Управление финансами ФПГ, холдингов и концернов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2013 в 02:15, реферат

Описание работы

Финансы ФПГ, холдингов и концернов, являясь основным звеном финансовой системы, охватывают процессы создания, распределения и использования валового внутреннего продукта и национального дохода в стоимостном выражении. Они функционируют в сфере материального производства, где в основном и создается совокупный общественный продукт и национальный доход.

Файлы: 1 файл

!!!upravlenie_finansami_FPG_kholdingov_i_kontsernov.doc

— 94.00 Кб (Скачать файл)

С точки зрения системы участия  в капитале можно выделить два  вида концернов: концерн подчинения и концерн координации. Концерн  подчинения — это концерн, организованный в виде материнской и дочерних компаний. Концерн координации — концерн, состоящий из сестринских обществ, т.е. созданный таким образом, что отдельные входящие в него компании производят взаимный обмен акциями. Тем самым все члены концерна оказывают взаимное влияние на проводимую концерном политику, который в то же время остается под единым руководством.

 

Принципы организации  финансов ФПГ, холдингов и концернов

1. Принцип хозяйственной самостоятельности  не может быть реализован без  самостоятельности в области  финансов. Его реализация обеспечивается  тем, что хозяйствующие субъекты независимо от формы собственности самостоятельно определяют сферу экономической деятельности, источники финансирования, направления вложения денежных средств с целью извлечения прибыли и приращения капитала, повышения благосостояния владельцев фирмы.

2. Принцип самофинансирования. Реализация  этого принципа — одно из  основных условий предпринимательской  деятельности, которое обеспечивает  конкурентоспособность хозяйствующего  субъекта. Самофинансирование означает  полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг, инвестирование в развитие производства за счет собственных денежных средств и при необходимости банковских и коммерческих кредитов.

3. Принцип материальной  заинтересованности. Объективная необходимость этого принципа обеспечивается основной целью предпринимательской деятельности — извлечением прибыли.

4. Принцип материальной  ответственности означает наличие  определенной системы ответственности  за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности, сохранность собственного капитала. Финансовые методы реализации этого принципа различны и регламентируются российским законодательством.

5. Принцип обеспечения  финансовых резервов диктуется  условиями предпринимательской деятельности, сопряженной с определенными рисками невозврата вложенных в бизнес средств. В условиях рыночных отношений последствия риска ложатся на предпринимателя, который добровольно и самостоятельно, на свой страх и риск реализует разработанную им программу. Финансовые резервы могут формировать коммерческие организации всех организационно-правовых форм собственности из чистой прибыли, после уплаты из нее налога и других обязательных платежей в бюджет. Для акционерных обществ формирование финансового резерва установлено законодательно.

 

На организацию финансов ФПГ, холдингов и концернов оказывают  влияние два фактора: 1) организационно-правовая форма хозяйствования; 2) отраслевые технико-экономические особенности.

Управление финансами  ФПГ, холдингов и концернов — это финансовые или денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности, в результате которых формируется собственный капитал, целевые централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, происходит их распределение и использование.

 

Анализ эффективности  функционирования предприятий в  рамках ФПГ

28. Для оценки местоположения  предприятия используется показатель  местонахождения (Пм).  Значение  данного показателя  позволяет сравнивать  транспортные  расходы предприятий-участников ФПГ и более грамотно планировать процесс функционирования.

 

где

Цi — цена доставки от предприятия до i-того транспортного  узла;

n — количество транспортных  узлов, на которые может быть  доставлена продукция предприятия  для последующей отправки потребителям.

29. Показатель  степени  известности (СИ) позволяет в цифровом  выражении оценить эффективность маркетинговой политики предприятия, а также долю  занимаемого предприятием рынка выпускаемой продукции. Если значение показателя СИ равно 1, изучаемое предприятие является монополистом по данному виду продукции. Степень известности измеряется по формуле:

где

Кп — количество предприятий, сотрудничающих с изучаемым предприятием;

Ко — количество предприятий-потребителей вида продукции, производимого изучаемым предприятием.

30. Одним из основных  показателей является так называемое  корпоративное участие (КУ):

где

ВР — выручка от реализации продукции, которая может  быть использована в рамках ТЦ;

З — затраты на производство продукции, которая может быть использована в рамках ТЦ (себестоимость) (руб.);

ДТЦ — длительность  технологического цикла производства продукции,  которая может быть использована в рамках ТЦ (дни).

 Таким  образом,  экономический  смысл  КУ  — эффективность  участия   каждого предприятия в производстве продукции, которая может быть использована в рамках ФПГ.

31. Для определения  эффективности технологической  цепочки используют формулу 

           ЧПЦ

ЭЦ = ––––– ,                                       

          ВАЦ


где

ЧПЦ = ЧПi ;

ВАЦ = ВАi ;

ЧПi – чистая прибыль i-го предприятия;

ВАi – всего активов i-го предприятия;

n – число предприятий  в технологической цепочке.

 

32. Средняя эффективность  предприятий-участников ТЦ 

где 

ЭСР – средняя эффективность предприятий-участников ТЦ;

Эi — эффективность i-го предприятия;

n — количество предприятий-участников  ТЦ.

33. ЭФПГ — эффективность  функционирования финансово-промышленной  группы

Пi — чистая прибыль i-той  технологической цепочки;

Пупр — чистая прибыль, полученная управляющей компанией  ФПГ при размещении свободных  денежных средств;

ВА — валовые активы финансово-промышленной группы

 

34. Валовые активы финансово-промышленной группы

 

ВАi — валовые активы i-той ТЦ;

Зi — дебиторская задолженность i-тому предприятию — участнику ТЦ от следующего за ним в технологической цепочке (соответственно n-ному предприятию должен потребитель конечной продукции ТЦ, который не является членом ФПГ);

n — количество предприятий  в i-той ТЦ;

k — количество ТЦ, действующих в рамках ФПГ; 

ЗУПР — затраты  на содержание управленческого аппарата ФПГ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика  ФПГ

Финансово-промышленные группы формируются после проведения экспертизы проектов их создания госорганами  и проходят государственную регистрацию.

В экономике любой  страны господствующее положение занимают крупные хозяйственные комплексы, представленные мощными промышленными  компаниями, которые нередко называют финансово-промышленными группами (ФПГ).

ФПГ — хозяйственное  объединение предприятий, учреждений, организаций, кредитно-финансовых учреждений и инвестиционных институтов, созданное с целью ведения совместной скоординированной деятельности.

ФПГ включает устойчивую группировку различных предприятий: промышленных, торговых, финансовых, в том числе банковские, страховые, инвестиционные институты. Иными словами, ФПГ представляет собой финансово- индустриально-торговый комплекс, составные части которого взаимодействуют в целях достижения общих стратегических целей. В ФПГ развиваются отношения взаимозависимости, разделения труда и его кооперации:

перекрестного владения акциями и представительствования в руководящих органах компаний — ФПГ обычно контролирует многочисленные крупные, средние и мелкие предприятия, подрядчиков и потребителей продукции, клиентов финансовых учреждений.

К числу наиболее существенных характеристик ФПГ можно отнести  следующие:

  • интеграция входящих в них звеньев не только через объединение финансовых ресурсов и капиталов, но также и через общую управленческую, ценовую, техническую, кадровую политику;
  • наличие общей стратегии;
  • добровольное участие и сохранение юридической самостоятельности участников;
  • структура ФПГ позволяет решать многие вопросы (в том числе проблемы, связанные с безопасностью) с меньшими издержками, чем на других крупных предприятиях и в объединениях.

ФПГ могут возникать  на основе крупнейших промышленных или  торговых компаний, влияние и могущество которых обеспечивают им доступ к  ресурсам кредитно-финансовых институтов, либо формироваться в результате финансовой концентрации вокруг кредитных или банковских организаций.

Появление и возрастание  роли ФПГ в российской экономике  является закономерным явлением. Вместе с тем особенности современного этапа развития отечественной экономики  определяют специфику формирования ФПГ.

Необходимость создания ФПГ в Российской Федерации определяется рядом факторов:

  • потребностью в создании новой системы инвестирования и формирования интегральных структур, способных к саморазвитию;
  • ростом финансового капитала, являющегося пока только потенциальным инвестором производства;
  • наличием серьезного структурного и финансово-инвестиционного кризиса в промышленности, особенно в инвестиционной сфере;
  • необходимостью укрепления и обновления сложившихся технологических цепочек и кооперационных связей в сфере производства.

Кроме того, ФПГ часто  рассматриваются как средство борьбы с отечественным монополизмом, ибо  они имеют реальную базу развертывания  диверсификации производства, располагают  большими ресурсами и возможностью мобильно перебрасывать их с одного направления на другое, использовать для создания филиалов в различных регионах страны.

ФПГ формируют смешанную  экономику, поскольку в них могут  участвовать и государственные  предприятия, стартовое участие  последних наряду с членством ряда некоммерческих организаций (научных, учебных заведений) придает ФПГ необходимую надежность в период перестройки экономических отношений.

Формирование ФПГ в  России началось в 1993-1994 гг. в условиях развития процессов приватизации и  акционирования, изменения структуры инвестиций, увеличения доли предприятий негосударственных форм собственности; усиления финансовой мощи банков и их интеграции для мобилизации ресурсов.

Одновременно усилилась  ориентация отраслевых органов управления и наиболее мощных промышленных структур на создание банков и других финансовых учреждений, специализированных на обслуживании конкретных групп производственных предприятий и организаций.

Процесс формирования ФПГ  идет в России по нескольким направлениям. Так, например, они создаются в добровольном порядке на основе договорного процесса и рыночных форм консолидации пакетов акций, а также директивным путем в случае объединения «казенных» предприятий. При этом, как правило, проводится предварительное тщательное проектирование всех взаимосвязей в таких группах, целей их деятельности, перспектив. Другие направления связаны с интеграцией финансового и промышленного капиталов, хозяйственных образований, зародившихся на практике. Финансово-промышленные группы создаются, например, в процессе приватизации, в котором активно участвует банковский капитал, развиваются на базе больших промышленных структур, а также новых структур, появившихся в ходе становления рыночных отношений.

Еще один путь связан с  возможностью формирования ФПГ на основе крупных экономических структур, созданных в свое время по решению Президента или Правительства, таких, как «Газпром», «Лукойл».

Универсальной схемы  формирования ФПГ нет, но можно отметить ряд общих закономерностей. К  их числу относятся:

  • широкое развитие трастовых отношений внутри группы;
  • целенаправленная концентрация собственности, в том числе через перекрестное владение акциями;
  • долгосрочные перспективы инвестиций и собственности на базе высокого уровня экспертизы проектов;
  • высокая степень управленческой автономии и межфирменной конкуренции членов группы при реализации проектов;
  • селективное вмешательство главных акционеров при появлении крупных проблем;
  • совместная организация маркетинга продукции в условиях жесткого соперничества вертикально-интеграционных групп.

Правовой основой формирования ФПГ в России являются Федеральный  закон «О финансово-промышленных группах» от 30 ноября 1995 г., Указ Президента РФ «О создании финансово-промышленных групп  в Российской Федерации» от 5 декабря 1993 г., постановление Правительства РФ «О порядке проведения экспертизы проектов создания ФПГ» от 23 мая 1994 г. и «О реестре ФПГ и требованиях к составу их проектов» от 19 июня 1994 г. Государственная поддержка формирования и развития ФПГ осуществляется в соответствии с Программой содействия формированию ФПГ различных министерств и ведомств, утвержденной Правительством РФ в январе 1995 г.

Информация о работе Управление финансами ФПГ, холдингов и концернов