Анализ и оценка стратегического управления деятельностью торгового предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2015 в 09:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной темы и ее принципиальное преимущество в условиях современной рыночной экономики заключается в подчеркивании и усилении значения коммерческой деятельности предприятия, являющейся важнейшей составляющей всей системы ее функционирования. В настоящее время управление коммерческой деятельностью находится в непрерывном развитии. Главная ее цель–получение прибыли через удовлетворение покупательского спроса при высокой культуре торгового обслуживания. Эта цель в равной степени важна как для организаций и предприятий, так и для отдельных лиц, осуществляющих операции купли-продажи на рынке товаров и услуг.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 600.50 Кб (Скачать файл)

Пятый этап участия высшего руководства в реализации стратегии состоит в том, что оно проводит пересмотр плана осуществления стратегии в том случае, если этого настоятельно требуют вновь возникающие обстоятельства. Стратегический план не догма, естественно, он может и должен при определенных обстоятельствах подвергаться модификации. Однако при этом необходимо избегать изменений плана при появлении любых новых обстоятельств. Новый план может быть принят только тогда, когда он сулит возможности получения выгод, заметно больших, чем те, которые будут получены при осуществлении реализуемого стратегического плана.

Оценка и контроль выполнения стратегий. Оценка и контроль выполнения стратегий является логически последним процессом, осуществляемым в стратегическом управлении. Данный процесс обеспечивает устойчивую обратную связь между тем, как идет процесс достижения целей, и собственно целями организации. Основными задачами любого контроля являются:

1) определение того, что  и по каким показателям проверять; 2) оценка состояния контролируемого  объекта в соответствии с принятыми  стандартами, нормативами или другими  эталонными показателями; 3) выяснение  причин отклонений, если таковые  вскрываются в результате проведенной  оценки; 4) корректировка, если она  необходима и возможна. При контроле  выполнения стратегий эти задачи  приобретают вполне определенную  специфику, обусловленную тем, что  стратегический контроль направлен  на выяснение того, в какой  мере реализация стратегии приводит  к достижению целей фирмы. Это  принципиально отличает стратегический  контроль от управленческого  или оперативного контроля, так  как его не интересует правильность  выполнения стратегического плана, правильность осуществления стратегии  или правильность выполнения  от дельных работ, функций и  операций, ибо он сфокусирован  на том, возможно ли в дальнейшем реализовывать принятые стратегии, и приведет ли их реализация к достижению поставленных целей. Корректировка по результатам стратегического контроля может касаться как стратегий, так и целей фирмы.

Выработка стратегии организации - не самоцель стратегического планирования. Эта сложная и трудоемкая работа приобретает смысл, если стратегия в дальнейшем успешно реализуется. Для того чтобы контролировать процесс реализации стратегии и быть уверенными в достижении поставленных целей, руководители, организации вынуждены разрабатывать планы, программы, проекты и бюджеты, мотивировать процесс, т. е. управлять им.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ состояния стратегического управления в ООО «Хлебозавод»

 

2.1 Общая характеристика  предприятия

 

ООО "Хлебозавод" расположено по адресу: 659450, Алтайский край, Тогульский район, с. Тогул, ул. Школьная, д. 12, корп. А. Зарегистрировано 28 апреля 1999 года регистрирующим органом Межрайонная инспекция министерства Российской Федерации по налогам и сборам №21 по Алтайскому краю. Тип собственности ООО "Хлебозавод" - Общества с ограниченной ответственностью. Форма собственности ООО "Хлебозавод" - Собственность потребительской кооперации. Руководит предприятием Кузнецов Владимир Юрьевич. Основные виды деятельности ООО "Хлебозавод": производство хлеба и мучных кондитерских изделий недлительного хранения, производство шоколада и сахаристых кондитерских изделий, ведение оптовой и розничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами, торгово-посредническая деятельность. Все вышеперечисленные виды деятельности осуществляются в соответствии с действующим законодательством РФ.

Применение современных технологий и научного подхода в разработке новых видов продукции позволяет поддерживать стабильный спрос у покупателей в условиях жесткой конкуренции.

Главная задача – бесперебойное снабжение населения села и района качественными хлебобулочными и кондитерскими изделиями.

Имущество хлебозавода формируется за счет принадлежащих ему зданий, сооружений, оборудования, транспортных средств, готовой продукции, сырья, части прибыли, полученной от реализации продукции и амортизационных отчислений.

 

 

 

2.2 Организация управления

 

Определение необходимых и достаточных должностей работников управления осуществлялось на основе уже имевшейся структуры управления и современных условий производства и требований рыночной конъюнктуры.

Основными регламентирующими документами, регулирующими деятельность работников, являются Устав предприятия, коллективное трудовое соглашение и должностные инструкции.

Анализируя сложившуюся систему управления можно сказать, что на предприятии ООО «Хлебозавод» существует функциональное разделение полномочий, обязанностей и ответственности, как между отделами, так и между руководителями функциональных подразделений. В структуре управления выделены следующие функциональные подразделения: бухгалтерия; планово - экономический отдел; коммерческий отдел; отдел труда и заработной платы; производственный отдел.

Как такового стратегического отдела не существует, но функции по стратегическому управлению распределены между имеющимися отделами. Основной груз ответственности в данном случае ложится на планово-экономический и коммерческий отделы. В этом процессе участвуют также работники отдела труда и заработной платы, производственного отдела и бухгалтерии.

Разработка стратегической модели начинается с анализа среды, в которой и благодаря которой функционирует предприятие. Анализ среды состоит из трех основных элементов: 1) анализ макроокружения; 2) анализ конкурентной среды; 3) анализ внутренней среды.

Анализ макроокружения:

- Состояние экономики. В целом экономическая ситуация в стране начинает медленно, но верно выправляться. Этому способствуют усилия президента и правительства, которые, наконец, занялись экономикой, а не политическими спорами, а также повышение деловой активности населения, адаптировавшегося к условиям рыночной экономики;

- Правовое регулирование и управление. Законодательство, касающееся функционирования предприятий не претерпело решающих изменений. В законодательстве по предприятиям неоднозначно рассмотрен момент правового положения данных субъектов и деятельности, которой они в праве заниматься.

Анализ конкурентной среды.

- Конкуренты внутри отрасли. Конкуренцию ООО «Хлебозавод» оказывают либо малые хлебопекарни, располагающиеся в селе, либо пекарни в районе. Цены на продукцию конкурентов несколько ниже, чем цены ООО «Хлебозавод».

- Поставщики. Предприятие уже более трех лет работает с предприятием «Мелькомбинат» – для современного состояния экономических связей данный показатель очень существенен.

- Потенциально новые конкуренты. Появление новых конкурентов, скорее всего не предвидится, так как рынок района достаточно насыщен.

Анализ внутренней среды.

- Кадры предприятия. Управленческий персонал достаточно квалифицирован и компетентен (90 процентов руководящих работников имеют высшее образование). Технические и инженерные работники имеют преимущественно среднеспециальное образование.

- Производство. Производство работает рентабельно, и его объемы из года в год увеличиваются. Серьезных сбоев в работе и простоев не наблюдается, это достигается устойчивой организацией снабжения и четкой системы управления.

- Финансы предприятия. Предприятие имеет устойчивый положительный баланс, расчеты производит в установленные сроки.

После проведенного анализа внутренней и внешней среды функционирования предприятия ООО «Хлебозавод», необходимо определить миссию и цели данного предприятия.

 

2.3 Анализ миссии, долгосрочных  и текущих целей предприятия

 

Одним из самых существенных решений при разработке стратегии является выбор цели организации. Основная общая цель организации обозначается как миссия, и все остальные цели вырабатываются для ее осуществления. Значение миссии невозможно преувеличить. Выработанные цели служат в качестве критериев для всего последующего процесса принятия управленческих решений. Если же руководители не знают основной цели организации, то у них не будет логической точки отсчета для выбора наилучшей альтернативы. В качестве основы могли бы служить лишь индивидуальные ценности руководителя, что привело бы к разбросу усилий и нечеткости целей. Миссия детализирует статус фирмы и обеспечивает направление и ориентиры для определения целей и стратегий на различных уровнях развития.

Принципы деятельности ООО «Хлебозавод» представляются следующими: обеспечение выпуска качественной продукции, пользующейся доверием у покупателей; обеспечение устойчивого и рентабельно работающего производства; защита и забота о работнике предприятия и его семье; соблюдение законодательства; обеспечение экологически безопасного производства.

В миссию предприятия также входит задача определения основных потребностей потребителей и их эффективного удовлетворения для создания клиентуры в поддержку предприятия в будущем.

Исходя из выше приведенного анализа ООО «Хлебозавод», миссия предприятия представляется следующей: «Удовлетворение потребности населения района в качественной и доступной продукции хлебопечения».

Часто руководители фирм считают, что их основная миссия - получение прибыли. Действительно, удовлетворяя какую-то внутреннюю потребность, фирма, в конечном счете, сможет выжить. Но, чтобы заработать прибыль, фирме необходимо следить за средой своей деятельности, учитывая при этом ценностные подходы к понятию рынка.

Основные ценностные ориентации руководства предприятия представляются следующими: экономический рост и увеличение доходности; признание руководства предприятия властью района как сильного «игрока» на местном политическом «поле»; установление на предприятии благоприятного психологического климата и трудового режима (быть при этом личным примером самообладания и дисциплины); максимум прибыли не может выступать самоцелью без учета моральных и социальных жертв достижения.

Долгосрочные и краткосрочные цели ООО «Хлебозавод».

Долгосрочные цели ООО «Хлебозавод»: сохранить лидирующие позиции на рынке продуктов хлебопечения (более 50 процентов); ввести в организационную структуру управления предприятием отдел стратегического развития (аналитики по стратегическому управлению организацией); увеличивать объемы инвестиций, направляемых в социальную сферу предприятия (довести долю отчислений от прибыли на социальные нужды до 30 процентов от нераспределенной прибыли).

Краткосрочные цели ООО «Хлебозавод».

По планово - экономическому отделу: разработать план реализации на будущий год; составить бизнес - план по строительству торговых точек в деревнях.

По коммерческому отделу: подготовить информацию о структуре реализации по географическому принципу; сделать конкретные предложения о населенных пунктах, где в первую очередь необходимо открывать торговые представительства, а в которых ограничиться завозом в существующие магазины или торговлей с колес; подготовить информацию для передачи образующемуся подотделу по маркетингу по поставщикам, клиентуре, проводившимся исследованиям и т.д.

По отделу труда и заработной платы: произвести мониторинг рабочей силы на вопрос замещения вакантных должностей в образующихся отделах; составить положение об отделе стратегического развития; определиться с изменившейся организационной структурой: кто?, кому? и на каких основаниях должен подчиняться и с каким отделом сотрудничать; определить количество и размер оплаты труда персонала в открываемых магазинах.

По производственному отделу: составить программу развития предприятия на ближайшие 5 лет; составить программу модернизации оборудования; решить вопрос с автофургонами для выездной торговли.

По бухгалтерии: рассмотреть поступившие из подразделений финансовые сметы расходов и доходов по предложенным мероприятиям и вынести решения о возможности или невозможности реализации мероприятий в заданном объеме и динамике, и если нет, то указать на «белые» пятна, доходы по которым несоизмеримы с расходами на их реализацию даже в долгосрочной перспективе; предоставить отчет по вопросу о правовом положении и деятельности муниципальных предприятий и выяснить наиболее выгодные стороны данной деятельности в плоскости уменьшения налоговых отчислений и приоритетности функционирования (с использованием сторонних экспертов).

Таким образом, при данном количестве полученной информации и в результате проведенного анализа, стратегия ООО «Хлебозавод» в современных экономических условиях представляется следующей: «Удержание ведущего положения на рынке продуктов хлебопечения в Тогульском районе и продвижение собственной продукции на территориальные рынки района».

Рассмотрим принципиальную схему организационной структуры управления предприятием ООО «Хлебозавод» с использованием концепции стратегического хозяйственного подразделения. В основу организационной структуры управления положена концептуальная модель диверсифицированной организации, ориентированной на стратегическое управление. Этот подход предполагает децентрализацию управления организацией и позволяет:

Информация о работе Анализ и оценка стратегического управления деятельностью торгового предприятия