Американская модель менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2012 в 18:38, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение характерных особенностей американской модели менеджмента.
Данная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
1.изучение истории формирования американской модели менеджмента;
2.дать характеристику американской модели менеджмента;
3.проанализировать особенности американской модели менеджмента в сравнении с японской и западноевропейской.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...4
Историческое формирование американской модели менеджмента………………………………………………………………...5
2. Характеристика американской модели менеджмента……………………..9
2.1 Корпорация как основная форма предпринимательства.…………...…...9
2.2 Экономическая демократия на предприятиях……………..…………....16
2.3 Стратегическое управление ……………………...……………….……...23
3. Особенности американской модели менеджмента в сравнении с японской и западноевропейской ……………………………………….........33
3.1. Американская и японская модели менеджмента…………………...….33
3.2. Западноевропейская модель менеджмента……………………………..39
3.3. Современный американский менеджмент……………………………...45
Заключение…………………………………………………………………….52
Список литературы……………………………………………………………53

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 255.00 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки российской федерации

Федеральное агентство  по науке и образованию

 

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-КОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСТИТЕТ»

(РГТЭУ)

 

Оренбургский филиал

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

ПО ДИСЦИПЛИНЕ___ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕТА_____________________

 

 

НА ТЕМУ АМЕРИКАНСКАЯ МОДЕЛЬ МЕНЕДЖМЕНТА______

 

 

 

 

 

Выполнена студентом(кой)  2 курса

Очной формы обучения

Специальность 080507 «Менеджмент  организации»

Юхименко  Сергей Викторович________________________

(ФИО полностью)

_____________________________________________________________

 

Шифр_______М08-079__________

 

Научный руководитель

 

Узикова Наталья  Владимировна_______________________

(ФИ, ученая степень, звание)

 

 

 

Отметка о допуске (недопуске) к защите__________

 

«____» ______________2009г.                 _____________________________

(Подпись научного руководителя)

 

 

Оренбург-2009г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………...4

  1. Историческое формирование американской модели менеджмента………………………………………………………………...5

2. Характеристика американской модели менеджмента……………………..9

2.1 Корпорация как основная форма предпринимательства.…………...…...9

2.2 Экономическая демократия на предприятиях……………..…………....16

2.3 Стратегическое управление ……………………...……………….……...23

3. Особенности американской модели менеджмента в сравнении с японской и западноевропейской ……………………………………….........33

3.1. Американская и  японская модели менеджмента…………………...….33 

3.2. Западноевропейская модель менеджмента……………………………..39

3.3. Современный американский  менеджмент……………………………...45

Заключение…………………………………………………………………….52

Список литературы……………………………………………………………53

          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ.

 

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. Особое внимание заслуживают Соединенные Штаты Америки; страна ставшая одним из лидеров в экономике на рубеже XIX-XX вв. Эта страна была полностью пронизана духом капитализма, т.к. Англия, являясь доминионом США, уже ступила на путь капитализма, распространив тем самым опыт буржуазного ведения хозяйства на большинство своих колоний.

Вовсе не случайно, что  центр развития теории и практики менеджмента в начале XX в. переместился из Англии в Америку. Деятельность основоположников «научного менеджмента» отражала характерные тенденции эпохи классического капитализма – свободную рыночную экономику, индивидуальное предпринимательство, господство средних и небольших предприятий. Организация труда и управления в такой «локальной экономике» не требовала систематического применения науки, да и сама наука ещё не была доминирующим общественным институтом, главной производительной силой промышленности. Именно в такой среде могло пройти формирование такого вида деятельности как менеджмент. Главным фактором развития науки управления здесь явился не средний и мелкий, а большой бизнес – крупные и сверхкрупные корпорации, например, такие как Midvale Steel и Bethlehem Steel, в каждой из которых работало по несколько тысяч человек. В Америке, писал Питер Друкер, «крупные корпорации составляют меньшинство, но такое меньшинство, которое задаёт типическую структуру общества, поведение людей, их образ жизни». Большой бизнес выступает основой любого индустриально развитого общества. Он финансирует и вызывает к жизни также большую науку. Даже профсоюзы и органы правительственной администрации есть не что иное, как социальный ответ на феномен большого бизнеса. Именно невмешательство государства позволяло предпринимателям, которые добивались успеха в самом начале развития своего бизнеса, становиться монополистами. Важнейшей составной частью плановой работы корпорации является стратегическое планирование, возникшее в условиях насыщения рынка и замедления роста ряда корпораций. Стратегическое планирование создает базу для принятия эффективных управленческих решений. Для снижения сопротивления рабочих организационным изменениям, происходящим в корпорациях, разрабатываются программы повышения «качества трудовой жизни», с помощью которых работники корпорации привлекаются к разработке стратегии ее развития, обсуждению вопросов рационализации производства, решению разнообразных внешних и внутренних проблем.

Целью данной работы является рассмотрение характерных особенностей американской модели менеджмента.

Данная цель обусловила постановку и решение следующих  задач:

1.изучение истории формирования американской модели менеджмента;

2.дать характеристику американской модели менеджмента;

3.проанализировать особенности американской модели менеджмента в сравнении с японской и западноевропейской. 

Работа основана на  трудах отечественных и зарубежных экономистов по вопросам  американской модели менеджмента, а также в работе использованы  материалы периодической печати.

 

 

 

 

 

  1. ИСТОРИЧЕСКОЕ ФОМИРОВАНИЕ АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА.

 

Основоположником науки  управления по праву считается американский инженер и исследователь Ф. Тейлор (1856 – 1915). Предложенная им система организации труда и управленческих отношений вызвала «организационную революцию» в сфере производства и управления им.

Впервые свои взгляды  он изложил в статье «Система кусочных расценок» (1895). Затем они были расширены в книге «Цеховое управление» (1903) и получили развитие в «Основах научного менеджмента» (1911). Основы системы Ф. Тейлора:

- умение   анализировать работу,   изучать последовательность ее выполнения;

-  подбор рабочих (работников) для выполнения данного вида;

-  обучение и тренировка рабочих;

-  сотрудничество администрации и рабочих.

- важная характеристика  системы – ее практическая реализация с помощью определенных средств, или «техника системы». Применительно к разработкам Ф. Тейлора она включала:

-  определение и точный учет рабочего времени и решение в этой связи проблемы нормирования труда;

- подбор функциональных мастеров – по проектированию работы; движениями; нормированию и заработной плате; ремонту оборудования; планово – распределительным работам; разрешению конфликтов и дисциплине;

-   введение инструкционных карт;

-   дифференциальная оплата труда (прогрессивная оплата)

-   калькуляция затрат на производство [15, c.112].

   Резюмируя, можно  сказать, что главная идея Тейлора состояла в том, что управление должно стать системой, основанной на определенных               научных принципах, должно осуществляться специально разработанными               методами и мероприятиями, т.е. что необходимо проектировать,               нормировать, стандартизировать не только технику производства, но               и труд, его организацию и управление. Практическое применение идей               Тейлора доказало всю свою важность, обеспечив значительный рост               производительности труда.

Научное управление по Тейлору  сосредотачивалось на работе,               выполняемой на самом нижнем уровне организации. Тейлор и его               последователи проанализировали взаимосвязь  между физической               сущностью работы и психологической сущностью работающих для               установления рабочих дефиниций. И следовательно, оно не могло               предложить решение проблем деления организации на отделы, сферы и               диапазоны контроля и поручения полномочий.

Другим представителем  американской модели менеджмента, точнее ее «организационной школы» является Г. Форд (1863 – 1947), названный в свое время «автомобильным королем». Специалисты  считают, что благодаря изобретению  конвейера при производстве автомобилей Г. Форд  совершил «революцию в цехе». Он создал систему, где первое место занимали техника и технология, в которые «вписывали» человека.

Основные идеи Г. Форда  изложены в работах «Моя жизнь, мой  труд» (1922), «Сегодня, завтра» (1926), «Движение  вперед» (1930), «Эдисон, каким я его знал» (1930).

Основные принципы системы  Г. Форда:

-  массовое изготовление стандартной продукции на конвейере;

-  непрерывность и подвижность процесса производства;

-  максимальный темп работы;

-  новая технология на основе поточного производства;

-  точность как стандарт и качество продукции;

-  определяющая роль технико–технологической системы;

-  экономический эффект системы;

-  не быть зависимым от человека, его слабостей [7, c. 67].

    Первая попытка  применить психологический анализ к практическим задачам производства была предпринята профессором Гарвардского университета США Г. Мюнстербергом.  В 20—30-е годы нашего столетия зародилась школа человеческих  отношений, в центре внимания которой находится человек. Возникновение доктрины «человеческих отношений» обычно связывают   с именами американский ученых Э. Мэйо и Ф. Ротлисбергера, которые известны своими исследованиями в области социологии производственных отношений.

Основоположником этой американской школы  стал Элтон  Мэйо (1880 – 1949), считавший, что управление должно основываться не на интуитивных представлениях о человеке, а на достижениях научной психологии.

Для доказательства своих  идей Э. Мэйо в 1927 – 1932 гг. проводит ставший  впоследствии знаменитым Хоторнский эксперимент (г. Хоторн близ Чикаго). Объектом исследования были шесть работниц, составлявших бригаду по сборке телефонных реле. Тринадцать раз в течении пяти лет проводились изменения в режимах работы, оплате, организации питания. Работницам внушали, что их труд имеет большое значение для общества, науки. Когда при двенадцатом по счету изменения в условиях труда все ранее предоставленные бригаде улучшения и льготы были отменены, обнаружилось, что достигнутый уровень увеличения выработки не только не снизился, но и продолжал возрастать. По мнению Э. Мэйо и его коллег, важную роль в этом сыграли моральные и психологические факторы – личные и групповые.

Данная школа положила начало развитию идей о «человеке  в организации», роли «человеческого фактора» в ней.

Представители этой школы  разработали свой инструментарий управления, который в настоящее время  широко используется на практике: человеческие отношения; условия работы; отношения  «руководитель – подчиненный»; стиль  руководства; мотивация труда; психологический климат в коллективе и его улучшение.

Один из важнейших  выводов в рамках «школы человеческих отношений» состоит в том. что  руководителю необходимо иметь профессиональную подготовку, которая включает наряду с другими и «человековедческие»  дисциплины – психологию управления, социальную психологию, социологию менеджмента, деловой этикет и др.

Большое место в исследованиях  ученых, примыкающих к школе             психологии и человеческих отношений, занимают проблемы мотивации             людей в организации. К числу исследователей, уделивших этим проблемам значительное внимание, следует отнести: А. Маслоу, Ф.  Герцбергера, Д. Макклеланда, К. Альдерфера. Наиболее последовательно концепция мотивации развита видным   представителем школы психологии и человеческих отношений, профессором школы менеджмента Мичиганского университета Дугласом Макгрегором. Макгрегор внес значительный вклад в развитие содержания теории человеческих ресурсов, сосредоточив свое внимание  на вопросах лидерства, стиля руководства, поведения людей в   организациях.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. ХАРАКТЕРИСТИКА АМЕРИКАНСКОЙ МОДЕЛИ МЕНЕДЖМЕНТА

 

2.1. Корпорация как  основная форма предпринимательства.

 

Корпорация – это  система организации бизнеса, в  которой владельцы отделены от оперативного управления экономическими процессами, переданного в руки профессионального менеджера. Последнее является принципиальным отличием корпоративной формы организации и управления бизнесом от любой другой, существующей в современной экономике.

История развития корпорации как формы социальной организации неразрывно связана с развитием так называемого общего права, которое в наиболее полном виде сформировалось в Англии и продолжает определять юридические системы многих стран, так или иначе попавших под влияние Англии в прошедшие периоды. Американское корпоративное законодательство не стало исключением. Первоначально бизнес в этой стране осуществляли лишь английские компании, получившие на это право в самой Англии. Английские короли даровали таким компаниям специальные привилегии, например, «Британская Воточно-Индийская компания залива Гудзона» получила эксклюзивную возможность контролировать торговлю и другую коммерческую деятельность на территории всех британских колоний в Америке. Однако развитие бизнеса в США проходило достаточно медленно в силу аграрного характера этой страны. Купцы-одиночки и местные предприниматели находили партнерство вполне достаточной формой для решения большинства своих проблем. Корпорации, созданные в колониальные времена, в основном решали задачи создания общественной инфраструктуры, управления религиозными организациями, университетами и т.п. Так, например, создание ряда корпораций было связано со строительством железных дорог и каналов, необходимых для освоения больших территорий. Даже после революции эта форма бизнеса не получила распространения, поскольку были свежи воспоминания о королевских корпорациях, контролировавших жизнь колоний в Новом Свете. Однако все изменилось к концу XIX в. К этому времени число американских корпораций достигло нескольких сотен, а некоторые набрали достаточную экономическую мощь, чтобы нанимать юристов и имели достаточно юридических сил, равных целой специализированной компании. К началу XX в. корпорации стали доминирующей формой организации бизнеса в таких отраслях, как промышленное производство, добыча полезных ископаемых, транспорт, инфраструктурные отрасли, банковская сфера и страхование. А уже к 1950г. данная форма бизнеса контролировала 57% ВНП, и продолжает доминировать  по сей день [6, c. 117].

Информация о работе Американская модель менеджмента