Анализ и совершенствование организационной структуры управления предприятием на ООО «Русский хлеб»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы выявить и количественно оценить факторы организационной структуры управления, влияющие на результаты деятельности ООО «Русский хлеб», разработать комплекс мер по уменьшению негативного влияния отдельных факторов.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………..
1 Основы формирования организационной структуры предприятия…………………………………....
1.1 Понятие и принципы построения организационной структуры
1.2 Типы организационных структур………………………………
2 Анализ структуры управления предприятия……...
2.1 Характеристика ООО «Русский хлеб»…………………………
2.2 Анализ структуры и функций управления……………………
3 Совершенствование структуры управления предприятия…………………………………………………….
3.1 Рекомендации по совершенствованию структуры управления ООО «Русский хлеб»………………………………………………..
3.2 Экономическая оценка ………………………………………….
Заключение……………………………………………………………
Список использованных источников……………………..

Файлы: 1 файл

света менеджмент.doc

— 274.00 Кб (Скачать файл)

 


 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 3- Функциональная организационная структура

 

В линейно-функциональной оргструктуре, сочетающей принципы линейного и функционального управления, тесно переплетается выполнение специальных функций с системой подчиненности и ответственности за непосредственное решение управленческих задач. При этом линейные руководители обладают линейными полномочиями, а функциональные – функциональными по отношению к нижестоящим линейным руководителям и линейными – по отношению к своим подчиненным.

Линейно-функциональные организационные структуры управления наиболее эффективны в стабильной среде, рассчитаны на использование действующих  технологий и сложившиеся рынки. Они обладают достоинствами как  линейных, так и функциональных структур.

Недостатки линейно-функциональной структуры являются нарушение принципа единоначалия, трудности в принятии и реализации согласованных управленческих решений.

Жесткое разделение труда  способствует усилению заинтересованности каждого органа управления в выполнении только «своей» функции, что характерно для функциональных подразделений. Поэтому при появлении новых, нестандартных, сложных, межфункциональных задач возникает необходимость в частых согласованиях проектов решений на высшем уровне управления. Линейно-функциональная структура применяется на средних и крупных промышленных предприятиях, проектно-конструкторских и научно исследовательских организациях с численностью от 500 до 3000 человек (рис.4).


 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 4- Линейно - функциональная организационная структура

 

При дополнении линейно-функциональной структуры штабным органом образуется линейно-штабная организационная  структура управления.

Линейно-штабная (штабная) оргструктура управления также строится по принципу функциональной специализации управленческого труда, однако главной задачей менеджеров является координация действий функциональных служб в штабах различных уровней и этим самым направление этих действий в соответствии с общими интересами организации.


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 5- Линейно - штабная организационная структура

 

Штаб подчиняется линейному  руководителю (рис.5). Он не наделяется правом принимать решения, а лишь выполняет функции совещательного органа, готовящего проекты решений.

Такая структура благодаря  объединению функциональных специалистов в одном органе управления обеспечивает оперативность и качество решений за счет их всестороннего обоснования. Главные достоинства линейно-штабной структуры управления заключаются в значительном повышении эффективности использования управленческого потенциала для решения экстренных задач.

Однако управленческие системы с линейно-штабной структурой недостаточно эффективно решают новые  задачи (переход на выпуск новой  продукции, изменение технологии и  т.п.). Кроме того, требуются дополнительные затраты на создание специальных советов, коллегий, комиссий для координации и выработки решений.

Линейно-штабная структура  управления создается для ликвидации последствий стихийных бедствий, оперативного решения неординарных задач.

 

 

Виды органических структур управления организацией.

Матричная структура  управления. В матричной структуре совмещается два вида структур: линейная и программно-целевая (рис.6).


 

 

 

 

 

 

 

  • Рисунок 6-  Матричная структура управления
  •  

    По вертикали (линейная структура) строится управление по отдельным сферам деятельности (производство, снабжение, сбыт и др.). По горизонтали (программно-целевая структура) осуществляется управление программами, проектами, темами.

    При определении горизонтальных связей назначается руководитель программы (проекта) и его заместители по отдельным темам, ответственный исполнитель в каждом специализированном подразделении и организуется специальная служба управления программой.

    Работа обеспечивается путем создания целевых подразделений, где объединяются ведущие специалисты для совместной разработки программы. Руководитель программы определяет, что и когда должно быть сделано, а кто и как будет выполнять ту или иную работу решает линейный руководитель.

    Таким образом, матричная  структура управления дополнила линейно-функциональную организационную структуру новыми элементами, что способствуют подъему творческой инициативы менеджеров в деле повышения эффективности производства.

    Достоинствами матричной  структуры являются значительные возможности  эффективного использования кадрового потенциала организации при постановке и решении новых задач.

    Матричные, как и другие организационные структуры, также  имеют недостатки. В них нередки  тенденции к анархии в связи  с нечетко поставленными правами  и двойной подчиненностью работников. Проявляется групповщина и борьба за лидерство в сфере науки, техники и технологии. Могут иметь место снобизм и неприязнь между «верхними» и «нижними» звеньями матрицы в ходе работ.

    Проектные оргструктуры управления применяются в организациях, занятых целенаправленными изменениями в действующей или создаваемой системе управления.

    Формой реализации проектной  оргструктуры управления является создание специального подразделения, работающего  в течение времени, необходимого для реализации определенной проблемы (проекта), например, освоение новых технологий обучения, производства. При такой форме оргструктуры управления руководитель проекта наделяется проектными полномочиями и несет ответственность за бизнес-планирование, расходование выделенных средств, материальную и моральную мотивацию работающих, а главное, разработку концепции управления проектом — приоритеты, распределение задач и ответственность за их выполнение.

    Проектный тип оргструктуры управления обладает большой гибкостью  и универсальностью, простотой, экономичностью, а главное, позволяет одновременно разрабатывать несколько проблем (проектов). Для выполнения работ по реализации нескольких проектов может создаваться штаб, состоящий из руководителей проектов.

     

     

     

     

     

     

    2 АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ  УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

     

    2.1 Характеристика  ООО «Русский хлеб»

    Общество с ограниченной ответственностью «Русский хлеб» расположено  по адресу: город Тольятти, ул. Вокзальная, 17 а.

    Организация под руководством генерального директора Болотина Игоря  Александровича осуществляет свою деятельность на основании лицензии, выданной Управлением государственной  хлебной инспекции при Правительстве РФ.

    В соответствии с данной лицензией предприятие имеет  право заниматься выпуском и реализацией  хлебобулочных изделий.

    Организационно-правовой формой исследуемого предприятия является общество с ограниченной ответственностью. Участники такого общества несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов, поэтому все работники заинтересованы в эффективной деятельности. Участники общества с ограниченной ответственностью вправе:

    • участвовать в управлении делами общества;
    • получать информацию о деятельности общества и знакомиться с его бухгалтерскими книгами и иной документацией;
    • принимать участие в распределении прибыли;
    • продать или уступить свою долю в уставном капитале общества либо ее часть одному или нескольким участникам данного общества;
    • в любое время выйти из общества независимо от согласия других его участников;
    • получить в случае ликвидации общества часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость.

    В своей деятельности руководство ООО «Русский хлеб»  опирается на законы («Закон о лицензировании отдельных видов деятельности», «О защите прав потребителей)), указы президента,  постановления правительства РФ («О первоочерёдных мерах по развитию и государственной поддержке малого предпринимательства в РФ»), на статьи Гражданского кодекса РФ (ст.23 – «Предпринимательская деятельность гражданина», ст.454 – «Договор купли-продажи», ст.161 – «Сделки, совершаемые в простой письменной форме», ст.650 – «Договор аренды здания или сооружения») и другие нормативные документы.

    Главная задача, стоящая  перед предприятием - расширение рынка  сбыта продукции и укрепление завоеванных позиций посредством расширения ассортимента производимых товаров. В целях следования стратегии развития предприятия тактический план необходимых мероприятий выглядит следующим образом:

    1. Использование внутренних потенциальных возможностей для повышения качества продукции.
    2. Формирование покупательских предпочтений в сторону продукции предприятия.
    3. Расширение клиентурной базы в пределах города и района.
    4. Обеспечение поддержки торговым представителям со стороны предприятия.
    5. Организация четкой обратной связи с клиентами.
    6. Продвижение продукции предприятия всеми доступными рекламными средствами.
    7. Обеспечение динамики развития конкурентных преимуществ - цены, качества, стабильности на рынке.

    Первоначально предприятие располагалось в  сравнительно небольшом помещении, площадью всего 40 м2,  число рабочих не превышало 8 человек. Но постепенный рост объема продукции, высокое качество,  разнообразный ассортимент позволили предприятию расширить производственные площади до 540 м2 . Численность работников  также увеличилась до  42 человек.  Более благоприятные условия работы позволили предприятию увеличить объемы продукции, разнообразить ассортимент выпускаемого товара, а также закупить  новое оборудование.

    Предприятие производит и реализует более десяти видов хлебобулочных изделий:

      1. Багет «Французский».
      2. Батон «Нарезной».
      3. Кулич «Пасхальный».
      4. Пирожок с повидлом (со свежими фруктами,  с сухофруктами).
      5. Сдоба «Лакомка»  с маком (повидлом, вареной сгущенкой,  изюмом, помадкой, посыпкой).
      6. Сухари «Школьные».
      7. Сухари сдобные с изюмом.
      8. Хачапури.
      9. Хлеб «Боярский» («Парижский», йодированный, формовой).
      10. Пироженое «Эклер».

    Структура объема реализации хлеба и хлебобулочных изделий  представлена на рис.7.


     

     

     

     

     

     

     

     

    Рисунок 7 – Структура  объема реализации хлеба и хлебобулочных изделий

    Наиболее реализуемой  продукцией является хлеб.

    Реализация  выпускаемой продукции осуществляется на рынках и в специализированных точках города Славянска-на-Кубани, а  также в  станицах и хуторах  Славянского и Красноармейского районов.

    ООО «Русский хлеб» преимущественно старается поставлять хлеб в близлежащие магазины, и  здесь для руководства пекарни важен не столько  объем поставок, сколько гарантированный сбыт всей произведенной продукции. Из-за территориальной близости магазинов к производственным цехам пекарни  хлеб, как правило, поступает в них почти сразу после выпечки, что способствует его хорошей реализации. В силу небольших объемов производства, у пекарни не очень много магазинов, в которые она поставляет продукцию. Это позволяет постоянно изучать спрос на свою продукцию, производя опрос работников магазинов. В результате таких опросов делается предпочтение тем или иным видам хлебобулочных изделий, что увеличивает привлекательность пекарни с точки зрения магазинов.

    Поставщики сырья представлены организациями, занимающимися оптовой торговлей, которые удовлетворяют пекарню по следующим показателям:

    • стоимость и качество поставляемых товаров;
    • график поставок;
    • пунктуальность и обязательность выполнения условий договоров.

    Основной составляющей для выпечки является мука, которая покупается в ОАО «Краснодарзернопродукт». Договора с поставщиком заключены таким образом, что за дополнительную плату муку  привозят через определенный период времени. Поставку дрожжей хлебопекарных, маргарина, повидла, изюма и другого сырья осуществляет ООО «БВИ» (г. Краснодар). 

    Руководство ООО «Русский хлеб» заключило ряд договоров  на оказание коммунальных и транспортных услуг: с МУП «Славянский городской  водоканал» на отпуск воды и прием сточных вод, с ООО «Лукойл-Югнефтепродукт» на поставку нефтепродуктов для заправки автотранспорта, с ООО «НЭСК-электросети» на оказание услуг, с ОАО «Славянскгоргаз» на поставки бытового газа.

    Помещение пекарни состоит  из главного производственного зала, двух подсобных комнат, склада для хранения недельного запаса муки и сахара,  мойки, душевой комнаты, санузла. Рядом с пекарней находятся шесть комнат, пять из которых используются под офисные помещения фирмы и одна под складское помещение для торговых операций.

    Информация о работе Анализ и совершенствование организационной структуры управления предприятием на ООО «Русский хлеб»