Административные методы менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2014 в 20:16, контрольная работа

Описание работы

Способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации, выступают как методы менеджмента. Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей. Методы менеджмента применяются по отношению к трудовым коллективам в целом и отдельным работникам в частности.

Содержание работы

1. Административные методы менеджмента, их сущность, преимущество и недостатки………………………………………………..
2. Процессуальные теории мотивации: их сущность, основные положения, преимущества и недостатки, область применения………….
3. Дайте характеристику методов оценки персонала используемых в Вашей организации. Каким из них отдается предпочтение у Вас в организации? Каковы основные цели оценки персонала?............................
4. Список использованных источников………………………………………

Файлы: 1 файл

до 25 декабря задание..docx

— 81.86 Кб (Скачать файл)

Содержание.

 

1. Административные методы менеджмента, их сущность, преимущество и недостатки………………………………………………..  

 

3

2. Процессуальные теории мотивации: их сущность, основные положения, преимущества и недостатки, область применения………….   

 

7

3. Дайте характеристику методов оценки персонала используемых в Вашей организации. Каким из них отдается предпочтение у Вас в организации? Каковы основные цели оценки персонала?............................

 

 

15

4. Список использованных  источников………………………………………

18


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Административные  методы менеджмента, их сущность, преимущество и недостатки.

Способы осуществления управленческой деятельности, применяемые для постановки и достижения целей организации, выступают как методы менеджмента. Решая ту или иную задачу менеджмента, методы служат целям практического управления, предоставляя в его распоряжение систему правил, приемов и подходов, сокращающих затраты времени и других ресурсов на постановку и реализацию целей.

Методы менеджмента применяются по отношению к трудовым коллективам в целом и отдельным работникам в частности. Поэтому их следует интерпретировать как способы управленческого воздействия на трудовой коллектив и человека. Такой подход связан с общей концепцией менеджмента как целенаправленного воздействия на управляемые объекты, в качестве которых выступают предприятия, организации, объединения и коллективы трудящихся.

Административные  методы – способ осуществления управленческих воздействий на персонал. Они базируются на власти, дисциплине и взысканиях.

Административные методы направлены на такие мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга и т. п.

Прежде всего, следует  отметить, что административные методы сегодня утратили роль главного рычага управления производством и заняли подчиненное, обеспечивающее положение  по отношению к вышедшим на передний план методам экономическим. И дело тут не в количественном перераспределении, а в коренном изменении глубоких основ управления: теперь управление должно базироваться не на силовом  давлении, а на естественном и поэтому  добровольном стремлении работающих наиболее полно удовлетворить свои жизненные  потребности и интересы.

Существуют, однако, управленческие задачи, с которыми только посредством экономических методов справиться невозможно. Для решения этих задач и сегодня сохраняются организационно-распорядительные или, административные методы управления.

К административным методам можно отнести:

1.  Регламентирование.

2.  Нормирование.

3.  Инструктирование.

4.  Распорядительные воздействия.

Регламентирование деятельности предприятия. Это наиболее жесткая форма административного воздействия в разработке и реализации таких организационных документов, которые определяют порядок управления предприятием, а именно:

1.  Положений общеорганизационного порядка, например Положения о данном предприятии.

2.  Структуры (организации) управления предприятием.

3.  Штатного расписания и должностных инструкций (функциональных обязанностей) по управлению предприятием.

4.  Положений, определяющих внутренний порядок работы, а также статус, задачи и полномочия различных звеньев управления, например Положения об органах линейного, функционального и целевого управления.

Нормирование деятельности предприятия. Оно заключается в разработке и реализации норм, т. е. правил, и нормативов (количественного выражения этих норм), устанавливающих границы деятельности предприятия. Этот рычаг административного управления более гибок, чем регламентирование. Он неразрывно связан с экономическим управлением, обеспечивает его ориентирами для движения в нужном направлении.

Сегодня широко используются нормы выработки, времени, численности, нормативы, устанавливающие соотношения  между различными технико-экономическими показателями и т. д.

Инструктирование. Сводится к ознакомлению персонала с правилами работы, порядком ее выполнения, ожидаемыми трудностями, рекомендациями по их преодолению. Это в основном методическая разработка информационного характера - наиболее мягкая форма административного воздействия.

Распорядительное  воздействие. Это форма повседневной организации административной работы. Она включает подготовку, издание и реализацию всевозможных постановлений, директив, приказов, указаний, резолюций, распоряжений. Распорядительное воздействие может носить как письменный, так и устный характер. Каждый руководитель (линейный, функциональный) применительно к занимаемой должности имеет свой "набор" таких воздействий и свою процедуру их реализации.

Объективной основой использования  этих методов управления выступают организационные отношения, составляющие часть механизма управления. Поскольку через них реализуется одна из важнейших функций управления — функция организации, задача административной деятельности состоит в координации действий подчиненных.

Административные методы в основном опираются на власть руководителя, его права, присущую организации дисциплину и ответственность. Руководитель представляется здесь как администратор, субъект власти, опирающийся на предоставленное ему в этом право. Однако административные методы не следует отождествлять с волевыми и субъективными методами руководства, т.е. администрированием.

Административные методы оказывают прямое воздействие на управляемый объект через приказы, распоряжения, оперативные указания, отдаваемые письменно или устно, контроль за их выполнением, систему административных средств поддержания трудовой дисциплины и т.д. Они призваны обеспечить организационную четкость и дисциплину труда. Эти методы регламентируются правовыми актами трудового и хозяйственного законодательства, основными целями которого являются: правовое регулирование трудовых отношений, укрепление законности, защита прав и законных интересов предприятия и его работников в соответствии законодательными актами.

В рамках организации возможны три формы проявления организационно-административных методов:

- обязательное предписание (приказ, запрет и т.п.);

- согласительные (консультация, компромисс);

- рекомендации, пожелания (совет, разъяснение, предложение, общение и т.п.).

Как правило, это прямые задания  и распоряжения вышестоящих органов управления (волевое воздействие руководителя на подчиненных), которые направлены на соблюдение законов и постановлений, приказов и распоряжений руководителей в целях оптимизации производственных процессов. Административные методы отличаются от других четкой адресностью директив, обязательностью выполнения распоряжений и указаний, невыполнение которых рассматривается как прямое нарушение исполнительской дисциплины и влечет за собой определенные взыскания. Директивные команды обязательны для выполнения, причем в установленные сроки, даже если это невыгодно исполнителю.

Выделяют следующие способы  административного воздействия:

1) Материальная ответственность и взыскания.

Материальная ответственность  работников выражается в их обязанности  возместить ущерб, причиненный виновным действием или бездействием. Материальная ответственность возлагается на работников за ущерб, причиненный организации, с которой они состоят в  трудовых отношениях, а также за ущерб, возникший в связи с  возмещением им ущерба, причиненного его работниками третьим лицам, если этот ущерб возмещен предприятием.

2) Дисциплинарная  ответственность и взыскания используются в случае нарушения трудового законодательства, когда возникает дисциплинарный проступок, под которым понимается противоправное неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых обязанностей работником.

Невыполнение работником трудовых обязанностей существует в  случае, когда доказана его личная вина и он действовал умышленно и неосторожно. В случае если работник нарушил свои трудовые обязанности по причине от него не зависящей, то он не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности.

Условия, необходимые для  привлечения работника к дисциплинарной ответственности:

- неисполнение или ненадлежащее исполнение трудовых (служебных) обязанностей;

- противоправные действия или бездействие работника;

- нарушение правовых норм по вине работника.

Дисциплинарные взыскания  налагаются руководителем предприятия  и другими должностными лицами, которым  делегированы в установленном законом  порядке соответствующие права. Право налагать дисциплинарные взыскания  могут иметь начальники цехов, руководители отделов и т. д. Увольнение же могут осуществлять только руководители предприятия, руководители же структурных подразделений могут ходатайствовать о применении этих взысканий.

За провинности в сфере  трудовых правоотношений могут применяться  наказания, которые по своему статусу  не являются дисциплинарными взысканиями  и которые могут применяться  одновременно с дисциплинарными  взысканиями. К ним относятся: лишение  провинившегося сотрудника премий, вознаграждения по итогам года и т. д. В некоторых случаях допускается одновременное наложение административного и дисциплинарного взыскания.

3) Административная  ответственность и взыскания используются в случаях совершения административных правонарушений.

Разновидности административного  взыскания:

- штрафы;

- предупреждения;

- административный арест;

- исправительные работы;

- конфискация или возмездное изъятие предметов

Административные  или организационно-распорядительные методы управления имеют особенности:

a)  Оказывают прямое воздействие на волю подчиненных, что проявляется в однозначности отдаваемых распоряжений и в обязанности выполнения любого административного акта;

b)  Носят безвозмездный характер, не предусматривающий стимулирование;

c)  Требуют наличия и использования действенной системы контроля за их исполнение;

d)  Требуют не наилучшего решения проблем, а выполнения строго определенных действий.

Главными  преимуществами административных методов  управления выступают:

- строгая дисциплина  производственного и управленческого  персонала;

- обеспечение выбранной  технологии производства и управления.

Недостатки:

- они не способствуют  развитию творческого начала  личности;

- приводят к концентрации  власти;

- требуют обязательного  оформления всех принимаемых  решений, что отрицательно влияет  на время их реализации.

 

2. Процессуальные теории  мотивации: их сущность, основные положения, преимущества и недостатки, область применения.

Содержательные теории мотивации  базируются на потребностях и связанных  с ними факторах, определяющих поведение  людей. Процессуальные теории рассматривают  мотивацию в ином плане. В них  анализируется то, как человек  распределяет усилия для достижения различных целей и как выбирает конкретный вид поведения. Процессуальные теории не оспаривают существования  потребностей, но считают, что поведение  людей определяется не только ими. Согласно процессуальным теориям поведение личности является также функцией его восприятия и ожиданий, связанных с данной ситуацией, и возможных последствий выбранного им типа поведения.

Имеется три основные процессуальные теории мотивации:

- теория ожиданий;

- теория справедливости;

- модель Портера-Лоулера.

Теория  ожиданий часто ассоциирующаяся с работами Виктора Врума, базируется на положении о том, что наличие активной потребности не является единственным необходимым условием мотивации человека на достижение определенной цели. Человек должен также надеяться на то, что выбранный им тип поведения действительно приведет к удовлетворению или приобретению желаемого. Эта теория давно известна как на метод "кнута и пряника".

Ожидания можно рассматривать  как оценку данной личностью вероятности  определенного события. Большинство  людей ожидают, например, что окончание  колледжа позволит им получить лучшую работу и что, если работать с полной отдачей, можно продвинуться по службе. При анализе мотивации к труду  теория ожидания подчеркивает важность трех взаимосвязей: затраты труда  — результаты; результаты — вознаграждение и валентность (удовлетворенность вознаграждением).

Ожидания в отношении  затрат труда — результатов (З-Р) — это соотношение между затраченными усилиями и полученными результатами. Так, например, менеджер может ожидать, что он получит высокую оценку своей деятельности, если затратит дополнительные усилия и напишет все справки и отчеты, требуемые начальством; рабочий на заводе может ожидать, что если он будет производить продукцию высокого качества с минимальным количеством отходов сырья, это позволит ему повысить свой разряд. Конечно, во всех приведенных примерах люди могут и не рассчитывать на то, что их усилия приведут к желаемым результатам. Если люди чувствуют, что прямой связи между затрачиваемыми усилиями и достигаемыми результатами нет, то, согласно теории ожидания, мотивация будет ослабевать. Отсутствие взаимосвязи может произойти из-за неправильной самооценки работника, из-за его плохой подготовки или неправильного обучения, или же из-за того, что работнику не дали достаточно прав для выполнения поставленной задачи.

Информация о работе Административные методы менеджмента