Управление финансовой устойчивостью предприятия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Декабря 2011 в 17:03, курсовая работа

Описание работы

Управление финансовой устойчивостью в организации является одной из главных задач. Чтобы обеспечить выживаемость предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо, прежде всего, уметь реально оценивать финансовое состояние, как своего предприятия, так и его существующих и потенциальных контрагентов. Для этого нужно: а) владеть методикой финансового анализа; б) иметь соответствующее информационное обеспечение; в) иметь квалифицированный персонал, способный реализовать данную методику на практике.

Содержание работы

СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ……………………………………….5
1.1 Содержание и основные понятия финансовой устойчивости……………5
1.2.Основные приёмы оценки финансового состояния……………………..12
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА И УПРАВЛЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ УСТОЙЧИВОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ПРИМЕРЕ АПТЕЧНОЙ СЕТИ «36,6»…………………………………………………….22
2.1.Организационно-экономическая характеристика предприятия………..22
2.2 Анализ платежеспособности предприятия………………………………25
2.3 Диагностика типа финансовой устойчивости…………………………...27
2.4 Рекомендации по управлению финансовой устойчивостью
Предприятия…………………………………………………………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………..31
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………..32
ПРИЛОЖЕНИЕ

Файлы: 1 файл

Финансовый менеджмент.docx

— 60.90 Кб (Скачать файл)

Продолжение таблицы 2.1

Прибыль (убыток) до налогообложения, млн. руб. 154,9 (39,1) (194) В 4 раза
Чистая  прибыль (убыток), млн.руб.* 25,6 (432,6) (458,2)  
Чистая  прибыль(убыток)  без  учета  эффекта  от  операций  по  реструктуризации  доли  меньшинства  в  консорциуме  инвесторов  2009 г.  (531,2) (432,6) 98,6 18,6
Среднегодовая стоимость основных средств, млн. руб. 3009,0 2859,0 (150,0) (4,9)
Количество  аптек, шт 1019 989 (30) 2,9
Средняя площадь аптечного пункта, м2 67,2 63,8 (3,4) 5,0
Средний товарооборот на 1 аптеку, млн.руб. 3,9 4,5 0,6 15,4
Среднесписочная численность сотрудников

в том  числе:

фармацевтов

7025 
 

2000

7000 
 

2100

(25) 
 

100

(0,3) 
 

5

Выручка от продажи лекарственных средств  на 1 фармацевта, млн.руб. 10,5 9,7 (0,8) (7,6)
Средняя розничная цена упаковки лекарственных  средств, руб 93,9 92,1 (1,8) 2,0
Средняя величина запасов лекарственных  средств для продажи, млрд. шт 4 4,4 0,4 10,0
Средний чек по сети, руб 235,5 241 5,5 2,3
Затраты на 1 рубль выручки, руб 0,95 0,93 (0,02) (2,1)
Рентабельность  продаж 14,8 18,3    

*Показатель  « Чистая  прибыль»  по  Группе  включает  в  том  числе  « чистую  прибыль»,  приходящуюся  на  долю  акционеров  материнской   компании ( -359,4 млн. руб.  за 2009 г.;  – 929,6  млн.  руб. за 2010 г. соответственно); и  чистую прибыль, приходящуюся  на долю миноритарных  акционеров (+385,0 млн. руб. за 2009 г.; + 497,0 млн.  руб. за 2010 г. соответственно).

     По итогам 2010 года Консолидированные продажи Группы составили 20 381,1 млн. рублей, что соответствует сокращению по сравнению с  2009  годом  на 3,2% .  Объем  продаж ОАО  «Верофарм» за 2010 год  составил 5 395,1 млн.рублей, что  на 23% больше  продаж 2009 года  (4395,2 млн.рублей).

     Предприятию удалось снизить себестоимость реализации на 6,1% с 12760 млн. рублей в 2009 году до 11973,9 млн. рублей в 2010 году соответственно. Валовая прибыль предприятия возросла с 8301,5 млн. рублей до 8407,2 млн. рублей. Затраты на 1 рубль выручки снизились на 2 копейки и составили 0,93 копейки. Среднегодовая стоимость основных средств уменьшилась на 1,2 %.

     Количество аптек сократилось на 30 по сравнению с 2009 годом, в 2010 году в розничном сегменте было органически открыто 15 аптек и закрыто 45 аптек. Несмотря на закрытие нескольких аптек среднесписочная численность фармацевтов увеличилась на 100 человек (5%). В связи со снижением выручки от реализации и увеличении численности фармацевтов снизился такой показатель как выручка от продажи лекарственных средств на 1 фармацевта и составила 9,7 млн. рублей что почти на 8% меньше чем в 2009году.

     По итогам 2010 г. объем коммерческого розничного сектора российского фармацевтического рынка  в натуральном выражении по данным ЦМИ «Фармэксперт» составил 4,4 млрд. упаковок и 13,3 млрд  USD в стоимостном выражении, что эквивалентно 10,0 млрд. EUR. По сравнению с 2009 г. объем  аптечных продаж вырос на 10% в упаковках, на 13% в долларах США и на 19% в евро. Объем  коммерческого рынка в рублях увеличился на 9%, достигнув отметки в 404,5 млрд. рублей. 

     Средняя розничная цена условной упаковки ЛС в коммерческом розничном секторе российского  фармрынка  по  итогам 2010 года  составила 92,1 рублей,  что  на 2% меньше  аналогичного  показателя  в  предыдущем  году.  Основной  причиной снижения  средней  цены  стало внедрение  государственного  механизма  регулирования  цен  на  жизненно  важные  и  необходимые  лекарственные  препараты ( ЖНВЛП).  Средняя  цена  в  группе  ЖНВЛП  снизилась  на 10% по  отношению  к  прошлому  году  и  составила 85,6 рублей  за  упаковку,  в  группе  прочих  ЛС –  увеличилась на 2% и составила 95,6 рублей за упаковку.

     Рентабельность продаж увеличилась на 3,5 в 2010 году по сравнению с 2009 и составила 18,3 %.

     По  данным  исследовательского  агентства « Фармэксперт»,  по  итогам 2010 года  в  рейтинге  «Российские фармацевтические компании по валовому объему производства» «Верофарм» занимает 4-е  место.   По данным компании IMS Health, по итогам 2010 года в рейтинге «Отечественные корпорации по  объему продаж на фармацевтическом рынке РФ» «Верофарму» принадлежит 5 место.   По данным компании IMS Health, по итогам 2010 года по сравнению с аналогичным периодом  прошлого года  в рейтинге "Производители  онкологических лекарственных средств" на коммерческом  рынке и рынке госпитальных поставок РФ среди всех производителей "Верофарм" занимает следующие  места: в натуральном выражении 1-е место (сохраняет позиции лидера); в денежном выражении 5-е  место (поднялся с 6-го места).

2.2 Анализ  платежеспособности предприятия

     Для анализа платежеспособности предприятия рассчитываем финансовые коэффициенты ликвидности путем поэтапного сопоставления отдельных групп активов с краткосрочными пассивами на основе данных баланса предприятия [Приложение Б].

1. Коэффициент  абсолютной ликвидности, характеризует  мгновенную платежеспособность  предприятия, показывая какую  часть краткосрочной задолженности  может покрыть организация за  счет имеющихся денежных средств  и краткосрочных финансовых вложений:

Коэффициент абсолютной ликвидности рассчитывается :

                                                                                                            (20)

К ал.п.г. = (737,6 + 250) / (7932,4) = 0,12

К а.л.о.г. = (1021,2 + 185) / (7980,6) = 0,15

2. Коэффициент  критической ликвидности (промежуточный  коэффициент покрытия):

                                                                                                             (21)

Кк.л п.г. = (737,6 +3176) / (7932,4) = 0,5

Кк.л о.г. = (1021,2 +3863,8) / (7980,6) = 0,6

3. Коэффициент  текущей ликвидности (коэффициент  покрытия), показывает степень покрытия  текущих пассивов текущими активами  и рассчитывается по формуле  1:

                                                                                                                           (22) 

Кт.л п.г. = 8890,3 / 7932,4 = 1,1

Кт.л о.г. = 10508,4 / 7980,6 = 1,3

Таблица 2.3 - Коэффициенты ликвидности за 2009 – 2010 года

Коэффициент Норма 2009 2010 Изменение
КАЛ >0,2 0,12 0,15 0,03
ККЛ >1 0,5 0,6 0,1
КТЛ >2 1,1 1,3 0,2
КО >1 0,5 0,6 0,1

     Из данных таблицы 2.3 видно, что коэффициент абсолютной ликвидности за анализируемый период увеличился на 0,03. Это можно объяснить увеличением в динамике денежных средств которое превышает увеличение текущих обязательств предприятия. Как видно из данных таблицы 3 ни значение коэффициента на конец 2009 года, ни на конец 2010 года не удовлетворяет нормативному значению. Так, например, если поддерживать остаток денежных средств на уровне отчетной даты имеющаяся краткосрочная задолженность может быть погашена не менее чем через 8 дней (1: 0,12), в то время как нормой считается 2- 5 дней.

     Коэффициент критической ликвидности за этот же период увеличился на 0,1. Это связано с более высокими темпами роста денежных средств и дебиторской задолжностью  по сравнению с темпами роста кредиторской задолжности. Снижение и несоответствие нормативному значению коэффициента говорит о снижении доли обязательств, которую предприятие может покрыть. В данном случае на конец 2010 года ОАО Аптечная сеть «36,6» может покрыть только 60% своих обязательств, в то время как норматив равен 1 или 100%.

     Коэффициент текущей ликвидности также увеличился в динамике на 0,2. Коэффициент текущей ликвидности показывает, что у компании не достаточно ликвидных активов для покрытия текущих обязательств, следовательно, предприятие  не способно рассчитаться по краткосрочных долгам, т.е. на каждый рубль краткосрочных обязательств организации приходится не меньше 1,3 рублей ликвидных средств (на конец 2010 года). Норматив в свою очередь предполагает соотношение не менее 2 рублей ликвидных средств. Невыполнение этого норматива создает угрозу финансовой нестабильности организации ввиду различной степени ликвидности активов и невозможности их срочной реализации в случае одновременного обращения кредиторов.

     Коэффициент общей платежеспособности увеличился за анализируемый период с 0,5 до 0,6. Это объясняется более низкими темпами роста краткосрочных обязательств по сравнению с темпами роста активов.

     Тенденция к увеличению этого показателя является положительной, так как постоянное кризисное отсутствие наличности приводит к тому, что организация превращается в неплатежеспособную, а увеличение показателя говорит о постепенном восстановлении ситуации с платежеспособностью.

     После расчета коэффициентов платежеспособности видно, что ОАО Аптечная сеть «36,6» на конец 2009г и конец 2010г не обладало текущей платежеспособностью. Коэффициентный анализ платежеспособности подтвердил, что предприятие не в состоянии рассчитаться по краткосрочным обязательствам на конец 2009г и на конец 2010г, хотя динамика показателей – положительна. Но  ОАО «36,6» необходимо проводить политику по восстановлению платежеспособности предприятия.

2.3 Диагностика типа финансовой устойчивости

Таблица 2.4- Диагностика типа финансовой устойчивости (в млн. рублей)

Показатели 2009 год 2010 год Изменение
Источники собственных средств 5345,7 6266,7 921,0
 Основные  средства и вложения 8270,0 8377,4 107,4
Наличие собственных оборотных средств (2924,3) (2110,7) 813,6
Долгосрочные  кредиты и займы 4631,7 5780,7 1149,0
Наличие собственных оборотных средств  и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат 1707,4 3670,0 1962,6
Краткосрочные кредиты и займы исключая просроченные 2809,5 3554,2 744,7
Наличие общей величины основных источников формирования запасов и затрат 4516,9 7224,2 2707,3
Запасы  и затраты 3454,9 4008,9 554,0
Излишек (недостаток) собственных оборотных  средств для формирования запасов  и затрат (6379,2) (6119,6) 259,6
Излишек (недостаток) собственных оборотных  и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат (1747,5) (338,9) 1408,6
Излишек (недостаток) общей величины основных источников формирования запасов и  затрат 1062,0 3215,3 2153,3
Трехкомпонентный  показатель типа финансовой устойчивости {-;-;+} {-;-;+}  

Информация о работе Управление финансовой устойчивостью предприятия