Анализ деятельности полиграфического предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 22:44, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время не одно предприятие в системе рыночных отношений не может нормально функционировать без маркетинговой службы на предприятии. И полезность маркетинга с каждым моментом все возрастает. Это происходит потому, что потребности людей, как известно, безграничны, а ресурсы предприятия ограничены. Каждый субъект имеет свои потребности, удовлетворить которые не всегда качественно удается. К каждому необходим свой индивидуальный подход. Поэтому, в новых условиях выживает то предприятие, которое может наиболее точно выделять и улавливать разнообразие вкусов. Этому и способствует маркетинг.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………3
1. Роль и место маркетинга в производственно-экономической деятельности предприятия на современном этапе……………………..7
1.1 Сущность, содержание и основные факторы маркетинговой деятельности предприятия………………………………………………….7
1.2 Место рынка посуды хозяйственной стальной эмалированной в белорусской экономике…………………………………………………….20
2. Анализ реализации концепции маркетинга на ОАО "Борисовский завод "Металлист"……………………………………………………………25
2.1 Характеристика предприятия…………………………………………..25
2.2 Организационная характеристика предприятия…………………..32
2.3 Экономическая характеристика предприятия……………………...43
2.4 Организация маркетинга на предприятия……………………………50
3. Пути совершенствования маркетинговой деятельности предприятия………………………………………………….…………………72
3.1 Программа маркетинговой деятельности…………………………...72
3.2 Совершенствование маркетинговых технологий…………………79
Заключение……………………………………………………….…………...88
Список использованых источников……………………

Файлы: 1 файл

готовая курсавая.doc

— 3.23 Мб (Скачать файл)

оценку конкурентоспособности производимой и намечаемой к выпуску продукции предприятия.

Комплексное изучение рынка включает в себя изучение самого рынка (емкость, структура, экономико-географические и другие особенности, степень удовлетворения спроса, наличие конкуренции, тенденции развития), контингента покупателей (их группировка, мотивация, пожелания, реакция на рекламу и предоставление дополнительных услуг), товара (соответствие запросам отдельных групп потребителей, оптимальность ассортимента, оригинальность, новизна, качество изготовления, конкурентоспособность, характер рекламаций), организация товародвижения (оптовая торговля, сбыт через фирменные, посреднические организации), возможность и вероятность реализации продукции на данном рынке с прибылью для предприятия.

Комплексное изучение рынка возлагается на отдел, который в своей работе руководствуется Положением об отделе маркетинга (Приложение В).

Оценка соответствия ассортимента требованиям рынка предполагает:

оценку соответствия производимых товаров требованиям и вкусам покупателей;

сравнение свойств и качеств данного товара с соответствующими товарами других производителей, обращающимися на рынке;

выявление достоинств и недостатков сравниваемых товаров;

определение перспектив развития и измерения требований рынка к качеству и ассортименту предлагаемых товаров;

оценку издержек на разработку новых изделий.

Изучение и сопоставление продукции ОАО "Борисовский завод "Металлист" и продукции конкурирующих предприятий и фирм, а также оценка соответствия производимых товаров требованиям и вкусам покупателей также возлагается на отдел маркетинга.

По результатам изучения рынка проводится оценка конкурентоспособности и сегментация (разграничивание) всей продукции.

Сегмент, или группа потребителей, одинаково реагирующая на комплекс маркетинга, предлагаемого и осуществляемого производителем и продавцом продукции, определяется в зависимости от вида этой продукции.

Опираясь на основные позиции в товарной номенклатуре предприятия, приносящие подавляющую массу денежных поступлений, целесообразно сегментировать потребителей по следующим ассортиментным группам:

1) Посуда стальная эмалированная;

2) Сантехнические изделия (мойки и раковины);

3) Изделия из жести.

В рамках настоящей работы невозможно отразить во всех подробностях микросегментацию рынка этой продукции. Поэтому речь пойдет о макросегментации.

Оценка и выбор критериев сегментации является ключевым моментом, определяющим всю дальнейшую целесообразность и правильность ее проведения. Специфика потребления вышеперечисленных ассортиментных групп продукции имеет несколько общих для всех них моментов, которые можно избрать критериями сегментации. Кроме того, эти моменты важны для предприятия, производящего продажи этой продукции, в его маркетинговой деятельности.

Таковыми являются:

А) Способ потребления. Различают: для собственных нужд или для дальнейшей реализации. Этот критерий важен с точки зрения объемов, реализуемых конкретному заказчику. За границу потребления условно признаны следующие годовые объемы валовых продаж:

по посуде стальной эмалированной: 88 тонн в год;

по сантехническим изделиям 69 тонн в год;

по изделиям из жести 71 тонна в год.

Б) Регион нахождения потребителя. Выбор этого критерия обусловлен способом ценообразования, принятом на предприятии, и ориентированном на региональные рынки.

Адекватная оценка показателей, характеризующих состояние рыночного сегмента, во многом определяет дальнейшую маркетинговую проработку сегмента, включающую определение стратегии, постановку тактических задач по выбранным сегментам, разработку программ маркетинга по продуктам и рынкам. Точность оценки действующей конкуренции на сегменте и оценки его экономических характеристик напрямую связана с успешностью планирования маркетинга в общем.

Для оценки экономических характеристик сегментов рынка выбраны следующие показатели:

1. Емкость сегмента (общий объем платежеспособного спроса на выбранном сегменте рынка в отчетном и планируемом периоде);

2. Доля предприятия на рынке (процентное соотношение потребления продукции ОАО "Борисовский завод "Металлист" по отношению к емкости сегмента);

3. Динамика сегмента (изменение во времени объема сегмента и доли предприятия на рынке).

Очевидно, что расчет перечисленных параметров есть необходимость производить по тем видам продукции, которые имеют значительный вес на рынке, и объем продаж которых существенно влияют на валовые денежные поступления.

Такими видами продукции являются:

Посуда стальная эмалированная;

Сантехнические изделия (мойки и раковины);

Изделия из жести.

В сводной таблице 2.4 1 представлены показатели ёмкости основных региональных сегментов рынка продукции ОАО "Борисовский завод "Металлист".

 

Таблица 2.4.1 Ёмкости основных региональных сегментов рынка продукции ОАО "Борисовский завод "Металлист"

Региональные сегменты рынка

Республика Беларусь

Российская Федерация

Наименование продукции

2005

2006

2007

2005

2006

2007

Посуда стальная эмалированная, тонн в год

4,68

6,36

6,6

63

67,32

72,08

Сантехнические изделия (мойки и раковины), тонн в год

31,68

31,68

32,08

122,36

122,76

124,6

Изделия из жести, тон в год

1,84

1,92

1,96

15,76

16,84

18


 

В соответствии с таблицей 2.4.1., формирование объема продаж по видам продукции можно скорректировать с учетом положения вида продукции на стадиях жизненного цикла:

Не снижать долю посуды стальной эмалированной в объеме продаж.

Увеличивать долю изделий из жести объеме продаж.

Увеличивать долю сантехнических изделий в объеме продаж.

Для оценки конкурентоспособности предприятия были отобраны:

Качественные критерии оценки конкурентоспособности.

Перечень предприятий для сравнительного анализа.

Перечень предприятий участвующих в сравнительном анализе подобран таким образом, чтобы их можно было сопоставить по объемам и ассортименту выпускаемой продукции.

ОАО "Борисовский завод "Металлист" (г. Борисов) - 228 тонн в год;

Слуцкий завод эмальпосуды (г. Слуцк) - 112 тонн;

ОАО "Эмальпосуда" (г. Минск) - 221 тонна в год;

ООО "Белпромсервис" (г. Москва) - 315 тонны в год;

"Нева-Металл Посуда" (г. Санкт-Петербург) - 235 тонн в год.

Таким образом, для роста конкурентоспособности ОАО "Борисовский завод "Металлист", необходимы как технические мероприятия (инвестиции в новую технику), так и организационные, направленные на внедрение менеджмента качества и совершенствование работы с потребителем.

На ОАО "Борисовский завод "Металлист" для осуществления успешной деятельности на рынке разработана и хорошо продуманна товарная политика. Решения по товару являются главенствующими в рамках разработки и реализации комплекса маркетинга на предприятии.

Основная задача товарной политики состоит в разработке направлений оптимизации товарной номенклатуры и определении ассортимента товаров, наиболее предпочтительного для успешной работы на рынке и обеспечивающего эффективность деятельности предприятия в целом.

На ОАО "Борисовский завод "Металлист" сформирован и постоянно обновляется ассортимент продукции.

ОАО "Борисовский завод "Металлист" предлагает набор взаимосвязанных ассортиментных позиций, который образует ассортиментную группу.

Товарная номенклатура предприятия включает все ассортиментные группы.

В основе товарной политики предприятия лежит определение оптимального ассортимента товаров. Это означает включение в товарную номенклатуру тех товаров, производство и сбыт которых, с одной стороны, ориентированы на потребности рынка, а с другой - положительно влияют на обеспечение экономической эффективности деятельности предприятия в целом, приносят ему прибыль и способствуют достижению других целей.

Отсутствие детально проработанной товарной политики может привести к неустойчивости структуры ассортимента из-за влияния случайных или кратковременных изменений постоянно действующих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью изделий. Принимаемые в таких случаях оперативные маркетинговые решения нередко основываются исключительно на интуиции, а не на трезвом расчете, учитывающем долговременные интересы. Напротив, хорошо продуманная товарная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления ассортимента, но и служит для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности действий, способных скорректировать текущие ситуации исходящие из внутренней и внешней среды предприятия.

При формировании товарной политики предприятие прежде всего исходит из двух взаимодополняющих и взаимоисключающих принципов: внутренней взаимосвязи и стратегической гибкости.

Внутренняя взаимосвязь означает, что товарная номенклатура ОАО "Борисовский завод "Металлист" внутренне увязана. А отдельные изделия дополняют друг друга.

Данный принцип обеспечивает широкую экономию на масштабах деятельности предприятия за счет взаимной поддержки различных ассортиментных групп. Это возможно, потому что дополнительный эффект достигается за счет использования одних и тех же производственных мощностей, технологий, научно-технической базы, общей сбытовой сети и т.п. Тем самым обеспечивается более высокая отдача от капиталовложений, чем по отдельным, несвязанным видам деятельности. В то же время реализация данного принципа формирования товарной политики отличается достаточно большой уязвимостью в случае резких изменений рыночной конъюнктуры.

Принцип стратегической гибкости позволяет преодолеть присущие предприятию недостатки, поскольку основывается на гибкости формировании товарной номенклатуры, которая зависит от разных технологий, сырья, методов сбыта и т.п. Это уравновешивает устойчивые и рискованные ассортиментные группы, уменьшает негативные воздействия на общие совокупные результаты деятельности предприятия неожиданных изменений конъюнктуры на товарном рынке. На предприятии учитывают, реализация данного принципа формирования товарной политики требует значительных финансовых, материальных и прочих затрат.

Осуществление эффективной товарной политики связано с двумя крупными проблемами. Во-первых, предприятие должно рационально организовать работу в рамках существующей товарной номенклатуры и, во-вторых, заблаговременно осуществлять разработку новых товаров. Поэтому формирование и реализация товарной политики предусматривает решение принципиальных задач, связанных:

Информация о работе Анализ деятельности полиграфического предприятия