Анализ влияния внешней среды на экономическую эффективность деятельности предприятия ООО «Фарбе-Дзержинск»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2015 в 20:19, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – является исследование внешней среды предприятия, ее влияние на экономическую эффективность деятельности предприятия и пути совершенствования стратегии предприятия (на примере ООО «Фарбе-Дзержинск»). Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «внешняя среда организации» и ее факторы, оказывающие влияние на экономическую деятельность фирмы;
2. Выразить оценку воздействия факторов внешней среды на экономическую деятельность предприятия (на примере ООО «Фарбе-Дзержинск»);
3. Разработать на основе проведенного анализа проект по совершенствованию стратегии предприятия с учетом влияния факторов внешней среды.

Содержание работы

1. Введение.......................................................................................................................6
2. Вопрос №1. Теоретический аспект изучения внешней среды и ее влияния на экономическую эффективность деятельности организации……………………...…8
2.1 Понятие «внешняя среда организации»……………………………………..…8
2.2 Характеристики внешней среды………………………………………..……..10
2.3 Среда прямого воздействия……………………………………………………12
2.4 Среда косвенного воздействия………………………………………………...15
3. Вопрос №2. Анализ влияния внешней среды на экономическую эффективность деятельности предприятия ООО «Фарбе-Дзержинск»……………………………………………………………………………18
3.1 Краткая характеристика предприятия ООО «Фарбе-Дзержинск»…………..18
3.2 Оценка воздействия факторов внешней среды на экономическую деятельность предприятия ООО «Фарбе-Дзержинск»…………………………..19
4. Вопрос №3. Пути совершенствования стратегии предприятия ООО «Фарбе-Дзержинск» с учетом влияния факторов внешней среды…………………………………………………………………………………...23
5. Заключение………………………………………………………………………….25
6. Список использованной литературы……………………………………………...27

Файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.docx

— 49.90 Кб (Скачать файл)

Оглавление:

1. Введение.......................................................................................................................6

2. Вопрос №1. Теоретический аспект изучения внешней среды и ее влияния на экономическую эффективность деятельности организации……………………...…8

 

2.1 Понятие «внешняя среда  организации»……………………………………..…8

2.2 Характеристики внешней среды………………………………………..……..10

2.3 Среда прямого воздействия……………………………………………………12

2.4 Среда косвенного воздействия………………………………………………...15

 

3. Вопрос №2. Анализ влияния внешней среды на экономическую эффективность деятельности предприятия ООО «Фарбе-Дзержинск»……………………………………………………………………………18

 

3.1Краткая характеристика  предприятия ООО «Фарбе-Дзержинск»…………..18

3.2Оценка воздействия  факторов внешней среды на  экономическую деятельность предприятия  ООО «Фарбе-Дзержинск»…………………………..19

 

4. Вопрос №3. Пути совершенствования стратегии предприятия ООО «Фарбе-Дзержинск» с учетом влияния факторов внешней среды…………………………………………………………………………………...23

5. Заключение………………………………………………………………………….25

6. Список использованной литературы……………………………………………...27

 

 

Введение

В данной курсовой работе рассматриваются факторы внешней среды, влияющие на экономическую эффективность деятельности организации.

Актуальность темы курсовой работы заключена в том, что в современных условиях хозяйствования предприятия в полной мере осознали необходимость изучения внешней среды и ее воздействия на развитие предприятия. 
 
Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе [1]. 
 
Для того чтобы определить стратегию поведения организации и провести эту стратегию в жизнь, руководство должно иметь углубленное представление не только о внутренней среде организации, ее потенциале и тенденциях развития, но и о внешней среде, тенденциях ее развития и месте, занимаемом в ней организацией. При этом внешнее окружение изучается стратегическим управлением в первую очередь для того, чтобы вскрыть те угрозы и возможности, которые организация должна учитывать при определении своих целей и последующем их достижении [1]. 
 
 В настоящее время приоритетной является точка зрения о том, что, для того, чтобы выжить и развиваться в современных условиях, любая организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке. Она должна активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности. Это положение легло в основу стратегического управления, используемого передовыми фирмами в условиях высокой неопределенности внешней среды.  
 
Цель курсовой работы – является исследование внешней среды предприятия, ее влияние на экономическую эффективность деятельности предприятия и пути совершенствования стратегии предприятия (на примере ООО «Фарбе-Дзержинск»).

 

Задачи исследования: 
1. Рассмотреть понятие «внешняя среда организации» и ее факторы, оказывающие влияние на экономическую деятельность фирмы; 
2. Выразить оценку воздействия факторов внешней среды на экономическую деятельность предприятия (на примере ООО «Фарбе-Дзержинск»);

3. Разработать на основе проведенного анализа проект по совершенствованию стратегии предприятия с учетом влияния факторов внешней среды. 
 
Объект исследования – внешняя среда предприятия ООО «Фарбе-Дзержинск». 

Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования; описание; объяснение.

Структура работы. Работа состоит из введения; трех тематических глав, в которых: 1) раскрываются теоретические вопросы исследования внешней среды организации; 2) проводится анализ влияния внешней среды на экономическую деятельность предприятия на примере ООО «Фарбе-Дзержинск»; 3) вносятся предложения по повышению эффективности деятельности предприятия с учетом внешней среды; заключения; списка литературы, состоящего из 11 источников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Вопрос №1. Теоретический  аспект изучения внешней среды  и ее влияния на экономическую  эффективность деятельности организации.

    1. Понятие «внешняя среда организации»

В теории менеджмента существует такое понятие, как «предпринимательская среда», под которой понимается наличие условий и факторов, которые воздействуют на функционирование организации и требуют принятия или приспособления к ним. Среду любой организации принято рассматривать, как состоящую из двух сфер: внутреннюю и внешнюю.

 

Внешняя среда - это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институциональных структур, и других внешних условий, и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.  Внешняя среда обусловлена внешними факторами влияния [3].

 
Внешние факторы влияния - условия, которые организация не может изменить, но должна постоянно учитывать в своей работе: потребители, правительство, экономические условия и т.д.  

Состояние внешней среды имеет ключевое значение для бизнеса, так как внешняя среда по отношению к организации является объективной средой, т. е. существует независимо, что приводит к необходимости учета ее в своей деятельности. В связи с этим от правильности учета всех аспектов внешнего окружения зависит результативность и эффективность деятельности организации

 

Под внешней средой понимают все условия и факторы, возникающие в окружающей среде, независимо от деятельности конкретной фирмы, но оказывающие или могущие оказать воздействие на ее функционирование и поэтому требующие принятия управленческих решений. 
 
Однако набор этих факторов и оценка их воздействия на хозяйственную деятельность различны у каждой фирмы. Обычно предприятие в процессе управления само определяет, какие факторы, и в какой степени могут воздействовать на результаты его деятельности в настоящий период и в будущей перспективе. Выводы проводимых исследований или текущих событий сопровождаются разработкой конкретных средств и методов для принятия соответствующих управленческих решений. Причем, прежде всего, выявляются и учитываются факторы внешней среды, оказывающие воздействие на состояние внутренней среды фирмы. 
 
Одним из способов определения окружения и облегчения учета его влияния на организацию является разделение внешних факторов на две основные группы:

 

  • микросреду (среду прямого воздействия)
  • макросреду (среду косвенного воздействия). 
     
    Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации. Это окружение формируют такие субъекты среды, которые непосредственно влияют на деятельность определенной организации. К нам относят следующие субъекты, которые будут рассмотрены нами далее: поставщики, потребители, конкуренты, законы и государственные органы. 

Факторы среды косвенного воздействия или общее внешнее окружение обычно не влияют на организацию так же заметно, как факторы среды прямого воздействия. Однако менеджеру необходимо постоянно вести их учет, так как среда косвенного воздействия обычно сложнее, чем среда прямого воздействия. Макроокружение создает общие условия существования организации во внешней среде. К основным факторам косвенного воздействия относятся: технологические, экономические, социокультурные и политико-правовые, а также международные изменения.

Изменчивая внешняя среда представляет собой область постоянного беспокойства для организаций. В анализ рыночной внешней среды входят аспекты, оказывающие непосредственное воздействие на успехи или неудачи организации. К этим аспектам относятся изменяющиеся демографические условия, жизненные циклы различных изделий или услуг, легкость проникновения на рынок, распределение доходов населения и уровень конкуренции в отрасли [4].

 

    1. Характеристики внешней среды. 
      Руководство фирмы обычно стремится ограничить учет действия внешнего окружения в первую очередь теми факторами, от которых решающим образом зависит эффективность деятельности фирмы на конкретном этапе. Принятие решений зависит от широты охвата информации о состоянии внешней среды и действии ее различных факторов. Классификация факторов и качеств внешней среды вследствие их многообразия довольно различна и в ее основу могут быть положены различные принципы. Придерживаясь в целом принятой в менеджменте классификации можно предложить следующий перечень характеристик внешней среды.

 

  • взаимосвязанность факторов; 
  • сложность; 
  • подвижность;
  • неопределенность.

 

Как и факторы внутренней среды, факторы внешнего окружения взаимосвязаны. Под взаимосвязанностью факторов внешней среды понимается уровень силы, с которой изменение одного фактора воздействует на другие факторы.  
 
Внешняя среда обладает определённой сложностью.  
Под сложностью внешней среды понимается число факторов, на которые организация обязана реагировать, а также уровень вариативности каждого фактора . Если на организацию давят государственные постановления, несколько заинтересованных групп влияния, многочисленные конкуренты и ускоренные технологические изменения, можно утверждать, что эта организация находится в более сложном окружении, чем, например, организация, озабоченная действиями всего нескольких поставщиков, при отсутствии политических «лобби» и замедленном изменении технологии [5]. 
 
Следующая характеристика внешней среды – подвижность

Подвижность среды – это скорость, с которой происходят изменения в окружении организации. Многие исследователи указывают, что окружение современных организаций изменяется с нарастающей скоростью [5]. 

Однако, при том, что эта тенденция является общей, есть организации, вокруг которых внешняя среда особенно подвижна. Считается, что наиболее быстрые изменения во внешней среде затрагивают, прежде всего, фармацевтическую, химическую, электронную, авиационно-космическую отрасли, производство программных продуктов, биотехнологии, а также телекоммуникации.  В этих отраслях на фирмы оказывают воздействие такие факторы, как изменения технологий и методов конкурентной борьбы. Менее заметные изменения во внешней среде происходят в машиностроении, производстве запасных частей к автомобилям, в кондитерской, мебельной промышленности, производстве тары и упаковочных материалов, пищевых консервов. 
 
Существует ещё одна характеристика внешнего окружения, которую следует выделить– это её неопределённость. 

Неопределенность внешней среды является функцией количества информации, которой располагает организация (или лицо) по поводу конкретного фактора, а также функцией уверенности в этой информации. Если информации мало или есть сомнения в ее точности, среда становится более неопределенной, чем в ситуации, когда имеется адекватная информация и есть основания считать ее высоконадежной. Поскольку бизнес все более становится глобальным занятием, требуется больше и больше информации, но уверенность в ее точности снижается. Таким образом, чем неопределеннее внешнее окружение, тем труднее принимать эффективные решения [4].

Эффективная деятельность организации предполагает, что менеджер обладает навыками работы в условиях неопределенности внешней среды, отсутствии достаточной информацией для того, чтобы точно прогнозировать динамику нужд потребителей и изменения внешних факторов. Когда скорость происходящих изменений возрастает, организация сталкивается с достаточно высоким уровнем неопределенности. В результате организации необходимо максимально быстро адаптироваться к быстрым изменениям, но это требует значительных усилий, временных и финансовых затрат.

В настоящее время существуют две базовые стратегии работы в условиях высокой неопределенности среды: 
1. Адаптация организации к изменениям среды с целью сделать ее более благоприятной для функционирования;

2. Воздействие на среду - второй вариант стратегии, в рамках которой организация стремится оказать воздействие на факторы неопределенной внешней среды. 

При рассмотрении влияния внешнего окружения на организацию важно понимать, что характеристики среды отличны, но в то же время связаны с ее факторами, так как все вышеперечисленные характеристики описывают факторы как прямого, так и косвенного воздействия. Далее мы более подробно остановимся на особенностях воздействия разных групп факторов на деятельность организации.

 

 

 

    1. Среда прямого воздействия. 
       
      Внешняя среда прямого воздействия для организации – это совокупность факторов, которые непосредственно влияют на операции организации и испытывают на себе прямое влияние операций организации.

Среду прямого воздействия еще называют непосредственным деловым окружением организации или средой задач.  Как уже указывалось нами выше, к ней относятся: 

  • поставщики материальных ресурсов, оборудования, энергии, капитала и рабочей силы; 
  • государственные органы и законы;
  • потребители (частные лица и компании, государственные органы;)
  • конкуренты - лица, группы лиц, фирм, предприятий, соперничающих в достижении идентичных целей, стремящихся обладать теми же ресурсами, благами, занимать положение на рынке; 

 
Поставщики обеспечивают поступление необходимых для функционирования организации видов ресурсов, основными из которых выступают сырье и материалы, энергия, оборудование и технологии, финансовые и информационные ресурсы, рабочая сила. Даже у небольшой фирмы могут быть десятки поставщиков.

 

Бывают ситуации, когда трансакционные издержки по контрактам поставки слишком высоки, или поставщик основного сырья время от времени срывает сроки поставок, поставляет бракованную продукцию. Невозможность обеспечить поставки в нужных объемах может создать большие трудности для организаций. 

 

Эффективнее строить свои взаимоотношения с поставщиком-партнером на принципах эксклюзивности, позволяющей организации реализовать стратегию ценового лидерства и завоевания рынка, снижать затраты. В сфере торговли часто применяются дилерские контракты, предоставляющие право розничному (или оптовому) продавцу получать товар с максимальной скидкой. 

Трудовые ресурсы - важный элемент внутренней среды организации. Многие виды деятельности невозможно осуществлять без наличия квалифицированной рабочей силы. При проектировании нового предприятия обязательно оценивается наличие и доступность рабочей силы нужной квалификации на местном рынке труда. Правомерно выделить два непосредственно и постоянно воздействующих на организацию фактора рынка труда:

  • необходимость непрерывно инвестировать в обучение и подготовку персонала;
  • влияние автоматизации производства, расположения производственных мощностей на распределение рабочей силы [7].

 

Законы и государственные органы. Каждая организация имеет определенный правовой статус, являясь единоличным владением, компанией, корпорацией или некоммерческой корпорацией, и именно это определяет, как организаций может осуществлять свою хозяйственную деятельность и какие налоги должна платить.

Информация о работе Анализ влияния внешней среды на экономическую эффективность деятельности предприятия ООО «Фарбе-Дзержинск»