Анализ и оценка поставщиков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 05:21, курсовая работа

Описание работы

Эффективность закупок во многом зависит от правильного выбора источников поступления и поставщиков, поэтому коммерческим службам предприятия следует уделить этому вопросу много внимания. Здесь актуальным становится систематическое выявление и изучение источников закупки и поставщиков товара, а также совершенствование организации хозяйственных связей с поставщиками.

Файлы: 1 файл

Анализ и оценка поставщиков фирмы.doc

— 487.50 Кб (Скачать файл)

1. Метод рейтинговых  оценок.

Этот метод можно  считать наиболее распространенным методом выбора поставщика. Выбираются основные критерии выбора поставщика, далее работниками службы закупок или привлеченными экспертами устанавливается их значимость экспертным путем. Например, допустим, что предприятию необходимо закупить товар, причем его дефицит недопустим. Соответственно, на первое место при выборе поставщика будет поставлен критерий надежности поставки. Удельный вес этого критерия будет самым большим (таблица 1.1).

Таблица 1.1 – Выбор  поставщика методом рейтинговых  оценок “Критерий выбора”,  “Удельный  вес критерия”, “Оценка значения критерия” по 10-бальной шкале “Произведение удельного веса критерия на оценку”.

 

1. Надежность поставки

 0,30

7

2,1

2. Цена

 0,25

6

1,5

3. Качество товара

 0,15

8

1,2

4. Условия платежа

0,15

        4

0,6

5. Возможность внеплановых  поставок

 0,10

7

0,7

6. Финансовое состояние  поставщика

 0,05

4

0,2

Итого

1

 

6,3


   

Высчитывается значение рейтинга по каждому критерию путем  произведения удельного веса критерия на его экспертную балльную оценку (например, по 10-бальной системе) для  данного поставщика. Далее суммируют  полученные значения рейтинга по всем критериям и получают итоговый рейтинг для конкретного поставщика. Сравнивая полученные значения рейтинга для разных поставщиков, определяют наилучшего партнера. Если рейтинговая оценка дает одинаковые результаты для двух и более поставщиков по основным критериям, то процедуру повторяют с использованием дополнительных критериев. Но нужно учитывать, что при обращении к потенциальным поставщикам трудно, а иногда практически невозможно, получить объективные данные, необходимые для работы экспертов.

2. Метод оценки затрат.

Этот метод иногда называют затратно-коэффициентным методом  или «методом миссий». Он заключается  в том, что весь исследуемый процесс  снабжения делится на несколько  возможных вариантов (миссий), и для  каждого тщательно рассчитываются все расходы и доходы. В результате получают данные для сравнения и выбора вариантов решений (миссий). Для каждого поставщика рассчитываются все возможные издержки и доходы (при этом учитываются логистические риски). Затем из набора вариантов (миссий) выбирается наиболее выгодный (по критерию общей прибыли).

По существу это –  разновидность метода ранжирования (критериев) по стоимости. Метод интересен  с точки зрения стоимостной оценки и позволяет определять «стоимость»  выбора поставщика. Недостаток метода состоит в том, что он требует большого объема информации и анализа большого объема информации по каждому поставщику.

В качестве примера можно  привести перечень логистических издержек, связанных с закупкой конкретного  товара:

    • маркетинговые затраты, связанные с изучением конъюнктуры цен на рынке данного товара;
    • издержки, связанные с поиском возможных поставщиков и установление с ними деловых контактов (командировки, телефонные переговоры, обработка данных и т.д.);
    • издержки, связанные с поиском и получением информации о себестоимости производства аналогичных товаров у разных поставщиков;
    • затраты, связанные с анализом качественных показателей товара у разных поставщиков (рекламации, затраты на отбраковку, возможности ремонта или восстановления качественных показателей товара у заказчика и т.д.);
    • затраты на грузопереработку, складирование и хранение товаров;
    • транспортные расходы поставщика и покупателя, оплата таможенных, экспедиторских, страховых услуг по пути доставки товара;
    • затраты на страхование логистических рисков и др.

Все эти элементы затрат необходимо учитывать, оценивать и  контролировать.

3. Метод доминирующих  характеристик.

Метод состоит в сосредоточении на одном выбранном параметре (критерии). Этот параметр может быть: наиболее низкой ценой, наилучшим качеством, графиком поставок, внушающим наибольшее доверие, и т.п. Преимущество этого метода – в простоте, а недостаток – в игнорировании остальных факторов - критериев отбора.

4. Метод категорий  предпочтения.

В этом случае оценка поставщика, в том числе и выбор способа его оценки, зависит от информации, стекающейся из многих подразделений фирмы. Инженерные службы дают свою оценку способности поставщика производить высокотехнологическую продукцию и могут компетентно судить о ее качестве. Диспетчерская докладывает о сроках доставки закупаемых материальных ресурсов. Производственные отделы – о простоте и удобстве пользования материальных ресурсов в производственном процессе. Такой метод подразумевает наличие обширной и разнообразной информации из множества источников, которая позволяет рассматривать каждый фактор наравне с остальными, в то время как для фирмы, возможно, какой-то фактор является ключевым, например, простота использования продукции в производственном процессе.

Майкл Р. Линдере и  Харольд Е. Фирон уделяют особое внимание неформальной оценке поставщика работниками компании покупателя, которая включает оценку личных контактов между поставщиком и работниками отделов компании покупателя, информацию, полученную из разговоров на профессиональных встречах, конференциях и в средствах массовой информации. «Как идут дела с поставщиком X?» – типичный вопрос, который могут и должны задавать представители отдела снабжения при встречах с представителями других отделов своей компании. Осведомленный работник владеет подобной информацией о поставщиках и всегда замечает, как новая информация может повлиять на общую оценку поставщика. Когда потребители и отдел закупок ежедневно находятся в личном контакте, и существует быстрая обратная связь с оценкой деятельности поставщика, такой «неформальный» подход вполне обоснован и целесообразен.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 АНАЛИЗ И  ОЦЕНКА ПОСТАВЩИКОВ РОЗНИЧНОГО ТОРГОВОГО ПРЕДПРИТИЯ “ОРБИТА”

 

2.1 Общая характеристика  предприятия 

 

Магазин “Орбита” является розничным торговым предприятием. Собственность  магазина – государственная. С 2004 года магазин “Орбита” является составной частью городского унитарного коммунального торгового предприятия (НГУКТП) “Базис”. НГУКТП “Базис” ещё включает сеть таких магазинов, как: “Ивушка”, кафетерий магазина № 4 “Универсам”, кафетериц магазина № 17 “Селена”, кафетерий магазина № 29 “Универсам”, кафе “Бистро” и др. Основным направлением работы магазина “Орбита” является розничная торговля (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий). Основными товарными группами для продажи являются: телерадиотовары, электротовары, музыкальные инструменты, товары хозяйственного назначения, строительные материалы, посуда.

Магазин “Орбита” является образцово-показательным магазином. Торговая площадь магазина равна 520 метров квадратных. Магазин состоит  из двух этажей. На первом этаже – организована продажа непродовольственных товаров, а второй этаж полностью сдается в аренду.

На рисунке 1.1. Приложения А приведена управленческая структура НГУКТП “Базис”.

Магазин “Орбита” включает в управленческую структуру следующие  отделы: торговый отдел продовольственных товаров, торговый отдел непродовольственных товаров, плановый отдел, финансовый отдел, расчётный отдел, а также генерального директора, ведущего товароведа, ведущего экономиста. Оперативное руководство всем магазином осуществляет директор и его заместитель. В соответствии с должностной инструкцией директора магазина, директор магазина и его заместитель являются лицами материально-ответственными. Директор магазина и его заместитель подчиняются непосредственно директору торгового предприятия “Базис”, в своей работеони руководствуются законодательством, приказами Министерства торговли Республики Беларусь, управления торговли, приказами, распоряжениями и указаниями Новополоцкого городского унитарного коммунального торгового предприятия “Базис”.

В соответствии с вышеуказанной  инструкцией директор структурного подразделения должен знать: законодательное, нормативно-методические и др. руководящие  документы; правила работы предприятия, задачи и функции структурных  подразделений; методы изучения покупательского спроса и обобщение результатов его изучения; систему управления ассортиментом и многое другое. Главный экономист, главный бухгалтер и юрисконсульт также в своей работе руководствуются должностными инструкциями.

В магазине “Орбита” с работниками при приёме на работу заключается договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности. Общая численность работников магазина “Орбита” составляет 27 человек. Среди них: 1 человек – директор, 1 работник – заместитель директора, 1 товаровед, 1 оператор, 1 старший кассир, 2 человека выполняют работу заведующих секций, 14 человек продавцов, причем из них 2 – первой категории, 6 – второй категории и 6 – третьей категории. Также в магазине работают две уборщицы и четыре грузчика. [1, с. 54].  Целью создания ТП «Орбита» является осуществление хозяйственной деятельности, направленной на извлечение прибыли. Основным предметом деятельности предприятия является: осуществление различной торговли продовольственными и непродовольственные товарами;организация оптовой торговли, посреднической и коммерческой деятельности;организация прямых связей с предприятиями-поставщиками продукции;участие в проведении выставок, аукционов и других мероприятий. Высшим органом управления предприятием является собрание акционеров. К его компетенции относится: внесение изменений и дополнений в Устав Общества или утверждение Устава в новой редакции; изменение уставного фонда; определение основных направлений деятельности предприятия, утверждение его планов и отчетов об их выполнении; решение вопросов приобретения и отчуждения предприятием ценных бумаг, им выпущенных, а также ценных бумаг иных субъектов хозяйствования; утверждение отчетов и заключений ревизионной комиссии, распределения прибыли и покрытия убытков; принятия решения о прекращении деятельности общества и его реорганизации, решение других вопросов в соответствии с Уставом общества. Правление осуществляет руководство деятельностью «Орбита» в период между собраниями акционеров. Дирекция является исполнительным органом общества, подотчетная по всем вопросам своей деятельности собранию акционеров и правлению и действует в пределах полномочий, определенных Уставом общества, решениями собраний акционеров и правления. В состав дирекции входят директор, его заместители, главный бухгалтер, юрисконсульт, руководители предприятий общества.

По месту нахождения предприятия ведется полная документация, в том числе: учредительные документы, а также нормативные документы, регулирующие и регламентирующие порядок  работы предприятия; документы бухгалтерского учета; протоколы заседаний правления, ревизионной комиссии, собраний акционеров и др. Прибыль, остающаяся в распоряжении ТП «Орбита» направляется на образование фонда выплаты дивидендов (5%), фонда накопления (35%), фонда потребления и другие цели (55%), резервного фонда (5%). Основные показатели хозяйственной деятельности «Орбита» представлены в таблице 2.1.

Таблица 2.1- Основные показатели хозяйственной деятельности по магазинам торгового предприятия  «Орбита»

Показатели

Ед-ца измерения

2008 г.

2009 г.

Изменение (+,-)

2008 г. в % к 2009 г.

Розничный товарооборот:

         

- действующие цены

тыс. р.

1931676

5693314

+3761638

294,7

- сопоставимые цены

тыс. р.

1931676

2241462

+309786

116,0

Валовой доход:

         

- сумма

тыс. р.

258221

711356

+453135

275,5

- в % к обороту

%

13,37

12,49

-0,88

93,4

Налоги и другие обязательные платежи, взимаемые за счет валового дохода:

         

- сумма

тыс. р.

30096

41400

+11304

137,6

- в % к обороту

%

1,56

0,73

-0,83

46,8

Издержки обращения

         

- сумма

тыс. р.

231761

676346

+444585

291,8

- в % к обороту

%

12,0

11,88

-0,12

99,0

Прибыль от реализации товаров:

         

- сумма

тыс. р.

-3636

-6390

-2754

175,7

- в % к обороту

%

-0,19

-0,11

+0,08

57,9

Прочие доходы:

         

- сумма

тыс. р.

9732

14777

+5045

151,8

- в % к обороту

%

0,50

0,26

-0,24

52,0

Доходы от внереализационных  операций:

         

- сумма

тыс. р.

10157

27625

+17468

272,0

- в % к обороту

%

0,53

0,49

-0,04

92,5

Балансовая прибыль:

         

- сумма

тыс. р.

16253

36012

+19759

221,6

- в % к обороту

%

0,84

0,63

-0,21

75,0

Среднесписочная численность  работников

чел.

422

444

+22

105,2

Средний оборот на одного работника:

         

- в действующих ценах

тыс. р.

4577

12823

+8246

280,2

- в сопоставимых ценах

тыс. р.

4577

5048

+471

110,3

Торговая площадь

м2

1911

1911

--

100,0

Средний оборот на м2 торговой площади:

         

- в действующих ценах

тыс. р.

1011

2979

+1968

294,7

- в сопоставимых ценах

тыс. р.

1001

1173

+162

116,0

Информация о работе Анализ и оценка поставщиков