Анализ и диагностика внутренней среды

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2014 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что в настоящее время для того, чтобы в современных условиях развиваться и выжить, каждой организации следует не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации поведения на рынке и внутренней структуры. Ей необходимо формировать активно внешние условия деятельности, выявляя постоянно во внешней среде потенциальные возможности и угрозы. Это положение лежит в основе стратегического управления, которое используют передовые фирмы в условиях большой неопределенности внешней среды.

Содержание работы

Введение3
Диагностика и инструменты внутренней среды организации5
Цели и задачи диагностики организации5
SWOT-анализ как инструмент диагностики компании7
Анализ внутренней среды на примере ОАО «ФГК»14
Характеристика организации14
SWOT-анализ ОАО «ФГК»16
Заключение22
Список использованной литературы25

Файлы: 1 файл

Анализ и диагностика внутренней среды.docx

— 69.95 Кб (Скачать файл)

Шаг 2. Определение рыночных возможностей и угроз.6

Вторым шагом SWOT-анализа является оценка рынка. Этот этап позволяет оценивать ситуацию вне организации, то есть увидеть возможности и угрозы.

За основу можно взять такой ряд параметров:

Факторы спроса (здесь рационально принимать во внимание емкость рынка, темпы его роста или сокращения, структуру спроса на продукцию организации и т.д.)

Факторы конкуренции (можно учитывать количество главных конкурентов, высоту барьеров входа на рынок и выхода с него, наличие на рынке товаров-заменителей, распределение рыночных долей между участниками рынка и т.д.)

Факторы сбыта (следует уделять внимание количеству посредников, условиям поставок материалов и комплектующих, наличию сетей распределения и т.д.)

Экономические факторы (учитывают курс рубля (евро, доллара), изменение уровня доходов населения, уровень инфляции, налоговую политику государства и т.д.)

Политические и правовые факторы (оценивают уровень политической стабильности в стране, уровень законопослушности, уровень правовой грамотности населения, уровень коррумпированности власти и т.д.)

Научно-технические факторы (чаще всего принимают во внимание уровень развития науки, уровень государственной поддержки развития науки, степень внедрения инноваций (новых товаров, услуг, технологий) в промышленное производство и т.д.)

Социально-демографические факторы (необходимо учитывать численность и половозрастную структуру населения региона, где работает организация, уровень рождаемости, уровень смертности, уровень занятости населения и т.д.)

Социально-культурные факторы (учитывают традиции, систему ценностей общества, существующую культуру потребления товаров и услуг, стереотипы поведения людей и т.д.)

Природные и экологические факторы (принимают в расчет климатическую зону, где работает организация, состояние окружающей среды, отношение общественности к ее защите и т.д.)

Международные факторы (здесь учитывают уровень стабильности в мире, наличие локальных конфликтов и т.д.)

Шаг 3. Сопоставление сильных и слабых сторон организации с возможностями и угрозами рынка.7

Сопоставление сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами позволяет ответить на вопросы, которые касаются дальнейшего развития бизнеса:

  1. Как возможно воспользоваться открывающимися возможностями, используя сильные стороны организации?
  2. Какие слабые стороны организации могут помешать?
  3. За счет, каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?

Заполнив такую матрицу можно увидеть следующий результат:

  • определены основные направления развития организации;
  • сформулированы основные проблемы организации, которые подлежат скорейшему решению для успешного развития бизнеса.

Итак, SWOT-анализ на сегодняшний день является одним из самых распространенных методов анализа. Он позволяет выявить сильные и слабые стороны компании, а также оценить возможности и угрозы. Вследствие этого можно сделать вывод о том, в каком направлении развивать свой бизнес. Также к преимуществам SWOT-анализа можно отнести его универсальность, этот метод применяется в любых сферах экономики и управления. SWOT-анализ можно адаптировать к любому объекту исследования любого уровня, и можно свободно выбирать анализируемые элементы в зависимости от того, какие цели поставлены.

Но, несомненно, есть и недостатки данного инструмента диагностики. SWOT-анализ достаточно субъективен и зависит от профессионализма и компетенций аналитиков. Также, он требует привлечения большого массива информации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Анализ внутренней среды на примере ОАО «ФГК»

 

2.1. Характеристика  организации

 

ОАО «ФГК» - дочернее общество ОАО «РЖД», являющееся одним из самых крупных грузовых железнодорожных операторов в России.

Компания начала свое существование 24 сентября 2010 г. как ОАО «ВГК», впоследствии 13 ноября 2012 г. была переименована в ОАО «ФГК» (ОАО «Федеральная грузовая компания»).

Приоритетные сегменты рынка:

  • Перевозки чёрных металлов

  • Перевозки минеральных грузов и удобрений
  • Перевозки угля

  • Перевозки строительных грузов

Несомненно, хотелось бы отметить принципы работы в ОАО «ФГК». Так, приоритетными принципами являются:

  • Высокие стандарты качества;
  • Непрерывное развитие;
  • Персональный подход к клиенту;
  • Продолжительное сотрудничество.8

ОАО «ФГК» имеет большое число партнеров в настоящее время, среди них крупные предприятия российской угольной, горнодобывающей, транспортной, металлургической отраслей, например таких, как:

  • ОАО «Сибирская угольная энергетическая компания» (СУЭК);
  • ООО «Мечел-Транс»;
  • ТК «ЕВРАЗХолдинг»;
  • ЗАО «Прогресс-XXI век»;
  • ОАО «Русский Уголь»;
  • ОАО «Национальная нерудная компания»;
  • ОАО «Северсталь».

Важным моментом в развитии компании является то, что 14 февраля 2011г. ОАО «ФГК» приступила к самостоятельному оперированию подвижным составом.

ОАО «ФГК» не раз вручали почетные дипломы, так, например, в 2011 и 2012г. компания становилась победителем конкурса «Лучший налогоплательщик». Также она возглавляла список «20 наиболее динамичных компаний Урала и Западной Сибири», подготовленный журналом «Эксперт-Урал». В 2012 г. была награждена дипломом премии «Компания года - 2012» в номинации «Сервис высокого качества». ОАО «ФГК» два года подряд входило в тройку лидеров в ежегодном рейтинге операторов INFOLine RAIL RUSSIA TOP.

Также хотелось бы сказать о видах деятельности компании. ОАО «ФГК» предоставляет собственный подвижной состав под перевозки, оказывает транспортно-экспедиционные услуги и осуществляет повагонные и маршрутные отправки.

Несомненно, ОАО «ФГК» можно назвать социально-ответственной компанией, так как компания занимается не только перевозками грузов. Она занимается поддержкой спорта, а именно: финансированием ФК «Локомотив» (Москва) и турниров по волейболу на Кубок Президента ОАО «РЖД». Также компания развивает корпоративный спорт. Так, сотрудниками была создана футбольная команда. ОАО «ФГК» создала профсоюзную организацию для защиты прав и интересов сотрудников. 24 марта 2011г. компания вступила в РОСПРОФЖЕЛ (Российский профессиональный союз железнодорожников и транспортных строителей). Также в ОАО «ФГК» действует коллективный договор, гарантирующий работникам компании соблюдение их законных прав и интересов в рамках нашего трудового законодательства и социальных стандартов для отрасли.

В настоящее время ОАО «ФГК» предоставляет 136 094 полувагонов предприятиям горно-металлургического, угольного, химического, строительного комплексов для перевозок таких грузов, как:

  • Угля;
  • Черных металлов;
  • Цветных металлов;
  • Железной руды;
  • Цемента;
  • Минерального промышленного сырья;
  • Инертно-строительных грузов;
  • Топливной древесины;
  • Минерально-строительных природных материалов.9

Важным шагом для рынка грузоперевозок стало создание ЕСТЭЛО (Евразийский Союз транспортных, экспедиторских и логистических организаций и ассоциаций). Союз будет направлен на защиту интересов транспортных компаний, подготовку и обучение квалифицированных кадров, участие в создании правовой базы международных грузоперевозок.

 

2.2. SWOT-анализ ОАО «ФГК»

 

SWOT-анализ является одним из самых популярных инструментов диагностики. Как уже выяснили в предыдущей главе, он состоит в изучении внутреннего состояния компании (определение сильных и слабых сторон) и изучения развития внешней среды (определение возможностей и угроз).

Для того чтобы увидеть основные проблемы ОАО «ФГК» и определить направления его развития, необходимо составить SWOT-анализ. Он представлен ниже в таблице.

Сильные стороны:

  • Наличие самого большого парка крытых вагонов в стране
  • Высококвалифицированные кадры
  • Конкурентоспособная ценовая политика
  • Отсутствие зависимости от погодных условий
  • Широкая филиальная сеть

Слабые стороны:

  • Высокий износ основных фондов
  • Невысокое качество управления
  • Увеличение текучести кадров

Возможности:

  • Развитие новых технологий
  • Развитие партнерских отношений с компаниями-перевозчиками грузов
  • Привлечение инвестиций

Угрозы:

  • Увеличение на транспортном рынке компаний, оказывающих транспортные услуги
  • Принятие РФ законодательных актов, которые ограничивают полномочия предприятий транспортной отрасли
  • Зависимость от темпов развития тех отраслей промышленности, которые являются основными потребителями услуг

Табл.2.1 SWOT-анализ ОАО «ФГК»

Для более объективного анализа можно оценить количественно каждый фактор с помощью весов и оценки.

Под оценкой понимают оценку силы фактора, а под весом – оценку веса фактора, то есть вероятность наступления события, усиления значимости этого фактора, актуальность. Коэффициент (взвешенная оценка) – это произведение оценки и веса.

Сначала проведем количественный анализ для внутренней среды исследуемой организации. Анализ представлен ниже в таблице 2.2 Количественный анализ внутренних факторов ОАО «ФГК».

Факторы

Оценка

Вес фактора

Коэффициент

Сильные стороны:

     

1. Наличие самого большого  парка крытых вагонов в стране 

3

0,15

0,45

2. Высококвалифицированные  кадры

2

0,1

0,2

3. Конкурентоспособная ценовая  политика

2

0,1

0,2

4. Отсутствие зависимости  от погодных условий

3

0,2

0,6

5. Широкая филиальная  сеть

1

0,1

0,1

Слабые стороны:

     

1. Высокий износ основных  фондов

3

0,15

0,45

2. Невысокое качество  управления

2

0,1

0,2

3. Увеличение текучести  кадров 

2

0,1

0,2

Итого:

 

1

2,4


 

Табл.2.2 Количественный анализ внутренних факторов ОАО «ФГК»

Итак, шкала оценки установлена от 1 до 3 баллов. Взвешенная оценка 2,4 свидетельствует о том, что влияние факторов внутренней среды высоко. По оценке силы фактора как видно из данной таблицы самые высокие оценки имеют наличие самого большого парка крытых вагонов в стране, отсутствие погодных условий, высокий износ основных фондов. Так, например, отсутствие влияния погодных условий позволяет выигрывать в конкуренции с автоперевозками и перевозками морским транспортом. Грузоотправители, у которых основа логистики рассчитана на использование железнодорожного транспорта, не смогут отказаться от него в пользу других видов транспорта. По железной дороге перевозят другие грузы (уголь, нефть, промышленное сырье, металлы, зерно и т.д.). Поэтому маркетинговые инструменты такие как, гибкие тарифы, позволят расти компании за счет конкурентов этого же рынка. Наличие самого большого парка крытых вагонов в стране также позволяет оставаться в России на лидирующих позициях в отрасли железнодорожных перевозок.

Информация о работе Анализ и диагностика внутренней среды