Анализ и оценка поставщиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 05:21, курсовая работа

Описание работы

Эффективность закупок во многом зависит от правильного выбора источников поступления и поставщиков, поэтому коммерческим службам предприятия следует уделить этому вопросу много внимания. Здесь актуальным становится систематическое выявление и изучение источников закупки и поставщиков товара, а также совершенствование организации хозяйственных связей с поставщиками.

Файлы: 1 файл

Анализ и оценка поставщиков фирмы.doc

— 487.50 Кб (Скачать файл)

Таким образом, сравнивая основные показатели хозяйственной  деятельности ТП «Орбита» за 2008 и 2009 г.г. можно отметить, что розничный товарооборот в сопоставимых ценах увеличился на 16 %, средний уровень валового дохода снизился на 0,88 % к обороту, уровень налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет реализованных торговых надбавок уменьшился на 0,83 пункта, а уровень издержек обращения снизился на 0,12 % к обороту. Это сказалось на уменьшении суммы прибыли от реализации товаров на 2754 тыс. руб. или на 75,7 %[13, с. 35]. Таким образом, рост прочих доходов общества на 5054 тыс. руб. или на 51,8 %, а также внереализационных доходов на 17468 тыс. руб. или на 172 % обеспечили рост балансовой прибыли на 19759 тыс. руб. или на 121,6 %. Однако, уровень рентабельности продаж магазина «Орьита» (исходя из балансовой прибыли) по отношению к прошлому периоду снизился на 0,21 пункт или на 25%, что говорит об ухудшении хозяйствования.

2.2 Организация товароснабжения

 

Анализ магазина «Орбита» начнём с детального анализа организации  товароснабжения. Товароснабжение  – это комплекс коммерческих и технологических мероприятий, осуществляемых промышленными и транспортными организациями, направленных на доведение товара от производственных и оптовых предприятий до магазинов. Процесс товароснабжения розничной торговой сети заключается в организации, доведения товаров от производителей до розничной торговой сети в количестве и ассортименте, соответствующих спросу населения.

Для детального рассмотрения процесса товароснабжения необходимо выделить магазин «Орбита» в общей  схеме товароснабжения (рисунок 1.2, 1.3. Приложения Б).

В соответствии с рисунком 1.3. процесс товароснабжения магазина «Орбита» подразделяется на следующие  основные этапы: организация закупки  товаров; распределение по торговым предприятиям; организация завоза; приемка и хранение товаров.

Закупочная деятельность магазина «Орбита» планомерно организована и экономически обоснована. Магазин «Орбита» ведет систематическое изучение источников закупки и поставщиков товаров.

Систематическое изучение торговой конъюнктуры, установление постоянной связи с поставщиками позволяют своевременно определять изменение конъюнктуры рынка, изучать производственные возможности расширения ассортимента выпускаемой продукции. Все это дает возможность предъявлять поставщикам более обоснованные требования в отношении количества, качества, ассортимента товаров.

Завоз товара в магазин  в зависимости от порядка имеют  две формы: транзитную и складскую. [10, с. 97]

Завоз товаров непосредственно  из производственных предприятий, минуя  промежуточные склады оптовых и  розничных организаций, называется транзитным.

Под складской формой товародвижения понимают поступление  товаров в магазины со складов  оптовых и розничных организаций, которые, принимая крупные партии товаров  от поставщиков, выполняют все необходимые  операции (распаковка, подсортировка, проверка качества и т.д.) по подготовке товаров к их дальнейшему продвижению в розничную торговую сеть.

Выбор той или иной формы товародвижения требует учета  конкретных условий и зависит  от специфики ассортимента товаров, месторасположения поставщика и покупателя, от мощности магазина (величина товарооборота, размеров торговых и складских площадей), транспортных условий и экономической целесообразности той или иной формы завоза.

Транзитный завоз товаров  в магазине снижает расходы по загрузке-выгрузке, ускоряет продвижение товаров в розничную сеть, содействует улучшению сохранности товаров.

В большинстве случаев  транзитный завоз товаров осуществляется с промышленных предприятий, расположенных  в одном городе. [15, с. 103]

В Приложении Б на рисунке 1.4, 1.5 представлены формы и виды завоза товара, используемые магазином «Орбита».

В магазине «Орбита» используется как транзитный завоз товаров, так  и складской. Завоз товаров транзитным способом осуществляется такими предприятиями, как: ОАО «Инвет», ОДО «Паксервис», ОАО «Электроаппаратура», ОАО «Термопласт», Борисовский хрустальный завод и многие другие. Такие предприятия, как ОАО «Металлист», ОАО «Брестский завод бытовой химии», Витебский приборостроительный завод, ПЧУП «Вертекс», ОАО «Сантехпром» при доставке своей продукции используют посредников. Основным посредником при доставке товаров является собственная база НГУКТП «Базис».

После проведенного анализа  выяснилось, что складская форма  доставки товаров в магазин «Орбита» осуществляется по товарам сложного ассортимента. Транзитная форма доставки товаров используется при завозе строительных товаров и т. п. Несомненно, что наиболее целесообразно использовать транзитную форму завоза товаров, так как обеспечивается сохранность товаров, ускоряются складские операции по приёму, хранению и отпуску товаров, ускоряется товарооборачиваемость, уменьшаются товарные потери, сокращается потребность в складах, снижаются расходы по продаже товаров. Но при чрезмерном использовании транзита может произойти замедление времени обращения товаров, неправильное формирование ассортимента товаров, образование излишних товарных запасов, неравномерное размещение товарных запасов.

При снабжении магазинов  товарами применяют две формы  доставки:

- централизованная;

- децентрализованная (самовывоз) (рисунок 1.5. Приложения В).

Централизованная - доставка товаров силами поставщиков. Централизованную доставку применяют при транзитной и складской форме товародвижения.

При более глубоком рассмотрении централизованного метода можно  выделить два способа доставки товаров: линейный и кольцевой (рисунок 1.6, 1.7 Приложения Г).

При маятниковом маршруте товар завозится за один рейс в  один или два магазина. Он используется при снабжении крупных магазинов  или завоза крупногабаритных товаров.

При кольцевом маршруте за один рейс товары завозятся в несколько магазинов по пути следования в близко находящиеся друг с другом магазины.

Как выяснилось, магазин  «Орбита» в основном использует централизованную доставку товаров. Достоинства данного  вида доставки товаров:

  • Устранение простоев транспорта;
  • Сокращение потребности в транспорте;
  • Уменьшение числа грузчиков, водителей;
  • Освобождение руководящих работников магазина от организации транспортных организаций;
  • Регулярная доставка товаров в магазин;
  • Устранение оборачиваемости товара;
  • Ускорение оборачиваемости товара;
  • Высвобождение складской площади и сокращение численности складского персонала;
  • Упрощение расчётов и сокращение документооборота. [9, с. 65]

Завоз товаров в магазин  «Орбита» осуществляется на основании заявки, которая составляется товароведом в двух экземплярах.

Поступление товаров  от поставщиков производится на основании  заключенных между поставщиками и покупателями хозяйственных договоров. В договорах, заключаемых между  поставщиками и покупателями, оговариваются: виды поставляемых товаров, коммерческие условия поставки, количественные и стоимостные показатели товаров, сроки исполнения договоров, порядок расчетов, а также ответственность сторон за ненадлежащее исполнение договора.

Каждая хозяйственная операция, том числе поступление товаров, должна быть оформлена документально. В соответствии с пунктом 7 Положения «О бухгалтерском учете и отчетности» любой документ должен иметь следующие основные реквизиты: наименование документа (форма); код фирмы; дата составления; содержание хозяйственной операции; измерители (в количественном и стоимостном выражении); наименование должностных лиц, ответственных за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления; личные подписи и их расшифровка.

Также могут быть включены дополнительные реквизиты. Документы составляются в момент совершения операции, а если это невозможно, то непосредственно после окончания операции.

Магазином «Орбита» заключается  только один вид договоров на поставку товаров – договор поставки.

Договор поставки – это  важная форма хозяйственных связей оптовых поставщиков и покупателей  товаров.

Договор поставки является основным и самым распространённым видом договора, направленным на реализацию товаров. По договору поставки поставщик  обязуется в обусловленные сроки передать товар в собственность покупателю, предназначенный для деятельности, не связанной с личным потреблением (предпринимательской деятельностью), а покупатель обязуется принять товар и оплатить.

На рисунке 1.8 Приложения Д представлены основные особенности договора поставки в магазине «Орбита».

Несомненно, что работникам коммерческой службы магазина «Орбита» в процессе составления условий  договора необходимо стремиться к устранению невыгодных для магазина условий  и наоборот, стремиться предусмотреть ряд дополнительных условий, которые позволят обезопасить себя.

Договор поставки считается  заключённым, когда между сторонами  достигнуто согласие по трём основным условиям: предмет договора (наименование товара), количество и цена.

Для получения товаров  и тары от поставщиков представителю  предприятия (экспедитору) выдается доверенность.

Все доверенности регистрируются в момент выдачи в специальном  журнале. Доверенность выписывается только бухгалтером на конкретное физическое лицо с указанием срока действия и наименованием ценностей, предполагаемых к получению. На доверенности необходима подпись экспедитора, которая должна быть заверена подписями бухгалтера и руководителя с наложением оттиска предприятия. По доверенности представитель предприятия может получить товар непосредственно от поставщика с выпиской одновременно отгрузочных документов.

Основными документами, на основании которых поступают  товары, являются счета-фактуры, товарно-транспортная накладная и торгово-закупочные акты. Товарно-транспортные накладные выписываются при поставке товаров автомобильным транспортом, в остальных случаях выписываются счета-фактуры. Счета-фактуры регистрируются в книге продаж и в книге покупок.

За нарушение условий  договоров поставщики и магазин «Орбита» несут взаимную материальную ответственность в виде неустойки, штрафование за невыполнение договорных условий, за задержку оплаты расчетных документов и за необоснованный отказ.

Неустойка – установленная  законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить другой стороне в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств, в частности в случае просрочки исполнения. Соглашение о неустойке выполняется в письменной форме.

Штраф – определённая договором денежная сумма, которую должник обязуется уплатить кредитору в заранее определённом размере или в процентном соотношении к сумме долга или всего предмета исполнения (суммы договора).

Пеня – установленная  договором денежная сумма, которую  должник обязуется уплатить кредитору  в процентном отношении к сумме просроченного платежа за каждый день или иной период просрочки.

В магазине «Орбита» постоянно  используются одни и те же тарифы: за просрочку поставки, нарушение ассортимента товаров и недопоставку поставщик  обязан уплатить 10% от общей суммы; за поставку товаров ненадлежащего качества – 25%.

Рассмотрим практическую ситуацию по имущественной ответственности  сторон, возникнувшей между магазином  «Орбита» и ОАО «Красный октябрь».

ОАО «Красный октябрь» согласно заключенного договора поставки обязана поставить «Орбите» в первом квартале 2009 года товарной продукции на сумму 3960 млн. руб. равными месячными партиями. Фактически было поставлено: январь – 1250 млн. руб., февраль – 1420 млн. руб., март – 1230 млн. руб. В партии обувного крема, поставленной в марте был выявлен брак на сумму 179 тыс. руб. Вследствие анализа данной ситуации было определено следующее:

3960/3=1320 (млн.руб.) – количество  поставок в месяц;

а) 1320-1250=70 (тыс. руб.) –  недопоставка в январе;

б) в феврале недопоставки не было;

в) 1320-1230=90 (тыс. руб.)

3. 3960-3900=60 (тыс. руб.) –  общая сумма недопоставки за  квартал.

4. 60+90+70=220 (тыс. руб.) –  общая недопоставка;

5. 220*10/100=22 (тыс. руб.) –  штраф за недопоставку.

6. 179000*25/100=44750 (тыс. руб.) – штраф за брак;

7. 22000+44750=66750 (тыс. руб.) – общая сумма штрафа.

Таким образом, общая  сумма за нарушение условий договора ОАО «Красный октябрь» составила 66750 тысяч рублей.

При продвижении товаров  от поставщиков до покупателей возникают  транспортные расходы и проблемы их оплаты.

Транспортные расходы  могут оплачиваться: поставщиком; покупателем; частично поставщиком, частично покупателем.

В зависимости от договора поставки товары могут оплачиваться после или до их получения покупателями.

Бухгалтерия торгового предприятия «Орбита» контролирует полноту и своевременность оприходования товаров и правильность их оплаты.

Информация о работе Анализ и оценка поставщиков