Анализ и совершенствование организации работы коммерческого предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 20:39, дипломная работа

Описание работы

Цель работы заключается в том, чтобы на основании анализа разработать предложения по рационализации организации торговли и в целом работы организации и более эффективного использования средств. Значением, содержанием и предметом анализа деятельности коммерческих предприятий определяются и стоящие перед дипломной работой задачи. К числу основных из них следует отнести: изучение общей характеристики торгового предприятия;
анализ теоретических основ организации работы коммерческого предприятия; анализ товарооборота, издержек и прибыли предприятия; анализ закупок и организации сбыта товаров; поиск путей совершенствования деятельности предприятия.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
1. общая характеристика предприятия 5
1.1. Организационно-правовая форма, структура управления предприятием 5
1.2. Основные виды деятельности, технологический процесс на предприятии 9
1.3. Экономическая среда, конкуренты и потребители 14
1.4. Организация оплаты труда на предприятии 23
1.5. Маркетинг на предприятии 25
1.6. Основные экономические показатели деятельности предприятия 28
2. Теоретические основы организации работы коммерческого предприятия 32
2.1. Организация коммерческой деятельности предприятия в современных условиях 32
2.2. Процесс закупок, выбор поставщиков, вида транспорта, организация перевозок 38
2.3. Торгово-технологический процесс, организация хранения товаров 45
2.4. Организация, управление и стимулирование сбыта 49
3. Анализ и пути совершенствования работы коммерческого предприятия 57
3.1. Анализ товарооборота, издержек и прибыли 57
3.2. Анализ структуры технологического процесса 65
3.3. Анализ закупок и организации сбыта товаров 71
3.4. Предложения по совершенствованию закупок, выбора поставщиков, сбытовой системы 76
3.5. Расчет эффективности предложенных мероприятий 88
Заключение 93
Список литературы 97

Файлы: 1 файл

Анализ и совершенствование организации работы.docx

— 222.47 Кб (Скачать файл)

 

Продолжение табл. 13

 

1

2

3

4

5

6

7

Парфюмерно-косметические товары

33,2

8%

102,6

6%

82,0

3%

Декоративная косметика

40,8

10%

239,7

13%

437,3

14%

Бельевой трикотаж

73,8

18%

276,6

15%

328,0

10%

Итого

410

100%

1844

100%

2733

100%


 

Издержки обращения по видам  затрат подразделяются на элементы и  статьи. Группировка затрат по элементам стандартизирована. Затраты объединены в пять основных групп в соответствии с их экономическим содержанием по следующим элементам:

  • материальные затраты;
  • затраты на оплату труда;
  • отчисления на социальные нужды;
  • амортизация основных фондов;
  • прочие затраты.

Деление затрат по элементам позволяет  выделить затраты овеществленного и живого труда, и поэтому имеет большое значение при оценке результатов деятельности предприятия. К чистым издержкам обращения относятся расходы, непосредственно связанные с куплей и продажей товаров, учетом денежных средств, поступающих в кассу торгового предприятия, организацией рекламы товаров и т.п. Эти затраты не увеличивают стоимость товара и возмещаются за счет чистого дохода, созданного в сфере материального производства, а также в торговле. На торговых предприятиях не ведется раздельный учет дополнительных и чистых издержек. Соотношение между дополнительными и чистыми издержками можно выявить по данным специальных выборочных обследований. Оно не может быть одинаковым для всех торговых предприятий, поскольку различны затраты, определяемые типом, товарной специализацией, месторасположением предприятия, объемом и структурой товарооборота, размером торговой площади, численностью занятых работников, величиной собственного основного и оборотного капиталов. Однако мероприятия, направленные на повышение культуры обслуживания населения, предоставление ему различных дополнительных услуг, влияют на увеличение доли чистых издержек. Рост транспортных расходов может привести к увеличению дополнительных издержек. Издержки обращения создаются не только на торговых предприятиях. Они имеют место на предприятиях промышленности, сельского хозяйства и других отраслей, которые осуществляют оптовую и розничную торговлю товарами народного потребления.

Для всесторонней оценки затрат рассмотрим затраты магазина «Тетя  Ася»  в целом и по структуре (таблица 14).

Таблица 14

Издержки обращения в  сопоставимых ценах в 2004 г.

 

Статьи издержек обращения

I квартал

II квартал

III квартал

Отклонения по удельному весу

Сумма, тыс. руб.

уд. 
вес %

Сумма, тыс. руб.

уд. 
вес %

Сумма, тыс. руб.

уд. 
вес %

III –  I

III  - II

Расходы на оплату труда

87,09

41,4

120,41

34,2

203,64

33,3

-8,1

-0,9

Транспортные расходы

3,12

1,5

14,22

4,2

25,40

4,2

+2,7

0

Отчисления на соц. нужды

20,83

9,9

41,20

11,7

49,53

8,1

-1,8

-3,6

Амортизация ОС

2,52

1,2

7,75

2,2

14,06

2,3

+1,1

+0,1

Затраты по оплате % займа

-

-

0,70

0,2

2,45

0,4

+0,4

+0,2

Расходы на аренду

3,16

1,5

14,79

4,2

25,68

4,2

+2,7

0

Потери товаров

0,21

0,1

2,46

0,7

5,5

0,9

+0,8

+0,2

Электроэнергия и отопление

2,48

1,2

7,66

2,2

14,01

2,3

+1,1

+0,1

Внутрихозяйственные отчисления

23,14

11,0

37,67

10,7

57,48

9,4

-1,6

-1,3

Расходы на рекламу

9,05

4,3

7,39

2,1

4,89

0,8

-3,5

-1,3

Прочие расходы в т.ч.

ремонт помещения

55,55

39,86

26,4

86,97

52,27

24,7

92,95

62,14

15,2

-11,2

-13,5

оплата услуг

8,67

 

20,30

 

12,3

     

Издержки обращения всего, тыс. руб.

210,4

100,0

352,1

100,0

611,5

100,0

   

 

 

Из данных таблицы 14 видно, что магазин «Тетя Ася» имеет типичную структуру затрат для предприятий преимущественно розничной торговли с высоким удельным весов расходов на оплату труда, коммунальных услуг, внутрихозяйственных отчислений. В общей сумме издержек обращения данного предприятия доля расходов на оплату труда в III квартале 2004 г. составила 33,3%, что меньше показателя I квартала г. на 8,1%, а показателя II квартала – 0,9%. Темп роста заработной платы превышает темп роста производительности труда на 120,7%.

Внутрихозяйственные отчисления предприятия по удельному весу в общих издержках обращения в III квартале 2004 г. снизились с 11,0% в 2002 г. до 9,4%. Расходы на рекламу в течение года уменьшается. Это связано с тем, что в структуре ассортимента предприятия преобладают товары, которые не нуждаются в постоянной рекламе.

Можно заметить, что магазин  «Тетя Ася»  большое внимание уделяет техническому состоянию своего магазина, это обуславливает крупные суммы, направленные на ремонт.

Анализ доходности хозяйствующего субъекта характеризуется абсолютными и относительными показателями. Абсолютный показатель доходности - это сумма прибыли, или доходов.

В ходе анализа прибыли  предприятия рассчитываются следующие  показатели:

Абсолютное отклонение:

DП = П1 – П0,       (1)

где П0 – прибыль базисного периода,

П1 – прибыль отчетного периода,

DП – изменение прибыли.

Темп роста (Т) находится  по формуле:

     (2)

Изменение структуры находится:

DУ = УП1 – УП0     (3)

где  УП1 – уровень отчетного периода,

УП0 – уровень базисного периода,

DУ – изменение структуры.

Проведем анализ различных  видов прибыли предприятия, применяя вышеназванные приемы в табл. 15.

Таблица 15

Анализ различных видов  прибыли, тыс. руб.

 

 

Показатели прибыли

II квартал

III квартал

Абсолютное отклонение

Удельный вес, в %

Отклонение, в %

II квартал

III квартал

Прибыль (убыток) от реализации

159,0

185,0

+26,0

-

-

-

Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности

142,0

166,0

+24,0

89,3

89,7

+0,4

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

75,3

79,8

+4,5

47,4

43,1

-4,3

Нераспределенная прибыль отчетного периода

50,0

50,0

-

31,4

27,0

-4,4


 

Из табл. 15 видно, что в  III квартале 2004 г. в абсолютном отношении все показатели прибыли отчетного года выросли по сравнению со II кварталом. Наибольший рост наблюдается по прибыли от реализации (+26,0 тыс. руб.).

Воспользуемся для анализа  прибыли от реализации данными из Книги учета продаж предприятия, показатели которой отразим в  табл.16.

 

Таблица 16

Анализ прибыли (убытка) от реализации, тыс. руб.

 

Наименование показателя

II квартал

III квартал

Абс. отклонение

Уд.вес,  %

Отклонение, %

II квартал

III квартал

Выручка от реализации продукции (работ, услуг)

1521

1588

+67

-

-

-

Себестоимость реализации товаров

1309

1375

+66

86,1

86,6

+0,5

Прибыль (убыток) от  реализации

159

185

+26

10,5

11,6

+1,1


 

Из расчетов видно, что  в III квартале наибольший удельный вес в выручке занимает себестоимость реализации (86,6%). В III квартале 2004 года увеличилась выручка от реализации, однако уровень себестоимости реализации в выручке вырос лишь на 0,5%, что привело к увеличению прибыли.

Проанализируем факторы, повлиявшие на изменение прибыли.

Влияние фактора “Выручка от реализации” находится по формуле:

     (4)

где DПр(в) – изменение прибыли от реализации под влиянием фактора “выручка”;

В1 и В0 – соответственно выручка от реализации в отчетном и базисном периодах;

Вц – показатель изменения выручки от реализации под влиянием цены;

Rр – рентабельность продаж в базисном периоде.

Показатель Вц находится по формуле:

     (5) 

где Jц – индекс цен.

Используя данные предприятия, рассчитываем влияние на прибыль  от реализации фактора “Выручка от реализации”.

Показатель Вц в III квартале 2004 г. (в соответствиями с расчетами предприятия) составил

Вц = 1588 – (1588 : 1,14) = 195,0 тыс. руб.

Влияние фактора “Выручка”  составило

([(1588 – 1521) – 67 х 1,1] : 100%) =  6,7 тыс. р.

Расчет влияния фактора  “Себестоимость реализации” осуществляется по формуле:

      (6)

где  УС1 и УС0 – соответственно уровни себестоимости в отчетном и базисных периодах.

В отчетном году влияние  фактора “Себестоимость реализации”  составило 

1588 х  ([1375 – 1309)]: 100%) = 10,48 тыс. руб.

3.2. Анализ структуры  технологического процесса

 

Торгово-технологические  процессы, осуществляемые в магазине «Тетя Ася», условно подразделяются на основные и вспомогательные. К основным относятся продажа товаров и обслуживание покупателей. К вспомогательным относятся: приемка товаров от поставщиков, доставка их на места хранение, обеспечение необходимых условий хранений товаров, подготовка товаров к продаже, их транспортирование в торговый зал.

Магазин «Тетя Ася» подразделен  на два отдела. Все помещения магазина имеют взаимосвязь. Торговый зал  соединен с помещениями для приемки  и хранения товаров, что способствует быстрому движению товарных запасов. В помещениях магазина предусмотрена система отопления, освещения, водоснабжения, которая необходима не только для создания надлежащих условий работы торгового персонала, но и для нормального осуществления торгово-технологического процесса в магазине. Также магазин оснащен необходимыми противопожарными устройствами.

Для улучшения условий  труда необходимо установить кондиционер  в отделах, так как магазин расположен на первом этаже жилого дома, а система вентиляции является единой для этого здания. В результате этого в помещении имеется резкий запах бытовой химии, потому что стиральные, моющие, чистящие средства имеют сильные ароматизированные добавки, которые испаряются.

Магазин включает в себя 2 отдела (торговых зала), помещения для приемки и хранения товаров, административно-бытовые помещения. Здание, в котором расположен магазин, отвечает ряду технологических, архитектурных и санитарно-гигиенических требований.

Режим работы магазина является наилучшим как для самого предприятия, так и для покупателей и поставщиков непродовольственных товаров.

В магазине используется боксовая планировка торгового зала, потому что магазин имеет два изолированных  отдела, каждый бокс имеет самостоятельный  узел расчета. Эта планировка не всегда удобна для покупателей, так как при комплексной покупке (товаров разных групп) вынуждены обращаться в другой отдел, зато удобна для торгового персонала. С другой стороны, удобна при продаже специфических товаров, требующих специального и долгого выбора. Это относится к чулочно-носочным изделиям и бельевому трикотажу.

Информация о работе Анализ и совершенствование организации работы коммерческого предприятия