Адаптация персонала как метод предотвращения конфликтных ситуаций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Мая 2013 в 19:24, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы работы заключается в том, что важность правильной адаптации и введения в курс дела новых сотрудников трудно переоценить. При поступлении на работу кандидат лишь приблизительно представляет себе, что ценит организация в своих работниках и чего она ожидает от них. У самих кандидатов заранее формируются определенные ожидания и представления об их будущей работе. В том случае, если они окажутся ошибочными или необоснованными, сотрудник будет чувствовать разочарование, неудовлетворенность и в конце концов уволится. Конечно, частично нереалистичные ожидания возникают из-за того, что сведения, которые предоставляют на этапе отбора, не соответствуют действительности.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….3
1. ОСОБЕННОСТИ АДАПЦИОННОГО ПЕРИОДА ……………………5
1.1 Сущность и значение адаптации персонала…………………………….5
1.2 Виды адаптаций…………………………………………………………..7
2. ОСОБЕННОСТИ КОНФЛИКТОВ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ПЕРСОНАЛА В ОРГАНИЗАЦИЯХ………………………………………….11
2.1 Сущность конфликта…………………………………………………….11
2.2 Классификация конфликтов…………………………………………….12
2.3 Причины конфликта……………………………………………………15
3. СИСТЕМА АДАПТАЦИИ …………………………………………….17
3.1 Система адаптации: задачи и структура………………………………17
3.2 Стороны процесса адаптации…………………………………………..20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

адаптация персонала как метод предотвращения конфликтных ситуаций.doc

— 125.50 Кб (Скачать файл)

 

3.2 Стороны процесса адаптации

В процессе адаптации  можно выделить четыре основные стороны: профессиональная; психофизиологическая; социально-психическая; организационная.

Соответственно  проблемы, которые возникают у  новых сотрудников можно дифференцировать по приведенным выше сторонам процесса адаптации.

Профессиональная  адаптация - это постепенная доработка  профессиональных навыков и навыков  сотрудничества до того уровня, который обязателен для исполнения новым сотрудником своих должностных обязанностей на необходимом уровне. Проблемы профессиональной адаптации связаны с освоением профессиональных навыков и с пониманием специфики работы7.

Руководители  многих крупных организаций часто пребывают в уверенности, что если сотрудник профессионал, то заниматься его адаптацией не нужно, поскольку он должен сам знать свои функции, иначе встанет вопрос об его профпригодности. Но профессионализм в работе не всегда означает обладание высокой степенью социальной компетенции, менеджерскими качествами. На практике любой новый даже суперпрофессионал не может знать особенностей и тонкостей работы конкретной организации. Сложность адаптации в современных организациях заключается еще и в том, что зачастую руководитель, подав заявку на подбор какого-либо специалиста, не может даже сформулировать требования к нему, так как и сам не всегда понимает, для выполнения каких конкретных функций ему нужен сотрудник и какими качествами он должен обладать.

Чтобы помочь новому сотруднику эффективно работать и быстрее  адаптироваться на новом рабочем  месте, организация должна приложить  максимум усилий. Новый сотрудник  обязательно должен проходить стадию ученичества, форма которого зависит  от характера организации.

В крупных организациях обычно практикуется наставничество - опытный сотрудник в процессе делового общения на рабочем месте  знакомит нового сотрудника с правилами  работы, обязанностями, принятыми нормами  взаимодействия. Все это необходимо для того, чтобы новый сотрудник после выхода на работу не ощущал себя «чужим», быстрее познакомился с коллективом, традициями организации, корпоративной культурой.

Наставником, как  правило, выбирают сотрудника организации, который положительно зарекомендовал себя. Это может быть линейный руководитель или сотрудник данного подразделения, имеющий опыт работы в данной организации. Именно на наставнике лежит основная часть работы по профессиональной адаптации. Но, чтобы наставничество было максимально эффективным, сотрудники службы персонала обязаны контролировать и корректировать работу наставника. Для того чтобы сам наставник был заинтересован в обучении нового сотрудника, вводятся дополнительные бонусы как за сам процесс наставничества, так и за успешно пройденный испытательный срок новым сотрудником.

Также распространен  инструктаж - наглядная демонстрация приемов работы. В крупных торговых организациях менеджеры по продажам учатся у старшего коллеги технике  продаж, манере общения с клиентом; бухгалтеры изучают механизмы финансовых операций, постоянно консультируясь с более опытным коллегой.

Эти формы адаптации  наиболее актуальны для сотрудников, которые пришли в организацию  без опыта работы, а для тех, у кого опыт работы в данной сфере  уже есть, наставничество и инструктаж принимают форму обмена профессиональными знаниями с целью выработки именно тех навыков, которые наиболее приемлемы для достижения тактических и стратегических целей организации.

В современных  крупных организациях может использоваться и такая форма обучения на рабочем месте, как ротация - краткосрочная работа нового сотрудника на разных должностях в разных подразделениях, что позволяет достаточно быстро изучить работу организации в целом и приобрести многостороннюю квалификацию.

Следует отметить, что профессиональную адаптацию женщины проходят в большинстве случаев быстрее, чем мужчины, а молодежь быстрее сотрудников зрелого возраста. Больше всего времени на профессиональную адаптацию требуется топ-менеджерам, которые должны предварительно изучить и проанализировать ситуацию, выстроить систему и структуру работы организации.

Психофизиологическая  адаптация - приспособление сотрудника к новым физическим и психологическим  нагрузкам, физиологическим условиям труда. В процессе психофизиологической адаптации происходит освоение совокупности всех условий, оказывающих различное психофизиологическое воздействие на сотрудника во время труда. Психофизиологическая адаптация определяется состоянием здоровья и правильной организацией режима труда и отдыха в соответствии с принятыми санитарно-гигиеническими нормами8.

Особое внимание к психофизиологической адаптации  следует уделять в крупных  производственных организациях, в которых  используется сложная технология, а  также существует опасность получения  производственных травм. В крупных торговых организациях, а также организациях, сотрудники которых работают в офисах, условия труда достаточно стандартны, но и там сотруднику требуется какое-то время, чтобы подстроиться под ритм работы, интенсивность психофизиологических нагрузок.

Наиболее эффективно психофизиологическая адаптация проходит в таких организациях, где не выдвигается  жестких требований к виду рабочего места. Если у сотрудника есть возможность  обустроить его по-своему (разложить  необходимые предметы, бумаги так, чтобы было удобно с ними работать, на стены прикрепить календари, на стол поставить фотографии и т.п.), то психофизиологическая адаптация пройдет быстро и безболезненно. Конечно, обустройство рабочего места не является главным условием успешного прохождения психофизиологической адаптации, но является одним из благоприятных факторов, влияющих на нее.

Социально-психическая  адаптация -это принятие новых норм поведения, взаимоотношений в данной организации, приспособление к новому социуму, принятие и разделение ценностей организации, ее корпоративной культуры. Проблемы социально-психической адаптации связаны с установлением межличностных и деловых отношений с коллегами, принятием корпоративных9.

Если новый  сотрудник человек бескомпромиссный, привык везде и всегда диктовать свои правила, то у него могут возникнуть очень большие сложности с тем, чтобы «вписаться» в сложившийся коллектив.

Новый сотрудник  при прохождении социально-психической  адаптации знакомится с расстановкой сил в подразделении, выясняет значимость того или иного сотрудника, включается в состав формальных и неформальных групп. Социально-психическая адаптация может оказаться очень трудной, особенно в первый месяц работы, который является наиболее стрессовым. Уровень стресса зависит от особенностей организации, от особенностей самого нового сотрудника (от его социальной компетенции, от особенностей мотивации, от текущей жизненной ситуации).

В преодолении  социально-психического барьера на новом месте работы сотруднику обязательно  должен помогать представитель службы персонала, который познакомит его с коллективом, расскажет о традициях, существующих в организации, даст четкое определение миссии кампании, ее «вес» на рынке. Новый сотрудник в свою очередь должен приложить максимум усилий, чтобы социально-психическая адаптация прошла наиболее успешно - ему необходимо быть коммуникабельным, доброжелательным, демонстрировать готовность выслушивать советы и т.п.

Если сотрудник  занимает новую должность в результате внутреннего передвижения, социально-психическая адаптация протекает гораздо легче, так как в этом случае он знаком с большинством сотрудников, особенностями корпоративной культуры и процессом работы в организации.

Организационная адаптация - понимание и принятие новым сотрудником своего организационного статуса, структуры организации и существующих механизмов управления10.

Серьезные проблемы организационной адаптации возникают  у тех сотрудников, которые устраиваются на работу впервые, особенно если первое место работы — крупная организация  со сложной организационной структурой и большой численностью персонала. У таких сотрудников еще нет опыта организационного поведения, поэтому часто возникают сложности в общении с коллегами. Как правило, новый сотрудник не решается обратиться для получения информации к коллегам, такие сотрудники не умеют работать со служебной документацией и т.д. Но сложности в общении могут возникнуть и по той причине, что ему не разъяснили стиль общения, сложившийся в организации, служебные взаимоотношения между сотрудниками.

Чтобы не возникало  подобных проблем адаптации, необходимо ознакомить новых сотрудников со сложившейся корпоративной культурой  организации, служебными взаимоотношениями  между сотрудниками, системой документооборота организации. Надо рассказать ему об истории развития, миссии организации и личной миссии сотрудника, о клиентах и партнерах, дать ознакомиться с положением об организационной структуре предприятия и положением об отделе, должностной инструкцией.

Для того чтобы  адаптация была наиболее благоприятна, должен существовать ряд документов, в которых четко прописаны система задач на период адаптации сотрудника, критерии оценки работы в этот период, сроки реализации той или иной цели, структура самой организации и схема взаимодействия отделов. При этом руководитель, наставник или сотрудник службы персонала должен постоянно общаться с новым сотрудником, обсуждать текущие вопросы, указывать на ошибки и объяснять пути их устранения.

В заключение хочется  отметить, что при интенсивном  темпе и насыщенности жизни в организации от нового сотрудника ждут скорейших результатов, он же - реализации своих заветных целей (финансовых, карьерных и т.п.), напряжение в какой-то момент может достичь критической точки. Новому сотруднику может начать казаться, что в другом месте было бы лучше, что этой организации он «не нужен», что его недооценили. В итоге постепенно вызревает конфликт.

Конечно, подобное решение организация и сотрудник  объясняют по-разному, но, как правило, истинная причина в том, что новому сотруднику не хватило сил преодолеть проблемы адаптационного периода, перейти на следующий этап взаимоотношений с организацией, а организация не смогла ему в этом помочь. Чтобы адаптация новых сотрудников не заканчивалась конфликтными ситуациями, а в конечном итоге увольнением, необходимо понимать важность адаптации и уметь правильно организовать этот процесс. А так же необходим отклик от работников после завершения периода адаптации, который может быть реализован по средствам различных вопросников (Приложение 1).

 

 

 

                                           ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Адаптация сотрудника на новом месте работы происходит всегда. Адаптация - объективный процесс  приспособления человека к новым  для него условиям труда, требованиям  осуществления деловой коммуникации и межличностного взаимодействия. Однако завершиться адаптация может по-разному: как появлением в компании замечательного работника, благополучно вписавшегося в коллектив и эффективно выполняющего свои обязанности (успешная адаптация), так и возникновением конфликтов, увольнениями и разбирательствами в суде (неуспешная адаптация). Успешно адаптировавшийся сотрудник — это, по сути, работник, хорошо вписавшийся в пирамиду корпоративной культуры и усвоивший правильные модели поведения на всех трех ее уровнях: выполнение работы, деловое взаимодействие и межличностное общение.

Таким образом, в процессе трудовой адаптации работника  решаются следующие задачи:

  • развитие и закрепление трудовых и профессиональных качеств индивида;
  • установление коммуникационных связей с коллективом (принятие ценностей, установок, норм поведения);
  • усвоение особенностей и условий труда;
  • овладение профессиональными навыками и умениями.

В ходе адаптационного периода требуется как активность самого работника, так и создание для него благоприятных условий со стороны организации. Активность сотрудника определяется его стремлением узнать и принять субкультуру организации. Организация, в свою очередь, обеспечивает психологическое сопровождение процесса адаптации.

Для молодого специалиста  в период адаптации большую опасность представляет некомпетентный первый руководитель, безразличный к его нуждам и потребностям и чинящий различные препятствия вместо помощи.

В течение всего  адаптационного периода руководитель должен  неформально обсуждать  с сотрудником его взаимоотношения с коллективом подразделения, его степень адаптации, контролировать выполнение индивидуального плана.

Если новичок  хорошо проинструктирован, он будет  испытывать доверие к руководителю, организации, усвоит их требования, будет  комфортно себя чувствовать, эффективно и с желанием работать.

Если в результате процесса адаптации организация  в короткие сроки получает мотивированных сотрудников, работающих не только в  соответствии со своими личными целями (например денежный фактор), но и с  организационными задачами, то можно говорить, что механизм адаптации в данной организации правильно разработан, внедрен, управляем и, следовательно, эффективен. Таким образом, новый сотрудник становится ресурсом компании уже на начальном этапе работы, и его деятельность начинает позитивно влиять на конкурентные преимущества организации. Адаптация обеспечивает «удовлетворенность сотрудника работой» и «удовлетворенность организации сотрудником», что снижает риск развития конфликтов.

Можно сделать  вывод, что к адаптации сотрудника руководству необходимо подойти очень серьезно, так как правильно введенный в курс дел, хорошо ознакомленный со своими обязанностями, уверенные в себе работник создаст меньше проблем для своих коллег и руководства, а так же почвы для конфликтов.

 

 

                  СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Информация о работе Адаптация персонала как метод предотвращения конфликтных ситуаций