Американская модель менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2012 в 22:46, контрольная работа

Описание работы

За всю историю существования менеджмента многие зарубежные страны накопили значительные сведения в области теории и практики управления в промышленности, сельском хозяйстве, торговле и другие с учетом своих специфических особенностей. К сожалению, наша отечественная наука управления развивалась самостоятельно и обособленно, часто игнорируя зарубежный опыт искусства управления.

Файлы: 1 файл

американ модель менедж-а.по варенниковой.docx

— 42.23 Кб (Скачать файл)

      Здесь важно отметить следующую закономерность. Вначале собственник  и менеджер представлены в одном лице. Затем  управление отделяется от капитала и  производства. Вместо одного капиталиста-менеджера  возникают два сообщества: акционеров и наёмных руководителей.

        Следующий этап развития: менеджеров много и каждый следит за   конкретной функцией. После этого единый менеджер-специалист вновь  дробится, и вместо него появляется сообщество специалистов. Теперь менеджер координирует работу специалистов, используя для этого специальные инструменты координирования, в частности, систему     принятия решений, цели политики компании и др.

     Именно  с учетом этих особенностей американской экономики и формируется американская модель менеджмента.

       Преимущества и недостатки американской модели менеджмента.

       Важный  принцип, обеспечивающий лидирующее положение  американских фирм в мировой экономике - комплексный контроль качества (концепция «делать с первого раза»). В соответствии с этой концепцией качество обеспечивается путём включения ответственности за качество в каждую должностную инструкцию или описание работ производственного рабочего.  
 

     Основные  недостатки этой модели следующие:

     · Уменьшение гибкости при изменении  производственных заданий, снижение чувства  удовлетворённости рабочих, нарастание утомления от монотонности, рост прогулов как следствие чрезмерной специализации  труда.

     · Потеря эффективности иерархической  организации в тех отраслях промышленности, где ассортимент товаров велик  и производственный процесс включает в себя множество стадий.

     · Стремление американских менеджеров получить сиюминутную выгоду, решить вопрос «быстро».

     · Большое количество уровней управления (до 11-12 в американской автомобильной  промышленности, по сравнению с 5-6 в  японской), и как следствие- рост бюрократического аппарата и трансакционных издержек.

     Однако, несмотря на присущие ей недостатки американская школа менеджмента на сегодняшний  момент получила наибольшее распространение  и признание.

     На  её принципах построили свою работу такие крупные компании как General Motors, General Electric, Emerson, Caterpillar и многие другие. Фактически это универсальная  модель управления. Как писал Питер  Друкер - известный представитель  американской школы менеджмента - «менеджмент - это специфическая и определяющая структура всех и каждой организации».

     Положительные особенности американской системы  менеджмента:

     · значительное теоретическое обоснование процессов управления.

     · жесткая иерархическая структура: каждый работник имеет только одного начальника.

     · чётко прописанные должностные инструкции, начиная от того, как нужно мыть пол и заканчивая порядком приготовления гамбургеров.

     · контроль качества выполняемых операций на месте: концепция «делать с первого раза».

     · строго почасовая выплата зарплаты, штрафы за опоздание и выговор за приход на работу раньше оговоренного срока (начальству придётся платить вам больше денег) - концепция «точно вовремя».

     · стремление создать равные условия для работников: прием пищи в одной общей комнате, одинаковая зарплата для рабочих одного уровня.

     · перспектива карьерного роста в компании.

     · поощрение конкуренции и доносительства внутри одной группы (существует специальный ящик, куда нужно опускать записки обо всех нарушениях, какие вы только заметили). Ответственность начальников за действия подчинённых .

     Современное состояние американского  менеджмента.

     Современная американская модель менеджмента ориентирована  на  такую организационно-правовую форму частного предпринимательства, как корпорация (акционерное общество), возникшую еще в начале XIXв.  Американские корпорации широко используют в своей деятельности стратегическое управление. Это понятие было введено  в обиход на  стыке 60—70-х гг., а  в 80-е гг. охватило практически все    американские    корпорации4.

         Изучение американской модели  менеджмента представляет известный     интерес. Именно в США впервые  сформировалась наука и практика         менеджмента.        Американский  менеджмент впитал в себя основы  классической  школы, основателем  которой является Анри Файоль. Американцы      Лютер Гьюлик  и Линдал Урвик5 сделали много для популяризации   основных положений классической школы. Классическая школа оказала   значительное влияние на формирование всех других направлений в     американской теории управления.

       Переход от экстенсивных к  интенсивным методам хозяйствования  в             20—30-е гг. потребовал поиска новых  форм управления. Постепенно  сложилось  понимание того, что для выживания  производства необходимо изменить  отношение к положению рабочего  на предприятии, выработать новые  методы мотивации и сотрудничества      между рабочими и предпринимателями.

        Современный американский менеджмент в таком виде, какой сложился в настоящее время, базируется на трех исторических  предпосылках6:

                 1. Наличие рынка.

                 2. Индустриальный способ организации  производства.

                 3. Корпорация как основная форма  предпринимательства.

       Американский экономист Роберт  Хейлбронер7 указал на три             основных исторически сложившихся подхода к распределению ресурсов             общества. Это — традиции, приказы и рынок. Традиционный подход    имеет в виду распределение экономических ресурсов общества посредством сложившихся традиций, от одного поколения к другому.      Командный подход подразумевает распределение ресурсов через приказы. Рыночный подход предусматривает распределение ресурсов с    помощью рынка, без какого-либо вмешательства общества. Этот подход является наиболее эффективным.

       Американские ученые продолжают ставить и разрабатывать реальные проблемы менеджмента. Американская практика подбора руководящих работников делает главный акцент на хорошие организаторские    способности, а не на знания специалиста.

     Если  говорить о годах 90-х, то здесь просматриваются  три наиболее             интересные тенденции. Первая из них  связана с некоторым возвратом  к             прошлому — осознанием значения материальной, технологической базы             современного производства и оказания услуг. Это вызвано не только             применением компьютеров в управлении, но и вообще усилением влияния             технического прогресса на достижение целей организации, повышением             роли производительности и качества для победы в конкуренции. Не             случайно в данном учебнике об основах  управления появились             самостоятельные разделы об управлении операциями и достижении             высокой производительности посредством  синтеза деятельности людей и             использования технологических  факторов производства. Как             представляется, управленческая мысль  снова вступает в период             некоторого усиления в ней «технократизма»  на новой, более глубокой и             здоровой основе.

       Однако, параллельно с этим наблюдается  и вторая тенденция,             касающаяся уже социальных, поведенческих  аспектов, — это усиление             внимания не только к организационной  культуре, о чем говорилось             выше, но и к различным формам  демократизации управления, участия             рядовых работников в прибылях, в осуществлении управленческих             функций, в собственности. Эта  идея, зародившаяся в 30-е годы  и             настойчиво развиваемая теоретиками  50-60-х годов, в практике             американского менеджмента реализовывалась,  впрочем, довольно вяло.

        Этим американский менеджмент отличался от европейского и японского (хотя и очень своеобразного в этом смысле) управления. Но сегодня демократизация управления, участие в управлении — это реальность.

        Уже общепризнано — ив Европе, и в Японии, и в США — что за             демократизированными, «партисипативньми» формами управления —             будущее. Этот феномен, по-видимому, будет обобщаться и осмысливаться             в ближайшие годы специалистами по управлению. Наша практика может             дать в этой области много своеобразного и интересного, так же как и   в вопросах этики бизнеса — еще одного традиционного, но ставшего             опять весьма актуальным аспекта хозяйствования в условиях рынка,             экономической свободы.

        Наконец, третья особенность управленческой мысли в 90-е годы —             усиление международного   характера   управления.   Вслед   за               переходом   большинства постиндустриальных стран к открытой,             экономике, резким повышением роли международной конкуренции и в то             же время кооперации производства, развитием траснациональных             корпораций и т.п. интернационализация управления ставит очень много             новых вопросов перед управленческой теорией и практикой. Важнейшие             из них — что есть общее и особенное в управлении, какие             закономерности, формы, методы управления являются универсальными, а             какие действуют в диапазоне конкретных условий разных стран, как             наилучшим образом выполнять функции управления во             внешнеэкономической деятельности, в чем состоят особенности             национального стиля в управлении, в организационном поведении,             насколько эти особенности важны для достижения желаемых результатов,             как иностранцам быстрее приспособиться к национальной местной среде.

     Исследование  возможности использования  элементов американской модели менеджмента  в ОАО «АК «Омскагрегат»

     Общая характеристика ОАО  «АК «Омскагрегат»

     ОАО "Акционерная Компания "Омскагрегат" создана 20.06.2002г. на базе Омского Ордена трудового красного знамени Агрегатного  завода им. В.В.Куйбышева, который вел  свое начало от чугунно-литейного, механического  завода, построенного датским предпринимателем С.Х.Рандрупом в 1901г. Это было одно из первых и самых крупных предприятий  сельскохозяйственного машиностроения Сибири и Дальнего Востока. Завод  выпускал плуги и бороны.

     К 1911 году С.Х.Рандруп расширил своё предприятие  до 200 человек и помимо сельскохозяйственных машин и орудий организовал сборку швейных машин, кооперируясь с заводами фирмы "Зингер".

     В 1914 - 1918 завод одновременно с производством  сельскохозяйственных машин освоил выпуск корпусов для чугунных снарядов, наконечников казачьих пик и другой продукции для нужд фронта.

     После революционных событий. В ноябре 1919г., завод был национализирован. За годы Советской власти завод прошел техническую реконструкцию, значительно  расширил и увеличил номенклатуру выпускаемой продукции, освоил выпуск запасных частей к тракторам, а затем выпустил партию тракторов-пропашников.

     В 1921г. завод получил название "Красный  пахарь", а в 1935г., ему было присвоено  имя В.В.Куйбышева. После начала Великой  Отечественной войны по постановлению  Госкомитета обороны от 08.10.1941г. в  Омск был эвакуирован московский агрегатный завод №20 Наркомата авиационной  промышленности, и после слияния  с заводом "Красный пахарь" создан единый завод №20. В годы войны  завод выпускал авиационные агрегаты, мины 82 мм миномета и мины к реактивному  миномету "Катюша".

     За  образцовое выполнение заданий правительства  Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 ноября 1945г. завод был награжден  Орденом Трудового Красного Знамени.

     1957 г. можно считать началом нового  этапа в жизни завода: было  принято решение о создании  мощностей по изготовлению ракетной  техники на базе авиационного  производства. Первыми изделиями  такого типа были рулевые машины. Для создания этих изделий был необходим новый, более высокий уровень производства, для сборки и испытаний - помещения с очень жесткими требованиями к чистоте воздушной среды. Потребовалось более точное металлообрабатывающее оборудование, контроль качества на всех стадиях подготовки, сложные испытательные устройства.

     В 1960 г. заново организовано производство с разделением его по выпуску  изделий для авиации, ракетной техники  и продукции гражданского назначения.

     Но  главная миссия предприятия, оснащение  авиационного парка страны надежными  в работе агрегатами, оставалась неизменной.

     К началу 80-х завод стал лидером  авиационного агрегатостроения. Все  лучшие созданные в эти годы авиационные  двигатели и самолёты оснащались его топливной аппаратурой и гидравликой. Изделия предприятия эксплуатируются на самолётах Ил, Ту, Ан, Як, МиГ, Су, а также на вертолетах различных модификаций.

Информация о работе Американская модель менеджмента