Анализ состояния и совершенствование мотивации труда на примере ООО «Первый май» Малопургинского района Удмуртской республики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:53, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы совершенствование системы мотивации труда на предприятии.
Для реализации поставленной цели необходимо решение следующих задач:
1) раскрыть теоретические основы мотивации труда
2) Провести анализ финансово-хозяйственной деятельности ООО «Первый май»
3) Провести анализ мотивации труда на предприятии
4) Разработка мероприятий по совершенствованию мотивации труда на предприятии.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы мотивации труда………………………………...5
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности
ООО «Первый май»……………………………………………………………...27
2.1 Организационно-правовая характеристика предприятия……………..27
2.2 Анализ экономической деятельности предприятия……………………29
2.3 Анализ финансовой деятельности предприятия……………………….33
2.4 Анализ персонала предприятия…………………………………………37
2.5 Анализ системы мотивации труда на предприятии……………………40
3. Разработка мероприятий по совершенствованию управления системой мотивации труда на предприятии………………………………………………43
3.1 Комплекс мероприятий………………………………………………….43
3.2 Механизм реализации мероприятий……………………………………46
3.3 Эффективность реализации мероприятий……………………………...47
Выводы и предложения……………………………………………………...49
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ МЕНЕДЖМЕНТ.doc

— 555.50 Кб (Скачать файл)

Материальные и нематериальные стимулы должны взаимно дополнять  и обогащать друг друга.

Следует отметить, что  при всей эффективности и универсальности денежных поощрений ограничение системы мотивации только материальными стимулами не принесет желаемого результата. Члены любого коллектива - это люди с разными жизненными ценностями и установками. Более того, материальные поощрения рассчитываются на основании результатов выполненной работы и могут варьироваться даже у людей, занимающих одинаковое положение в служебной иерархии. Все это нередко вызывает недовольство и мало способствует созданию здоровой атмосферы в коллективе. Во многих случаях просто необходима некая моральная компенсация и уравновешивающий фактор, в роли которого выступают методы нематериального поощрения.

Многообразие нематериальных стимулов

Нематериальная мотивация  включает в себя системы поощрения, не предполагающие выдачу сотрудникам материальных и безналичных средств. Это отнюдь не означает, что компаниям не потребуется вкладывать финансовые средства в реализацию методов нематериальной мотивации.

Цель нематериальной мотивации достаточно проста: повысить заинтересованность сотрудника в своей работе, которая отразится на повышении производительности труда и, соответственно, на увеличении прибыли компании. Нематериальная мотивация в виде участия в совместных корпоративных мероприятиях способствует формированию здоровой атмосферы в коллективе, что также отражается на общей работоспособности персонала и на его желании внести свой вклад в общее дело. Однако, помимо формального подхода к использованию нематериальной мотивации лишь с целью последующего получения прибыли, многие руководители делают основную ставку на воспитание корпоративного духа в коллективе и на повышение самооценки сотрудников.

Нематериальные стимулы  делятся на социальные, моральные  и социально-психологические. Используя  их в комплексе, можно добиться более высокой эффективности.

Социальные стимулы  связаны с потребностью работников в самоутверждении, с их стремлением  занимать какое-то общественное положение, с потребностями в определенном объеме власти. Эти стимулы характеризуются  возможностью принимать решения, участвовать в управлении производством, трудом и коллективом, а также перспективами продвижения по служебной лестнице, возможностью заниматься престижными видами труда.

Моральные стимулы к  труду связаны с потребностями  человека в уважении со стороны коллектива, в признании его как работника, как нравственно одобряемой личности. Признание может быть личным или публичным. К моральным стимулам относятся похвала и критика.

Личное признание подразумевает, что особо отличившиеся работники  будут отмечены в специальных докладах высшему руководству организации. Они могут быть представлены лично руководителю. Им гарантируется право подписи в документах, в разработке которых они принимали участие. Такие работники по случаю праздников и юбилейных дат персонально поздравляются администрацией.

Публичное признание  выражается в широком распространении  информации о достижениях работников, награждении особо отличившихся людей особыми знаками, грамотами, внесении их имен в специальные книги. Нередко публичное признание сопровождается премиями, ценными подарками и т.д.

При правильной работе менеджера  эти элементы морального стимулирования должны использоваться постоянно. Вслед  за любыми достойными действиями исполнителей и даже незначительными результатами должна следовать похвала. К ней, одна ко, предъявляются некоторые требования. Похвала должна быть дозированной, последовательной, регулярной, контрастной (нужны перерывы, ибо, если слишком часто использовать этот метод, его действенность ослабляется). Кроме того, она должна иметь объективные критерии, так как неискренняя похвала или ее отсутствие демотивирует.

К критике следует  подходить еще более разборчиво. Она должна стимулировать действие человека, направленное на устранение недостатков и упущений. Это возможно только при условии полной объективности. Правила применения критики: конфиденциальность; доброжелательность, создаваемая за счет ослабления обвинительного акцента, внесения элементов похвалы, уважительного отношения к личности критикуемого, сопереживания ему, самокритики; аргументированность; отсутствие категоричных требований признания ошибок и правоты критикующего; акцент на возможность устранения недостатков и демонстрация готовности прийти на помощь.

Социально-психологические  стимулы вытекают из той особой роли, которую играет общение в жизни человека. Именно общение является коренной потребностью и условием нормальной жизнедеятельности человека. Поэтому комфортный климат в коллективе, обеспечивающий нормальное общение, позволяет самореализоваться человеку, является прекрасным стимулом к ощущению удовлетворенности работника в труде.

Основная сложность  применения систем нематериальной мотивации  заключается в том, что для  каждого конкретного коллектива необходима определенная корректировка  стандартных схем. Существуют общие принципы, действенные в большинстве случаев, однако, чтобы мотивация была действительно эффективной, следует подстраивать ее под интересы конкретных работников. Сколько людей - столько и способов мотивации следовало бы предусмотреть, так как восприятие одних и тех же ситуаций у работников может быть разным. Для одного сотрудника весомым стимулом может служить словесное поощрение начальства, а для другого это выглядит естественным признанием его работы. Индивидуализация систем и способов мотивации, конечно же, не представляется возможной, особенно если в подчинении находится большое количество сотрудников. По этой причине многие руководители ограничиваются усредненными моделями мотивации с учетом положения, которое занимает работник, и его основных потребностей.

Наиболее простые схемы  применимы к работникам низшего  звена, выполняющим какие-либо вспомогательные  функции. С увеличением степени  ответственности сотрудника растут требования к эффективности его  работы, соответственно, особое внимание уделяется мотивации управленческого звена компаний. Для менеджеров среднего и высшего звена обычно вырабатываются свои методы мотивации (как материальной, так и нематериальной), так как от их организаторских способностей напрямую зависит работа других людей. Системы мотивации для людей, занимающих разную ступень должностной иерархии, должны быть различны и по той причине, что в зависимости от продвижения по служебной лестнице у человека меняются и критерии к мотивации.

Методы нематериальной мотивации могут применяться к конкретному сотруднику либо реализовываться безадресно. К безадресной мотивации относится проведение совместных корпоративных мероприятий, а также предоставление различных льгот - социального пакета. На сегодняшний день соцпакет является одним из самых эффективных способов мотивации сотрудников: это организация бесплатного питания, медицинская страховка, оплата транспорта и мобильной связи, льготные или бесплатные путевки в санаторий по состоянию здоровья, а также возможность повысить квалификацию или пройти обучение за счет фирмы.

К методам нематериальной мотивации можно отнести создание оптимальных условий труда для  сотрудников: установку нового компьютерного  оборудования, создание удобных рабочих  зон для персонала, улучшение  дизайна помещений, установку современных систем кондиционирования и отопления и пр. К безадресной мотивации относят выдачу всему персоналу спецодежды в зависимости от выполняемой работы, а также различной атрибутики фирмы при проведении мероприятий (к примеру, футболок с логотипом фирмы). Важнейшим инструментом нематериальной мотивации являются корпоративные праздники, особенно с привлечением членов семей сотрудников. Существует и такое понятие, как team-building (командообразование) - сплочение коллектива посредством совместных поездок в дома отдыха или в санатории, участие в экскурсиях и общих мероприятиях. Презентации и другие акции, направленные на демонстрацию успехов фирмы, также должны проходить с участием членов коллектива для формирования у них чувства сопричастности к общему делу.

Подводя итоги, можно  сделать абсолютно очевидный  вывод о необходимости использования  методов как материального, так  и нематериального поощрения  для успешной деятельности любой  бизнес-структуры. Существующие на сегодняшний  день механизмы мотивации далеки от идеала, но они действенны и продолжают активно использоваться на практике. В частности, для повышения эффективности материальной мотивации следует сопоставлять показатели материального стимулирования с целями бизнеса и предусматривать системы поощрений не за реализацию конкретных задач, а за выполнение общих планов.

В действительности же предпочтение отдается материальному поощрению  конкретных сотрудников и рабочих  групп, так как считается, что  этими методами легче управлять  мотивационными механизмами. К основным недостаткам применяемых методов нематериальной мотивации можно отнести усредненный подход к работникам без учета их индивидуальных потребностей. По всей видимости, многими работодателями значимость нематериальной мотивации еще до конца не осознана. Однако к осознанию важности этих методов любой думающий руководитель так или иначе придет, ведь причины неудач компании порой кроются не в ошибочных экономических расчетах, а в недостаточной мотивации сотрудников компании.[8]

Мотивационный процесс включает следующие этапы:

  • возникновение у человека потребности, т.е. ощущения необходимости чего-либо;
  • поиск путей устранения потребности (ее удовлетворение, подавление или игнорирование); для удовлетворения потребности необходимо выполнить определенные действия;
  • определение целей (направления) деятельности (оценивается объем предстоящей деятельности, величина ее результата, размер вознаграждения за достижения результата и степень удовлетворения потребности ожидаемым вознаграждением);
  • деятельность по достижению целей;
  • получение вознаграждения;
  • устранение потребности (ее полное, частичное удовлетворение либо отсутствие удовлетворения).

Для эффективной мотивации  деятельности, прежде всего, следует  обеспечить сотрудника возможностями  выполнить работу, определить рамки его действий, четко сформулировать цели и задачи, создать окружение, способствующее выполнению задачи (предоставить средства, необходимую информацию, сформировать организацию, использовать стиль управления, основанный на сопричастности исполнителей) [9, c. 95].

Мотивы и их классификация.

При анализе мотивации  необходимо сосредотачиваться на факторах, которые побуждают к действиям  или усиливают их. Это мотивы и  стимулы.

Под мотивами понимаются причины поведения человека, вследствие которых он поступает и действует именно так, а не иначе. Поэтому мотивы и рассматриваются как причины, определяющие выбор, направленность поведения. Деятельность человека побуждается, как правило, не одним, а многими мотивами, поэтому они могут находиться между собой в различных отношениях.

В основе того или иного  поступка может лежать борьба поступков, мотивы могут усиливать или ослаблять  друг друга, среди них может выделиться основной или ведущий мотив, подчиняющий  себе другие.

 

Если говорить о классификации мотивов, связанных с трудовой деятельностью человека, то их можно разделить на четыре группы:

- мотивы трудовой деятельности - побуждения общественного характера;  получение определенных материальных  благ для себя и семьи; удовлетворение  потребности в самоактуализации, самовыражении, самореализации; удовлетворение потребности в общественном признании, в уважении со стороны других и др.;

- мотивы выбора профессии:  общественный престиж профессии  в обществе, возможность обеспечить  материальное благополучие, интерес к профессии, склонность к определенному типу деятельности, соответствие профессии способностям человека и др.;

- мотивы выбора места  работы: оценка внешней ситуации, оценка своих возможностей, оценка  выбираемого места работы с  учетом интересов и др.;

- мотивы ухода (увольнения) с работы: объективные (слабое  здоровье и физическое состояние,  смена места жительства, продолжение  образования и т.п.), объективно-субъективные (условия труда, невозможность  профессионального роста и др.), субъективные (психологический климат в коллективе).

Стимулы в системе мотивации  персонала.

Мотивы как внутренние побуждения активности индивидов следует  отличать от внешних побуждений - стимулов, то есть воздействий объективных  условий, которые становятся мотивами в случае, если они становятся субъективно значимыми, отвечают потребностям субъекта. Стимул определяется как побуждение, эффект которого опосредован психикой человека, его взглядами, чувствами, интересами, стремлениями и т.д.

Стимулы предлагаются человек  у в качестве компенсации за его действия. Человек реагирует на многие стимулы, иногда не осознавая это, то есть бесконтрольно. Реакция на конкретные стимулы не одинакова у различных людей. Стимул не тождественен мотиву, хотя в ряде случаев может превращаться в мотив. Стимул вызывает мотив, направлен на возникновение мотива.

Современная классификация  стимулов и, следовательно, направлений  стимулирования отражена в табл. 1.

Таблица 1 - Классификация стимулов

Классификационные признаки

Виды мотивов

Направленность стимулов                     

- поощряющие                                       

- наказующие (порицание)                           

Источники (ресурсы) стимулирования          

- экономические                                                                                -административные                                 

- общественные                                     

Интересы субъектов                          

-индивидуальные                                  

- коллективные (групповые)                         

Содержание стимулов                         

Материальные (экономические):                                                                - денежные

-неденежные (материально-социальные)                                                       Нематериальные:                                                                                - социальные                                                                                   - моральные                                        

- психологические                                  

Способ оказания стимулирующего воздействия  

-прямые (непосредственные)                        

- косвенные (опосредованные)                       

Временной период действия стимула           

- опережающие                                      

- отсроченные                                      

Информация о работе Анализ состояния и совершенствование мотивации труда на примере ООО «Первый май» Малопургинского района Удмуртской республики