Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 05:21, курсовая работа
Эффективность закупок во многом зависит от правильного выбора источников поступления и поставщиков, поэтому коммерческим службам предприятия следует уделить этому вопросу много внимания. Здесь актуальным становится систематическое выявление и изучение источников закупки и поставщиков товара, а также совершенствование организации хозяйственных связей с поставщиками.
Контроль начинается с момента оплаты товаров, а если товары поступают раньше - с момента их фактического поступления.
Сущность контроля заключается в сопоставлении двух показателей:
X - сумма, уплаченная поставщику за товары;
Y - стоимость по покупной 
цене товаров и тары, получаемой 
от поставщиков и 
Х определяется на основании документов, приложения к выписке банка из расчетного счета или отчета кассира, а Y на основании сопроводительных документов, приложенных к отчету материально ответственного лица. Это сопоставление может предусматривать пять ситуаций:
1.Товары получены и полностью оплачены.
2.Переплата денег.
3.Недоплата денег.
4.Товары поступили, но не оплачены.
5.Товары оплачены, но не получены.
Если Х = Y, то партия товаров оплачена и оприходована по одинаковой стоимости, то есть правильно.
Если X Y, то разница между ними при:
X>Y свидетельствует о переплате денег поставщику;
X<Y свидетельствует о недоплате денег поставщику.
Необходимо выяснить причины этих расхождений. Ими могут быть доставка товаров в большем или меньшем количестве по сравнению с количеством, указанным в документах поставщика, неполное оприходование товаров, ошибки в ценах, таксировке и т.д.
Если есть X, а нет Y, то это значит, что деньги поставщику перечислены, но товары еще не оприходованы. Обратная ситуация означает, что товары оприходованы, но не оплачены. Сопоставление X и Y осуществляется по каждой партии поступающих товаров в отдельности.
На практике в условиях 
ручного ведения учета 
1 способ - ведение позиционного учетного регистра по счету «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».
2 способ - безрегистрационный.
Для анализа товароснабжения на предприятии существуют специальные методики, одной из такой методик является «расчет показателей поставки». Данная методика предполагает вычисление показателей ритмичности, аритмичности, планомерности и вариации.
Рассчитаем показатели, характеризующие общую ситуацию с поставками на предприятии (Таблица 2.1.) .
1 – стиральный порошок «Алеся»;
2 – стиральный порошок «Айсберг»;
3 – стиральный порошок «Оптим»;
4 – стиральный порошок «Дося»;
5 – стиральный порошок «Ласка».
Таблица 2.1 - Оценка ритмичности поставки на примере стиральных порошков за период с 1 января по 1 декабря 2008 года
| Месяц | Плановые объёмы поставки, шт. | Фактические объёмы поставки, шт. | Отклонение фактических объёмов поставки от плановых, шт. | ||||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| Январь | 50 | 40 | 50 | 70 | 50 | 50 | 40 | 50 | 70 | 50 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 
| Март | 70 | 45 | 60 | 70 | 60 | 65 | 60 | 60 | 70 | 60 | -5 | +15 | 0 | 0 | 0 | 
| Май | 70 | 40 | 60 | 70 | 65 | 70 | 40 | 55 | 70 | 70 | 0 | 0 | -5 | 0 | +5 | 
| Июль | 80 | 50 | 65 | 75 | 60 | 85 | 50 | 65 | 80 | 60 | +5 | 0 | 0 | +5 | 0 | 
| Сентябрь | 85 | 40 | 55 | 70 | 70 | 85 | 30 | 55 | 65 | 70 | 0 | -10 | 0 | -5 | 0 | 
| Ноябрь | 85 | 45 | 60 | 80 | 65 | 85 | 40 | 65 | 80 | 70 | 0 | -5 | +5 | 0 | +5 | 
Как видно из произведённого анализа ритмичности поставки в магазин «Орбита» стиральных порошков, что данное предприятие довольно эффективно проводит политику товароснабжения.
Можно с уверенностью сказать, что товар в магазин завозится в полном объёме, даже иногда сверхнормы (но только по желанию магазина).
Перебоев с поставкой данного вида товаров не отмечалось.
По словам товароведа магазина «Орбита» самыми ответственными поставщиками стиральных порошков являются поставщики порошков «Дося» и «Ласка».
Но имеются и моменты, 
когда товар завозится в 
Перебои с поставкой товара вызваны, прежде всего, не организованной работой фирмы поставщика.
Так как организационную 
структуру предприятия 
В частности, включить в данный договор новые пункты, предусматривающие увеличение ответственности фирмы поставщика за просрочку поставок.
Аналогичный анализ проведем по поставке стиральных порошков в магазин «Орбита» за 2007 год. (Таблица 2.2, 2.3)
Таблица 2.2 - Оценка ритмичности поставки на примере стиральных порошков за период с 1 января по 1 декабря 2007 года
| Месяц | Плановые объёмы поставки, шт. | Фактические объёмы поставки, шт. | Отклонение фактических  | ||||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| Январь | 45 | 30 | 45 | 30 | 33 | 45 | 40 | 45 | 25 | 30 | 0 | +10 | 0 | -5 | -3 | 
| Март | 29 | 40 | 50 | 50 | 50 | 20 | 40 | 48 | 50 | 49 | -9 | 0 | -2 | 0 | -1 | 
| Май | 45 | 30 | 70 | 25 | 40 | 40 | 20 | 65 | 25 | 40 | -5 | -10 | -5 | 0 | 0 | 
| Июль | 40 | 40 | 40 | 40 | 50 | 40 | 38 | 35 | 40 | 48 | 0 | -2 | -5 | 0 | -2 | 
| Сентябрь | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 50 | 42 | 50 | 45 | 50 | 0 | -8 | 0 | -5 | 0 | 
| Ноябрь | 15 | 30 | 20 | 15 | 30 | 15 | 29 | 20 | 15 | 26 | 0 | -1 | 0 | 0 | -4 | 
Таблица 2.3 - Оценка ритмичности поставки на примере стиральных порошков за период с 1 января по 1 декабря 2006 года
| Месяц | Плановые объёмы поставки, шт. | Фактические объёмы поставки, шт. | Отклонение фактических  | ||||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
| Январь | - | 20 | 10 | 10 | 20 | - | 19 | 10 | 10 | 20 | - | -1 | 0 | 0 | 0 | 
| Март | 40 | 40 | 40 | - | - | 35 | 30 | 40 | - | - | -5 | -10 | 0 | - | - | 
| Май | 50 | 40 | 25 | 40 | - | 40 | 40 | 25 | 38 | - | -10 | 0 | 0 | -2 | - | 
| Июль | - | - | 70 | - | 60 | - | - | 50 | - | 60 | - | - | -20 | - | -5 | 
| Сентябрь | 41 | 40 | 45 | 50 | 50 | 39 | 40 | 40 | 50 | 50 | -2 | 0 | -5 | 0 | 0 | 
| Ноябрь | 40 | 30 | 30 | 20 | 25 | 40 | 35 | 25 | 20 | 24 | 0 | +5 | -5 | 0 | -1 | 
Если сравнивать поставки товаров в 2006, 2007 и 2008 годах, то видно, что в 2006 и 2007 годах поставки были непостоянными и товары завозились не в полном объёме.
В 2008 году ситуация с поставками улучшилась.
Рассчитаем темп поставки товаров в магазин «Орбита» за 2006-2008 года.
Результаты занесем в таблицу 2.4.
Таблица 2.4 - Темп поставки товаров в магазин
| Месяц | 2006 год, % | 2007 год, % | 2008 год, % | |||||||||||
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 1 | 2 | 3 | 4 | |
| Январь | - | 95 | 100 | 100 | 100 | 100 | 133 | 100 | 83 | 91 | 100 | 100 | 100 | 100 | 
| Март | 88 | 75,0 | 100 | - | - | 69 | 100 | 96 | 100 | 98 | 93 | 133 | 100 | 100 | 
| Май | 80 | 100 | 100 | 95 | - | 89 | 67 | 92 | 100 | 100 | 100 | 100 | 92 | 100 | 
| Июль | - | - | 71 | - | 100 | 100 | 95 | 88 | 100 | 96 | 106 | 100 | 100 | 107 | 
| Сентябрь | 95 | 100 | 89 | 100 | 100 | 100 | 84 | 100 | 90 | 100 | 100 | 75 | 100 | 93 | 
| Ноябрь | 100 | 117 | 83 | 100 | 96 | 100 | 97 | 100 | 100 | 87 | 100 | 89 | 108 | 100 |