Анализ эффективности управления на предприятии на примере ЗАО «Тандер» магазин «Магнит»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2015 в 23:07, курсовая работа

Описание работы

Целью выпускной квалификационной работы является анализ эффективности управления на примере предприятия ЗАО «Тандер» магазин «Магнит» г. Киров.
Задачами для решения поставленной цели являются следующие:
1. Рассмотреть теоретико-методологические аспекты управления предприятием.
2. Изучить общую организационно-правовую характеристику предприятия ЗАО «Тандер».
3. Проанализировать систему управления на предприятии ЗАО «Тандер».
4. Представить оценку эффективности управления ЗАО «Тандер».
5. Предложить направления повышения эффективности управления ЗАО «Тандер» и рассчитать их эффективность

Содержание работы

Введение 3
1. Теоретико-методологические аспекты управления предприятием 4
1.1 Предприятие как объект управления 4
1.2 Понятие системы управления предприятием 4
1.3 Методы исследования системы управления предприятия 4
2. Организационно-экономическая характеристика предприятия ЗАО «Тандер» 4
2.1. Общая организационно-правовая характеристика предприятия ЗАО «Тандер» 4
2.2. Анализ экономико-финансовой деятельности предприятия ЗАО «Тандер» 4
2.3. Система управления на предприятии ЗАО «Тандер» 4
3. Анализ и оценка эффективности управления ЗАО «Тандер» 4
3.1 Направления повышения эффективности системы управления ЗАО «Тандер» 4
3.2. Экономическая эффективность предлагаемых мероприятий ЗАО «Тандер» 4
Заключение 4
Список литературы 4

Файлы: 1 файл

АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ СИСТЕМЫ.docx

— 155.28 Кб (Скачать файл)

Анализ эффективности управления на предприятии на примере

ЗАО «Тандер» магазин «Магнит»

Содержание

Приложение

 

 

Введение

 

Исторический опыт свидетельствует, что управленческая деятельность по своему характеру и содержанию играет упорядочивающую роль в обществе, и, прежде всего, в сфере экономических отношений. Организованная (упорядоченная) деятельность – это совместный труд людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся нормам и правилам этой организации с учетом экономических, технологических, правовых, организационных и корпоративных ценностей. Правила, нормы и требования организации обуславливают наличие особых психологических отношений между сотрудниками организации, наполненных реальным содержанием, целями, задачами и ценностями совместной деятельности.

Управление представляет собой одну из самых сложных областей человеческой деятельности, где проявляются межличностные отношения индивидов, объединенных производственным процессом. Термин “управление” обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей.

В. Зигерт дает такое определение: “Управление - это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем”.

Из приведенного определения следует, что понятие “управление” и “руководство” хотя и близки по смыслу, но не тождественны. Руководство подразумевает воздействие на персонал, руководить – значит озабочивать других в связи с исполнением ими своих производственных или управленческих функций. Управление – воздействие не только на персонал, но и на технологические процессы производства, управлять – значит озабочивать себя подбором и использованием технических, экономических, кадровых и иных условий, которые необходимы для управленческой деятельности. Человек при этом может играть роль, как субъекта, так и объекта управления. По этой причине существует определенное различие в содержании понятий “менеджер” и “руководитель”.

В роли менеджера может выступать каждый, кто занят каким-либо видом организаторской деятельности. Например, менеджеры эстрадных знаменитостей заняты подготовкой и проведением их шоу, продавцы-менеджеры – реализацией товара и т.п. Руководитель – это должностное лицо, который отвечает за профессиональные достижения персонала, организовывает и координирует усилия сотрудников для решения задач, поставленных перед организацией или подчиненным ему подразделением.

Управлять предприятием — значит управлять на основе поставленных целей. Это положение является ключевым моментом в практике менеджмента. Рассматривая с системно-кибернетических позиций взаимодействие предприятия и окружающей среды, Ст. Бир определяет императив выживания: «Медленное изменение ситуации внутри обеих подсистем должно неизбежно привести к тому, что критерий сохранения существования будет принят как неотъемлемая часть деятельности предприятия, а также модели окружающей среды, которую оно для себя создаёт (ибо внешние влияния, воздействующие на предприятие, также подвергаются изменениям)».

Влияние социально-экономической среды на системные функции менеджмента можно представить следующим образом. Менеджеры принимают решения на микроуровне, по отношению к которому решения, принимаемые государством, являются макроуровневыми, формирующими внешнюю среду предприятия. Общим и для отдельного предприятия, и для государства в целом являются три уровня целей:

задачи — результаты, которые предполагается получить в пределах планового периода;

цели — результаты, которых не предполагается достичь и за пределами планового периода, но к которым фирма рассчитывает приблизиться в рамках планового периода;

миссия (идеалы) — результаты, которые считаются недостижимыми, но приближение к которым возможно.

Чётких границ между этими тремя уровнями чаще всего провести нельзя, но в целом можно обозначить, что миссия предусматривает стремление работать в определенном направлении, цели — достижение каких-то конкретных результатов, а задачи имеют конкретные оценки и сроки их достижения. Соответственно распределяются и уровни принятия решений среди менеджеров среднего и высшего звена. Примером миссии фирмы может быть оперативная реакция на нужды и пожелания потребителей, стремление к тому, чтобы потребители ценили фирму. Миссией советского государства было достижение всеобщего равенства и строительство коммунизма, миссией постсоветского государства — свобода и строительство демократического общества. Следующий уровень целей представлял стратегии строительства соответствующей социально-экономической структуры для достижения принятой миссии.

Степень влияния миссии и стратегии государства как факторов внешней среды на характер принятия управленческих решений предприятия можно принимать равными и для социалистических — плановых, и для капиталистических — рыночных структур. В то же время можно считать, что степень детализации целей третьего уровня — задач, выдвигаемых государством перед конкретным предприятием, и формирует принципиальные различия в условиях принятия управленческих решений для социалистического и капиталистического предприятия.

Цели фирмы обычно определяются категориями  доходов, прибыльности, рентабельности, доли рынка и т. п. Объединяющим началом этих категорий является тенденция роста их количественных оценок — рост фирмы. Предприятие при этом рассматривается как организм, а не как организация. Поэтому рост фирмы чаще всего — цель, важнее которой только выживание фирмы. И даже когда в формулировке цели употребляется понятие «развитие», принятые показатели подразумевают количественный рост фирмы. В то же время рост и развитие — не одно и то же. Рост может происходить без развития (кладбище, свалка). Страна или предприятие может развиваться и не расти. Под развитием в данном случае понимается процесс, в котором увеличиваются возможности индивида удовлетворять свои желания и желания окружающих.

Таким образом, можно говорить о том, что тема данной выпускной квалификационной работы достаточно актуальна.

Целью выпускной квалификационной работы является анализ эффективности управления на примере предприятия ЗАО «Тандер» магазин «Магнит» г. Киров.

Задачами для решения поставленной цели являются следующие:

  1. Рассмотреть теоретико-методологические аспекты управления предприятием.
  2. Изучить общую организационно-правовую характеристику предприятия ЗАО «Тандер».
  3. Проанализировать систему управления на предприятии ЗАО «Тандер».
  4. Представить оценку эффективности управления ЗАО «Тандер».
  5. Предложить направления повышения эффективности управления ЗАО «Тандер» и рассчитать их эффективность

 

 

1. Теоретико-методологические аспекты управления предприятием

1.1 Предприятие как объект управления

 

Управление - синтез средств и способов подготовки управленческих решений, организация и контроль их исполнения.

Организация управления предприятием выполняет следующие функции: образование системы управления, обеспечение функционирования предприятия в соответствии с поставленными целями, совершенствование организационной структуры, взаимосвязей элементов социально-экономической системы в соответствии с меняющейся внешней и внутренней средой предприятия. Объектом организации управления является социально-экономическая система. Она создаётся из совокупности функциональных элементов: людей, предметов и средств труда, финансовых и информационных ресурсов. До начала процесса управления отмеченные элементы существуют в качестве необходимых факторов управления, начальных условий функционирования системы.

Для того чтобы наладить процесс управления, необходимо выполнить комплекс взаимосвязанных работ: организовать общность людей, наметить цели, сформировать организационную структуру, обеспечить необходимыми условиями и предметами труда, финансовыми и информационными ресурсами. Перечисленные работы всегда выполняются при формировании процесса управления, что позволяет характеризовать организацию управления предприятием как действие, посредством которого создаётся социально-экономическая система /предприятие/.

В процессе функционирования социально-экономической системы /предприятия/ её структура постоянно противостоит изменениям элементов системы. Поэтому возможно отставание развития социально-экономической системы от требований внешней среды.

Чтобы система находилась на уровне предъявляемых  требований, необходимо из её состава выводить утратившие своё функциональное назначение элементы и вводить другие, соответствующие новым экономическим условиям. Качественное совершенствование осуществляется посредством организации в форме реорганизации. Отсюда третьей функцией организации управления является совершенствование структуры, взаимосвязей элементов системы в соответствии с изменениями окружающей среды.

Организация управления предприятием проявляется в последовательности использования организационных воздействий на участников производства.

В общем виде процесс управления во всех сферах деятельности можно представить в виде так называемой «петли управления», включающей циклическую последовательность следующих этапов: прогноз – планирование - контролируемая деятельность  по реализации планов – учет  и анализ результатов - коррекция прогнозов и планов (рис. 1).

 
Рисунок 1 - Обобщенная схема управления

Процесс управления имеет иерархическую структуру и включает несколько подуровней по направлениям деятельности (производство, сбыт, снабжение, финансы и др.), которые в свою очередь включают соответствующие подпроцессы.

Управление предприятием всегда должно иметь некоторую цель (согласитесь, в противном случае этот процесс становится просто бессмысленным). В качестве примеров целей управления можно привести снижение издержек производства, повышение прибыли и др. Цель процесса управления должна быть сформулирована явно и, по возможности, с применением количественных оценок.

Процесс управления предприятием реализуется в рамках системы управления предприятием. Кстати, не стоит путать это понятие с автоматизированной системой управления, о которой речь пойдет ниже. Система управления существует на любом предприятии независимо от того, задумывались ли вы явно о ее структуре и задачах. В рамках системы управления можно выделить объект управления и управляющую часть. В качестве объекта управления здесь выступает производственный процесс, а в качестве управляющей части – управленческие службы предприятия. Система управления предприятием функционирует на основе установленных документально (положения о подразделениях, должностные инструкции и т.п.) или сложившихся практически правил [33].

Чтобы предприятие успешно функционировало в целом, необходимо соблюдать основные принципы организации управления предприятием (Рис. 2.)

Рисунок 2 - Основные принципы организации управления предприятием

Таким образом, управление предприятием строиться на базе основных задач, функций и признаков управления, но также необходимо сформировать организационную структуру управления.

 

 

 

1.2 Понятие системы  управления предприятием

 

Управление понимается, как некоторый процесс такого целенаправленного воздействия субъекта на объект управления с целью достигнуть определенных результатов, о чем говорят Е.В. Либкинд, Н.Е. Рябикова, В.А. Чепурин [23].

Необходимо отметить, что управление и его развитие  обусловлено в первую очередь определением миссии, стратегии, ценностей предприятия на основе анализа прошлого опыта и видения будущего, а это  является главным требованием для создания эффективной системы управления предприятием, о чем говорят Ю. Лехто, А. Матвеенко [13].

Для создания эффективной системы управления предприятием необходимо учесть, государство регулирует  и контролирует право всех граждан на полное использование способностей и имущества для ведения предпринимательской деятельности в рамках законодательства, о чем сказано в  Федеральном Законе  от 14 июня 1995 года N 88-ФЗ [26] ,  что говорит о свободном выборе и создании структуры управления руководством конкретного предприятия.

Эффективность функционирования любого экономического объекта,  вследствие возрастающей сложности, комплексности и усиления взаимосвязей, как утверждает И. Галушка [4] все в большей мере зависит от качества системы управления.

Повышение качества системы управления предприятия может быть достигнуто при проведении исследования всех сторон деятельности, включая в себя исследование, как управляемой системы, так  и управляющих подсистем, а именно исследование и рассмотрение сильных, слабых сторон предприятия, процесса производства и сбыта, финансового состояния, персонала, маркетинга.

Необходимо дать определение системы управления предприятием, чтобы понять основу для проектирования и исследования системы управления.

Систему управления  Стенли Янг [32] определяет как подсистему предприятия, составными частями являются  группы взаимодействующих людей, при этом  функции системы управления являются  восприятием входов предприятия (определенных проблем) и выходов (выполнение комплекса действий, процессов, итогом которых будут определенные решения), при этом должны увеличиваться доходы вследствие оптимизации взаимосвязи всех входов и выходов  от деятельности всего предприятия.

Информация о работе Анализ эффективности управления на предприятии на примере ЗАО «Тандер» магазин «Магнит»