Анализ конкурентоспособности предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:36, курсовая работа

Описание работы

Целями данной курсовой работы является:
-анализ понятия конкурентоспособности организации;
-анализ и классификация факторов, оказывающих влияние на конкурентоспособность организации;
-анализ существующих методов и подходов к оценке конкурентоспособности организации и обоснованный выбор наиболее полного и адекватного из них;
-общее освещение вопросов касающихся конкурентоспособности организации.

Файлы: 1 файл

курсовая менеджмент.docx

— 326.01 Кб (Скачать файл)

· связанные с введением различных налоговых льгот для отдельных сфер деятельности;

· резервы использования системы государственных дотаций, субсидий, инвестиций, кредитов; страхования деятельности;

· резервы грамотного учета и использования законодательной и нормативной базы хозяйствования.

В группу входят резервы конкурентоспособности, связанные с использованием возможностей организационного потенциала организации.

Для третьей группы резервов повышения конкурентоспособности  организации характерно использование  резервов производственно-технологического потенциала организации. Если рассматривать  данную группу резервов более детально, то можно выделить в ней следующие  элементы:

· резервы использования основных фондов (резервы использования производственных площадей, фонда времени работы оборудования, инструмента и приспособлений);

· резервы обновления структуры основных фондов;

· резервы совершенствования технологии производства (резервы улучшения технологической преемственности, интенсификация технологических процессов, сокращения технологической подготовки производства);

· резервы улучшения материально-технического обеспечения производства;

· резервы улучшения монтажных, погрузочно-разгрузочных работ и транспортных услуг.

Четвертая группа резервов повышения конкурентоспособности организации- резервы ее финансово-экономического потенциала. Выделяются следующие группы резервов, входящих в данную группу:

· резервы финансовой устойчивости организации (резервы использования собственного капитала, резервы привлечения заемного капитала);

· резервы инвестиционной привлекательности организации;

· резервы использования ценовых факторов повышения конкурентоспособности, в том числе применяемых фирмами-конкурентами (скидок с цены, сроков и объемов гарантий).

Пятая группа резервов повышения  конкурентоспособности организации  — резервы ее кадрового потенциала. Несмотря на важность всех вышеперечисленных групп резервов, особую роль на современном этапе развития производства следует отвести именно этой группе резервов конкурентоспособности. Данный факт объясняется тем, что технико-экономическое развитие организации в современном быстро меняющемся технологическом мире во многом зависит от качества ее трудовых ресурсов и инвестиций в человеческий капитал с целью повышения этого качества и усиления интереса людей к творчеству, инновациям и адаптации к новым технологиям. Среди основных резервов данной группы можно выделить:

· резервы уменьшения потерь рабочего времени (снижение целодневных потерь рабочего времени; снижение внутрисменных потерь рабочего времени);

· резервы повышения квалификации кадров;

· резервы повышения творческой активности кадров.

Рассмотренная классификация  резервов повышения конкурентоспособности  организации является укрупненной. Она может быть детализирована в  зависимости от конкретных условий  рынка и особенностей деятельности субъекта экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Оценка конкурентоспособности организации

Оценка конкурентоспособности  производителя является важным инструментом принятия управленческих решений различными субъектами рынка. В первую очередь  высшему руководству организации  результаты оценки конкурентоспособности  необходимы для решения следующих  задач:

- установления целей по конкурентоспособности;

- анализа достижения целей;

- выбора стратегии конкуренции;

-выявления конкурентных преимуществ и разработки программы повышения конкурентоспособности продукции и организации;

- принятия решения об инвестировании.

Для внешних субъектов  – инвесторов и кредиторов, результаты оценки конкурентоспособности позволяют  принять правильное решение по инвестированию и кредитованию.

Для органов государственного управления оценка конкурентоспособности  создаваемого предприятия дает основание  для выдачи разрешения на регистрацию  создаваемых предприятий. Субъектам  управления конкурентоспособностью в  стране информация о конкурентоспособности  организаций и отраслей необходима для принятия решений по защите национальных производителей от возросшего демпингового импорта. На основе оценки конкурентоспособности  организаций региона разрабатываются  программы повышения конкурентоспособности  региона. Оценка конкурентоспособности  организации представляет собой  сложную многофакторную задачу, которая  сводится к выявлению наиболее значимых числовых показателей конкурентоспособности  и их интегрированию. Применяемый  метод нахождения интегрального  показателя конкурентоспособности должен соответствовать 25 квалиметрическим требованиям (Таблица 1).

В настоящее время общепринятой методики оценки конкурентоспособности  организации не существует. Обзор  существующих подходов к оценке конкурентоспособности  организаций позволил объединить их в следующие группы.

Первая группа включает подход к определению конкурентоспособности  организаций, основанный на выявлении  конкурентных преимуществ. Представителями  этого подхода являются Портер М., Азоев Г.Л., Юданов Ю.А.. следует заметить, что данный подход возник с появлением стратегического планирования и  развитием теории конкуренции. Он позволяет  провести анализ достигаемых конкурентных преимуществ организации, но не дает точного количественного выражения  результатов оценки и способности  организации, анализа выполнения плана  повышения конкурентоспособности, динамики конкурентоспособности организации.

Вторая группа ученых предлагает оценку конкурентоспособности с  использованием многоугольных профилей. Она базируется на построении векторов конкурентоспособности по факторам: концепция, качество, цена, финансы, торговля, послепродажный сервис, внешняя политика, предпродажная подготовка (методика французских маркетологов А.Оливье, А.Дайн, Р.Урсе, которую используют Голубков Е.П., Беляев С.Г.). Однако авторы не уточняют, как можно оценить такие факторы, как «концепция», «внешняя политика», «предпродажная подготовка» и др.

Другие ученые (третья группа) – Беляев С.Г., Кошкин В.И. предлагают рейтинговую оценку конкурентоспособности  организации на основе следующих  факторов: товар, ассортимент, цена, имидж, сервис, упаковка, объемы продаж, сегмент  рынка, поставка и сбытовая политика, реклама и стимулирование спроса. Недостаток этого подхода в том, что он оценивает только маркетинговую деятельность предприятия, но не учитывает других важных ресурсов потенциала предприятия (инновации, менеджмент, финансы и др.). Авторами получена простая сумма факторов, взаимная весомость которых не учитывается.

Четвертая группа ученых предлагает оценивать конкурентоспособность  организации на основе произведения индекса по товарной массе и индекса  эффективности объекта (Кожекин  Г.Я., Зубик В.Б., Стариков В.Я., Кожекина С.Г., Круглов М.И., Моисеева Н.К.). Несовершенство этого подхода состоит в том, что это упрощенный подход к оценке, поскольку он не учитывает такие  важные факторы, определяющие конкурентные преимущества организации, как уровень  организации и осуществления  маркетинга в организации, финансы, экспортный потенциал. Кроме того, большинство  авторов не указывает, как определить коэффициент эффективности производителя.

Пятая группа авторов предлагает подход, основанный на взвешенной оценке факторов конкурентоспособности организации. Представителями этого подхода  являются Максимов И., Моисеева Н.К., Конышева М.В.. Интегральный показатель конкурентоспособности  организации определяется по правилам линейной свертки (оценка факторов конкурентоспособности  отдельных сторон деятельности организации  умножается на весомость отдельных  факторов в общей сумме).

Разные авторы в зависимости  от области маркетинговых исследований, и исходя из своих научных взглядов, обосновывают различные группы факторов, которые необходимо включить в интегральный показатель. Кроме того, предлагаются разные способы осуществления экспертных оценок.

В данной курсовой работе будет  рассмотрен метод оценки конкурентоспособности, предложенный Яшевой Г.А. Данный метод  был выбран, т.к. он имеет ряд преимуществ  по сравнению с другими:

- данный метод оценки конкурентоспособности организации строится на взаимодействии частных потенциалов предприятия (основных стратегических компонентов) и охватывает все внутрифирменные процессы, протекающие в различных функциональных областях внутренней среды организации. В результате обеспечивается системный взгляд на организацию, формируется поэлементная структура потенциала организации, являющаяся важнейшей предпосылкой оценки конкурентоспособности и представляющая собой базу для дальнейшего стратегического планирования;

- обоснована ресурсная составляющая конкурентного потенциала организации – выделены основные компоненты, при этом в разряд наиболее важных отнесен маркетинг, поскольку он имеет первостепенное значение для любой организации, на любом этапе ее развития;

- предложена методика оценки частного потенциала «Менеджмент». За счет разделения управленческого блока на компоненты (планирование, организация, стимулирование) отражается последовательность стратегического планирования и управления как организацией в целом, так и отдельными функциональными областями, что позволяет дать адекватную оценку этому важному потенциалу;

- разработана методика оценки частного потенциала «Маркетинг», предусматривающая независимую экспертизу управления маркетингом на предприятии и оценку его эффективности;

- разработанная методика позволяет руководителю оценить уровень развития каждого частного потенциала организации и выявить конкурентные преимущества и проблемы. Благодаря этому будет обеспечен комплексный взгляд на организацию, появится возможность разрабатывать научно обоснованные планы по конкурентоспособности;

- предложенная методика позволяет рассчитать внутреннюю и внешнюю конкурентоспособности организации, а также абсолютную, относительную и сравнительную внутреннюю конкурентоспособности организации. Многосторонний подход к изучаемой проблеме позволит дать наиболее точную оценку конкурентоспособности и получить представительную информацию для принятия решений по управлению конкурентоспособностью;

-  методический подход к оценке конкурентоспособности позволяет принять стратегические решения по выходу на внешний рынок;

- разработанный Яшевой Г.А. алгоритм поможет специалистам организаций без труда использовать методику оценки конкурентоспособности организации в экономической практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение 

В результате выполнения курсовой работы были освещены такие основные вопросы в области конкурентоспособности  организации как факторы, влияющие на конкурентоспособность, резервы  конкурентоспособности, методы оценки конкурентоспособности организации.

Под конкурентоспособностью организации понимается реальная и  потенциальная способность организаций  проектировать, изготовлять, реализовывать  продукцию, которая по ценовым и  неценовым характеристикам в  комплексе более привлекательна для потребителей, чем продукция  их конкурентов.

Под факторами конкурентоспособности  можно понимать те явления и процессы производственно-хозяйственной деятельности организации и социально-экономической  жизни общества, которые вызывают изменение абсолютной и относительной  величины затрат на производство, а  в результате – изменение уровня конкурентоспособности организации.

Резервы повышения конкурентоспособности  организации – это неиспользованные возможности развития субъектов  хозяйствования наиболее эффективными экономическими методами. Резервы конкурентоспособности  не следует смешивать с резервами  как запасами товарно-материальных ценностей, необходимых для производства конкурентоспособной продукции.

Оценка конкурентоспособности  производителя является важным инструментом принятия управленческих решений различными субъектами рынка. В настоящее время  общепринятой методики оценки конкурентоспособности  организации не существует. Обзор  существующих подходов к оценке конкурентоспособности  организаций позволил объединить их в несколько групп.

Оптимальной в данной курсовой работе была признана методика оценки конкурентоспособности организации  на основе оценке конкурентных потенциалов, разработанная Яшевой Г.А., так как  она имеет ряд существенных преимуществ  по сравнению с другими методами. Данный метод оценки конкурентоспособности  организации строится на взаимодействии частных потенциалов предприятия (основных стратегических компонентов) и охватывает все внутрифирменные  процессы, протекающие в различных  функциональных областях внутренней среды  организации. В результате обеспечивается системный взгляд на организацию, формируется  поэлементная структура потенциала организации, являющаяся важнейшей  предпосылкой оценки конкурентоспособности  и представляющая собой базу для  дальнейшего стратегического планирования

Информация о работе Анализ конкурентоспособности предприятия