Управление финансовыми рисками предприятия ООО «ЖБИ Комплект 2000»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Мая 2013 в 13:04, дипломная работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение механизма управления финансовым риском на предприятии.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1)рассмотреть теоретические аспекты разработки механизма управления рисками компании;
2)проанализировать систему управления рисками компании;
3)определить направления совершенствования системы управления рисками компании.

Содержание работы

Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты разработки механизма управления финансовыми рисками предприятия 5
1.1. Организационно-экономический механизм финансового риск –менеджмента на предприятии 5
1.2. Методы количественной и качественной оценки финансовых рисков предприятия 14
1.3. Способы минимизации финансовых рисков предприятия 25
Глава 2. Механизм управления финансовыми рисками предприятия 29
2.1. Общая характеристика предприятия 29
2.2 . Анализ финансовых рисков предприятия 40
2.3. Оценка эффективности управления финансовыми рисками предприятия 51
Глава 3. Совершенствование механизма управления финансовыми рисками предприятия 59
3.1. Анализ механизма управления финансовыми рисками 59
3.2.Меропричятия повышения эффективности управления финансовыми рисками 64
3.3. Оценка эффективности предложенных мероприятий 69
Заключение 74
Список использованной литературы 79
Приложения 82

Файлы: 1 файл

Управление финансовыми рисками предприятия.doc

— 722.00 Кб (Скачать файл)

Принятие концепции  «приемлемого риска» влечет ряд следствий, касающихся организации риск-менеджмента и его места в управлении компанией.

Во-первых, управление рисками – это процесс, который  должен начинаться уж на стадии разработки стратегии компании, причем с участием ее владельцев (обычно через Совет  директоров), поскольку именно владельцы и именно при разработке стратегии должны задать планку так называемого «риск-аппетита», т.е. максимальный уровень суммарного риска, на который будет готова идти компания. Важно понимать, что риск-аппетит неразрывно связан со стратегией. В частности, должно быть понятно, что таким этапам развития компании, как освоение новой рыночной ниши, модернизация производства и т.д. должен соответствовать более высокий уровень риск-аппетита, чем стадиям стабильного развития, когда во главу угла ставятся такие стратегические цели, как сохранение устойчивого финансового положения, недопущение убытков, поддержание положительного имиджа компании. Соответственно по мере развития компании уровень риск - аппетита может (и должен!) при необходимости пересматриваться, но в то же время возрастание уровня угроз (в результате изменения внутренней или внешней обстановки) может послужить причиной пересмотра стратегии (вплоть до сворачивания каких-то направлений деятельности).

Второе следствие: хотя и управление рисками должно быть интегрировано в общий процесс управления компанией (подробнее об этом см. ниже по тексту), целесообразно, чтобы служба риск-менеджмента была организационно независима от других функциональных подразделений, т.е. напрямую подчинялась высшему руководству. Дело в том, что в то время как эти самые «другие» функциональные подразделения так или иначе занимаются созданием прибавочной стоимости, задача службы риск-менеджмента состоит в обеспечении устойчивости этого процесса, в чем руководители (и, тем более, рядовые сотрудники) «других» подразделений напрямую не заинтересованы. Поэтому подготовка решений, регламентирующих процессы управления рисками, организация и информационно-методическое обеспечение этих процессов, а главное - контроль за их исполнением должны быть прерогативами (независимой) службы риск-менеджмента.

Сказанное выше объясняет, почему управление рисками  фокусируется на ущербе, который может  быть нанесен управляемому объекту (оставляя в тени, потенциальные  возможности получения дополнительной выгоды): дело в том, что задачей риск-менеджмента является именно удержание совокупного ожидаемого ущерба в заданных границах. Важное замечание состоит здесь в том, что ущерб, вообще говоря, трактуется современным риск-менеджментом как недополучение прибыли по сравнению с тем или иным базовым (безрисковым) вариантом: например, доходность акций или других ценных бумах может сопоставляться с доходностью государственных облигаций (если, конечно, есть основания считать таковые безрисковыми).

Интеграция риск-менеджмента в общий процесс управления выражается, в частности, в том, что в управление рисками вовлекаются практически все подразделения компании: к идентификации и анализу рисков представители функциональных подразделений привлекаются в качестве экспертов; они же занимаются разработкой мероприятий по управлению «своими» рисками и собственно управлением этими рисками (т.е. мониторингом их уровня, реализацией мероприятий по предотвращению наступления и ликвидации последствий рисковых событий). При этом за службой риск-менеджмента остается, как говорилось выше, функции координации и контроля, а также консолидация и анализ информации о рисковых событиях и выработка (на основе полученных данных) необходимых корректирующих воздействий.

Фактически, контролируя риски, служба риск-менеджмента контролирует весь процесс управления организацией в целом, выполняя, тем самым, функцию внутреннего контроля (подробнее об этом см. в следующем разделе). Получается, тем самым, - с учетом того, что контроль является одной из составляющих процесса управления - что служба риск-менеджмента совместно с другими функциональными подразделениями осуществляет процесс управления организацией, руководствуясь при этом критерием «доходность/риск».

Кроме того, когда  говорят об «интегрированном риск-менеджменте», имеют также в виду целесообразность централизованного управления всеми рисками организации в силу:

  • взаимосвязанности рисков;
  • необходимости контроля суммарного уровня риска;
  • необходимости контроля суммарных затрат на управление рисками.

Еще одно замечание  состоит в том, что управление риском не сводится исключительно к  воздействию на источник риска с  целью снижения уровня возможных  потерь. Управлять можно (а иногда и проще) не только внутренними, но и  внешними рисками. Типичными примерами такого рода могут служить: уклонение от риска (например, отказ от сотрудничества с ненадежным партнером), страхование рисков (например, имущества от пожаров и других стихийных бедствий), хеджирование валютных рисков и т.д.

Процесс управления рисками включает следующие этапы:

  1. Определение цели.
  2. Определение возможных видов риска.
  3. Оценка рисков.
  4. Выбор метода управления риском.
  5. Реализация принятых решений.
  6. Оценка эффективности принятых решений.

Политика управления риском реализуется в мероприятиях, общий состав которых определяется не только теорией риск-менеджмента, но, по нашему мнению, требует учета специфики деятельности хозяйствующего субъекта, экономической ситуации в стране и возможности использования мероприятий в практике. С этой точки зрения мы предлагаем рассматривать комплекс мер в области управления риском поэтапно, что позволяет достаточно полно охарактеризовать содержание политики и использовать полученные результаты в практической деятельности.

Можно представить механизм осуществления политики пятью этапами: подготовка анализа рисковой ситуации; анализ рисковой ситуации; подготовка оптимизации рисковой ситуации; оптимизация рисковой ситуации; анализ эффективности оптимизации.

На первом этапе необходимо осуществить процесс мониторинга и идентификации отдельных видов рисков по направлениям хозяйственной деятельности, определить перечень рисков, присущих отдельным направлениям или операциям предприятия и сформировать портфель рисков для их дальнейшего анализа и включения в процесс управления.

На втором этапе проводится анализ величины рисков, который предполагает измерение степени риска и  факторов, на нее влияющих. В процессе исследования факторов риски рассматриваются  по каждому направлению деятельности предприятия, а также определяется степень реагирования уровня риска на изменение отдельных факторов.

В целом принимая решения относительно реализации того или иного инвестиционного проекта, финансовый менеджер обязан учитывать  все возникающие при этом риски  и их возможные последствия. В  зависимости от объективных условий или субъективных предпочтений, основываясь на интуиции, здравом смысле или тщательном анализе имеющейся информации, он должен выбирать адекватную стратегию управления рисками, обеспечивающую достижение поставленных целей.6

Очевидно, что для того, чтобы иметь возможность выбора наименее рискованной или предлагающей наиболее привлекательное соотношение "риск/выгода" операции, необходимо "измерить" степень ее риска, т.е. дать ему количественную оценку.

1.2. Методы количественной и качественной оценки финансовых рисков предприятия

 

В практике финансового  риск-менеджмента существует несколько  видов оценки количественного определения  финансовых рисков, что ставит менеджера  перед выбором: какой именно вид  оценки наиболее эффективен при управлении финансовыми рисками.

Наиболее распространенными  методами количественного анализа  финансового риска являются:

  • статистический;
  • анализ целесообразности затрат;
  • метод экспертных оценок;
  • использование аналогов.

Суть статистического  метода заключается в том, что изучается статистика потерь и прибылей, имевших место на данном или аналогичном производстве, устанавливается величина и частота получения той или иной экономической отдачи и составляется наиболее вероятный прогноз на будущее.

Производят прогноз методом вариации, дисперсии и стандартного отклонения.7

Метод экспертных оценок основан на анкетировании  специалистов-экспертов. Затем анкеты статистически обрабатываются в  соответствии с поставленной аналитической  задачей. Для получения наиболее качественного суждения к участию в экспертизе привлекаются специалисты, имеющие высокий профессиональный уровень и большой практический опыт в соответствующей области, обладающие способностью к адекватному пониманию тенденций развития, интересующиеся поставленной проблемой. Анкетирование является достаточно точным методом определения влияния рисков в количественном выражении. Преимущество данного метода также заключается в достаточной простоте проведения исследования.

Метод использования  аналогов заключается в отыскании и использовании сходства, подобия явлений, предметов, систем и их сопоставления (иногда подсознательным) с другими более или менее аналогичными объектами. Для этого метода характерен определенный субъективизм, так как большое значение имеет интуиция и опыт.

Статистический  способ расчета степени риска  требует наличия значительного  массива данных, которые не всегда имеются, что затрудняет его применение.

Анализ целесообразности затрат ориентирован на установление потенциальных зон риска. Перерасход затрат может быть вызван одним из четырех основных факторов или их комбинацией:

  • первоначальной недооценкой стоимости;
  • изменением границ проектирования;
  • различием в производительности;
  • увеличением первоначальной стоимости.

Одним из модификаций  статистического метода оценки риска является метод определения ставки дисконтирования, которая показывает, на какой коэффициент необходимо скорректировать предполагаемый доход с учетом факторов риска.

Процесс управления рисками, связанными  с активами, направленный на возрастание прибыли, характеризуется в финансовом менеджменте категорией левериджа. В буквальном понимании леверидж означает небольшую силу (рычаг), с помощью которой можно перемещать довольно тяжелые предметы. В приложении к экономике он трактуется как некоторый фактор, небольшое изменение которого может привести к существенному изменению результативных показателей. Существуют три вида левериджа, определяемые путем перекомпоновки и детализации статей отчета о финансовых результатах (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Взаимосвязь доходов и левериджа

Логика такой  перегруппировки заключается в  следующем. Чистая прибыль представляет собой разницу между выручкой и расходами двух типов - производственного  и финансового характера. Они  не взаимозаменяемы, однако величиной и долей каждого из этих типов расходов можно управлять. Подобное понимание факторной структуры прибыли является исключительно важным в условиях рыночной экономики и свободы в финансировании предприятия с помощью кредитов коммерческих банков, значительно различающихся по предлагаемым ими процентным ставкам.

Величина чистой прибыли зависит от многих факторов. С позиции финансового управления деятельностью предприятия на нее  оказывают влияние: а) то, насколько  рационально использованы предоставленные  предприятию финансовые ресурсы; б) структура источников средств.

Первый момент находит отражение в объеме и  структуре основных и оборотных  средств и эффективности их использования. Основными элементами себестоимости  продукции являются переменные и  постоянные расходы, причем соотношение между ними может быть различным и определяется технической и технологической политикой, выбранной на предприятии. Изменение структуры себестоимости может существенно повлиять на величину прибыли. Инвестирование в основные средства сопровождается увеличением постоянных расходов и, по крайней мере теоретически, уменьшением переменных расходов. Однако зависимость носит нелинейный характер, поэтому найти оптимальное сочетание постоянных и переменных расходов нелегко. Эта взаимосвязь и характеризуется категорией производственного левериджа.

Итак, производственный леверидж: - потенциальная возможность  влиять на валовой доход путем  изменения структуры себестоимости  и объема выпуска. С помощью производственного  левериджа определяется риск по основной деятельности.

Второй момент находит отражение в соотношении  собственных и заемных средств  как источников долгосрочного финансирования, целесообразности и эффективности  использования последних. Использование  заемных средств связано для  предприятия с определенными, порой значительными издержками. Оптимальное сочетание между собственными и привлеченными долгосрочными финансовыми ресурсами, его влияние на прибыль характеризуется категорией финансового левериджа.

Информация о работе Управление финансовыми рисками предприятия ООО «ЖБИ Комплект 2000»