Американская модель менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2013 в 12:55, реферат

Описание работы

Американский менеджмент впитал в себя основы классической школы, основателем которой является Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали много для популяризации основных положений классической школы. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления. Когда в США переживали экономический бум классический капитализм переходил в свою высшую, монополистическую стадию. Именно в этот период складывались объективные предпосылки для зарождения «научного менеджмента» в США и деятельности его лидера – Фредерика Уинслоу Тейлора.

Файлы: 1 файл

Американская модель менеджмента.docx

— 22.85 Кб (Скачать файл)

Американская  модель менеджмента

История развития Американской  модели управления.

            Американский менеджмент впитал  в себя основы классической  школы, основателем которой является  Анри Файоль. Американцы Лютер Гьюлик и Линдал Урвик сделали много для популяризации основных положений классической школы. Классическая школа оказала значительное влияние на формирование всех других направлений в американской теории управления.

 

     Когда в США переживали экономический бум   классический капитализм переходил в свою высшую, монополистическую стадию. Именно в этот период складывались объективные предпосылки для зарождения «научного менеджмента» в США и деятельности его лидера – Фредерика Уинслоу Тейлора.

 

     Вовсе не случайно, что центр развития теории  и практики менеджмента в начале XX века переместился из Англии  в Америку. Деятельность основоположников  «научного менеджмента» отражала  характерные тенденции эпохи  классического капитализма –  свободную рыночную экономику,  индивидуальное предпринимательство,  господство средних и небольших  предприятий. Организация труда  и управления в такой «локальной  экономике» не требовала систематического  применения науки, да и сама  наука ещё не была доминирующим  общественным институтом, главной  производительной силой промышленности. Так обстояло положение дел  в Англии эпохи Аркрайта, Смита, Болтона и Оуэна.  Таким образом, мы можем сделать вывод, что именно английская, а точнее англо-саксонская модель легла в основу американской школы менеджмента.

 

         Иная ситуация  складывалась в конце XIX – начале XX века в США, которые по  техническому уровню производства  вошли в число мировых лидеров.  Несколько фактов помогаю понять, почему именно Америка оказалась  родиной современного управления. Даже в начале XX века США были  практически единственной страной,  где человек мог преодолеть  трудности, связанные с его  происхождением, национальностью, проявив  личную компетентность. Главным  фактором развития науки управления  здесь явился не средний и  мелкий, а большой бизнес –  крупные и сверхкрупные корпорации, например, такие как Midvale Steel и Bethlehem Steel, в каждой из которых работало по несколько тысяч человек. В Америке, писал Питер Друкер, «крупные корпорации составляют меньшинство, но такое меньшинство, которое задаёт типическую структуру общества, поведение людей, их образ жизни. Большой бизнес выступает основой любого индустриально развитого общества. Он финансирует и вызывает к жизни также большую науку. Даже профсоюзы и органы правительственной администрации есть не что иное, как социальный ответ на феномен большого бизнеса. Именно невмешательство государства позволяло предпринимателям, которые добивались успеха в самом начале развития своего бизнеса, становиться монополистами.

 

        Отмечая различия  в развитии индустрии континентальной  Европы и Северной Америки,  некоторые специалисты указываю, что американцы начали с механизации  всего комплекса операции, в то  время как европейцы склонны  были механизировать отдельные  операции, например, ткачество или  прядение. 

 

     Американцы заимствовали  в готовом виде лучшие технические  идеи европейцев и тут же  претворяли их в конкретные  технические модели. Подход североамериканцев  был более гибким и скорым, внедрение техники в меньшей  степени опутано бюрократическими  сетями. Центрами технического прогресса  в Европе чаще всего служили  государственные учреждения и  университеты, а в США – предприятия.  Передовые фирмы имели хорошо  оснащенные лаборатории, занимающиеся  практическим внедрением технических  достижений. Таковы исторические  предпосылки возникновения американской  школы менеджмента. 

2.   В  чем заключается успех американской  модели управления.

 

         

 

          В американской  школе менеджмента принято считать,  что успех фирмы зависит, прежде  всего, от внутренних факторов. Особое внимание уделяется рациональной  организации производства, постоянному  росту производительности труда,  эффективному использованию ресурсов. В то время как внешние факторы  отходят на второй план.

 

        Рационализация  производства выражается в высокой  степени специализации отдельных  работников и структурных единиц  компании и жёстком разграничении  их обязанностей. Преимущества специализации  заключаются в том, что она  позволяет сократить объём подготовки  работников, повысить уровень профессионального  умения на каждом специализированном  рабочем месте, отделить от  производственных заданий те, которые  не требуют квалифицированного  труда и могут быть выполнены  неквалифицированными работниками,  получающими меньшую заработную  плату, а также увеличивает  возможности специализированного  оборудования.

 

          Решения  чаще всего принимаются индивидуально,  уровень ответственности же находится  в управленческой пирамиде на  одну - две ступени выше, чем уровень  менеджеров, обладающих формальной  властью. Это означает, что руководство  отвечает за деятельность своих  подчинённых. 

 

          Американская  фирма функционирует в социальной  атмосфере, проповедующей равноправие.  Соответственно рабочие здесь  являются более мобильными, легко  меняют место работы в поисках  индивидуальной выгоды. Стоит отметить, что дух «жертвенности» (альтруизма) редок у американцев: даже в  действиях, направленных на пользу  общества, на поверку легко обнаруживается  личная выгода. Часто на фирме  поощряется конкуренция между  сотрудниками (один из способов  стимулирования), именно поэтому  американцы – ярко выраженные  индивидуалисты и порой им  очень сложно работать в команде. 

 

      Для американской  модели менеджмента характерна  иерархическая модель управления.

 

            В традиционной модели иерархической  организации, прежде всего, имеет  место разграничение процесса  принятия деловых стратегических  решений и оперативных решений.  Основой стратегического управления  является системный и ситуационный  анализ внешней (макроокружение  и конкуренты) и внутренней (научные  исследования и разработки, кадры  и их потенциал, финансы, организационная  культура и пр.) среды.

 

          Важнейшей  составной частью плановой работы  корпорации является стратегическое  планирование, возникшее в условиях  насыщения рынка и замедления  роста ряда корпораций. Стратегическое  планирование создает базу для  принятия эффективных управленческих  решений.

 

          Для  снижения сопротивления рабочих  организационным изменениям, происходящим  в корпорациях, разрабатываются  программы повышения «качества  трудовой жизни», с помощью которых  работники корпорации привлекаются  к разработке стратегии ее  развития, обсуждению вопросов рационализации  производства, решению разнообразных  внешних и внутренних проблем.

 

         Первый  касается деловых решений фирмы,  которые определяют основные  направления её функционирования. После выработки последних фирма принимает оперативные решения для адаптирования своей деятельности к непредвиденным различным обстоятельствам (поломке оборудования, браку и т.п.) и к изменению ситуации на рынке. Основной принцип такой иерархической координации характеризуется следующими двумя особенностями:

 

         Каждая  функциональная единица имеет  не более одного прямого начальника  и не связана с другими единицами  (следовательно, любая координация  действий двух несравнимых единиц  осуществляется общим прямым  начальником).

 

         В настоящее  время в США получили распространение  четыре основные формы привлечения  рабочих к управлению: участие  рабочих в управлении трудом  и качеством продукции на уровне  цеха; создание рабочих советов  (совместных комитетов) рабочих  и управляющих; разработка систем  участия в прибыли; привлечение  представителей рабочих в советы  директоров корпораций.

3. Специфика управления  в американских компаниях.

Особенности менталитета.

 

        Черты поведения:

 

- бизнесмены действуют прямолинейно;

 

- прибегают к натиску, приказу  в процессе согласования решения  на переговорах;

 

- не делают долгих отступлений,  а сразу переходят к самой  сути вопроса, прагматически классифицируя  их, решая вопросы один за другим.

 

      Главной целью  является всесторонняя договоренность. Одно из самых важных условий  – соблюдение всех законов,  нормативных актов, положений,  а не выгода и согласие между  партнерами. В состав американской  делегации на переговорах обязательно  входит уполномоченный представитель,  который имеет право на принятие  решений, и юрист. Американские  менеджеры не приветствуют, если  их коллеги (партнеры) прерываются  во время дискуссий или перед  принятием решения удаляются  для обсуждения своего решения.

Управление в американских компаниях.

            Некоторые американские авторы  называют привлечение непрофессионалов  к управлению "третьей революцией" в управлении после выделения  управления в особый вид деятельности  и появления менеджеров.

 

     В настоящее время  в США получили распространение  четыре основные формы привлечения  рабочих к управлению:

 

- участие рабочих в управлении  трудом и качеством продукции  на уровне цеха;

 

- создание рабочих советов (совместных  комитетов) рабочих и управляющих;

 

- разработка систем участия  в прибыли;

 

- привлечение представителей рабочих  в советы директоров корпораций.

           Привлечение  рабочих к участию в высших  органах управления корпорацией  – советах директоров – на  практике встречается крайне  редко.

 

     Для снижения сопротивления  рабочих организационным изменениям, происходящим в корпорациях, разрабатываются  программы повышения "качества  трудовой жизни", с помощью  которых работники корпорации  привлекаются к разработке стратегии  ее развития, обсуждению вопросов  рационализации производства, решению  разнообразных внешних и внутренних  проблем.

Основные особенности управления в американской компании:

          Функциональность, что означает четко закрепленные  должностные обязанности за сотрудником.  Принцип: сосредоточься на том,  что ты делаешь успешнее всего;  не важно, какой ты, важно, что  ты умеешь делать как специалист.

 

        Задача менеджера  состоит в раскрытии творческого  потенциала сотрудника. Поощрение  новых идей. Обязательная переподготовка  и непрерывное обучение. Управление  по целям. Расчленение любой  задачи, где решение связано с  совокупностью разнородных знаний. Четкий алгоритм достижения.

 

        Реализация  противоположных тенденций: жесткий  функциональный подход (например, конвейерная  система) и большое количество  лидеров и творческих личностей,  децентрализация и централизация,  жесткость в отстаивании своих  интересов и гибкость в реализации.

 

        Карьерный  рост происходит строго в рамках  профессиональной специализации. 

 

       Развитая корпоративная  культура.

 

        Менеджмент  считается сильным конкурентным  преимуществом.

          Перестройка  кадровой работы начиналась с  управляющих и высокооплачиваемых  специалистов. С позиции концепции  “человеческих ресурсов” инвестиции  в этот персонал наиболее оправданы.

 

          Компетентность  и личная “заинтересованность  в фирме” управляющих высшего  уровня наиболее радикально влияют  на общие результаты деятельности  корпорации. Поэтому кадровая работа, включая систему вознаграждения, социального страхования и различных  льгот, сориентирована на закрепление  управленческой верхушки фирмы.  Тогда как пренебрежение работой  с рядовыми исполнителями способствовало  высокой текучести этого персонала  ввиду преждевременного физического  или морального (устаревания профессиональных  навыков) износа, низкого качества  трудовой жизни. Резко дифференцированный  подход к работе с персоналом  сохранялся в 70-80-е годы, хотя  ряд фирм вынужден был перенести  новые методы работы на более  широкий контингент персонала.

 

        Обращает на  себя внимание, во-первых, зависимость  денежных оценок от характера  самой должности (например, соответствующие  оценки по управляющим среднего  звена были в 3 раза выше, чем  по программистам). Во-вторых, в относительном  выражении по большинству профессий  и должностей выявлены большие  различия “индивидуальной ценности”  работника для фирмы. Отклонения  в обе стороны составляют от 40 до 70% должностного оклада. Разница  ценности для фирмы лучших  менеджеров по сравнению со  средними была определена в 30 тыс. долл.

Информация о работе Американская модель менеджмента