Анализ среды предприятия (на примере ОАО "РЖД")

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2012 в 15:01, курсовая работа

Описание работы

Организация как система представляет собой совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых элементов, образующих единое целое. Любая организация является открытой системой, поскольку взаимодействует с внешней средой. Она получает из внешней среды ресурсы в виде сырья, капитала, энергии, информации, рабочей силы и т.д., которые становятся элементами ее внутренней среды.

Содержание работы

Введение 3
1Теоретико-методологические основы изучения среды организации 5
1.1Основные понятия и принципы внутренней среды организации 5
1.2Внешняя среда организации как совокупность макроокружения и непосредственного окружения 7
1.3Методологические основы изучения внутренней и внешней среды организации 13
2Анализ внутренней и внешней среды ОАО «РЖД» 24
2.1Характеристика ОАО «РЖД» 24
2.2Изучение внутренней среды ОАО «РЖД». SWOT-анализ 27
2.3Изучение внешней среды ОАО «РЖД». PEST-анализ 29
3 Определение миссии и целей ОАО «РЖД»………………………………….32
4Формирование рекомендаций по устранению выявленных проблем
4.1Выявленные проблемы в процессе изучения внутренней и внешней среды
4.2Формирование рекомендаций по развитию ОАО «РЖД»
Заключение
Библиографический список……………………………………………………..

Файлы: 1 файл

Стратегия развития ОАО РЖД.doc

— 569.50 Кб (Скачать файл)

Свою деятельность ОАО "РЖД" начало1 октября 2003 года.

Органы управления ОАО "РЖД":

      • общее собрание акционеров - поскольку единственным акционером общества является Российская Федерация и от ее имени полномочия осуществляются Правительством РФ, то решения собраний акционеров принимаются Правительством единолично и оформляются письменно;
      • совет директоров общества - включает 9 человек и назначается Правительством РФ;
      • президент общества - распоряжением Правительства РФ от 17 июня 2008 года президентом ОАО "РЖД" назначен Владимир Иванович Якунин;
      • правление общества.

Органы контроля ОАО "РЖД":

    • Ревизионная комиссия общества

Предприятие имеет линейную структуру  управления: руководителем предприятия  является руководство ОАО «РЖД», ему подчиняется 17 дорог:

Восточно-Сибирская ЖД, Горьковская ЖД, Дальневосточная ЖД, Забайкальская ЖД, Западно-Сибирская ЖД, Калининградская ЖД,

Красноярская ЖД, Куйбышевская ЖД, Московская ЖД, Октябрьская ЖД, Приволжская  ЖД, Сахалинская ЖД, Свердловская ЖД,Северная ЖД, Северо-Кавказская ЖД, Юго-Восточная ЖД, Южно-Уральская ЖД.

Каждая дорога разбита на несколько  отделений, у каждого отделения  имеются свои линейные предприятия (ПЧ, ПМС, ШЧ, ЭЧ, ВЧД, ТЧ).

Из всего вышесказанного следует, что компания ОАО «РЖД» имеет  линейно - функциональную организационную  структуру.

Основные стратегические решения  по функционированию компании и по назначению главы компании принимает  правительство Российской Федерации. Руководство ОАО «РЖД» принимает  решения, связанные с непосредственным функционированием железных дорог (прокладка путей, постройка зданий и сооружений, внедрение новых машин и механизмов). Руководства дорог принимают решения, связанные непосредственно с функционированием дорог, находящихся в их подчинении. Например: начальник московской железной дороги принимает решение об установке на станциях стрелок со сбрасывающими остряками, и на каждой станции, относящейся к московской дороге, начальники станции обязаны организовать установку таких стрелок.

Руководства отделений дорог принимают  решения, связанные с функционированием только своего отделения. Например: объединение нескольких линейных предприятий, или ликвидация линейного предприятия (ПЧ, ПМС, и т.д.). Руководства линейных предприятий принимают решения, связанные, которые относятся непосредственно к работе предприятия, и кроме того, начальник линейного предприятия несёт ответственность за чёткую работу своего предприятия.

Например, начальник ПМС (путевой  машинной станции) в непосредственном своём подчинении имеет заместителя  начальника по кадрам, заместителя  начальника по эксплуатации, заместителя начальника по ремонту, главного инженера и планово - экономический отдел.

Он наряду с заместителем начальника по эксплуатации несёт ответственность  за работу бригад ССПС (машиниста и  помощника машиниста).

Из вышесказанного следует, что основные решения принимает правительство Российской Федерации, и для того, чтобы такая крупная и сложная отрасль народного хозяйства как железнодорожный транспорт нормально функционировала, каждое решение должно быть очень точно взвешено и обдуманно, и должно исходить из анализа внутренней и внешней среды организации.

    1.  Изучение внутренней среды  ОАО «РЖД» методом SWOT-анализа

Занесем данные SWOT-анализа в таблицу (табл. 2.1).

 

Таблица 2.1 – SWOT-анализ

 

СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ

СЛАБЫЕ СТОРОНЫ

Профессиональный кадровый ресурс

Недостатки технического обучения

Стабильное финансовое положение

Изношенность ОПФ и  транспортной инфраструктуры

Применение прогрессивных  технологий

Недостаток финансирования капитальных проектов в части  улучшения состояния основных производственных фондов и транспортной инфраструктуры

Статус крупнейшего  холдинга в России

Сложности управления: многочисленность кадров и отсутствие единой политики

ВОЗМОЖНОСТИ

УГРОЗЫ

Рост рынка транспортных услуг

Увеличение на транспортном рынке компаний, оказывающих транспортные услуги

Реформирование РЖД

Принятие РФ законодательных  актов, которые так или иначе  ограничивают полномочия предприятий  транспортной отрасли

Развитие технологий IT (ноу-хау, сервис, проекты автоматизации)

Изменение структуры налоговых тарифов в отношении транспортных услуг

Развитие партнерских  отношений с компаниями-перевозчиками  грузов

Политическая нестабильность в обществе

Проекты Правительства, связанные с реконструкцией транспортной отрасли РФ и финансирование таких проектов

Возрастание экономических  рисков в условиях кризиса

 

Повышение цен на основное сырье и материалы поставщиков, используемые в процессе оказания транспортных услуг


 

Построим матрицу SWOT (табл. 2.2).

 

 

 

Таблица 2.2 – Матрица SWOT

 

 

Возможности

Угрозы

Рост рынка трансп. услуг

Реформирование ОАО  «РЖД»

Развитие технологий IT (ноу-хау, сервис, проекты автоматизации)

Развитие партнерских  отношений с компаниями-перевозчиками  грузов

Проекты Правительства, связанные с реконструкцией трансп. отрасли РФ и финанс-е таких проектов

Увеличение на трансп. рынке компаний, оказывающих транспортные услуги

Принятие РФ н/а, которые  ограничивают полномочия предприятий  трансп. отрасли

Изменение структуры  налоговых тарифов в отношении  транспортных услуг

Политическая нестабильность в обществе

Возрастание экономических  рисков в условиях кризиса

Рост цен на основное сырье и материалы поставщиков

Сильные стороны

Профессиональный кадровый ресурс

 

Сохранение квалифицированного персонала

                 

Стабильное финансовое положение

       

Получение дополнительных финансов

           

Применение прогрессивных  технологий

                 

Снижение затрат

 

Статус крупнейшего  холдинга в РФ

         

Укрепление имиджа «РЖД»

         

Слабые стороны

Недостатки технического обучения

   

Внедрение новых технологий обучения

               

Изношенность ОПФ и  транспортной инфр-ры

       

Направление финансов на воспроизводство инфр-ры

           

Недостаток финанс-ия капитальных проектов

       

Направление финансов на воспроизводство ОПФ

           

Сложности управления

 

Выделение непрофильной деятельности

                 

 

Сильными сторонами ОАО «РЖД»  как субъекта транспортной отрасли  РФ, которые будут способствовать успешному развитию на российском рынке  транспортных услуг, являются:

    1. профессиональный кадровый ресурс;
    2. стабильность финансового положения;
    3. применение прогрессивных технологий;
    4. статус крупнейшего холдинга России.

У ОАО «РЖД» есть все возможности  для достижения поставленных целей. Среди таких возможностей:

    1. рост рынка транспортных услуг;
    2. развитие технологий IT (ноу-хау, сервис, проекты автоматизации);
    3. развитие партнерских отношений с компаниями – перевозчиками грузов;
    4. проекты Правительства РФ, связанные с реконструкцией транспортной отрасли РФ и финансирование таких проектов.
    1. Изучение внешней среды ОАО «РЖД» методом PEST-анализа

Для проведения PEST-анализа построим таблицу с группой факторов влияния (табл. 2.3).

Таблица 2.3 – PEST-анализ

Группа факторов

События / факторы

Опасность/возможность

Вероятность события  или проявления фактора

Важность фактора или  события

Влияние на компанию

Политические и правовые

Сохранение политической стабильности в обществе

+

5,5

8,0

+44,0

Резкое обострение политической нестабильности

-

3,0

8,0

-24,0

Совершенствование законодательной  базы в части регулирования транспортных услуг и тарифов

+

7,0

4,5

+31,5

Отсутствие совершенствования  законодательной базы в части  регулирования транспортных услуг  и тарифов

-

5,0

3,0

-15,0

Экономические

Увеличение денежных доходов населения и юридических  лиц

+

5,5

8,0

+44,0

Снижение денежных доходов  населения и юридических лиц

-

3,0

8,0

-24,0

Развитие экономического кризиса

-

3,5

6,0

-21,0

Стабилизация экономической  ситуации

+

5,0

7,5

-37,5

Стабильность налоговой  политики и невысокое налоговое  бремя

+

7,0

3,0

+21,0

Нестабильность налоговой  политики и высокое налоговое бремя

-

3,5

4,5

-15,8

Рост инфляции (например гораздо выше прогнозируемого уровня)

-

9,0

4,0

-36,0

Сохранение существующих темпов инфляции

+

1,0

7,0

-7,0

Социальные и культурные

Увеличение населения

+

7,0

5,5

+38,5

Уменьшение населения

-

2,0

5,5

-11,0

Повышение уровня благосостояния и социальной защиещенности населения

+

2,0

8,0

+16,0

Снижение уровня благосостояния и социальной защищенности населения

-

6,0

8,0

-48,0

Развитие транспортной отрасли и транспортной инфраструктуры

+

7,5

9,0

+67,5

Отсутствие развития транспортной отрасли и транспортной инфраструктуры

-

3,5

9,0

-31,5

Технологические

Общее развитие технологий IT (ноу-хау, сервис, проекты автоматизации)

+

7,5

6,0

+45,0

Отсутствие общего развития IT (ноу-хау, сервис, проекты автоматизации)

-

2,0

6,0

-12,0


 

По результатам PEST-анализа можно сделать следующие выводы.

Значительное влияние на рынок  транспортных услуг оказывают политические и правовые (общий итог +36,5 баллов) факторы. При этом влияние данных факторов в настоящее время положительное. Политическая обстановка в России способствует развитию рынка транспортных услуг.

Социальные и культурные, а также  технологические факторы оказывают  менее значительное положительное  влияние на развитие рынка транспортных услуг (общий итог +31,5 и +33 балла соответственно).

Незначительное влияние на рынок  транспортных услуг оказывают экономические факторы (общий итог +12,7 баллов).

  1. Формирование рекомендаций по устранению выявленных проблем

    1.  Выявленные проблемы в  процессе изучения внутренней и внешней  среды

В ходе исследования внутренней среды, была также изучена организационная  структура ОАО «РЖД».

Анализ позволил выделить достоинства  и недостатки структуры.

К достоинствам можно отнести:

  1. Высокий уровень ответственности начальников.
  2. Эффективное оперативное руководство деятельностью организации.

Проблемы организационной структуры  управления ОАО «РЖД»:

    • Недостаточный квалификационный уровень начальников станций филиалов ОАО «РЖД»;
    • Проблемы с замещением начальников, отсутствие штатного заместителя, отвлечение дежурных по станции от основной деятельности, как следствие рост сверхурочных часов работы и т.д.
    • Жесткое закрепление штатных должностей за каждой станцией. Отсутствие гибкости управления.
    • Информационная перегрузка начальников, что связано с отсутствием горизонтальных связей.
    • Высокий уровень затрат на содержание аппарата управления.

Результаты проведенных исследований внешней и внутренней среды (PEST и SWOT – анализа) РЖД показывают, что наибольшее влияние на деятельность предприятия оказывает государство, формируя политическую обстановку и издавая законы, касающихся этой отрасли. Не стоит забывать и о значительном отрицательном влиянии социального фактора на развитие РЖД, так, например, при снижении уровня благосостояния населения ощутимо сократятся доходы предприятия, за счет уменьшения спроса на оказываемые им услуги.

Также удалось выявить слабые стороны организации, которые требуют решения для дальнейшего эффективного функционирования. Среди них особо выделяются недостатки технического оборудования и изношенность основных производственных фондов, решение этих проблем требует дополнительного финансирования, поэтому это должно учитываться в долгосрочных планах развития организации.

Информация о работе Анализ среды предприятия (на примере ОАО "РЖД")