Управление оборотным капиталом предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2015 в 19:36, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы исследования определяется тем, что главной задачей функционирования любого предприятия является получение положительных финансовых результатов. Эффективность функционирования предприятия во многом зависит от его способности приносить необходимую прибыль.
Для оценки этой способности применяются методы анализа финансовых результатов, позволяющие определить, насколько стабильны получаемые доходы и производимые расходы; какие элементы отчета о прибылях и убытках могут быть использованы для прогнозирования финансовых результатов; какова эффективность использования вложенного капитала; насколько производительны осуществляемые затраты; насколько эффективно управление компанией в целом.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 310.50 Кб (Скачать файл)

Обобщающим показателем финансовой независимости является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов и затрат, который определяется в виде разницы величины источников средств и величины запасов и затрат.

Общая величина запасов и затрат (ЗЗ) равна сумме строк 210 и 220 актива баланса:

ЗЗ=стр.210+стр.220                                                                           (2.10)

ЗЗ=780,00 тыс. руб.

Для характеристики источников формирования запасов и затрат используется несколько показателей, которые отражают различные виды источников:

  1. Собственные оборотные средства (СОС):

СОС=стр.490-стр.190                                                                        (2.11)

СОС=3012,00-932,00=2080,00 тыс. руб.

  1. Собственные и долгосрочные заемные источники формирования запасов и затрат, или общий функционирующий капитал (КФ):

КФ=стр.490+стр.590-стр.190                                                          (2.12)

КФ= 3012,00-932,00=2080,00 тыс. руб.

  1. Общая величина основных источников формирования запасов и затрат (ВИ):

ВИ=стр.490+стр.590+стр.610-стр.190                                          (2.13)

ВИ=3012,00-932,00=2080,00 тыс. руб.

Таким образом, источником формирования запасов и затрат являются собственные оборотные средства. Два оставшихся источника равны собственным оборотным средствам из-за отсутствия в деятельности предприятия необходимых показателей для формирования данных источников.

Направления оценки финансовой устойчивости вытекают из общей формулы устойчивости, т.е из условия:

(стр.190+стр.210)≤(стр.490+стр.590)-стр.210,                            (2.14)

которое означает, что вложения капитала во внеоборотные активы и материальные запасы не должны превышать величины собственного капитала и средств, приравненных к нему. На предприятии ООО «СКМ-Строй» данное условие выполняется.

Оценка деловой активности направлена на анализ результатов и эффективность текущей основной деятельности.

На качественном уровне такая оценка может быть получена в результате сравнения деятельности родственных по сфере приложения капитала организаций. Такими качественными критериями являются: широта рынков сбыта продукции; наличие продукции, поставляемой на экспорт; репутация организации, выражающаяся, в частности, в известности клиентов, пользующихся ее продукцией. Представим показатели деловой активности в виде таблицы (таблица 2.9).

Таблица 2.9. Анализ деловой активности

 

Показатель

Расчет

2013 год

2014 год

Отклонения

Оборачиваемость активов

Выручка от продаж без НДС/Стоимость активов

14,83

11,35

-3,48

Оборачиваемость дебиторской задолженности

Выручка от продаж без НДС/Дебиторская задолженность

20,08

15,49

-4,59

Оборачиваемость кредиторской задолженности

Себестоимость проданных товаров/Кредиторская задолженность

19,9

15,92

-3,98

Оборачиваемость запасов

Выручка от продаж без НДС/запасы

117,31

119,94

+2,63


 

        Коэффициент оборачиваемости активов показывает сколько раз на предприятии за год осуществляется полный цикл приобретения и реализации товаров. Отражает скорость оборота всего предприятия. Как видно, скорость оборота в отчетном периоде снизилась на 3,48 оборота.

       Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности показывает скорость расчета дебиторов. Снижение оборачиваемости говорит о снижении объема продаж, спроса на продукцию либо о росте дебиторской задолженности. Происходит ухудшение расчетов с дебиторами.

       Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности связывает сумму денег, которую организация должна вернуть кредиторам. Рост обозначает увеличение скорости оплаты задолженности организации, снижение оборотов – рост покупок в кредит. Высокая доля кредиторской задолженности снижает финансовую устойчивость и платежеспособность, однако кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам позволяет пользоваться «бесплатными» деньгами на время ее существования.

        Оборачиваемость запасов характеризует скорость потребления или реализации сырья или запасов. Увеличение данного коэффициента – положительный фактор.

В результате произведенного анализа деятельности ООО «СКМ-Строй» можно сделать следующие выводы.

        В ходе анализа баланса были выявлены следующие отрицательные моменты:

- снижение доли оборотных активов  во всем имуществе,

- снижение доли наиболее мобильных  и ликвидных текущих активов,

- уменьшение запасов.

        Положительные моменты анализа баланса:

- отсутствие налога на добавленную стоимость

- сокращение доли дебиторской задолженности в оборотных активах,

- уменьшение кредиторской задолженности перед поставщиками,

- увеличение нераспределенной  прибыли.

При сопоставлении итога баланса и выручки от реализации выявлено ухудшение использования средств предприятия. Ликвидность баланса не является абсолютной.

        Технико-экономические показатели предприятия (выручка, затраты, прибыль) увеличились в 2014 году по сравнению с 2013 годом. При этом осваиваются новые товарные позиции и хозяйственные связи.

        При расчете показателей рентабельности наблюдается сокращение всех коэффициентов. Для предотвращения такой тенденции необходимо пересмотреть ценовую политику, а также структуру и размер коммерческих расходов.

       Коэффициенты ликвидности показывают неспособность предприятия оплатить текущие обязательства и немедленно ликвидировать краткосрочную задолженность. Необходимо рассмотреть возможности повышения оборотных активов, либо возможности уменьшения обязательств.

        Коэффициенты финансовой устойчивости говорят о недостаточно устойчивом финансовом положении, об оптимальном соотношении заемных и собственных средств, о достаточной обеспеченности собственными средствами.

        Снизился коэффициент оборачиваемости активов, дебиторской и кредиторской задолженности, что свидетельствует о повышении доли заказов на продукцию, производство которой занимает продолжительный период времени. Оборачиваемость запасов увеличилась за счет уменьшения товарных остатков.

Таким образом, основные финансовые показатели деятельности        ООО «СКМ-Строй» в 2014 году снизились по сравнению с показателями 2013 года.

Для повышения финансовых показателей предприятия, необходимо увеличить объемы продаж, оптимизировать оборотный капитал.

Приведенный в аналитической главе анализ показывает, что продажа цемента сократилась и большая вероятность, что и далее выручка от реализации этого товара будет уменьшаться. Кроме того, проведенный мониторинг потребителей показывает, так как цены на кирпич растут высокими темпами, есть риск, что впоследствии выручка от продаж этого товара будет сокращаться.

Рынок кирпича можно рассматривать как составную часть рынка стеновых материалов, который подразделяется на следующие направления:

- внутренние несущие стены;

- наружные стены;

- внутренние перегородки;

- облицовка наружных стен.

       В связи с  растущим строительством коттеджей, для потребителей будет предпочтительней  использовать более выгодный  и «удобный» продукт-заменитель, из которого строятся внутренние несущие стены и наружные стены. При устройстве внутренних перегородок кирпич уступает сэндвич-панелям, такие перегородки легче и их возведение менее трудоемко.

        Поэтому уже  сейчас надо развивать продукт-заменитель, коим и является сэндвич-панели.

 

Заключение

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции. Показателями, характеризующими эффективность деятельности предприятий, являются показатели рентабельности. Рентабельность представляет собой показатель экономической эффективности . Чем больше предприятие реализует рентабельной продукции, тем больше получит прибыли, тем лучше его финансовое состояние. Поэтому финансовые результаты деятельности следует изучать в тесной связи с реализацией продукции.

Во второй главе курсовой работы был проведен анализ результатов финансово-хозяйственной деятельности ООО «СКМ-Строй» на основе бухгалтерской отчетности за 2014 год. Предприятие осуществляет оптовую торговлю строительных материалов и является дилером крупнейших заводов на территории Пермского края. Основные покупатели и заказчики – строительные и нефтяные компании Пермского края, Поволжья, Урала, Башкирии, Сибири.

В ходе анализа баланса выявлено снижение доли оборотных активов во всем имуществе в 2014 году по сравнению с 2013 годом – с 96,51%  до 88,6%, что свидетельствует о замедлении оборачиваемости активов. Снизилась также доля наиболее мобильных и ликвидных активов с 6,68% до 5,37%, что говорит об уменьшении текущей платежеспособности и ликвидности. При увеличении объемов продаж сократилась доля запасов на 3,2% за счет уменьшения товарных остатков. Положительными тенденциями являются: сокращение дебиторской задолженности покупателей и заказчиков в оборотных активах на 20,36%, уменьшение задолженности перед поставщиками в удельных пассивах на 19,95%. Темпы роста баланса (коэффициент 0,94) опережают темп роста выручки от реализации (коэффициент 0,49). Это характеризует ухудшение использования средств предприятия. Ликвидность баланса не является абсолютной.

Выручка от реализации увеличилась по сравнению с 2013 годом в 1,5 раза. Удельный вес в выручке цемента сократился с 23% до 12%, сэндвич-панелей увеличился с 2% до 19%, кирпича сократился с 75% до 69%.

Себестоимость проданных товаров увеличилась на 34,07%. Расходы на продажу возросли на 21,5%. Основную долю в расходах на продажу составляют: расходы на оплату труда (20,93%), транспортные расходы (28,44%).

Балансовая прибыль в 2014 году увеличилась на 615 тыс. руб. или на 44,5% . Прибыль от продаж занимает основную долю балансовой прибыли. Чистая прибыль увеличилась на 499 тыс. руб. или на 48,3 %.

Анализ рентабельности предприятия показал, что рентабельность всего капитала сократилась на 6%. При увеличении чистой прибыли это означает увеличение себестоимости проданных товаров. Рентабельность продаж не меняется, что говорит о неизменной коммерческой деятельности предприятия. Снижение рентабельности активов на 5% говорит о сокращении дохода от использования активов. О снижении эффективности собственных средств говорит снижение рентабельности собственного капитала на 19%.

Коэффициенты ликвидности показывают неспособность предприятия оплатить текущие обязательства (коэффициент текущей ликвидности 1,4, должен быть не менее 2) и немедленно ликвидировать краткосрочную задолженность ( коэффициент абсолютной ликвидности 0,09, должно быть 0,2-0,5). Необходимо повышение оборотных активов или сокращение обязательств.

Коэффициенты финансовой устойчивости говорят о недостаточно устойчивом финансовом положении (коэффициент автономии 0,36, менее 0,4), об оптимальном соотношении заемных и собственных средств (коэффициент 1,74, больше 0,7), о достаточной обеспеченности собственными средствами (коэффициент 0,28, больше 0,1). Источником формирования запасов и затрат являются собственные оборотные средства.

Снизился коэффициент оборачиваемости активов на 3,48 оборота, дебиторской задолженности на 4,59 оборота, кредиторской задолженности на 3,98 оборота, что говорит о повышении доли заказов на продукцию с длительным сроком изготовления. Оборачиваемость запасов увеличилась на 2,63 оборота за  счет уменьшения товарных остатков.

Приняв во внимание  выявленные в ходе анализа негативные явления, можно рассмотреть возможности повышения финансовых результатов ООО «СКМ-Строй» за счет роста объемов продаж и оптимизации оборотного капитала.

Для увеличения объемов продаж нужно  запланировать увеличение товарных запасов нового продукта – сэндвич-панелей, которые используются при строительстве объектов. Предложение руководству компании сформулировать цели, связанные с данным товаром: представление качественно нового продукта на рынке Перми и Пермского края; занятие прочных позиций на рынке аналогичного строительного материала; увеличение доли объема продаж данного товара до 30% в общей выручке фирмы.

 

 

 

Список использованной литературы

    1. Налоговый кодекс РФ (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 04.12.2007).
    2. Приказ Минфина РФ от 22.07.2003 №67 Н (ред. От 18.09.2006) «О формах бухгалтерской отчетности организаций».
    3. Абрютина М.С., Грачев А.В. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия: Учебно-практическое пособие. - М.: Дело и сервис, 2012. - 285 с.
    4. Акулич М.В. Грищенко М.Ф. Практикум по маркетингу. – Мн.: ВУЗ-ЮНИТИ, 2008. – 361с.
    5. Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – М.: Финансы и статистика, 2014. - 302с.
    6. Балабанов И.Т. Основы финансового менеджмента. – М.: Финансы и статистика, 2014. – 480 с.
    7. Берзинь И.Э., Пикунова С.А., Савченко Н.Н., Фалько С.Г. Экономика предприятия: Учеб. для вузов. – 2-е изд., испр. – М.: Дрофа, 2011. – 368с.
    8. Бригхэм Ю., Гапенски Л. Финансовый менеджмент: Полный курс: В 2-х т./ Пер. с англ. Под ред. В.В. Ковалева. – Санкт – Петербург: Экономическая школа, 2007. – т. 1. – 497с.
    9. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. – 615с.
    10. Грачев А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятии. – М.: Финпресс, 2012. – 346с.
    11. Грачев А.В. Рост собственного капитала, финансовый рачаг и платежеспособность предприятия // Финансовый менеджмент. – 2012. -№2.
    12. Еремеев Н.В., Калачев С.Л., Червова М.А. Формирование и оценка конкурентоспособности непродовольственных товаров: Практикум. – М.: Издательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2013. – 287с.
    13. Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. 2-е изд. – М.: Финансы и статистика, 1997.-304с.
    14. Крейнина  М.Н. Финансовый менеджмент/Учебное пособие. – М.: Дело и сервис, 2012. – 304с.
    15. Мездриков Ю.В. Анализ источников формирования оборотного капитала//Экономический анализ: теория и практика. – 2011. - №8.
    16. Пястолов С.М. Экономический анализ деятельности предприятий: учеб пособие для вузов: Академический проект, 2012. – 572 с.
    17. Ружанская Н.В. Особенности расчета эффекта финансового рычага в Российской практике финансового менеджмента// Финансовый менеджмент. – 2014. - №6.
    18. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2013. – 344с.
    19. Селезнева Н.Н., Ионова А.Ф. Финансовый анализ. Управление финансами: Учеб. Пособие для вузов. -2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 639с.
    20. Станиславчик Е. Финансовая устойчивость и финансовый леверидж//Финансовая газета. – 2014. - №28.

Информация о работе Управление оборотным капиталом предприятия