Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 13:20, курсовая работа
Целью написания курсового  проекта на тему «Анализ и совершенствование социально-психологических методов управления предприятием» является изучение социально-психологических методов управления. Это направление исследования предполагает решение следующих задач:
- изучить современное  состояние производства в ЗАО «Калининское» Калининского района;
- проанализировать социально-психологические  приемы управления трудовыми коллективами на предприятии;
- проанализировать социально-психологические  методы управления и причины  конфликтов в трудовых коллективах;
- рассмотреть основные  подходы к формированию коллектива  и систему морального поощрения на предприятии;
- оценить способности  руководителей и специалистов  к управленческой деятельности;
- оценить эффективность  системы управления;
- усовершенствовать социально-психологический  механизм управления;
- развивать системы социального  и психологического планирования;
- усовершенствовать методы  управления конфликтами;
- разработать рекомендации  по формированию эффективного  коллектива;
Введение                                                                                                              3
1. Анализ социально-психологических приемов управления трудовыми коллективами на предприятии                                                                            5
1.1 Анализ социально-психологических методов управления                         5
1.1.1 Основные подходы к формированию коллектива                                    5
1.1.2 Анализ причин конфликтов в трудовых коллективах                              8
1.1.3 Система морального поощрения на предприятии                                    15
1.2 Оценка способности руководителей и специалистов к управленческой деятельности                                                                                                         17
2. Анализ ЗАО «Калининское»                                                                            22
2.1 Организационно-экономическая  и социальная  характеристика  ЗАО «Калининское»                                                                                                       22
2.2 Оценка эффективности системы управления                                              31
3. Совершенствование социально-психологического  механизма управления35
3.1 Развитие системы социального  и психологического планирования          35
3.2 Совершенствование методов  управления конфликтами                             41
3.3 Разработка рекомендаций  по формированию эффективного коллектива 44
Выводы и предложения                                                                                        49
Список литературы
Для успешного руководства коллективами необходимо учитывать не только темперамент, но и психологические роли, которые люди играют в повседневной деловой жизни. Очень часто в группах встречаются люди авторитетные, привлекательные, честолюбивые. Именно из их среды выделяются в конце концов лидеры. Остальные типы – это «трудяги», безответственные, выскочки, любимчики, «козлы отпущения», «белые вороны», неуживчивые, «мастера на все руки», подхалимы.
Большое значение для работников имеет личный пример руководителя, его авторитет. Авторитет – это общественные признаки личности.
Авторитет – явление достаточно 
сложное. По мере того, как раскрываются 
высокие профессиональные и моральные 
качества руководителя, возрастает его 
личный авторитет. Порой для того, 
чтобы завоевать его, нужны годы, 
а потерять его можно в одночасье, 
одним некорректным поступком. Указания 
авторитетного руководителя принимаются 
без внутреннего сопротивления 
с готовностью и выполняются 
без дополнительного 
Авторитет тесно связан с таким понятием, как лидерство. Лидер – это человек, занимающий верхнюю ступень в иерархии ролей. Лидеры осуществляют мобилизацию, координацию, взаимодействие, взаимосвязь работников.
Формальный лидер – это административный или общественный руководитель, который наделен в коллективе официальными полномочиями.
Опора неформального лидера - признание его группой. Неформальные лидеры могут быть рядовые работники, которые в силу своих деловых, личных и других качеств пользуется авторитетом среди членов всего коллектива или определенной его части.
Авторитет любого руководителя во многом определяется его личными качествами:
- Интеллектуальными. К 
ним относят эрудицию, память, широта 
интересов, интуиция, умение точно 
излагать свои мысли, 
- Нравственными. Это 
- Деловыми: это способность 
руководителя определять цели 
и задачи коллектива, организовывать 
его работу, создавать деловую 
обстановку и благоприятный 
Использование вышеперечисленных 
механизмов позволит не только улучшить 
социально-психологический 
3.2 Совершенствование 
методов управления 
Под конфликтом понимают столкновение противоположно направленных тенденций в психике отдельного человека, во взаимоотношениях людей, их формальных и неформальных объединениях, обусловленное различиями взглядов, позиций и интересов.
Любой руководитель заинтересован 
в том, чтобы конфликт, возникший 
в организации или 
1. Разъяснение требований к работе. Одним из лучших методов управления, предотвращающих большинство конфликтов, является разъяснение того, какие именно результаты должны быть достигнуты каждым сотрудником и подразделением в целом.
2. Координационные и 
Далее перейдем к прикладным технологиям относительного разрешения конфликтов. В первую очередь это:
1. уклонение – отказ 
от обсуждения спорных 
2. сглаживание - «не следует раскачивать лодку». Миротворец улаживает ситуацию, стараясь не выпустить наружу признаки конфликта и ожесточенности. Но проблема, лежащая в основе конфликта, не решается, и рано или поздно накопленные обиды не достаточно «удовлетворенной» стороны дают о себе знать;
3. принуждение – попытка 
заставить принять нужную 
К данному управленческому стилю примыкает такое средство из арсенала силовых методов воздействия, как ультиматум, которое является как бы последним предупреждением: либо действуй, как я сказал, либо последствия для тебя станут еще хуже. Предъявление ультиматума указывает на то, что время для переговоров и компромиссов, скорее всего, уже упущено и выбор приемлемого решения в такой ситуации ограничен: сдаться, т.е. принять условия более сильной стороны, либо драться, предпринимая ответные силовые действия. Принятие той или иной позиции зависит от оценки соотношения сил (так ли уж сильна сторона, предъявившая ультиматум) и от возможных последствий, т.е. от того, насколько приемлемым для проигравшей стороны окажется величина урона. Принципиальное значение при этом имеет форма: чем меньше предъявляемые требования похожи на ультиматум, тем больше у него шансов быть принятым.
Сталкиваясь с такого родами 
конфликтами, следует понимать, что 
интересы, отстаиваемые с помощью 
ультиматума, являются жизненно важными 
и, кроме того, сторона, пустившая 
в ход такое средство (правда, 
кроме случаев откровенного блефа), 
достаточно уверена в своей 
4. компромисс – принятие 
точки зрения другой стороны 
с определенными допущениями. 
Способность к компромиссу 
5. решение проблемы. Данный 
стиль управления 
1. Определите проблему в категориях целей, а не решений;
2. После того, как проблема обозначена, найдите приемлемые для обеих сторон решения;
3. Сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личных качествах другой стороны;
4. Создайте атмосферу 
доверия, увеличив взаимное 
5. Во время общения 
создайте положительное 
3.3 Разработка рекомендаций по формированию эффективного коллектива
Работоспособный сплоченный коллектив возникает ни сразу – этому предшествует длительный процесс становления развития, успех которого определяется рядом обстоятельств, мало зависящих от того, складывается ли коллектив стихийно, или формируется сознательно и целенаправленно.
Прежде всего речь идет о ясных и понятных целях предстоящей деятельности коллектива, соответствующих внутренним стремлениям людей, ради достижения которых они готовы полностью или частично отказаться от свободы решений и поступков и подчиниться групповой власти.
Другим важным условием формирования коллектива является наличие определенных, пусть даже незначительных достижений в процессе совместной деятельности, наглядно демонстрирующих ее явные преимущества перед индивидуальной. Если речь идет о неформальном коллективе, эти достижения сами по себе будут достаточным вознаграждением по участникам. В формальном коллективе, участие в котором обязательно, любые достижения необходимо поощрять.
Сплоченный коллектив не может существовать без совместимости образующих его людей и правильного распределения между ними обязанностей в соответствии со способностями и желаниями каждого, что позволяет и сотрудничать и успешно решать возникающие проблемы.
Для успеха официальному коллективу 
необходим сильный 
Наконец, каждый коллектив должен найти свое место, свою «нишу» в формальной или неформальной структуре предприятия, где бы он мог полностью реализовать свои цели и потенциал, не препятствуя другим.
Началом формирования официального 
коллектива является решение об этом, 
надлежащим образом оформленное 
юридически. У неофициального коллектива 
«днем рождения» становится обычно 
какое-то чрезвычайное событие или 
достижение некоего предела в 
развитии ситуации, которые порождают 
всплеск эмоций, толкают людей 
на объединение и установление определенных 
отношений. После возникновения 
неформального коллектива идет длительный 
процесс его организации и 
самоорганизации, состоящий из нескольких 
этапов. На первом этапе в поведении 
людей преобладает 
С ростом зрелости коллектива ему по плечу становятся более сложные задачи, а доверие, существующее между людьми, хорошее знание друг друга в ряде случаев позволяют функционировать на принципах самоуправления.
В то же время любой коллектив подстерегают две серьезные опасности: возникновение раскольнических группировок, преследующих узкокорыстные цели и стремящихся захватить власть и бюрократизация и сопровождающий ее застой. Это проявляется в так называемой групповщине, характеризующейся тем, что члены коллектива замыкаются в основном на собственных интересах, не обращая внимание на нужды и потребности других, не критически относятся к себе и своей роли в коллективе, считают себя непогрешимыми, неуязвимыми, непобедимыми. Для такого коллектива характерны единомыслие и конформизм.
Эффективность работы коллектива зависит от ряда факторов. Рассмотрим основные факторы.
1.Размер коллектива. Исследованиями 
установлено, что коллективы, насчитывающие, 
от 5 до 11 человек, обычно, принимают 
более точные решения, чем те, 
которые выходят за пределы 
этого числа. В коллективах 
меньшего размера работники 
2. Состав коллектива. Под 
составом понимают степень 
3. Трудовые нормы. В 
трудовых коллективах