии с действующей лицензией. Выполняет работу по сбору, вывозу отходов и утилизации - любой сложности.

ООО «Фарбе-Дзержинск» предоставляет следующий спектр услуг:  
Комплексное обслуживание предприятий:

  • Экологическое сопровождение
  • Внешняя уборкa
  • Внутренняя уборка
  • Технологическая очистка производственных участков (камеры окраски, печи, системы вентиляции, жироуловители с частичной разборкой элементов)
  • Сбор, сортировку, прессование отходов для вторичной переработки
  • Уничтожение архивов, непроданных и списанных тиражей
  • Вывоз отходов
  • Утилизация отходов 1,2,3,4, классов опасности

ООО «Фарбе-Дзержинск» помимо производственной деятельности осуществляет ещё и торговое направление, связанное с реализацией продукции, полученной в результате переработки отходов. Ведение торговой деятельности говорит о том, что предприятие стремится рационально использовать имеющиеся ресурсы для получения дополнительной прибыли.

Информация о работе Анализ влияния внешней среды на экономическую эффективность деятельности предприятия ООО «Фарбе-Дзержинск»